Каким должен быть современный педагог?
Хороший современный воспитатель – это своеобразная квинтэссенция:
- хорошего образования;
- манер;
- любви к детям;
- педагогического мастерства;
- творческого потенциала.
Его работа – это постоянный труд над собой, своими мыслями и поступками. Сегодня требования к воспитателю, выносимые как родителями воспитанников и директорами, так и общественность в целом, выглядят следующим образом:
- Хорошее образование.
- Набор личностных и профессиональных качеств.
- Грамотная речь педагога.
- Достойный внешний вид и образ педагога в глазах общественности.
- Специальные знания, умения и навыки, необходимые педагогу.
Данный список не полон, и имеет ещё множество дополнений. Постараемся более подробно рассмотреть каждый из пунктов.
Что за образование нужно иметь?
Педагогом дошкольного учреждения, согласно определению, называется человек, получивший соответствующее средне-специальное и/или высшее образование.
Сегодня большая часть работодателей требует от потенциального соискателя иметь высшее образования по направлению “Дошкольная педагогика”. Однако, как показывает опыт, порой хорошему педагогу достаточно и обучения в колледже. Это обуславливается количеством часов практики, которых в стенах СПО больше, чем в ВУЗах.
В ходе своего профильного образования, педагог ДОУ осваивает дисциплины по следующим направлениям:
- Возрастная психология.
- Физиология, анатомия и гигиена.
- Методики преподавания математики, рисования, физической культуры, чтения, счета и прикладного искусства.
Благодаря этому, в ходе своей работы один воспитатель способен обучить вашего малыша основам счета и чтения, рисования и музыки.
Набор личностных и профессиональных качеств, которыми надо обладать
Нельзя обучать ребёнка, не показывая ему личный пример. Ребёнок в дошкольном возрасте опирается не столько на слова взрослого, сколько на его поведение. Поэтому к личности воспитателя выдвигаются серьезные требования.
Вряд ли человек, не обладающий такими качествами как человечность, отзывчивость, честностью, уважение к младшим и старшим, старательность, доброжелательность, и т.д. сможет научить ребёнка чему-либо из перечисленного.
Не меньше требований выдвигается к профессиональным качествам. Воспитатель всегда должен ориентироваться на интересы детей, не иметь “любимчиков”, одинаково относиться ко всем с любовью и уважением. Принимать, что каждый из его воспитанников – маленький ребенок, но в то же время личность.
К профессиональным качествам воспитателя относятся также его стремление к обучению своих воспитанников, трудолюбие, умение ставить цели и достигать их в ходе учебно-воспитательного процесса.
Грамотная речь
В нежном детском возрасте, когда словарный запас ребёнка только формируется, но при этом очень быстро пополняется, необходимо, чтобы языковая среда вокруг была чистая, правильная, без сленга, канцеляризмов и штампов.
Речь воспитателя должна быть простой и понятной ребёнку, но в то же время четкой, лаконичной.
Правильные ударения и произношение очень важны, ведь ребёнок обогащает свой словарный запас, опираясь на окружающих его взрослых и роль воспитателя в формировании речи ребёнка нельзя недооценивать!
Внешний вид и социальный образ
В отличие от школы, дошкольные учреждения не ставят жестких рамок по отношению внешнего вида воспитателей, однако и тут должны быть четкие рамки.
Как одевается педагог детского сада? Для воспитателя недопустимо приходить на работу в открытых майках и футболках, блузках и рубашках с глубоким вырезом или из полупрозрачных материалов.
Необходимо также подчеркнуть, что в наше время, когда соцсети стали распространены повсеместно, педагогу не стоит выкладывать свои компрометирующие фотографии на своих страничках в Контакте, Инстаграм или Фейсбуке.
Образ воспитателя, в том числе в социальных сетях, должен вызывать доверие и уважение у родителей.
Что следует знать и уметь?
Как мы говорили ранее, в ходе своего обучения будущий воспитатель знакомится с особенностями психологии детей младшего школьного возраста.
Также все педагоги проходят курс физиологии, гигиены, медицины.
Это необходимо не только для того, чтобы научить ребёнка простым правилам ухода за своим телом, но и для того, чтобы в случае чрезвычайной необходимости, педагог смог оказать помощь воспитанникам.
Воспитателю необходимо знать, что делать в случае, если у его воспитанников поднялась температура или появились высыпания, как поступать, если малыш плохо себя чувствует или произошли значительные изменения в его поведении.
Порой педагогу необходимо быть тонким наблюдателем, чтобы видеть и чувствовать, что происходит с вверенными ему детьми.
Гуманность, толерантность и такт
Основополагающая триада хорошего воспитателя – это гуманность, толерантность и педагогический такт. Именно воспитатель должен привить ребёнку гуманность к окружающим его сверстникам, взрослым.
Под чутким руководством педагога, малыш должен научиться решать проблемы в общении с детьми, научиться не только дружить, но и прощать обидчиков.
Не менее важным качеством является толерантность. Воспитатель должен быть беспристрастным и принимать своих воспитанников вне зависимости от того, кто их родители.
Важно также, чтобы педагог относился к ребёнку как к целостной личности. Хороший педагог понимает, что его воспитанники – равные ему люди и не позволит себе повысить голос или оскорбить малыша.
Завершающее качество нашей триады – педагогический такт. Квалифицированный педагог всегда учитывает индивидуальные особенности каждого малыша и старается помочь преодолеть сложности, и никогда не подчеркивает слабые стороны своих воспитанников.
А про обязанности и права воспитателя детского сада и няни читайте на нашем сайте.
Речь воспитателя — главное воспитание ребенка в детском саду
Гульнара Нагаева
Речь воспитателя — главное воспитание ребенка в детском саду
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет лучше готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее. 1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего – в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребенка с воспитателем. 2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
Речь воспитателя должна быть:
1) грамматически правильно построенной, связной;
2) с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
3) выдержана в определенном темпе, громкости;
4) интонационно выразительной;
5) доступной для понимания;
6) с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Требования к речи педагога Правильность — соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитательиспользует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую)
сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи. Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, воспитательзаботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Некоторые недочеты речи педагога:
1) торопливость речи (ускоренный темп делает ее не четкой, смазанной, трудной для восприятия)
2) невнятность произношения;
3) монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию)
;
4) повышенная громкость голоса (переходящая в крик)
.При необходимости
(шум в группе напр.)
следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, заметлив при этом темп;
5) неточность произнесения отдельных звуков или слов;
6) нарушения лексика – грамматическое оформление;
7) употребление в речи слов – паразитов;
небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
9)побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье)
и т. д. ; т. е. как пишем так и говорить;
10) речь с национальным акцентом,с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем оканьем и др. ;
11) произнесение слов с неправильным ударением;
12) неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость)
.
В качестве недостатков словаря (речи)воспитателей можно назвать:
1) часто употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, чашечка, ручки и. т. п.)
;
2) засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит)
;
3) в общении с детьми постарше подлаживание под речь детей;
4) использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.
Таким образом, работая с детьми воспитательдолжен обратить внимание на следующее:
1) правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;
2) иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;
3) использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;
4) стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
5) в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
6) связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей)
;
7) речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения)
.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Следующая > |
Статья на тему: «Речь воспитателя и требования к ней».
Речь воспитателя и требования к ней.
Одна из самых важных задач обучения детей-дошкольников родному языку – развитие связной речи. Характерные особенности такой речи не только развернутость и связность, но и произвольность. Ребенок строит высказывание самостоятельно, ему не помогают реплики собеседника (как происходит в диалоге). Он должен сам выбирать словесную форму для выражения содержания, которое он сообщает, должен намечать последовательность отдельных частей — описание предмета, явления события. Эти особенности монологического высказывания требуют специального речевого воспитания, специального обучения ребенка.
