Подготовка к занятию по рисованию на тему «Девочка в нарядном платье» в старшей группе
При подготовке занятия по рисованию девочки в нарядном платье перед педагогом стоит ряд задач:
- формировать умение детей рисовать фигуру человека, передавать форму платья, форму и расположение частей тела;
- закреплять приёмы рисования и закрашивания рисунка карандашом;
- развивать творческие способности детей — разработка узора платья (конструкция, форма, и украшения), дорисовывание аксессуаров, фона и т. д.
- развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей.
Занятие может быть направлено как на самостоятельное изображение детьми девочки в платье с учётом пропорций, так и проводиться в рамках декоративного рисования, когда воспитанникам предлагаются готовые шаблоны платьев для дорисовывания и украшения.
Дети 5–6 лет изображают тело человека первоначально как совокупность геометрических фигур:
- голова — круг,
- шея — маленький прямоугольник,
- туловище — прямоугольник или овал,
- ноги и руки — широкими линиями,
- пальцы — тонкие линии, мазки.
Первые детские рисунки человечков представляют собой геометрические наброски
Шестилетки уверенно владеют инструментами для рисования. Им удаётся выполнить задание по представленному образцу. Выбор материалов остаётся за воспитателем: к занятию необходимо подготовить основу для рисования и инструменты.
Рисование фигуры девочки в старшей группе усложняется внесением новых элементов: костюма, причёски, аксессуаров
Материалы для рисования
Для изображения девочки в платье потребуются следующие материалы:
- Грифельные карандаши.
Важно. Старшие дошкольники учатся предварительному наброску. Дети используют простой карандаш для рисования очертаний человека, портрета, затем раскрашивают цветной штриховкой или мазками краски.
- Краски: гуашь,
- акварель.
- средней толщины,
На заметку. Для рисования гуашью можно подготовить цветной картон или тонированную акварелью бумагу.
Для рисования девочки в платье лучше всего подойдут цветные карандаши и гуашь
Оформление узорами и деталями платья можно выполнить с помощью неклассических материалов. Используются краски с блёстками, эффектом перламутра, яркие фломастеры, гелевые ручки. Раздавать их детям следует в финале практической работы, когда рисунок готов и остаётся внести дополнения в наряд персонажа.
Техники и приёмы рисования
В старшей группе дети осваивают и совершенствуют следующие техники и приёмы рисования:
- Набросок. Воспитатель показывает этапы рисования на доске или разбирает схему рисования на плакате/образце. Детали наброска дошкольники последовательно выводят карандашом в воздухе и переносят на бумагу.
Простая схема, демонстрирующая, как нарисовать фигуру человека, должна быть перед глазами во время занятия
- Рисование цветными карандашами. Закрепляется навык раскрашивания фигур внутри контуров и совершенствуется владение основными приёмами: штриховка слабым и сильным нажимом;
- обводка и детализация интенсивным нажимом.
Штриховать карандашами дольше, чем рисовать красками, поэтому в качестве основы раздавайте детям 1/2 альбомного листа
- Заливка фона — только акварельными красками и широкой кисточкой.
Рисунки красками получаются яркими и праздничными
Видео: как нарисовать девочку
Видеозапись можно просмотреть в начале занятия и использовать как план поэтапного рисования девочки. Обратите внимание, фигуру человека рекомендуется рисовать сверху вниз, то есть начинать с головы.
Видео: как нарисовать маленькую фею в нарядном платье
Феечки — тоже девочки, а платья у них более чем нарядные! Необычный персонаж привлечёт ребят. Видеоурок ориентирован на маленьких художников. Единственное, рисование плаща предложенным способом (вокруг фигуры феи) может вызвать затруднения у детей 5–6 лет. Советуем ограничиться платьицем и украшением на голову.
Занятие «Девочка в нарядном платье» подходит для знакомства детей с нетрадиционными техниками рисования (или совершенствования необычных приёмов). Оригинальные и даже фантастические наряды получаются в детских работах. Для изображения платья или удивительных узоров на нём подходят многие способы:
- восковыми мелками,
- пальчиковыми красками,
- ватными палочками,
- штампами,
- методом тычка,
- набрызгом.
