Специфика самообразования методиста, старшего воспитателя
Методист дошкольного учреждения также занимается деятельностью по самосовершенствованию, поэтому он обязан быть хорошо осведомлен обо всех новейших разработках в области дошкольного образования. Ведь для остальных педагогов методист — своего рода эксперт в области того, что печатается и издаётся в последнее время по дошкольной педагогике. На прилавках магазинов сейчас можно встретить много литературы, не соответствующей научным требованиям.
Методист, как и все воспитатели, должен периодически повышать свою квалификацию. Каждый год он трудится над определённой темой, по которой составляет соответствующий план. Там прописываются цели, задачи деятельности, перечень конкретных аспектов самосовершенствования, предполагаемые результаты.
Что касается отчётности по выполненной работе, то часто она оформляется в виде презентации. Также специалист может подготовить доклад для выступления на районном методическом объединении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вариант оформления буклета для самопрезентации на конкурс или аттестацию.
Данный вид планирования разработан для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью 1 года обучения.
Данный вид планирования разработан для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью 2 года обучения.
Примерный вариант перспективного планирования коррекционной работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии с элементами декоративно-прикладного искусства. Т.
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в про.
Структура портфолио дошкольникаВариант оформления.
Источник
Тетрадь самообразованияматериал (старшая группа)
Тетрадь
по
самообразованию
в старшей группе № 3
Куршева Алина Тагировна
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно — патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:
- Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
- Художественную литературу и все виды искусства;
- Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);
- Привлечение семьи.
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
- Проанализировать литературу по данной теме.
- Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
- Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
- Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Задачи патриотического воспитания дошкольников:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему родному городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, знакомства с событиями и явлениями общественной жизни, историей государства.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо деятельность, художественное слово.
5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.
6. Формирование любви к своему народу, родному языку, народному творчеству.
7. Знакомство детей с географией, достопримечательностями родного города, с памятниками культуры и известными людьми.
Работа по нравственному воспитанию должна проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Методы и формы работы:
- беседа,
- игры,
- чтение художественной литературы,
- творческое задание,
- экскурсии в экспресс-музеи народного творчества,
- художественное творчество,
- трудовая деятельность,
- работа с родителями,
- театрализованная деятельность.
План работы на год
Раздел | Сроки | Форма | Практические |
плана | работы | выходы | |
Н.Ф. Виноградова | |||
«Наша Родина», | |||
А.Д. Жариков | |||
«Растите детей | |||
патриотами», | |||
Е.И. Корнеева | |||
«Фольклорные | |||
праздники и раз- | |||
Изучение | влечения в пат- | ||
методической | Сентябрь- | риотическом вос- | |
литературы | май | питании дошколь- | |
ников», | |||
Р.Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» | |||
О. Л. Князева, | |||
М. Д. Маханева | |||
«Приобщение детей | |||
к истокам русской | |||
народной культу- | |||
ры», | |||
М. Ф. Литвинова | |||
«Русские народные | |||
подвижные игры | |||
для детей дошколь- | |||
ного и младшего | |||
школьного возрас- | |||
та: практич. посо- | |||
бие», | |||
М. А. Ключева | |||
«Народные под- | |||
вижные детские | |||
игры»ю | |||
Беседа по теме | Выставка рисунков | ||
Работа | «СемьЯ» | «Моя семья» | |
с | Сентябрь | НОД по теме | Рассматривание иллюстрации с изображением достопримечательностей |
детьми | «Уфа — столица | Уфа | |
нашей Родины» | |||
Подборка дидак- | Картотека игр | ||
тических игр по | |||
патриотическому | |||
воспитанию. | |||
Беседа по теме | Выставка рисунков | ||
«Моя улица» | «Улица, на которой я | ||
Октябрь | живу» | ||
НОД по теме | Составление фотоаль- | ||
«Экскурсия по | бома «Моя прекрасная | ||
Уфе» с исполь- | Уфа» | ||
зованием ИКТ | |||
Ознакомление с | Выставка работ | ||
символикой | детского творчества: | ||
Ноябрь | Башкортостана и России | коллективная аппли- | |
кация «Цветы Башкортостана» | |||
(наш флаг) | |||
Оформление угол- | Оформленный уголок | ||
ка в группе детс- | с символикой Башкортостана | ||
кого сада «Моя | |||
Малая Родина — Башкортостан» | |||
Лепбук «Традиции и быт башкоирского народа» | |||
НОД по теме | Выставка рисунков | ||
«Путешествие по | «Карта России» | ||
Декабрь | городам России» | ||
с использованием | |||
ИКТ | |||
Ознакомление с | Выставка работ | ||
народными празд- | детского творчества | ||
никами на Руси. | на тему Нового года и | ||
Рождества | |||
НОД по теме | Выставка рисунков | ||
«Новый год | «Такой разный Дед | ||
шагает по планете» | Мороз» | ||
с использованием | |||
ИКТ | |||
Прослушивание | |||
музыкальных | |||
произведений: | |||
Р. Шуман «Зимой», | |||
«Дед Мороз», | |||
П. Чайковский | |||
из цикла «Времена | |||
года: «Декабрь. | |||
Святки», из балета | |||
«Щелкунчик»: | |||
«Утренняя молит- | |||
ва», «Танец сне- | |||
жинок», «Зимнее | |||
утро», | |||
Рассматривание иллюстрации с обычаями и традиции русского и башкирского народа | |||
Ознакомление с обычаями и тради- | |||
Январь | циями русского | ||
и башкирского народа | |||
Рассматривание картины Ахметшина Р.Ф. «Уральская зима» | |||
Чтение художест- | |||
венной литературы | |||
Русские народные | |||
сказки: | |||
«Пузырь, соломин- | |||
ка и лапоть», | |||
«Зимовье зверей», | |||
«Волшебное коль- | |||
цо», «Сивка-бурка» | |||
Знакомство детей | Выставка рисунков | ||
с русскими народ- | «Сине-голубая Гжель» | ||
Февраль | ными промыслами | ||
Подготовка к | Спортивный праздник, | ||
празнику | посвящённый Дню | ||
«День защитников | защитников Отечества | ||
Отечества» | |||
Беседа по теме | Выставка детских | ||
«Моя мама — луч- | работ «Портрет | ||
Март | шая на свете!» | мамы» | |
НОД по теме | Выставка детских | ||
«Дорогая бабушка» | работ «Платочек для | ||
любимой бабушки» | |||
(аппликация) | |||
Чтение художест- | |||
венной литературы | |||
Нанайская сказка | |||
«Айога», | |||
Ненецкая сказка | |||
«Кукушка», | |||
А. Милн | |||
«Непослушная | |||
мама», | |||
Д. Габе «Моя | |||
семья», | |||
Е. Ранневая | |||
«Доброта» | |||
Проект «Большое | Викторина «Что вы | ||
космическое | знаете о космосе?» | ||
Апрель | путешествие» | ||
Знакомство детей | Выставка детских | ||
с известными | работ «Космос глазами | ||
людьми | детей» | ||
«Юрий Гагарин — | |||
первый космонавт» | |||
Беседа по теме | Коллективная аппли- | ||
«Наш дом во | кация «Космический | ||
Вселенной» | коллаж» | ||
Чтение художест- | |||
венной литературы | |||
Главы из сказки | |||
Н. Носова «Нез- | |||
найка на Луне», | |||
П. Клушанцев | |||
«О чем рассказал | |||
телескоп?», | |||
В. Медведев | |||
«Звездолёт «Брунь- | |||
ка», | |||
А. Леонов «Шаги | |||
над планетой», | |||
В. Бороздин «Пер- | |||
вый в космосе», | |||
В. Кащенко «Най- | |||
ди созвездия» | |||
Знакомство детей | Досуг, посвящённый | ||
с главными празд- | Дню Победы | ||
Май | никами России | ||
НОД по теме | Создание альбома | ||
«День Победы, как | «Наши герои» | ||
он был от нас | |||
далёк!» | |||
Чтение художест- | |||
венной литературы | |||
С. Алексеев | |||
«Первый ночной | |||
таран», «Дом», | |||
М. Исаковский | |||
«Здесь похоронен | |||
красноармеец», | |||
А. Твардовский | |||
«Рассказ танкиста», | |||
А. Митяев | |||
«Мешок овсянки», | |||
С. Баруздин | |||
«Слава», | |||
К. Симонов «Сын | |||
артиллериста» | |||
