Для чего это нужно?
Воспитание патриота не может быть успешным без обращения к культуре и истории своего края. Сегодня многое из жизни наших предков утеряно и забыто, сильно поменялся жизненный уклад народа, и мы так мало обращаемся к своим корням, а ведь уникальная культура русского народа формировалась веками и насыщена разнообразными обычаями, традициями и обрядами.
Знание и понимание народной культуры, стремление приобщиться к её дальнейшему развитию в будущем станут мотивами для активной творческой деятельности человека, если начинать патриотическое воспитание с самого раннего детства.
Оформление патриотического уголка в детском саду своими руками поможет педагогам и родителям органично ввести ребёнка в окружающий мир, приобщить к родной культуре, вечному и прекрасному.
Стеллаж для спортивного инвентаря
Оформление спортивного уголка своими руками делается на участке активных игр. Для ярких обручей, булав, мячиков и прыгалок необходимо организовать эстетичное и удобное хранилище со специальными держателями, сетками и полками.
Для оборудования уголка нужно использовать наиболее безопасные пластмассовые или тканевые изделия.
Содержимое экспозиции можно дополнить самоделками, например бутафорными удочками или другими приспособлениями для развития ловкости.
С чего начинать?
Малышам, которые ещё только пришли в детский сад, ещё трудно мыслить понятиями о городе, стране, культуре. Для них родина – это ближайшее окружение, поэтому доступную малышам этого возраста информацию о доме и семье должен содержать патриотический уголок в детском саду. Оформление 1 младшей группе требуется простое, но яркое. Важно привлечь внимание детей, вызвать их интерес. В этом возрасте активно формируется речь, поэтому всё должно способствовать развитию, побуждать малыша к узнаванию, называнию. Дети могут сначала просто наблюдать за деятельностью взрослых, которые рассматривают альбомы, называя в них на фото всех членов семьи. Постепенно, подражая взрослым, они и сами начнут это делать.
Чем наполнить патриотический уголок в ясельной группе?
Это может быть любой материал по социально-нравственному развитию:
- Тематические папки, содержащие иллюстрации, с изображениями членов семьи, демонстрирующими их взаимоотношения, заботу, совместные дела.
- Фотоальбом «Моя семья» с изображениями воспитанников в семейном окружении.
- Альбом или выставка «Здесь мы живём», в которой можно разместить фотографии, иллюстрации или макеты улиц или разных архитектурных строений (садик, школа, дома, где живут дети, другие объекты города).
- Выставки, знакомящие с истоками русской народной культуры, которые могут содержать разнообразные предметы старины, традиционные игрушки (деревянные и тряпичные куклы), обереги, экспонаты декоративно-прикладного искусства (расписные матрешки, подносы и прочая утварь с городецкой, хохломской и гжельской росписью, дымковские игрушки, вышитые рушники, платочки, вязаные салфетки, скатерти и другие предметы).
Художественную литературу, произведения фольклора – песни, прибаутки, потешки и сказки — также можно поместить в патриотический уголок в детском саду. Оформление ясли подразумевают красочное и понятное, оно не должно содержать много текста, лучше, если это будет наглядный материал, привлекающий внимание детей и их родителей. Важно помнить и требования безопасности, которые одинаковы для всех уголков: все материалы нужно размещать так, чтобы они не смогли упасть или поранить ребёнка. Недопустимо наличие острых углов или краёв.
Дети старше — задачи сложнее
Пониманию детей четырёхлетнего возраста становятся доступны уже более сложные понятия, поэтому, дополняя и развивая темы, затрагиваемые в младших группах, педагоги и родители продолжают рассматриваемое нами направление воспитания, помещая новые материалы в патриотический уголок в детском саду. Оформление должно влиять на развитие личности ребёнка. Важно, чтобы для него использовались не только литература, иллюстрации и дидактические материалы, но и элементы самостоятельной и совместной деятельности. Дошкольники могут играть с друзьями или со взрослыми, осваивая размещённые материалы, осуществляя интерактивную связь.
Оформление патриотического уголка в детском саду в средней группе должно быть красивым, ярким, привлекательным и интересным для детей. Здесь не может быть ничего повреждённого, сломанного, порванного. Хорошо, если используемые цвета и оттенки грамотно сочетаются между собой, приятны для глаза ребёнка. Все материалы время от времени обновляются.