Фотогалерея: примеры рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках
С помощью трафаретов и восковых мелков на платье переводится ровный орнамент
Пальчиками и ватными палочками рисуются различные геометрические узоры: точки, полоски, клетка
Капельки акварели раздуваются на бумаге причудливыми узорами
Платье можно украсить пальчиковыми красками, получится узор в горошек
На сыром листе бумаги расплываются красивые узоры, как в технике батик
Оригинальные платья могут получиться из отпечатков детских ладошек
Сочетание с другими видами изобразительной деятельности
Рисунки на тему «Девочка в нарядном платье» органично дополняются элементами из пластилина и бумажной аппликацией:
- в качестве объектов второго плана (деревья, цветы, полянка, домик);
- как украшение в наряде девочки (узоры, оборки и ленты на одежде, головной убор, заколки).
Методы оригами и пластилинографии можно использовать для создания платья, а саму девочку нарисовать в классической технике.
Сложить платье в технике оригами — полноценное задание, а не просто дополнение
Нарядное платье для девочки можно выложить аппликацией из природного/бросового материала:
- обрезков ткани,
- сухих цветов и листьев,
- плоских разноцветных пуговиц,
- пайеток, страз.
Платье может быть выполнено в виде аппликации из листьев или других природных материалов
Как индивидуализировать задания
Индивидуально-личностный подход на занятиях по ИЗО реализуется через предоставление детям самостоятельности в творчестве и адаптацию требований для некоторых воспитанников.
Способы дифференцировать задания:
- Дать возможность подобрать цветовую палитру для рисования.
- Определить цель занятия (нарисовать девочку в нарядном платье) и показать варианты воплощения: малышка в сарафане, принцесса готовится на бал.
- Подготовить упрощённое задание. Например, обвести трафарет девочки, самостоятельно нарисовать наряд.
- Творчески одарённым детям усложнить задачу: нарисовать объект второго плана, аксессуары для девочки и т. д.
Творчески одарённые дети 5–6 лет создают первые сюжетные рисунки
Место занятия «Девочка в нарядном платье» в картотеке тем по рисованию
Рисование девочки в платье — широкая тема. В этом варианте она звучит на занятии по отработке техники смешивания цветов и оттенков: дети подбирают палитру для кожи, волос, одежды персонажа.
В узких интерпретациях тема повторяется и развивается в течение учебного года:
- «Кукла собирается в гости» — изучение правил этикета.
- «Когда мама была маленькой» — изготовление открытки на 8 Марта.
- «Золушка на балу» — повторение сказки про Золушку.
- «Девочка в народном платье» — знакомство с национальным бытом и костюмом.
Превращение одежды Золушки из лохмотьев в бальный наряд — один из вариантов рисунка «Девочка в красивом платье»
Коллективная композиция по теме составляется на общей основе — тонированном листе ватмана. Детские рисунки размещаются в соответствии с замыслом.
Примеры групповых работ:
- «Праздничный хоровод»,
- «День рождения куклы Маши»,
- «Кукольное чаепитие»,
- «Наши девочки и мальчики на утреннике»,
- «Принцессы на балу».
Свои рисунки дети могут вырезать по контуру, чтобы закрепить на общем листе ватмана
Ход занятия.
1.Воспитатель: — Здравствуйте, ребята. Попробуем сами определить, что мы сегодня будем делать. Девочки, выходим в середину группы и строимся.
Мальчики рассмотрите наших девочек, скажите мне, во что они одеты?
— Девочки надели платье, юбку, футболку, кофточку, колготки
— Какой формы и цвета их платье, юбка, футболка? А кто именно надела платье? Какое оно (Ответы детей)
Воспитатель: — Ну, ребята, скажите мне, о чем мы сегодня будем говорить?
— Будем говорить о платьях
2.Воспитатель: — Я подготовила вам шаблон платья. Какое оно? (Ответы детей)
Воспитатель: — Скажите мне, чего не хватает у этого шаблона? (Ответы детей)
— Правильно, у этого шаблона не хватает головы, рук и ног. Я раздам вам альбомные листы с готовыми силуэтами платья, вы дорисуете цветными карандашами голову, руки и ноги.
3. Дидактическая игра «Какое платье кому принадлежит?»
. Игра проходит на паласе. Дети садятся по кругу.
Задача. Формировать словарь. Учить различать и называть детали и части предметов.