Доклад на педсовет «Речь воспитателя- пример для подражания»


Доклад на педсовет «Речь воспитателя- пример для подражания»

Аверьянова Светлана Александровна , воспитатель логопедической группы Саратовская область г. Саратов

Уважаемые коллеги — добрый день Тема моего выступления посвящена речи педагога, так как речь – это важнейшее средство общения людей и служит образцом для подражания воспитанников. Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Чем выразительнее, точнее и красочнее язык, чем яснее выражается мысль, тем эффективнее воздается на ребенка, на его собственную речь, тем больше возможности достучаться до ума и сердца ребенка. А это настоящее искусство. Овладеть правильной и красивой речью может любой педагог, стремящийся к этому. Дети дошкольного возраста, подражают окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построение фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Речь взрослого должна быть выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, грамматически оформленной, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызывает интерес у детей, заставляет их сопереживать, надолго запомнить содержание тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению. Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению. Чтобы знать о совершенстве собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям товарищей. Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной отчётливой речью. Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Замедленную речь детям легче воспринимать, следить за её содержанием, запоминать текст. Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований • голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей. • педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения, голосом надо уметь владеть характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей • педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей • с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения. • голос педагога должен быть достаточно вынослив. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего. Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками. Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности логического ударения выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, пауз, мелодичности речи движения голоса в речи по высоте и силе, темпа количество слов произнесенных за определенную единицу времени. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено. В современных условиях совершенствование речевой культуры педагогов ДОУ рассматривается как одно из условий повышения качества дошкольного образования. Поэтому речи педагогов предъявляются определенные требования Требования к качеству речи педагога ДОУ Правильность — соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка орфоэпические нормы правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую смысловую сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников подражание, воспитатель заботится о чистоте собственной речи недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка. Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.. К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его. Самые распространённые ошибки в речи воспитателя 1. Употребление слов-паразитов Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый. Часто употребляемые слова – паразиты «Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще», «короче», «то есть» «практически» «по-любому» «жесть», «вобщем» «пипец» «да не вопрос» «без проблем». Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей. В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр». 2. Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них 3.Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т.д. Зачем это нужно Прежде чем малыш научится сравнивать бытовые предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать. Например, чем отличаются брюки и шорты Что у них общее – чем они похожи Что у них отличное Когда Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить, чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени. 4.Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, а также слов-сокращений телик, видик, комп. 5.Нелитературное произношение слов хочут –хотят, пошлите – пойдёмте, ляжь – ляг, езжай – поезжай, заплотит – заплатит, ложить – класть В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть». Глагол «ложить» применяется только с приставкой, а глагол «класть» — без приставки. Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Ласка и шутка Маленький, да удаленький. Мал, да удал Ясен, как солнышко как звездочка. Красней красного солнышка, ясней ясного месяца. Шапочка с ушами, молодчик с кудрями. Выросла, как тополька. Кубарики-кубаришки, малые ребятишки. Ты моя баловушка. Идет, словно павушка плывет. Танина коса — всему городу краса. Растут детки, как грибки-дождевички. Ау, подай голосок через темный лесок Не видал, как упал, погляжу — ан лежу. Ножкой об ножку постукивает, сапог о сапог пощелкивает. Сядем рядком да потолкуем ладком. Права ножка, лева ножка — поднимайся понемножку. Сказал бы я еще сказку, да дома позабыл. Саночки-самокаточки садись да катись. Прытко бегают, да часто падают. Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался. Поучение или наставление За правое дело стой смело. Для друга все не туго. О чем не сказывают, о том не допытывайся. Поспешишь — людей насмешишь. Спеши, не спеши, а поторапливайся. Скоро пойдешь — ногу зашибешь. На скору ручку — комком да в кучку. Умел потерять, умей и найти. Так пройди, чтобы ни стуку, ни следу. Умей сказать, умей и смолчать. Умей шутить, умей и перестать. Любо — бери, не любо — не вороши. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не сиди сложа руки, не будет скуки. Береги нос в большой мороз. Мороз не велик, а стоять не велит. Порицание Много шуму — мало толку. Шумят, как воробьи на дождь. Пыль столбом, дым коромыслом — не то от пляски, не то от таски. Весь дом вверх дном. У наших у ворот всегда хоровод. Без проказ ни на час. Кто весел, а кто и нос повесил. Наш Филат не бывает виноват. У всякого Федорки свои отговорки. Друг на дружку, а все на Петрушку. Я про сапоги, а он про пироги. На своей улочке и курочка храбра. Наш пострел везде поспел. Пословицы и поговорки, относящиеся к еде и сну Пели, пели, да есть захотели. Что поставят, то и кушай. Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было. Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай. Ешь больше, проживешь дольше. Ешь больше, богатырем будешь. Без соли невкусно, а без хлеба несытно. Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной. Остатки сладки. Лакомый кусок на закрепу. Пора спать, коли некого ждать. Милая подружка — подушка. Одним ухом спит, другим слышит. Спали, почивали, весело ль вставали Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи. Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь, т. е. хорошую дикцию. Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости голоса. Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции. Наряду с требованиями к образцу воспитателя необхо¬димо сказать и о требованиях воспитателя к детям. 1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети для этого используются упражнения, повторения. 2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить применяя поощрения, пример хоро¬шо говорящих детей. 3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки. Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в по¬вседневной жизни, а так же в процессе нерперывной образовательной деятельности. В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна. Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать «О, как же ты красива.
Посмотреть публикацию (справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством) Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту (обязательно укажите номер публикации в письме)