Консультация | |||
Работа с | «Прогулки по | ||
родителями | Сентябрь | Улицам города» | |
Консультация | |||
«Воспитание | |||
Октябрь | маленького граж- | ||
данина» | |||
Консультация | |||
«Что почитать с | |||
Ноябрь | ребёнком о симво- | ||
лах государства?» | |||
Семейный | Выставка ёлок | ||
конкурс | и поделок | ||
Декабрь | «В мастерской | для украшения группы | |
Деда Мороза» | к новогоднему | ||
празднику | |||
Подбор иллюстра- | Книга «Русское народ- | ||
Январь | ций для книги | ное творчество» | |
«Русское народное | |||
творчество» | |||
Досуг для пап и | Коллаж | ||
Февраль | дедушек | «Мой папа (дедушка) | |
«День защитников | служил в армии» | ||
Отечества» | |||
Конкурс | Выставка работ, | ||
«А ну-ка, | выполненных мамами | ||
Март | девочки!» | и бабушками | |
детей | |||
Консультация | Выставка совместных | ||
Апрель | «Читаем детям | работ детей и родите- | |
о космосе» | лей «Наша планета — | ||
Земля» | |||
Консультация | |||
«Воспитание | |||
Май | патриотических | ||
чувств у дошколь- | |||
ников» | |||
Сбор фотографий | Альбом «Наши герои» | ||
для оформле- | |||
ния альбома | |||
«Наши герои» | |||
Содействие воспитателю дошкольного учреждения в планировании работы по самообразованию
Содействие воспитателю в его самосовершенствовании — одно из условий успешной деятельности любой дошкольной организации. Хотя инициатива должна исходить, прежде всего, от самого педагога, важную роль в вопросе самосовершенствования также играет содействие методиста (или старшего воспитателя). Он помогает решить сложные либо интересующие конкретного педагога вопросы.
Методист формулирует тему для самообразования, обозначает конкретные цели, задачи, организовывает работу педагога на определённый период (иногда сразу на несколько лет), оказывает содействие в поэтапной реализации плана, а также помогает оценить результативность деятельности.
Для воспитателей проводятся ежегодные профессиональные конкурсы
Если воспитателю проблематично определиться с темой, методист проводит с ним индивидуальные беседы, как вариант — анкетирует. Методист постоянно консультирует коллег, предлагая наиболее актуальные методические источники.
Официальное название должности методиста — заместитель заведующего/ директора по воспитательно-методической работе (старший воспитатель/ преподаватель). В большинстве случаев термины «методист» и «старший воспитатель» синонимичны, но бывает, что это две отдельные позиции в коллективе, и тогда старший воспитатель отвечает за часть групп и подчиняется методисту. До 1984 г. в России существовала также должность «воспитатель-методист» с аналогичными обязанностями.
Кроме того, методист оценивает деятельность воспитателей, посещая занятия и иные мероприятия по организации дошкольного образования (например, прогулки, режимные активности), а потом помогает подвести итоги работы (устраивает консультации для сотрудников, делает доклад на педсовете, организует открытые просмотры).
Задачи самообразования педагога в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)
Суть самообразования — это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.
Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, как:
- анализ возрастных особенностей группы;
- выявление проблем;
- внедрение новейших педагогических разработок в практическую деятельность;
- организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества.
Формы самообразования педагога детского сада
Самообразование воспитателя дошкольной организации — многогранная и разноплановая деятельность, которая реализуется в различных формах. Выделим основные из них:
- работа с современными нормативными документами, связанными с разными аспектами дошкольного воспитания;
- проработка методической литературы по своей теме, включая чтение специальных журналов по вопросам воспитания дошкольников (например, «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч»);
- освоение новейших педагогических технологий, классических и инновационных программ, знакомство с передовым опытом других дошкольных учреждений;
- личностное самосовершенствование.