Кто поможет ребенку овладеть навыками связной речи? Кто поможет разобраться ему в богатстве оттенков родной речи? Развитие речи побуждается развитием, усложнением общением взрослого с ребенком. Но кто эти взрослые? В первую очередь, конечно, родители и ближайшее окружение ребенка. Во вторую, чужие и малознакомые взрослые (например, на прогулке случайно познакомились) и воспитатель в детском саду (в случае, если ребенок посещает детское учреждение). Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в общем развитии. С другой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему надо. Потребность ребенка в речевом общении с взрослым должна всячески поддерживаться. К сожалению, современные родители так заняты зарабатыванием денег и всевозможными делами, что времени на общение с собственным ребенком не остается совсем. Или они просто ленятся, не хотят терпеливо и вдумчиво разговаривать с малышом. Или же родители просто не знают, как правильно построить общение с ребенком. Промахи родителей вынуждены исправлять воспитатели, ведь основную часть своего времени дети проводят в детском саду именно с ним. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые знают. Дети стараются копировать интонации в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, новые слова и выражения надо вводить так, чтобы ребенок мог понять их смысл, приучать его к тому, чтобы за словами и выражениями, которые он употребляет, стояло конкретное содержание. Развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами. Это основа для усвоения значений слов. В этом сложном процессе усвоения норм родного языка трудно переоценить работу воспитателя в детском саду. Воспитатель формирует речевые навыки и речевые умения ребенка. Речевой навык — это действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Речевые навыки включают: навыки оформления речи (внешнее оформление – произношение, членение фраз, выбор нужной интонации; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. Различают четыре вида речевых умений: 1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме; 2) умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении; 3) умение излагать свои мысли в письменной речи; 4) умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении. В своей работе по овладению ребенком родной речью воспитатель опирается на данные детской психологи, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными формами речи. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве, требования к качеству речи самого педагога раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, М.И. Лисиной, Ф.А. Сохина и других. В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяют компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
качество языкового оформления речи;
ценностно-личностные установки педагога;
коммуникативная компетентность;
четкий отбор информации для создания высказывания;
ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Среди требований к речи воспитателя выделяют:
Правильность
— соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность
— соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность
– хорошее знание темы, умело расположенный материал, точное изложение, отсутствие противоречий себе в суждениях, последовательный переход от одной мысли к другой, к месту использованные доказательства. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота
— отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность —
умение передать в речи оттенки чувств и мыслей. В устной речи средствами выразительности могут быть интонация, жесты, мимика, паузы, тон, высота и тембр голоса. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель, способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство
– умение пользоваться средствами языка (богатством словаря, синонимическими возможностями языка, многообразием синтаксических конструкций) для передачи своих мыслей. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности.
Уместность
– это соответствие речи ситуации, целям и задачам общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Наряду с требованиями к речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.
1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети.
2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях. Воспитателю необходимо обращать внимание, владеет ли ребенок богатством разных средств для выражения одной и той же мысли, не повторяются ли в одном отрезке речи одни и те же слова и обороты? Все эти качества устной связной речи развиваются, когда дети учатся пересказывать художественные произведения, овладевают различными видами рассказывания (по картине, творческие рассказы), знакомятся с художественной литературой. Для самых маленьких детей воспитатель должен уметь подбирать и выразительно читать небольшие, короткие рассказы, краткие в самом содержании, причем это такие рассказы, которые ребенок слушает без наглядности. Вот, например, рассказ Л. Толстого для детей: «Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу попали». После прочтения воспитатель должен уметь задавать вопросы по тексту. Основные требования к вопросу как приёму обучения сводятся к следующему: внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки; вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов. Если в тексте встречается новое слово, его надо закрепить и ввести в активный словарь ребенка. А для этого необходимо повторить это слово в сочетании с другими, тогда ребенок его запомнит. Например, воспитатель прочел ребенку стихотворение И.З. Сурикова «Зима». Запомнил он строчку: «Белый снег пушистый». Через некоторое время воспитатель предлагает подумать, что еще можно назвать словом пушистый (пушистый котенок, шапочка, пушистое полотенце). Или, например, игра «Какое что бывает». Воспитатель спрашивает, что бывает высоким, ребенок отвечает: дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше – дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного понятия «высота».
Но все эти упражнения и игры будут иметь положительный эффект в развитии речи ребенка только в том случае, если воспитатель сам в должной мере обладает высокой культурой речи, имеет богатый словарный запас, умеет пользоваться средствами выразительной речи и применяет различные методики преподавания развития речи и обогащение словаря ребенка. Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому будущие педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка, т. е. о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят.
Человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, в частной жизни, и тогда его речь — разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями — научной, публицистической, поэтической, деловой речью. Для дошкольников представление о стиле речи соотносится, прежде всего, с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство проявляются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания. Следовательно, обучение стилю речи включает в себя определенные воспитательные задачи.
Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.
4
Речь воспитателя
В «Программе воспитания в детском саду» сказано: «На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение со взрослыми. Учить детей следует на лучших образцах родного языка». Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, Надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства.
Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям товарищей. Открытые занятия полезно записывать на магнитофон, с тем чтобы во время их разбора (или специально) можно было; обратить внимание на речь воспитателя, провести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Конечно, нужно иметь в виду, что при записи на магнитную ленту речь улучшается за счет усиленного самоконтроля. Тем более важно, чтобы проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания и самого воспитателя, и его товарищей. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т. д.) воспитатель отмечает в специальной тетради, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению.