Программы, технологии, методики …
Предлагаем разобраться с такими понятиями, как программа дошкольного образования, технологии и методики воспитания.
Программа дошкольного образования – нормативно-управленческий документ, определяющий цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.
Технологии дошкольного образования – совокупность практически обоснованных методов, направленных на достижение определенных результатов в образовательной деятельности.
Методики дошкольного образования – методы и формы работы с детьми, направленные на развитие личности каждого ребенка в той или иной области. Подчеркнем, что каждая методика дошкольного образования ориентирована на какую-либо одну сторону развития детей. Например, существуют методики физического воспитания, формирования математических представлений, руководства изобразительной деятельностью и т.д.
То есть, если программа дошкольного образования является всего лишь документом, где прописано к чему нужно стремиться, то методики и технологии представляют собой реальный инструмент, позволяющий добиться прописанных в программе целей. При этом нужно понимать, что методики носят скорее теоретический характер, в то время как технологии имеют практическое происхождение. Практически все существующие на сегодняшний день технологии разработаны воспитателями и педагогами на основе собственного опыта воспитания и обучения детей.
Кстати, в детских садах сегодня используются как авторские методики (например, методики Никитиных, Монтессори, Домана и т.д.), так и методики, разработанные специалистами на основе вариативности закона «Об образовании».
Методы и приемы, которые помогут организовать детей на занятиях.
При планировании НОД я отмечаю заранее какими методами и приёмами буду пользоваться на занятии. Внимание четырехлетних детей, с которыми я работаю еще не устойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Нужно регулировать занятость детей. Дети быстро пресыщаются, сильно устают от деятельности, которую приходится выполнять под принуждением. Также воспитанники могут перевозбуждаться от обилия стимулов.
Наглядные методы и приемы
Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях использую наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.
Наблюдение1. Распознать, определить характеристики.
—на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» я предлагаю рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;
-на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» я предлагаю понаблюдать за мной, за моим произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить звук протяжно).
2. Определить характер изменений или преобразование предмета.
Например:
-на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — мы с детьми делаем наблюдения на прогулке, что случилось с деревьями осенью; анализируем наглядную информацию в режимных моментах, на занятиях.
-на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что изменится, если к двум предметам добавить еще один, это обязательно наглядная информация.
3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.
Например:
-на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;
-на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.
Демонстрация
Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. Чтобы заинтересовать детей темой занятия, использую перед занятием демонстрацию:
-предметы, натуральные объекты;
-предметные или дидактические картинки;
-книжные иллюстрации;
-репродукции;
-макеты.
Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:
-Демонстрация предметов. Часто такие методические приемы использую на занятиях по ИЗО. Например, перед тем, как предложить нарисовать яблоко, его сразу детям показываю, предлагаю хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет.
-Демонстрация образца. Например, детям показываю образец аппликации, которую они будут выполнять или образец написания элементов букв и т.д.
-Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям я показываю картинку в книге.
Практические методы и приемы
Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон кислый, если сам попробует его на вкус и т.п. Выделяют четыре основных метода.
Упражнения
-Упражнения — это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания.
Эксперимент
В детском саду практикуем только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.
Предлагаю такие задания:
-определить, какой предмет тонет, какой нет;
-превратить снег в воду;
-провести опыты с глиной и т.д.
Благодаря такому методу мы формируем у детей наглядно-действенное мышление.
Моделирование
Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком. Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, абстрагироваться, обобщать существенные признаки.
Игры
В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.
Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.
Словесные методы и приемы
Словесные методы обеспечивают живое общение между педагогом и детьми.
Рассказ или чтение
Рассказ — эффективный словесный метод, который позволяет изложить информацию доступно для детей. Я использую литературные произведения или сочиняю рассказы из личного жизненного опыта. Использовать рассказ можно в ходе любого занятия. По окончании слушания рассказа проверяю степень усвоения дошкольниками его содержания.
Беседа
В ходе беседы каждый ребенок имеет возможность поделиться своим мнением и опытом со всем коллективом. Беседы проводим после прослушивания литературного произведения или просмотра видеофильма.
Словесные методические приемы широко применяем на занятиях по развитию речи. К ним относятся:
-речевой образец — даю образец правильного произношения, построения предложений, использования интонации и т.д.;
-повторное проговаривание — многократно повторяется звук, слово или фраза для усвоения или запоминания (например, заучить скороговорку, запомнить правильное употребление ударения в слове);
Словесный метод дополняю наглядными или практическими методами. Это способствует развитию речи детей, творческого воображения, познавательной активности.
На занятиях с детьми использую разнообразные методы и приемы, чередуя и сочетая их между собой. При этом веду «живой» диалог с малышами, побуждаю их к непосредственным действиям, опираюсь на детский жизненный опыт. Такие условия для образовательного процесса в детском саду обеспечат его высокую эффективность.
Что такое метод и прием обучения?
Метод обучения — это способ взаимодействия взрослого и ребенка, который помогает эффективно решить учебные задачи.
Педагогические приемы обучения — это один из компонентов метода, действие которого реализует его в полной мере. Важно уметь отделять приемы умственной деятельности от приемов учебной работы. Умственные приемы развития ребенка в разных способах взаимодействия одинаковы. Только их правильное сочетание оказывает эффект развития, и, исходя из этого, очень важно применять их в определенной последовательности. Идентичные приемы могут применяться в любых методах обучения, но во взаимодействии с другими приемами они создают совершенно другой метод. Например, такой прием, как запоминание, используют как в репродуктивных, так и в проблемно-поисковых методах. Но в первом случае он является главным, а во втором — второстепенным.
Приемы и методы обучения бывают субъективные и объективные. Объективные руководствуются дошкольной дидактикой. Зато субъективная часть метода зависит от мастерства педагога.
Выбор методов обучения
Выбор метода обучения детей дошкольного возраста чаще всего осуществляется педагогом в произвольной форме. При выборе метода педагог учитывает ряд факторов, таких как:
- Цели образования, стоящие перед дошкольным учреждением, на основании государственного стандарта и установок современной дидактики.
- Учет особенностей содержания изучаемой науки или предмета.
- Особенность методики преподавания конкретной учебной дисциплины, обусловленные её спецификой.
- Цель, задачи и содержание учебного материала конкретного возрастного уровня.
- Учет особенностей и индивидуальностей детей, их возрастные возможности и потребности.
- Уровень подготовленности детей. Учитывают уровень воспитанности, развития и знаний.
- Материальные и технические возможности детского образовательного учреждения, наличие необходимых наглядностей, методических и учебных пособий, технических средств.
- Возможностей и особенностей педагога, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы