Математический уголок своими руками в детском саду


Актуальность логико-математических зон в дошкольных учреждениях

Стремительное развитие науки, высоких технологий в наши дни требует от образовательных учреждений нового подхода к обучению подрастающего поколения. Они должны не только вооружать детей знаниями и умениями, но и формировать жизненные компетенции, без которых в современном мире невозможно стать успешным и востребованным:

  • желание учиться, усваивать новое, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием;
  • умение применять полученные знания на практике, используя их наиболее рационально;
  • умение творчески, нестандартно преобразовывать информацию, искать новые пути решения задач, которые ставит перед человеком жизнь.
  • Начинается эта работа ещё в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Современные примерные образовательные программы провозглашают одной из важнейших задач дошкольного учреждения формирование всесторонне развитой, творческой, стремящейся к активному познанию окружающего мира личности. Немаловажной составляющей всестороннего развития ребёнка является логико-математическое. И, в свою очередь, зоны логико-математического развития (математические уголки) являются необходимой частью общей развивающей среды в ДОУ.

    Подбор интересного материала

    Интересный математический материал найти не так-то просто, но, имея основные ориентиры, можно справиться с любой задачей. Особенно это касается молодых воспитателей, которые приходят работать в детский сад впервые. Для того чтобы избегнуть ошибок, им стоит обращаться за помощью к более старшим, опытным коллегам, изучать оформление их математических уголков, на основе чего выполнять свои. В первую очередь необходимо учитывать возраст воспитанников и особенности этого периода в жизни детей. Объединив эти знания, воспитатель сумеет подобрать правильную методику и разработать свой собственный уникальный математический уголок.

    В дошкольном образовательном учреждении воспитателю очень важно сделать все возможное, чтобы привить детям интерес к математике. Тогда проблем с этой наукой не будет у них и в будущем. Кроме того, хорошо подготовленные дети, с развитым абстрактно-логическим мышлением, будут более успешны в школе не только на уроках математики, но и на остальных занятиях. Математика развивает умение мыслить, а это – главное умение, которое пригодится во всех областях.

    Источник

    Задачи организации математических уголков

    В ранних группах детского сада организуют не уголки математики, а сенсомоторные зоны, оборудование которые знакомит малышей с цветом, формой, величиной предметов, способствует развитию мелкой и крупной моторики, ориентированию в пространстве, но не касается собственно математических понятий и операций, таких как количество, сопоставление предметов в группе, образование множеств и т. д.

    Математические уголки обустраивают в группах для детей четвёртого года жизни и старше. Цель их создания: стимулировать познавательную активность детей и побуждать их к разнообразной деятельности в области овладения математическими представлениями, умениями, навыками согласно возрастным психофизиологическим особенностям.

    Задачи, которые преследует организация математического уголка в группе детского сада:

    • Обогатить развивающую среду группы материалами и оборудованием, направленными на формирование математических представлений. Развивать мышление детей не менее важно, чем способствовать их физическому или речевому развитию.
    • Упорядочить работу по формированию математических представлений детей. Собрав в одном месте все игры, систематизировав пособия и литературу по математике, воспитатель имеет возможность и проводить целенаправленную работу с малышами, и делиться опытом с коллегами, что способствует дальнейшему пополнению и совершенствованию развивающей среды группы. Кроме того, педагог видит, каких материалов в уголке достаточно, а что следует изготовить, обновить. Если игры и оборудование хранятся в разных местах, бессистемно, вести их учёт и своевременно пополнять гораздо труднее.
    • Повышать интерес детей к занятиям разнообразной деятельностью, связанной с математикой. Яркое, занимательное наполнение уголка обязательно привлечёт внимание даже тех детишек, которые не проявляют интереса к организованной деятельности по ФЭМП, и позволит развивать их математические способности исподволь, косвенно: к примеру, если ребёнок любит рисовать, то ему можно предложить разукрасить изображение домика, рыбки, дерева, сложенное из геометрических фигур, называя каждую фигуру («А теперь давай раскрасим этот треугольник — крышу. Какого цвета она будет?») или «оживить» силуэт цифры («Эта двойка похожа на уточку, нужно только дорисовать ей клюв, глазки и лапки»). Некоторые дети гораздо быстрее схватывают информацию, которая подаётся не как главная, а как второстепенная, что и используется во время творческой и игровой деятельности в уголке математики.
    • Способствовать развитию одарённых детей, удовлетворять их повышенную потребность в познании нового. Для этого в уголке математики должны находиться материалы, которые «опережают» возраст воспитанников. Например, в средней группе, где дети согласно программе знакомятся с цифрами и числами от 1 до 5, можно разместить карточки с занимательными изображениями цифр 0, 6–9, которые непременно заинтересуют самых любознательных «математиков». Воспитатель должен пояснить тем детям, кто проявит интерес, что это за цифры, какому количеству предметов они соответствуют (тут помогут математические пазлы, лото), похвалить детей за внимательность, пытливость. В старшей группе опережающему развитию воспитанников будут способствовать подборки логических упражнений: задач-шуток, на сообразительность, на развитие памяти и внимания, а также всевозможные головоломки.
    • Способствовать появлению у детей потребности не только в действиях с игрушками, забавах, развлечениях, но и в играх, где требуется проявить мыслительные способности, интеллект, раскрыть смысл таких игр: добиться победы, стать первым благодаря своим знаниям, уму, смекалке.
    • Формировать умение организовывать своё свободное время, выбирать занятие по интересам, заниматься любимой деятельностью вместе с товарищами, помогать им в овладении умениями (выложить узор из фигур, последовательность, соотнести число и цифру).
    • Развивать мыслительные процессы, сообразительность, находчивость, воспитывать самостоятельность, организованность и даже смелость. Иногда робкие, нерешительные дети не отвечают на занятии, потому что боятся ошибиться, неуверены в себе. В математической игре они проявляют себя и дают воспитателю возможность оценить их реальные знания и умения. Ответив правильно в ходе игры, получив поддержку педагога и товарищей, дошкольники (особенно старшие) нередко избавляются от боязни быть высмеянными за ошибку и начинают активно вести себя на занятиях.