В средней группе большая часть патриотической работы проходит на занятиях и вне их. Это целенаправленные прогулки по близлежащим улицам и знакомство с административными зданиями, находящимися на них (магазин, аптека, почта и т. д.), чтение художественной литературы, беседы с детьми о природе родного города. Вся новая информация, которую получают дети, должна подкрепляться материалами в патриотическом уголке.
Создание уголка по краеведению «Родничок»
Надежда Щербакова
Создание уголка по краеведению «Родничок»
Родничок,так мы назвали свой уголок по краеведению в средней группе. Работа по краеведению является одним из самых главных средств воспитания гражданственности,формирования у дошкольников основ краеведческой культуры. Способствует формированию высоких моральных качеств,таких как бережное отношение к природе,патриотизм,чувство гордости и любви к своей малой Родине. Эта цель одна из самых главных задач нашей группы-воспитание уважения к историческому прошлому нашего города,области. Краеведение помогает видеть красоту в природе,находить прекрасное в народном творчестве. Изучение своего края исключительно,как в воспитательном,так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым,настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины,особенностями флоры и фауны края,культурных и других условий способствует формированию у детей гражданской позиции. У маленького ребенка чувство Родины начинается с отношения к своей семье,к самым дорогим и близким ему людям-папе,мамы,бабушки,дедушки. Мы провели среди родителей анкетирование,откуда узнали,что они думают о нравственном воспитании детей. Затем предложили принять участие в проекте по изучению своего края,его символики,достопримечательностей,тех кто прославил и прославляет наш край.
Попросив родителей принести семейные фотографии,мы сделали семейный альбом,который назвали «Мой дом-моя крепость»,здесь есть фотографии самых родных и близких людей для ребенка. Многие родители откликнулись на нашу просьбу,принесли фото и со своего места работы. Дети знают профессии своих родных,с удовольствием рассматривают его.
Мама Алены П. подарила нам герб Липецка,а мы сделали макет памятника Петра Великого,они украшают наш уголок.
.
Семья Р. Илюши сделали альбом о реке Воронеж и его обитателях. А чтобы познакомить детей с флорой и фауной Липецкой области,мы оформили альбомы о птицах,животных и насекомых,написали проекты.
.
Вместе с детьми собрали и сделали гербарий «растения нашего детского сада».
В нашем уголке бережно хранятся глиняные игрушки с. Романова,чтобы узнать,как лепят такие игрушки я отправилась в школу ремесел,которая находится в музее народного-прикладного искусства. Здесь все желающие могут почувствовать себя в роли мастера-игрушечника,и пройдя обучение я смогла вылепить сама игрушки-свистульки. Теперь в нашей коллекции есть и уточка,и петушок,и козлик!
А вот эти игрушки нам привезли родители из села Романово,где до сих пор занимаются лепкой Романовской игрушки.
Эти игрушки побывали на выставках в разных странах,прославляя наш край.
Липецкий край называют кружевным,этим славится город Елец!Оформив папки о данном промысле дети узнали новые слова:коклюшки,плетение,кружевницы и др.
А сколько замечательных писателей,их предков родилось на нашей земле (это бабушка А. С. Пушкина,М. Ю. Лермонтова)
.У нас жил первый советский писатель,автор произведений о природе для детей разных возрастов М. Пришвин,поэт БунинИ. Л. Это о них и еще многих других мы сделали альбом «Великие имена».
.
Мы собрали небольшую библиотеку с произведениями наших земляков.
Познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами мы смогли через выставку,которую сделали на макете балалайки (где разместили:трещотку,свистульку,бубенцы,ложки,дудочки)
все на чем могли играть Липецкие
народные музыканты.
Родители помогли нам собрать и оформить коллекцию с полезными ископаемыми Липецкой области.
Мы всегда должны помнить тех,кому обязаны своей жизнью на этой земле,поэтому оформили папку-передвижку с героями ВОВ,живших в Липецкой области. (конечно не всех)
.
Сделали фотографии с памятными местами,посвященными ВОВ,так будем знакомить детей с героями земляками.
Вся наша работа по краеведению направлена на воспитание чувства гордости за свой город,за свою семью,за людей прославивших и прославляющих нашу Липецкую область.
Наполнение для средней группы
Детям этого возраста будут интересны и полезны для развития следующие материалы:
- иллюстрации семейных праздников и традиций, художественная литература на нравственные темы;
- фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, открытки, тематические папки, знакомящие с историей родного города, его знаменитыми жителями, достопримечательностями;
- экспонаты, приобщающие дошкольников к традиционной культуре: старинные предметы, народные игрушки, образцы декоративно-прикладного искусства, тематические дидактические игры;
- произведения народного творчества – от песенок до сказок;
- символы государства, области и города.
Что мы родиной зовём?
В старшем дошкольном возрасте усложняются задачи патриотического воспитания, дети продолжают знакомство с родным краем, изучают не только свой город, но и область, и страну, получают сведения о государственной символике, историческом прошлом России, о народном календаре.
Усложняется и материал, помещаемый в патриотический уголок в детском саду. Оформление дополняется детскими и семейными творческими работами. Так, например, продолжая изучение темы «Моя семья», дети с родителями создают фамильный герб или генеалогическое древо. Интересны будут и помещённые в уголок семейные альбомы, которые дети любят рассматривать и показывать друг другу.
Информационная доска в детских учреждениях
При оформлении уголка для родителей своими руками сохраняется общая эстетика учреждения. Композиция, как правило, размещается в приемной, наиболее оптимально место – над шкафчиками для переодевания или у входа в помещение.
Участок стены украшается яркими веселыми рисунками или настенными рельефными фигурками, детали которых можно дополнять сезонными или праздничными элементами.
От города родного до страны
Продолжить знакомство с родным городом помогут различные материалы на такие темы: «Как возник город?», «Что производят в нашем городе?», «Культура моего города», «Знаменитые земляки», «В период Великой Отечественной войны», «Достопримечательности», «Архитектура». Родители и воспитатели совместно могут создать подборку стихов о городе.
Карта населённого пункта и его символика также должны пополнить патриотический уголок в детском саду. Оформление выставки о родном крае может содержать символику и карту области, информацию о её городах и знаменитых местах, а когда дети воспримут эту информацию, то готовы будут к знакомству с родной страной. Тут уже не обойтись без карты России. Современная полиграфия выпускает специальные детские карты, содержащие доступный детскому пониманию материал. И, конечно, на видном месте должны появиться российские символы — герб, флаг, гимн и портрет президента.
Предметно-развивающие композиции в детских садах
Экспозиции со специальной атрибутикой по правилам дорожного движения, гигиены и здорового питания, полки с музыкальными инструментами, книжками или карандашами также располагаются в отдельных зонах с тематическим дизайном.
По требованиям современной педагогики в игровых и классных комнатах могут создаваться также зоны уединения – домики, шатры, огороженные занавесями участки с мягкой мебелью.
В процессе оформления уголков своими руками можно воспользоваться фото подборками с удачными решениями.
О культуре, защитниках Отечества и планете Земля
Кроме краеведческих сведений, патриотическому воспитанию способствуют и другие темы и направления.
При наличии необходимого материала в патриотическом уголке размещается информация о том, как зарождалась культура нашего народа. Это могут быть тематические выставки «Как жили люди на Руси?», «О чём рассказывают старинные вещи?», «Из истории русского народного костюма», «Как народ гулял и веселился?», «Народный календарь» и другие.
Сведения о защитниках Отечества также способны пополнить патриотический уголок в детском саду. Оформление (фото ниже) выставок о богатырях земли русской, Великой Отечественной войне и о Российской армии может вызвать интерес мальчишек, формировать у них стремление стать защитником родины.
Глобальной задачей патриотического воспитания является формирование у детей понятия о том, что планета Земля – это наш общий дом, и все, кто живёт на ней, должны жить в мире. Детей необходимо знакомить с условиями существования людей в других уголках планеты, их обычаями и традициями.
Если в воспитании юного гражданина заинтересованы педагоги и родители, то результат не заставит себя ждать, а уголок патриотического воспитания поможет в этом.