Роль конструирования в средней группе
Устинова А.М. Роль конструирования в средней группе // Совушка. 2021. N3 (13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 29.12.2021).
Заказ № 115806
Название конструктивной деятельности берет свое происхождение от латинского слова constructio, что переводится, как построение. Под детским конструированием мы понимаем деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Базовым моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.
Конструирование в дошкольном возрасте относится к образовательной области «художественно-эстетическое развитие», так как оно очень близка к изобразительной деятельности (аппликации, рисованию, лепке). Однако, в программных требованиях отражена и техническая сторона конструирования, ведь именно оно является базой для становления технических способностей, что служит всестороннему развитию дошкольников [2, с. 56].
Проблему конструирования в дошкольном возрасте изучали следующие ученые: Л.А. Венгер, А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова, З.В. Лиштван, В.С. Мухина, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, Г.А. Урадовских.
Различают техническое и художественное виды конструирования дошкольников. В техническом конструировании происходит отображение реально существующих объектов (машин, домов, мостов и пр.) с соблюдением их структуры и функциональности. В данном виде конструирования используют: строительный материал (наборы геометрических тел из пластика или дерева), конструкторы с деталями, имеющими крепления, крупные модульные блоки.
При художественном конструировании на первый план выступает не функциональность и близкое соответствие реальному объекту, а красивый внешний вид изделия, возможность ребёнка проявить свои творческие и художественные способности, выразить отношение к тому, что он создаёт. Такие поделки изготавливаются из: бумаги и картона; природного материала (каштанов, орехов, желудей, листьев, веток, соломы и так далее); бросового материала (пробок, спичечных коробок, баночек от йогурта, пакетов из-под молока и сока и пр.) [4, с. 89].
При любом виде конструирования выделяют два основных этапа (по Л.А. Парамоновой): рождение замысла и исполнение замысла. Данные этапы являются взаимосвязанными. Проанализируем их.
Сущность первого этапа заключается в том, что в качестве замысла выступает окружающая среда со всем ее разнообразием: палитрой красок, предметным и природным миром, художественной составляющей.
На втором этапе конструирования моделирование строится на основе уже готовых предметов или объектов. Поэтапно деятельность ребенка обогащается новым содержанием, способами деятельности и как следствие этого, появление новых образов. Это приводит к развитию мышления и воображения, положительно сказывается на самой конструктивной деятельности. Ребенок может самостоятельно оперировать образами в пространстве и легко их преобразовывать. Естественно, что творческое конструирование для этого дает все возможности в развитии личностного потенциала ребенка.
Существуют следующие формы конструирования детей дошкольного возраста:
1. Конструирование по образцу – наиболее элементарный вид. Ребенку показывают образец будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческого напряжения, но требует внимания, сосредоточенности, и главное – принятия самой задачи «действовать по образцу».
2. Конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, построить пароход так, чтобы на нем могли разместиться команда и пассажиры, построить мост через широкую и глубокую реку для трамвая, машин и пр.
3. Конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра: здесь можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающий предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и прочее [6, с. 90].
Отличительной чертой процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений, что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. При этом весьма важно развитие пространственного воображения и образного мышления (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются пространственные ориентировки.
Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов, а также их структурных единиц: частей, деталей. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко [7, с. 90].
Так же в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Дети приобретают конструктивно-технические (сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты или делать из бумаги различные поделки – елочные игрушки, кораблики) и обобщенные умения (целенаправленно рассматривать предметы; сравнивать их между собой и расчленять на части; видеть в них общее и различное; находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей; делать умозаключения и обобщения).
В процессе конструирования развивается планирующая мыслительная деятельность, что в свою очередь является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети во время конструирования мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструирование также является средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются следующие качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей играет значимую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умения предварительно договориться (распределение обязанностей, отобор материала, необходимого для выполнения постройки или поделки, планирование процесса их изготовления) и работать дружно, не мешая друг другу.
И, наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении – простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое творческое отношение к окружающему их миру – дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности.
Исследования Л.A. Парамоновой доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью, потому что в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом.
Дети среднего дошкольного возраста приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение. Опыт конструирования, полученный детьми раньше, дал им возможность приобрести некоторые технические навыки, запомнить способы создания несложных построек, которые они легко воспроизводят в своих играх [3, с. 112].
