Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду


Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду

Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно — ролевых игр

Автор: Ефименко Светлана Николаевна, воспитатель логопедической группы МБДОУ д/с №18 «Алёнка» г.СафоновоОписание материала: Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчет по самообразованию на тему: «Роль микросреды в формировании социально — нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно — ролевых игр». Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Тема самообразования «Роль микросреды в формировании социально — нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно — ролевых игр» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно. Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Дж.Леви, Р.Кайца, Ж.Пиаже, К.Д.Ушинского, Й.Хейзинги. Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П.Аникеевой, О.С.Газмана, Т.Е.Конниковой, Д.В.Менджерицкой, И.И.Фришман, С.А.Шмакова и многих других. Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно — ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально — нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу: • За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. • «Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г.Нечаевой и Т. А.Марковой (я определила и поставила для себя цели и задачи в игровой деятельности, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников). • «Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л.И.Каплан (я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей). • «Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И.Матусик (данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления). • «Ребёнок в детском саду» Т.И.Бабаева (книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств). • «Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова (книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников). • «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова (организация самостоятельной игровой деятельности) • «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова. (организация самостоятельной игровой деятельности) Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным — воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру. В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы — формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе сюжетно — ролевых игр. Для реализации данной цели я поставила следующие задачи: • изучение психолого — педагогической литературы по данной проблеме; • создание предметно — игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности; • освоение современных технологий и методов организации игры; • разработка перспективного планирования и проведения сюжетно — ролевых игр в логопедической группе; • классифицирование игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения; • проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств; • повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей; • повышение личной компетентности в данном вопросе. Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий: • правильная организация и руководство игрой; • правильно сформулированная мотивация; • многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность; • учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов. При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы: • организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым; • инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье; • общение и совместная деятельность с воспитателем — как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия; • наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель); • образные игры — имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные — для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками; • чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (образовательная методика «Добрые сказки»); • рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье); • сюжетно — ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых. Работая по теме, я разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей дошкольного возраста в логопедической группе. Также я изготовила картотеку сюжетно — ролевых игр. В процессе работы были оформлены , «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры. В дошкольном возрасте сюжетно — ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей. В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе: • развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию; • формирование умения договориться о теме игры; • самостоятельное распределение ролей; • обсуждение основного развития сюжета; • подготовка игровой обстановки. В феврале текущего года я разработала конспект сюжетно — ролевой игры в подготовительной группе «Защитники морских границ нашей Родины – военные моряки!», целью которой являлась — формирование у детей умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.


В ходе организации и проведения сюжетно — ролевой игры решались следующие задачи: воспитательные:
— воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма; — воспитывать эмоционально — положительное отношение к воинам, которое выражается в подражании им в ловкости, быстроте, смелости, стремлении быть похожими на них; образовательные: — формировать у детей патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями нашего народа; — расширить диапазон детских игр; — учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия); — помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации; — учить называть свою роль, словесно определять изображаемые события; — активизировать у детей словарный запас: капитан, корабль, штурман, боцман, радист, радиограмма, маршрут, флот, якорь, иллюминатор, кок;
развивающие:
— развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию; — развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь; — развивать силу, ловкость, выносливость, двигательную и коммуникативную способности. Таким образом, сюжетно — ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. В заключении хочу отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно — ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
Оценка осознания детьми нравственных норм в логопедической группе 2014 – 2015 учебный год
.
1. Высокий уровень:
*начало учебного года — 20% *конец учебного года — 60%
2. Средний уровень:
*начало учебного года — 30% *конец учебного года — 30%
3. Низкий уровень:
*начало учебного года — 50% *конец учебного года — 10% Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Рекомендуем посмотреть:

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному разви Самообразование педагога ДОУ Самообразование воспитателя по теме: Детское экспериментирование Перспективный план по самообразованию воспитателя детского сада

Похожие статьи:

Профессиональное развитие педагогов ДОУ в условиях малого города

Первое направление

В анализируемый период было подготовлено несколько игровых пособий для детей старшего дошкольного возраста:

  • для активации мыслительного процесса: «Отгадай фигуры», «Пятый лишний», «Собери елочку»;
  • для развития мышления: «Найди одинаковые варежки», «Пригласи гостей на чаепитие»;
  • для памяти и восприятия: «Собери картинку», «Отыщи разницу», «Угадай героя»;
  • для творческого воображения: «Чудесные превращения», «Необычный портрет».

Группа продленного дня

В последнее время в образовательных учреждениях организуется не только учебная деятельность для ребят начальной школы, но и предлагается внеурочная работа, выраженная в группе продленного дня. Как и все остальные сотрудники образовательного учреждения, воспитатель группы продленного дня составляет план работы, занимается самообразованием. В отчет воспитателя ГПД по самообразованию входит описание той внеурочной деятельности, которую он осуществляет в повседневной работе.

Например, можно указать те мероприятия, которые были придуманы для младших школьников, отметить их цель, основные задачи, реализацию.

Второе направление

Работа с дошкольниками осуществлялась по развитию следующих познавательных способностей:

  • мышления;
  • внимания;
  • памяти и восприятия;
  • речи;
  • творческого воображения.

Деятельность выстраивалась поэтапно с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. При выборе дидактических игр учитывались умственные возможности дошкольников, а также их интерес к разным играм. Для привлечения внимания детей применялись необычные моменты, например, дети должны были помочь герою справиться с поставленной задачей.

Как и каким образом можно организовать процесс повышения профессионального уровня?

Для того чтобы быть в тренде, современному воспитателю необходимо систематически следить за новостями в области дошкольной педагогики и психологии, знакомиться в передовым педагогическим опытом, находиться в постоянном общении с коллегами, работать над повышением общей эрудиции и совершенствованием педагогического мастерства, знакомиться с нормативно-правовой базой дошкольного образования и анализировать собственный профессиональный опыт.

Дополнительное развитие педагога — обязательная часть, которая включена в план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. План содействует систематизации работы, является отражением результативности деятельности воспитателя, создает возможности для перспектив общения с детьми.

Как выбрать тему? Советы воспитателям

План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает масса вопросов. Основной вопрос — выбор темы. С этим в основном помогает методист или старший воспитатель, но педагог может также сделать самостоятельный выбор, в зависимости от актуальности и практической значимости темы образовательной деятельности.

В определении своей готовности к самообразованию молодым специалистам рекомендуется ознакомиться также с картой Г. М. Коджаспировой. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС необходимо составлять с учетом следующих рекомендаций:

  • При изучении какого-либо вопроса нужно исследовать несколько источников, чтобы таким образом сформировать свое мнение.
  • Целесообразно провести работу с библиотечными каталогами и материалом из интернета, чтобы получить необходимый литературный источник.
  • В поиске материала важно ориентироваться на инновационные методики в образовании.
  • Общение и обмен опытом с коллегами — важный момент самообразования педагога.

Индивидуальный план самообразования составляется по двум видам:

  • Годовое планирование
  • Перспективное планирование, которое предусматривает ежегодную доработку плана образовательной деятельности

Если индивидуальный план самообразования составлен по второму виду планирования, можно использовать проектный метод, соответствующий возрасту детей. Перспективное планирование должно непременно включать актуальные вопросы дошкольного образования в динамическом развитии.

Предварительный просмотр:

Как составить план по самообразованию воспитателя ДОУ

Что такое самообразование и для чего оно нужно? Под этим процессом понимают специально организованную, систематическую и самодеятельную познавательную деятельность педагога, которая направлена на достижение определённых общественно и личностно значимых целей. Для чего же оно нужно и для чего составляется план по самообразованию воспитателя ДОУ? Самообразование тесно связано со спецификой педагогической деятельности, её ролью в социуме, а так же с модным нынче непрерывным образованием, которое связано с постоянно меняющимися условиями труда педагогов. Весь смысл этого процесса заключается в удовлетворении познавательной активности, а его суть — в овладении культурой мышления, умении самостоятельно, без какой-либо помощи, работать над своим совершенствованием, преодолевать проблемы, в том числе профессиональные.

Примерный план по самообразованию воспитателя ДОУ

Темы для самообразования выбираются самим педагогом. Порекомендовать их может также и старший воспитатель. Срок, в рамках которого изучается тема, может быть от года до трёх лет. Выделяют следующие этапы:

*Диагностический. Содержание работы: анализ возможных затруднений, постановка проблем и изучение литературы.

*Прогностический. Его сущность: определение целей, задач, разработка оптимальной системы и возможных мер, направленных на решение стоящей проблемы, прогнозирование возможных результатов.

*Практический. Работа: внедрение и распространение передового педагогического опыта, а так же системы мер, направленных на решение стоящей проблемы, чёткое формирование методкомплекса, отслеживание всего процесса работы, её текущих и промежуточных результатов, корректировка работы.

*Обобщающий. Работа: подведение итогов, оформление полученных

результатов собственного исследования по выбранной теме, предоставление материалов.

* Внедренческий. Сущность этапа: использование приобретенного нового опыта педагогом в процессе своей дальнейшей работы, распространение полученного опыта.

Формы представления результатов.

По истечении каждого этапа работы педагог оформляет и представляет свои

результаты. Формы, в которых он это может сделать, также включены в план

по самообразованию воспитателя ДОУ. Они могут быть следующими: -собеседование с руководителем методического объединения или со старшим воспитателем; — выступление на заседании методического объединения или на педагогическом совете; — открытые занятия; — реферат, презентация или индивидуальный творческий проект. Стоит отметить, что в начале учебного года, после того как педагоги определились с темами, должен быть составлен общий план самообразования старшего воспитателя ДОУ.

Любая работа должна иметь чёткую структуру, предлагаем вам один из вариантов оформления, как может выглядеть план по самообразованию воспитателя ДОУ. Вначале указывается название работы, например: «Индивидуальный план самообразования» (указываем год). Далее указывается свою должность. Стоит отметить, что в оформлении план самообразования воспитателя младшей группы, средней или старшей, принципиально один от другого отличаться не будут. Далее указывается Ф.И.О. педагога, его образование, а также курсы повышения квалификации. Затем следует указать тему по самообразованию, проблемы, над которыми предстоит работать, сроки, а также задачи и цели.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]