Методист дошкольного учреждения регулярно проводит педагогические совещания (педсоветы), где обсуждаются все актуальные вопросы, связанные с воспитанием и образованием детей в данном детском саду. Строить их нужно так, чтобы каждый воспитатель на них мог узнать что-то новое и полезное для своей работы. Во время педсовета желательно не только обсуждать теоретические вопросы, но и проводить тренинги, анализировать опыт друг друга.
Кроме того, в рамках педсоветов старший воспитатель может проводить консультации для своих коллег по обзору новинок методической литературы, ознакомления с нормативными актами и так далее. Отметим, что к такой работе возможно также привлечение логопеда, медицинского работника, а также детского психолога (если он есть в детском учреждении).
Работа в детском саду требует от педагогов командной работы и творческого подхода
Ещё одной формой самосовершенствования педагогов является обучающий семинар, который может быть организован как в рамках детского сада, так и на уровне районного методического объединения. На таком мероприятии воспитатели тренируют свои педагогические навыки.
Периодически все специалисты дошкольного учреждения должны проходить курсы повышения квалификации, которые обычно предполагают подготовку и защиту выпускного проекта. Решение о направлении на такие курсы и выборе актуальной для конкретного педагога программы принимается совместно с руководством. Важно, чтобы образовательное учреждение, проводящее курсы, имело соответствующую лицензию.
Важное значение для самообразования педагога детского сада имеют открытые просмотры. Они полезны как для того, кто проводит занятие (воспитатель демонстрирует собственные наработки), так и для зрителей (заимствуют педагогический опыт, учатся анализировать увиденное).
Отчётная документация (рабочая тетрадь, папка)
Самообразование воспитателя соотносится с государственными нормами и предполагает ведение определённой документации. Педагог заводит методическую папку, куда собирает полезные статьи по выбранной теме, интересные конспекты проведения непосредственно образовательной деятельности, образцы художественной литературы (если с ней связана тема), загадки, фотографии с мероприятий и так далее.
Методистом может стать и музыкальный руководитель, который освоил дополнительный функционал
Обязательно разрабатывается план работы по самообразованию на год: это помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести её в стройную систему. При оформлении плана вначале пишется тема, потом — пояснительная записка, где обосновывается актуальность темы. Затем расписывается вся годовая работа: ознакомление с актуальной методической литературой, деятельность с детьми, а также родителями. Отметим, что по окончании учебного года (май) воспитатель также письменно отражает свой опыт, оформляя особую папку. Воспитатель помещает туда ксерокопии статей, консультации, описания опытов, конспекты занятий с дошкольниками и так далее.
Отметим, что самообразование не следует воспринимать лишь как заполнение тетрадей, планов, подготовку консультаций, оформление стендов и т. д. В первую очередь это стимуляция профессионального роста, а также личностного развития педагога.
Кроме годового плана, есть также перспективный план по образованию, где тезисно расписывается работа по определённой теме на несколько лет вперёд.
В обязанности педагога также входит регулярное заполнение им тетради по своему самообразованию. Там делаются заметки о проведённых мероприятиях:
- с воспитанниками (например, непосредственно-образовательная деятельность);
- с родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультации);
- с педагогами (доклад на педсовете и т. п.);
- о других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).
Отметим, что подобная тетрадь, как правило, заполняется в произвольной форме, например, таблицей.
Таблица: «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС» (фрагмент годового плана)
Срок | Форма работы, содержание | Форма отчёта | Перспектива |
2016–2017 учебный год | |||
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. | Памятки для родителей по обучению связной речи | Составление библиографии |
Октябрь | Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. | Дидактические игры по развитию речи «Варим суп» | Активизация и обогащение словарного запаса детей. |
Ноябрь — Апрель | Посещение открытых занятий | Составление анализа посещаемых занятий | Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми. |
Декабрь | Работа по составлению (придумыванию) загадок | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка- передвижка). | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение. |
Январь — Февраль | Театральная деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра). | Практический показ (театральная неделя) | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. |
Март | Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка» | Показ презентации «Развитие речи детей 5–6 лет» | Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребёнком. |
Апрель — Май | Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры | Презентация | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки чёткой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. |
Автор разработки: воспитатель детского сада общеразвивающего вида №8 «Солнышко» С.В. Петрова (Мензелинский район Республики Татарстан).