Если в предшествующих группах ребенок в основном подражал действиям воспитателя, воспроизводил постройки по его образцу, лишь добавляя некоторые детали, то в средней группе он уже может назвать тему постройки, которую собирается сделать, способен выполнять задуманное до конца. Но темы часто меняются под влиянием внешних обстоятельств и порой могут быть реализованы лишь с помощью воспитателя.
На занятиях по конструированию в средней группе дошкольного образовательного учреждения педагог ставит следующие задачи:
1. Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок, учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);
2. Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать, и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине, соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»);
3. Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета;
4. Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка, приклеивать к основной форме детали (к дому – окна, двери, трубу; к автобусу – колеса; к стулу – спинку);
5. Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы. Использовать для закрепления частей клей, пластилин. Применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы [4, с. 99].
В зависимости от поставленных задач и наличия строительного или любого другого материала может быть использован как фронтальный, так и подгрупповой способ обучения детей.
Таким образом, конструирование играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей среднего дошкольного возраста. Использование на занятиях по конструированию с детьми среднего дошкольного возраста многообразия материалов значительно увеличивает репертуар творческих решений дошкольника, позволяет продуцировать новые идеи. Привлечение ребёнка к использованию разнообразных конструктивных материалов не только по их прямому назначению, но для решения других проблем является самым важным в развитии интеллекта и, в большей мере, креативности ребенка.
Литература:
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Аркти, 2007. 272 с.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Просвещение, 2010. 345 с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М., 2000. 158 с.
- Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 2010. 456 с.
- Лиштван З.В. Конструирование. М: Просвещение, 2009. 322 с. (Библиотека воспитателя детского сада).
- Парамонова Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования // Дошкольное воспитание. 2000. № 11. С. 58-64.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 324 с.
Методическая разработка «Конструктивно-модельная деятельность»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад “Росинка” города Ядрина Чувашской Республики
Рассмотрено: на заседании педагогического совета Протокол № от | Утверждаю: Заведующий _______________Т.Е.Карпова Приказ № от |
Рабочая программа
совместной деятельности
по конструктивно- модельной деятельности
Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие».
(средняя группа)
на период с 01.09.2016 по 31.05.2017
по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования
“От рождения до школы” Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева
Составитель:
воспитатель
Серина Татьяна Александровна
г. Ядрин 2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по конструктивно-модельной деятельности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе непосредственно образовательной деятельности, определены наиболее оптимальные и эффективные для детей средней группы содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса с целью формирования целевых ориентиров, соответствующих ФГОС. Раздел «по конструктивно-модельной деятельности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»» составлен на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Осуществляется в ходе совместной деятельности в первой половине дня 1 раз в неделю длительностью 20 минут.
Содержание рабочей программы по конструированию направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач:
-Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
— Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: — Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015
Предпочтительными формами организации образовательного процесса адекватными возрасту детей по конструированию у детей среднего дошкольного возраста является совместная и самостоятельная деятельность, проходящая в групповой, подгрупповой и индивидуальной формах.
Количество занятий в год 36.
Срок реализации с 01.09.2016 по 31.05.2017
Виды интеграции образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы:
— «Речевое развитие» —
развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
— «Познавательное развитие» —
формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности
— «Социально-коммуникативное развитие» —
формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:
Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей:
— «Речевое развитие» — использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественно-эстетическое развитие».
Содержание работы по конструктивно-модельной деятельности в средней группе.
Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их домов, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части. Продолжать развивать способность различать и называть строительные летали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.). Развивать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Предлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек. Развивать представления об архитектурных формах. Обучать приемам конструирования из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку). Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т.д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.
Календарно-тематическое планирование по конструктивно-модельной деятельности .
Месяц | № дата | Тема образовательной деятельности | Программное содержание | Учебно-методическое и информационное обеспечение программы | |
Обязательная часть | Часть, формируемая участниками образовательного процесса | ||||
Сентябрь | 1 05.09. 2016 | «Загородки и заборы» | Упражнять в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). | Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб ,кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр.13 |
2 12.09.2016 | «Дерево» | Учить работать ножницами, соблюдать пропорции деталей. Учить работать по словесной инструкции и показу. Упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно. | Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности. Развивать внимание, память, воображение, эстетическое восприятие, творческую фантазию. | Бумага, ножницы. | |
3 19.09.2016 | «Терема» | Развивать конструктивные навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур. | Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | Л.В.Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 28 | |
4 26.09 2016 | «Веселые зверушки» | Закреплять навыки выполнения базовой формы «Треугольник». Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали. Расширять коммуникативные способности детей. | Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление. | Л.В.Куцакова Конструирование из строительного материала. | |
5 03.10 2016 | «Лесной детский сад» | Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. | Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление. | Л.В.Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 34 | |
октябрь | 6 10.10.2016 | «Домики, сарайчики» | Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. | Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению. | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 21 |
7 17.10.2016 | «Грузовые автомобили» | Дать детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; дать представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах (сравнение с бруском); | Уточнять представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений. | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 37 | |
8 24.10.2016 | «Мосты» | Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету. Комбинировать их. | Познакомить с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур в выделении их свойства и различия. | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 45 | |
9 31.10.2016 | «Корабли» | Дать детям представление о разных видах судов; о том что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в плаированиидеятельности. | Развивать конструкторские навыки | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 49 | |
Октябрь | 10 07.11.2016 | «Самолеты» | Дать детям представление о самолетах, их видах, зависимости их строения от назначения; подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси. | Упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям, в придумывании своих вариантов построек. | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 51 |
11 14.11.2016 | «Улица нашего города. Светофор» | Учить детей строить машины из деталей конструктора и светофор из коробки. | Развивать внимание, быстроту, двигательные умения. | Белый картон, карточки с изображением красного, желтого, зеленого сигналов светофора, конструктор, коробочка из-под зубной пасты. | |
ноябрь | 12 21.11.2016 | «Волшебное зеркальце» | Учить работать с квадратом: делить по полам, по диагонали; складывать боковые стороны от угла. Учить детей конструировать птиц (ворону). | Формировать художественный вкус, воображение, развивать пространственное мышление. | Заготовки: квадраты черного цвета, обрезки разных цветов, фломастеры, ножницы, клей. |
13 28.11.2016 | «Постройки» | Закреплять представления детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел. | Упражнять в моделировании по схеме. | Строительные наборы. | |
14 05.12.2016 | «Кроватка для куклы» | Учить детей делать постройки, соразмерные игрушкам; различать длинные и короткие кирпичики, правильно называть их; самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки.. | Учить выполнять постройку по готовому образцу, воспитывать интерес к конструированию | Деревянный конструктор | |
декабр ь | 15 12.12.2016 | «Гирлянда» | Учить ровно по контуру вырезать фигуры, складывать их пополам, аккуратно приклеивать детали. | Цветной картон, выкройки звездочек, флажков. | |
16 19.12.2016 | «Домик для друзей» | Развивать умение детей отыскивать внешние сходства между строением тела животного и комбинацией определенных геометрических фигур; развивать умение создавать условные схематические образы фигуры некоторых животных по готовому образцу; развивать умение «читать» схемы-развертки деталей. | Развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук. | Геометрические фигуры. | |
17 26.12.2016 | «Шапочки из бумаги» | Учить складывать бумагу, совмещая углы и стороны. | Развивать мелкие мышцы кисти рук. | Листы белой бумаги. | |
18 26.12.2016 | «Елочка» | Формировать умение на основе анализа незнакомой игрушки «узнавать» знакомый способ конструирования и переносить его в новые условия. | Формировать умение соотносить размеры геометрических фигур (квадратов и треугольников) друг с другом. Продолжать воспитывать аккуратность в работе. | Цветная бумага (зеленая). | |
Январь февраль | 19 16.01.2017 | «Веселые снеговики» | Закрепить понятия детей о приметах зимы, о зимних забавах. Обогащение словарного запаса, развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету. Продолжать учить ориентироваться на плоскости, закрепить понятия «в правом, левом верхнем и нижнем углу», «посередине». свое рабочее место. | Закрепить умение пользоваться ножницами и клеем, делать детали снеговиков сминанием салфеток, составлять композицию из отдельных деталей. Учить передавать настроение. Убирать после работы | Салфетки бумажные, ножницы, картон. |
20 23.01.2017 | «Ранним утром, на заре, Вырос терем на горе». | Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке. | Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | Деревянный конструктор. | |
21 30.01.2017 | «Будка для собачки» | Учить изготавливать простые поделки из бумаги на основе нового способа конструирования — складывания бумаги пополам. Учить анализировать бумажную поделку: выделять части, их пространственное расположение относительно друг друга, расположение деталей на плоскости, учить складывать лист бумаги пополам (вдоль, поперек). Учить закруглять у квадрата два угла, таким образом, чтобы получился полуовал. | Продолжать учить аккуратно работать с клеем, салфеткой. | Бумажные салфетки, клей. | |
22 06.02.2017 | «Конструи-рование зоопарка» | Упражнять детей в сооружении загородок разной конфигурации и площади, в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур. | Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности. | Деревянный конструктор | |
23 13.02.2017 | «Перевозим грузы» | Закрепить представления детей о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; расширять представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском); уточнять представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений. | Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | Деревянный конструктор. | |
24 20.02.2017 | «Бинокль» | Учить конструировать бинокль из бумаги, скручивать в трубочку бумагу, соединять детали в целое. | Познакомить с профессиями армии. | Картон, картинки моряка, танкиста, летчика. | |
25 27.02.2017 | «Открытка в подарок папе» | Учить детей складывать в технике оригами галстука из квадрата. Совершенствовать навыки работы с клеем и ножницами. | Развивать воображение, мышление, творческие способности. Вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров. Воспитывать уважение к папе. | Цветная бумага, клей, ножницы. | |
Март Апрель | 26 06.03.2017 | «Постройки» | Закреплять представления детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел; | Упражнять в моделировании по схеме. | Строительные наборы. |
27 13.03.2017 | «Букет роз» | Учить изготавливать розу из бумаги, симметрично располагать цветы и листья. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности. | Развивать внимание, память, воображение, эстетическое восприятие, творческую фантазию. | Цветная бумага. | |
28 20.03.2017 | «Корабль для путешествий» | Дать детям представление о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки. . | Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. | Строительные наборы. | |
29 27.03.2017 | «Чудесная веточка» | Закреплять конструкторские навыки, развивать умение комбинировать детали. Продолжать учить детей конструировать из бумаги, действовать по образцу. | Совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации; развивать творчество, эстетический вкус. | Цветная бумага, салфетки, клей. | |
30 03.04.2017 | «В гости к старичку Боровичку» | Учить детей конструировать поделку из природного материала, соединяя детали кусочками пластилина. Развивать воображение, внимание, усидчивость. Формировать художественный вкус, развивать творчество и интерес к созданию образа. | Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности. Воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач. | Пластилин. | |
31 10.04.2017 | «Белая птица По небу мчится» | Развивать умение детей отыскивать внешние сходства между строением самолета и комбинацией определенных геометрических фигур; развивать умение создавать условные схематические образы фигуры некоторых кораблей по готовому образцу; развивать умение «читать» схемы-развертки деталей. | Развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук. | Плоскостные геом. фигуры. | |
32 17.04.2017 | «Волшебный цветок» | Закреплять конструкторские навыки, развивать умение комбинировать детали. Продолжать учить детей конструировать из бумаги, действовать по образцу. | Совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации; развивать творчество, эстетический вкус. | Цветная бумага. | |
33 24.04.2017 | «Друзья Кубика» | Упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки. Формировать художественный вкус, развивать творчество и интерес к созданию образа. | Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности. Воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач. | Строительный набор. | |
34 15.05.2017 | «Выращиваем кувшинку» | Учить детей мастерить, пользуясь любым подручным материалом, фантазировать и делать поделки своими руками. | Учить доводить начатую работу до конца. | Шаблон на большом листе, картон, цветная желтая и белая бумага. Клей, ножницы, простой карандаш, кисточка, фломастеры, Образец кувшинки. | |
май | 35 22.05.2017 | «Цветы» | Пробуждать творческую фантазию детей. Продолжать складывать квадрат пополам по диагонали, загибать углы по линии. Воспитывать любовь к природе. | Тонкие квадратные листы бумаги разных цветов, ножницы, палочки, полоски бумаги, фломастеры. Образцы цветов. | |
36 29.05.2017 | «Цепочки из колец» | Учить сенсорному анализу. Развивать мелкую моторику. Научить разрезать бумагу несколькими движениями ножниц. Научить склеивать из полосок бумаги кольцо – баранку. | Развивать аккуратность, внимание, умение доделывать свою работу до конца. Усвоение математических понятий «один», «много», «по одному». | Цветная бумага, клей, ножницы. |
Планируемые результаты освоения рабочей программы по конструктивно-модельной деятельности .
К пяти годам при успешном освоении программы достигается следующий уровень овладения необходимыми навыками и умениями по конструированию:
— расширяются знания и представления о конструируемых объектах;
— расширяются представления о деятельности людей, связанной со строительством, созданием техники, предметов, вещей;
— дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки;
— формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах;
— дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции;
— совершенствуются конструктивные навыки;
— развиваются навыки пространственной ориентации;
— дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними;
— развивается творчество, изобретательность;
— дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам;
— дети учатся мастерить элементарные игрушки оригами;
— упражняются в изготовлении поделок из бросового и природного материала;
— аккуратно наклеивают изображения предметов, состоящие из нескольких частей;
— составляют узоры из растительных форм и геометрических фигур;
— развивается деловое и игровое общение детей;
— приучаются к аккуратности в работе и порядку.
Развитие конструктивных способностей дошкольников
Автор: Кузьменко Светлана Владимировна
Актуальность темы, обусловлена необходимостью с дошкольного возраста готовить детей к жизни, т. к. мы живем в век невиданной еще научно – технической революции. И жизнь во всех ее направлениях становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности ума, мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, через которые можно совершенствовать их умственные и творческие способности. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели). Все это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство подготовки детей к школе.
Цель данной работы – показать необходимость развития конструктивных способностей дошкольников, как фактор готовности к школьному обучению; формировать сенсорные способности детей; развивать мышление, внимание, воображение, творчество, художественный вкус; воспитывать целеустремленность, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
Задачи – развивать у ребенка интерес к творческому конструированию в дошкольном возрасте через игровую деятельность; учить детей наблюдательности, умению сравнивать; приобщению к миру прекрасного.
Термин «конструирование» (от латинского слова construere – построение) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования, поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструктивное творчество детей может успешно развиваться в том случае, если у них имеются ясные представления о сооружениях, в которых четко отражены пространственные признаки предметов и их взаимоотношения. Такие представления формируются в условиях активного познания ребенком окружающего и углубляются в процессе представления. В основе детских представлений лежит анализ и синтез предметов и построек.
Таким образом, предпосылками формирования конструктивного творчества детей являются: представления о предметах действительности и умения выделять их пространственные свойства и отношения; детский опыт, включающий разнообразные конструктивные умения и навыки создавать различные варианты одного и того же предмета. В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
ü конструирование из строительных материалов;
ü конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
ü конструирование из природного материала.
Конструировать из строительного материала и крупных деталей конструктора типа «Лего» дети начинают в средней группе. В этом возрасте постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. В этом возрасте у детей возникает интерес к качеству своего труда: они начинают осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования, проявляют желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняются в конструировании. В середине года дети начинают конструировать из бумаги, а в конце года – из природного и бросового материалов.
В старшей группе конструирование характеризуется умением детей анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. В старшей группе дети на занятиях по конструированию из бумаги и других материалов могут изготавливать необходимые для игры предметы. Из природного материала – шишек, желудей, листьев, веток, ягод – дети учатся конструировать несложных по строению животных. Основными приемами, помогающими детям создавать изображения, являются наблюдения, рассматривание животных и птиц на прогулке, на иллюстрациях. При обучении конструированию предмета не следует постоянно прибегать к показу способов конструирования – необходимо активизировать опыт детей, спрашивать, как, по их мнению, эту вещь можно сделать, задавать наводящие вопросы, хвалить тех, кто ответит правильно. Такая методика способствует развитию детского творчества.
В подготовительной группе, дети уже, овладев достаточно широким кругом знаний, умений и навыков в создании разнообразных построек, дети способны конструировать более сложные сооружения, для которых необходимы различные конструкторы.
Детей продолжают учить не только из строительного материала, но и из бумаги и других материалов. Эти занятия имеют большое значение для подготовки к школе: в процессе конструирования развивается образное мышление. Конструкторские способности.
Следует развивать у детей умение использовать в сюжетно – ролевой игре постройки из строительного материала, формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т. д.) ; сувениры для родителей, сотрудников детского сада малышей; украшения на елку.
Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор это та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а с другой, это занятие способствует всестороннему развитию.
comments powered by HyperComments
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №153» городского округа Самара Зверева Александра Владимировна
Цель: формирование познавательных действий дошкольников.
Задачи:
- Продолжать формировать представления у детей о грузовых машинах, их назначении, основных частях грузовика, учить определять их форму, величину.
- Развивать умение детей конструировать в соответствии с предложенной схемой.
- Закреплять представления о форме, величине отдельных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
- Развивать внимание, наблюдательность, способность анализировать и сравнивать.
- Формировать ответственное отношение к выполнению задания, поощрять инициативу в оказании помощи товарищам.
Оборудование: игрушка грузовая машина; иллюстрации грузовых и легковых машин; схемы построения грузовых машин: фургона, мусоровоза и самосвала; набор №7 «Дары Фребеля», лист бумаги — основа для конструирования «Улица города», коврограф «Ларчик».
План образовательной деятельности.
Стук в дверь. Входит Гена Барбоскин (игрушка)
Игрушка: Ребята, мама и папа приготовили для Малыша подарок, а что они приготовили, узнаете, отгадав загадку.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что за подарок? (читает загадку).
А у нас в семье веселье Отмечаем новоселье. Переехали мы вмиг! А помог нам? Грузовик.
На коврографе «Ларчик» прикреплены детали грузовика в определенном порядке.
Малыш: Мне грузовик так понравился, что я взял его поиграть во двор и нечаянно сломал. Детали машины разлетелись по всей площадке. Пожалуйста, помогите мне их найти. Воспитатель: Ребята, поможем Малышу найти детали от машины? Но чтобы найти от машины все детали необходимо выполнить задания.
- задание. Первую деталь вы найдете, если проведёте дорожку от качелей к песочнице.
- задание. Вторую деталь вы найдёте под ёлочкой.
- задание. Третью деталь вы найдёте между берёзами.
- задание. Четвёртую деталь вы найдёте за скамейкой.
Выходят дети по желанию и на коврографе «Ларчик» находят детали грузовика, а затем собирают из частей машину)
Воспитатель: Какая машина у нас получилась? Правильно, это грузовая машина. А почему её так называют?
Предполагаемые ответы детей: Потому, что она перевозит груз.
Воспитатель: В какую часть машины загружают груз? (в кузов).
Воспитатель: Что ещё есть у грузовой машины? (кабина, колёса, фары).
Дети по желанию выходят и показывают части грузовика.
Воспитатель: Грузовики бывают разные и называются они по-разному. Если машина перевозит молоко, то она называется молоковоз.
Далее педагог с детьми рассматривает на иллюстрациях разные виды грузовиков (фургон, самосвал, молоковоз, мусоровоз).
Какие грузы возит эта машина, какой у неё кузов, как она называется Игрушка: Спасибо, вы мне очень помогли, (прощается и уходит)
Воспитатель: Вы хорошо потрудились, и я предлагаю вам немного отдохнуть. Физкультминутка: «Грузовик»
Грузовик песок везёт, (идут по кругу, изображая, что крутят руль)
Удивляется народ: (останавливаются, поворачиваются лицом в круг, разводят руками, делают удивлённое лицо)
«Вот так чудо — чудеса, (два раза наклоняют голову вправо-влево)
В нём песок под небеса! (тянутся на носочках, подняв руки вверх)
Воспитатель: Хотите сами собрать грузовик? А помогут нам в этом вот такие рисунки — схемы.
Воспитатель переворачивает 4 схемы на доске.
Давайте рассмотрим, из каких геометрических фигур состоят части грузовика на желтой схеме.
Воспитатель: А из каких фигур состоит кабина? (3 квадрата и треугольника).
А из каких геометрических фигур можно сделать кузов? (2 квадрата).
Колёса на какую геометрическую фигуру похожи? (2 больших и маленьких круга).
Из чего состоят фары? (Из двух полукругов).
По такому алгоритму разбирается каждая схема.
Дети самостоятельно делятся на подгруппы, встают около столов, на которых разложены схемы, листы бумаги с изображением улицы города и дороги, игровой набор №7 «Дары Фребеля».
Воспитатель: А теперь приступайте к постройке грузовиков, не забывайте, что в этом вам поможет схема.
Когда машины построены, дети обходят столы с постройками и обсуждают результат, называют вид грузовика, основные детали, какие геометрические фигуры использовали, что перевозит его машина)
Звучит тихо аудиозапись песни «Машина».
Воспитатель: Вы сегодня были молодцы, все справились с всеми заданиями и сложили, построили из геометрических фигур разные грузовики.
Следующая > |