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА НА ТЕМУ: «ДЕТСКАЯ ИГРА В ПЕДПРОЦЕССЕ ДОУ»

Это могут быть, например, позиции, связанные с трудовой деятельностью(как скажем,

в игре в магазин),роли солдат и офицеров в боевых действиях и т.п.Именно эти игры

наиболее значимы для развития ребенка в возрасте 4-6лет.Многие подростки и

взрослые, кстати, тоже неравнодушны к подобным играм, существует даже целая

субкультура «ролевиков».

Игры с правилами

. Они представляют собой искусственные ситуации, зачастую не

имеющие прямых и очевидных параллелей с реальной жизнью, в которых люди

действуют на основе заранее сформулированных правил. Чаще всего это сопровождается

состязанием. К этой группе относятся, например, спортивные игры- футбол, хоккей или

волейбол, а также разного рода детские прятки, пятнашки, перестрелки ит.д.Подобные

игры начинают преобладать в младшем школьном возрасте, но сохраняются и дальше,

к некоторым из них неравнодушно и большинство взрослых.

Кроме описанных выше типов игры, выделяют и различные виды

игр:

творческие- возникают по инициативе детей(включают сюжетно-ролевые; театрализован-

ные-режиссерские,игры-драматизации;конструкторские);дидактические-происходят по

инициативе взрослых с готовыми правилами для решения обучающей задачи, может быть и ролевой .являются основной формой обучения детей дошкольного возраста; народные -созданные народом.

Какие же функции

выполняет игра?

Первая функция игры- развивающая

— способствует развитию ребенка как личности:

умению выражать себя, реализовывать свои потребности, осознавать свои симпатии и антипатии, исследует свои чувства, учится контролировать свое поведение. Одни игры

развивают силу, выносливость, другие-ум.

Вторая функция- компенсаторная

— основана на том, что игра предстает как иная реальность, ребенка привлекает возможность раскрыть свои способности, которые сложно развить во взрослом мире.

Третья функция- психотерапевтическая

(исцеляющая),в игре «проживаются» волнующие ребенка ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Играя, ребенок выплескивает негативные эмоции, тем самым снижая их напряжение, находит выходы из сложных ситуаций.

Еще одна функция- диагностическая

. В игре можно увидеть проблемы ребенка, посмотреть какими он представляет своих родителей, воспитателей, самого себя. В игре ребенок раскрывается, так как она символична, там все «понарошку».

Играя, ребенок получает определенные знания, навыки, развивает память, мышление, речь..На занятиях с дошкольниками педагоги для лучшего усвоения

учебного материала используют большое количество игровых приемов. Специальные обучающие игры («Четвертый лишний», «Пазлы», «Что сначала, что потом» и другие)помогают ребенку познавать мир в более доступной и увлекательной для него форме.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]