Варианты композиций на основе темы
В программе по изобразительной деятельности для средней группы лепка грибов детям предлагается в октябре (ведь это такие же дары осени, как овощи и фрукты). Тему можно обозначить более конкретно, например, «Красавец-мухомор» или «Боровичок», сделав акцент на особенностях определённого гриба.
Можно предложить такую тему, как «Грибочки для ёжика» (белочки, лесных зверят). Конкретный образ животного воспитатель обыгрывает в мотивационной части занятия.
Кроме того, ребята могут лепить грибы на полянке. Это может быть индивидуальная (3–4 грибочка на травке) либо коллективная композиция. Во втором случае педагог готовит большую основу: это может быть лист картона формата А3, окрашенного в зелёный цвет, искусственная трава, мох и пр.
Полянку (основу для коллекттивной лепки) готовит воспитатель, используя картон, бумагу, искусственную траву и прочие материалы
Ещё один вариант темы – «Корзинка с грибами». Опять-таки обыграть её можно как индивидуальную и коллективную работу. Ребята могут слепить маленькие корзиночки, куда поместят свои грибочки (несколько штук), или же воспитатель заранее готовит корзину (например, из картонных полосок), а ребята складывают туда свои грибы.
Корзину каждый ребёнок лепит наиболее удобным способом
На занятии также можно одновременно лепить грибы и ягоды (дары леса). Например, на шляпке большого гриба или рядом с ним может лежать малина или веточка смородины из пластилина.
Занятие по лепке: «Грибы»
Программное содержание:Расширить знание о грибах. Закреплять умение самостоятельно лепить грибы ,используя ранее усвоенные способы работы с пластилином. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, образное логическое мышление, пространственное воображение, память, внимание. Вызвать у детей радостное настроение , удовлетворение проделанной работы .Воспитывает интерес и бережное отношение к природе. Материал: искусственные деревья, для создания «леса», игрушки, грибы и ежик. Раздаточный материал: дощечки для лепки, пластилин, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в лес, хотите пойти? Дети: Да! Воспитатель:
Здравствуй лес, прекрасный лес, полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь под елкой спит (еж)
ребята, посмотрите, кто это сидит под елкой? Дети: Ёжик! Воспитатель: Посмотрите, как ежик обрадовался нашему приходу! Как вы думаете, что еж делает в лесу.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! заготавливает на зиму грибы. Ребята, ежик просит вашей помощи заготовить грибы, поможем ежику? Дети: Да! Воспитатель: Пошлите, погуляем по лесочку, посмотрим на грибочки. Воспитатель: А что это за гриб? Загадка: А вот кто-то важный на беленькой ножке, он с красной шляпкой, на беленькой ножке (мухомор)скажите а мухомор съедобный гриб или нет? Дети: Нет, несъедобный, его кушать нельзя. Воспитатель:Давайте рассмотрим внимательно гриб, чтобы, когда вы пошли в настоящий лес, никогда не сорвали его. Какая у него ножка? (Длинная тоненька, а шляпка круглая тоненькая, с белыми горошками) Воспитатель: Запомни! Что мухомор ядовитый и несъедобный гриб. Давайте поищем съедобные грибы для нашего ёжика. Посмотрите под ёлочкой еще один грибочек, послушайте про него загадку:
Разместился под сосной этот гриб, как царь лесной Рад найти его грибник, это (белый боровик).
Это съедобный гриб, ножка толстая как столбик, короткая, он держит большую, круглую шляпу. Такому грибочку будет рад ёжик. Погуляем по лесочку, поищем ещё такие грибочки. Воспитатель: Давайте мы немножко поиграем: представим что мы все грибники, пойдем в лес за грибами.
Физкультминутка:
Мы шли-шли-шли (шагаем на месте) и грибы нашли (хлопаем в ладоши) Раз грибок (наклонились) два грибок (наклонились) Три грибок (наклонились) положили в кузовок (встали и наклон в сторону)
Немножко мы с вами отдохнули, по лесу погуляли, а вот грибов ёжику почти не собрали. Давайте мы с вами слепим грибочки ёжику. Воспитатель: Садитесь за столы посмотрите как можно слепить гриб. Из белого пластилина будем лепить ножку гриба с помощью раскатывания, а шляпку скатываем в шар из коричневого пластилина и нужно приплюснуть немножко ладошками, вот такая у нас получается шляпа для гриба. А теперь сами взяли кусочек пластилина, слепили ножку гриба, потом шляпку, и все это соединили. Все сделали, молодцы! Положим в корзину грибочки. Ёжик очень рад и очень вас благодарит за помощь, все грибочки очень карсивые.
Автор: Мазур Марина Сергеевна, воспитатель детского сада №17, г. Алексеевка, Белгородская область, Россия
Статья размещена в автоской редакции
Реализация индивидуального подхода при лепке грибов
Поскольку образ гриба в лепке можно воплощать с разной степенью сложности, эта тема очень подходит для реализации на занятии индивидуального подхода. Так, дети, у которых хорошо развита мелкая моторика, могут более детально проработать поделку, обозначив у гриба «юбочку», прорисовав стекой насечки-пластинки.
То же самое касается и количества элементов композиции. В рамках темы «Грибы на полянке» кто-то сделает всего два грибочка, а кто-то — целую большую семейку.
При лепке грибов можно успешно применять индивидуальный подход
Варианты аппликаций для разного возраста
Аппликации гриб отличаются разнообразием используемых материалов и сложностью работы. Воспитатель выбирает вариант в зависимости от способностей и возраста детей.
- Младшая и ясельная группа. В эту категорию входят дети в возрасте от 2 до 4 лет. Работы отличаются простотой, отсутствием деталей. Количество элементов 2-3. Все шаблоны заранее подготовлены, вырезаны. Задача детей – намазать детали клеем и приклеить в правильной последовательности.
- Средняя группа. К категории относятся дети в возрасте 4-5 лет. Аппликация усложняется, увеличивается количество деталей, присутствует сюжет. Работа может быть направлена на изучение размера, счет. Допускается использование разных техник.
- Старшая группа. К категории относятся дети старше 5 лет. Работы предлагают из множества деталей, особый интерес представляют объемные поделки, разнообразные композиции. Например, аппликация ежик с грибами. Детали предлагают детям рисовать и вырезать самостоятельно. В этом возрасте отрабатывают навык рисования по шаблону, вырезания.
Чтобы работа была интересна для детей, специалисты рекомендуют выбирать яркие цвета шаблонов и разнообразные сюжеты.
Фотогалерея: работы воспитанников средней группы
Воспитатель раздаёт детям картон зелёного цвета произвольной формы с волнистыми краями (полянка), листья и травинки
Корзинку дети лепили из длинного жёлтого жгута пластилина
Каждый ребёнок может слепить произвольное количество грибов
Оригинальная идея — сделать большой пенёк из картона, на котором будут расти детские пластилиновые грибочки
Все грибы оформляются в коллективную композицию с использованием искусственной травки и аппликации
Грибочки дополнены пластилиновой корзинкой и сухими листьями
В средней группе ребята могут вполне реалистично изобразить мухомор, вылепив даже его характерную юбочку
Мухомор — красивый яркий гриб, который детям всегда нравится лепить
Мохнатый зелёный коврик идеально подходит для создания образа полянки
Яркая фантазийная композиция помещена на картонную подставку-полянку
Пластилиновые мухоморы можно поместить на настоящий мох
Занятия лепкой всегда увлекают дошкольников, особенно когда они мастерят знакомые предметы, которые можно наблюдать в природе или быту. Воспитанники средней группы уже создают более реалистичные образы грибов, уделяя внимание характерной цветовой гамме, форме, деталям. Ребята могут органично дополнить композицию подходящими элементами (травкой, корзинкой, ягодками). Главное — научить малышей конкретным приёмам лепки и вдохновить их на творчество.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Задачи:
- Закреплять умение лепить знакомые предметы, использовать знакомые приёмы: раскатывания пластилина прямыми и кругообразными движениями, сплющивания ладонями.
- Учить лепке пальцами для уточнения формы.
- Подводить к образной оценке работы.
Материал: Презентация «Грибы», картинки и муляжи грибов, пластилин, доска для лепки, макет осеннего леса, мяч, салфетки сухие и влажные
Ход работы:
Воспитатель: Ребята я предлагаю, вам отгадать загадки (воспитатель использует ИКТ с презентацией «Грибы»)
Воспитатель:
Вырос он в березняке. Носит шляпу на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы узнали?
Дети: Это гриб! Воспитатель: В мягкой травке на опушке Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички Называются… Дети: Лисички Воспитатель:
Точки белые на красном — Ядовитый гриб, опасный. Ни к чему тут разговор — Не срывайте…
Дети: Мухомор
Воспитатель:
Он в осиннике родится, Как в траве ни притаится, Все равно его найдем: Шляпа красная на нем.
Дети: Подосиновик
Воспитатель: Правильно, это грибы. А где же растут грибы?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Дети, а все ли грибы можно собирать в лесу?
Дети: Нет
Воспитатель: Давайте, вспомним, какие грибы съедобные и несъедобные
Игра с мячом «Съедобный, несъедобный»
Воспитатель: Молодцы, все вспомнили.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, возьмите по одному грибу внимательно рассмотрите их и скажите, чем они похожи?
Дети: У грибов есть ножка и шляпка.
Воспитатель: Правильно, дети! А чем они отличаются?
Дети: Грибы бывают разных размеров и разных цветов.
Воспитатель: Правильно, дети! Я сегодня вам предлагаю слепить грибы из пластилина. Сначала я вам расскажу, как надо лепить грибы. Сначала я буду лепить ножку гриба, беру кусок пластилина раскатываю между ладоней движениями вперед – назад. Вот так получилась ножка гриба. Чтобы сделать шапку гриба я беру другой кусок пластилин, кладу на ладонь раскатываю его круговыми движениями, чтоб получился шар, потом этот шар надо положить между ладонями и расплющить. Вот так. Теперь я соединю шапку и ножку, вот такой красивый гриб у меня получился. Как называется этот гриб? (Подосиновик) Ребята, вам все понятно? Можете приступать к лепке. Но, сначала, я предлагаю вам размять наши пальчики. Смотрите и повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика «Шла ворона через поле»
Шла ворона через поле, Шесть грибов несла в подоле: Сыроежку, боровик, Подосиновик,
Груздь, опенок, шампиньон, Кто не видел — выйди вон!
Самостоятельная деятельность детей, по необходимости оказывать помощь.
Итог
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие у нас красивые грибы получились. Илюша расскажи, какими движениями ладоней мы лепили грибы? (прямыми и круговыми) Рома нам расскажет из каких частей состоит гриб (ножка и шляпка) А Саша покажет какие грибы мы слепили (Подосиновик, подберезовик). Дети оформляют выставку творческих работ «Грибы».
Следующая > |
А кто еще живёт в лесу?
Давайте разомнём наши мальчики и поиграем в пальчиковую игру. «Соберу грибы» Пальчиковая игра «Соберу грибы Я корзину в лес беру, показывают удивление, разводят Там грибы я соберу. руки в стороны Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг! » Подосиновик, масленок, поочередно сгибают пальчики Подберезовик, опенок, пальчики на обеих руках, начиная Боровик, лисичка, груздь – с мизинца правой руки. Не играют в прятки пусть! Рыжики, волнушки Найду я на опушке. Возвращаюсь я домой, Все грибы несу с собой. А мухомор не понесу. Большой палец левой руки отстав- Пусть останется в лесу! Молодцы! Понравилась игра?
А теперь давайте рассмотрим их. Что есть у каждого гриба?
— Какие ножки у грибочков?
— А какая ножка у белого гриба?
— Посмотрите на шляпку, она какая?
Посмотрите ребята какие красивые грибы мы будем лепить сегодня из пластилина
Прежде, чем начать лепить, вспомним правила работы с пластилином.
— Для того, чтобы у нас получился гриб, сначала нужно слепить ножку, а потом шляпку.
— Как нам слепить ножку? Какими движениями ?
Только смотрите, чтобы колбаска была толстая и короткая, а не тонкая и длинная. А ножка то у нас с одной стороны потоньше, что нужно сделать? С одной стороны нужно взять тремя пальчиками – большим, указательным и средним и чуть-чуть оттянуть, немного сжимая пальчики. Этот прием называется оттягивание. Посмотрите, получилась ли у нас ножка с одной стороны толстая, а с другой потоньше.
-Теперь лепим шляпку. Какую форму имеет шляпка? Значит, как будем катать пластилин? У нас получился шарик для шляпки. Обратите внимание, что в серединке шляпка, выпуклая, у нее есть углубление для ножки, а ближе к краям она становится тонкой. Мы немного шарик сплющим, не сильно нажимая на ладони, и получим кружок. Здесь мы тоже будем использовать прием оттягивания. Какой приём лепки мы будем использовать .Как он называется? Теперь в серединку кружочка снизу ставим большой пальчик, а сверху двумя пальчиками указательным и средним начинаем потихонечку нажимать и одновременно оттягивать вниз пластилин. Посмотрите, у нас получилась шляпка круглая и выпуклая.
-Что теперь нужно сделать, чтобы получился гриб? (Соединить ножку и шляпку).Пододвигаем к себе тарелочку с пластилином
— начинайте сразу лепить. Сначала ножку, потом шляпку, . Кто сделает раньше, тихонечко можно взять еще пластилин и слепить еще грибочек. Разламывать и отщипывать кусочки от куска не надо. Работаем с целым куском.
Дети выполняют самостоятельно работу ,
под контролем воспитателя
В процессе работы ещё раз напоминаю, что с пластилином работать надо аккуратно, если кусочек пластилина упал на пол его нужно поднять.