    Осваивать новые знания можно и в увлекательной математической игре совместно с педагогом

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие составлено в форме игры – путешествия. Игра способствует формированию и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению и самостоятельности.Развивает у детей любознатель.

    Итоговое занятие по математике для старшей группы.

    Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА&raquo.

    В презентации даются рекомендации по оснащению математического уголка (оборудования, пособий, игрововго материала) в старшей группе ДОУ.

    Программа рассчитана на 1 год на детей 5,5 – 6,5 лет.Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями. Большую часть программы составляют практические заня.

    Задачи:· обобщить знания детей о целом и частях, закрепить умение делить предмет на две, четыре части;&middot.

    Задачи:обобщить знания детей о целом и частях, закрепить умение делить предмет на две, четыре части;уточнить знания о прямом и обратном счете;уточнить знания о геометрических фигурах;продолжить формир.

    Источник

    Требования к организации математического уголка

    Создавая уголок математики в группе, воспитатель в первую очередь продумывает, где он будет расположен, из чего состоять, чем наполнен и как украшен, чтобы вызвать интерес детей и гармонировать с общим дизайном группы. Главное, на что нужно обратить внимание, — это общие требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ:

    • Безопасность и охрана здоровья детей. Оборудование и материалы уголка не должны содержать потенциально опасных для детей предметов (слишком мелких, острых и т. д.). Поэтому пуговицы, фасолины и другой подобный материал для отсчитывания, пересчитывания наощупь должен храниться в наглухо завязанных или зашитых мешочках, чтобы дети не могли самостоятельно достать их и использовать не по назначению. Пользоваться такими предметами без надёжной упаковки допустимо лишь под строгим контролем педагога.
    • Вместо пластиковых жёстких геометрических фигур (треугольников, квадратов) лучше использовать мягкие пластиковые или картонные, так как их углы не причинят детям вреда.
    • Полки, стеллажи для игрушек и игр должны быть надёжно закреплены, находиться на уровне глаз детей, чтобы у воспитанников не было необходимости тянуться за материалами, а тем более становиться на стулья, чтобы их достать.
    • Располагать уголок следует в таком месте, чтобы он был хорошо освещён, а столы и стулья, за которыми будут проводиться игры и другие виды деятельности, должна соответствовать росту детей.
  • Доступность, соответствие возрасту детей. Основное наполнение уголка должно соответствовать требованиям программы для той возрастной группы, где расположен уголок. Но чтобы обеспечить опережающее развитие и желание детей познавать новое, можно ввести одну-две игры или наглядный материал для более старшего возраста.
  • Разнообразие. Материалы и оборудование в математическом уголке должно охватывать различные понятия и представления: о свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, цифрах, геометрических фигурах и телах, закономерностях, зависимостях, последовательностях.
  • Связь умственной, практической и экспериментальной деятельности.
      Дети должны иметь возможность не только увидеть количество предметов на картинке, соотнести его с определённым числом, но и самостоятельно составлять множества из мелких игрушек, природного материала (каштанов, камушков, шишек), разделять их на меньшие, объединять в одно.
  • Чтобы ребёнок мог на практике сопоставить и сравнить предметы по величине, обследовать их, убедиться, к примеру, что шар действительно круглый и катится, а у куба есть грани и углы, что большое ведёрко вмещает в себя много шариков, а маленькое всего один и тому подобное, необходимо иметь достаточное количество соответствующих деталей конструктора, втулок, вкладышей, ёмкостей различной величины. Особенно актуальны они в младшей и средней группе, где мышление детей ещё опирается на практические действия.
  • Проведя свой маленький эксперимент, юный исследователь убедится в правоте слов воспитателя и будет гораздо больше доверять ему, а также получит массу тактильных и сенсорных ощущений, способствующих развитию интеллекта.
  • Создание условий для творческого самовыражения детей. Известно, что все дошкольники талантливы и стремятся проявить свои таланты в рисовании, лепке, аппликации, создании моделей, прочей изобразительной деятельности. Уголок математики стоит оснастить раскрасками, альбомами для наклеек, творческими играми математического содержания: «Сложи узор», «Оживи цифру», «Геометрическая мозаика». Очень нравится детям выкладывать узоры, картинки с сюжетом из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и простых счётных палочек, картонных геометрических фигур.
  • Всё оборудование уголка располагают так, чтобы дети могли с удобством им пользоваться

    Следует учить дошкольников всегда складывать материалы, пособия после игр на место, поощрять тех, кто делает это без напоминания, по собственной инициативе.

    Паспорт уголка математики

    Чтобы всё оборудование и материалы уголка были учтены, а педагог мог наметить, что ещё следует изготовить, на какую область обратить особое внимание, ведётся паспорт математического уголка.

    Математический уголок своими руками в детском саду.

    27ноября 2015г. в дошкольном учреждении подведены итоги смотра-конкурса «Занимательная математика»

    В целях активизации творческой деятельности педагогов по созданию условий для математического развития детей в нашем детском саду прошел смотр-конкурс «Занимательная математика Организовать его было предложено педагогам используя групповое игровое пространство, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым предоставить детям возможность в свободное от образовательной деятельности время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой Созданию уголков предшествовали консультации специалистов на темы: «Использование развивающих игр для познавательного и математического развития воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО », что помогло педагогам подобрать игровой материал, реализовать идеи оформления математических центров. В конкурсе приняли участие 10групп.

    Жюри оценивало следующие критерии:

    -грамотность подбора игр и пособий, их разнообразие;

    -соответствие возрасту детей;

    -новизна и оригинальность представленных материалов, направленность на умственное развитие детей;

    -соответствие целей инструкций содержанию игр, доступность изложения;

    -соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований безопасности;

    -участие родителей в изготовлении игр.

    В ходе подготовки к смотру педагоги проявили творчество, реализовали оригинальные идеи, вовлекли родителей в процесс оформления.

    В первых младших группах педагоги представили большое разнообразие материалов для развития представлений воспитанников о величине, форме предметов. Весь материал эстетичен, привлекателен для детей, соответствует данному возрасту. В первой младшей группе «А» воспитатели Алексеева А.Н., Тарабанько А.А. выделили развивающий центр в виде математической пальмы, украшенной игрушками разной формы, выполненными из нитей. Фантазию, творчество проявила при подборе и оснащении центра воспитатель Часовникова И.А. Педагоги второй младшей группы «А» Шульгина В.К. Ушакова Л.П. представили материал по всем разделам программы: количество, формы, величина, ориентировка в пространстве и т.д, родители воспитанников второй младшей группы приняли активное участие в оснащении предметно-пространственной среды.

    Воспитатели Лунева С.Н. Горина Н,А.- средняя группа « А» оформили в виде многофункционального настенного панно , такое оформление помогает педагогам экономить пространство группы. Работа в данном центре предполагает игры детей с дидактическим домиком, способствует закреплению ориентировки в пространстве, играя малыш учится счету, знакомится с количеством и числом предметов. Коваль Г.К. Коробкова Ю.Ю. -воспитатели средней группа «Б создали в группе оптимальные условия для развития познавательных и математических способностей. Большое количество пособий и игр педагоги сделали своими руками, эти игры отличаются удобством в использовании, эстетичностью и простотой изготовления.

    Воспитателям старших групп Нестеровой М.В. Шурыгина Н.К.Евсеенко О,П. удалось оснастить предметно –пространственную среду для математического развития. Математический уголок располагается в учебной зоне. В нем имеются игры с готовым содержанием, картотека игр по возрастам детей: «Соедини точку», «Математический ковер», «Счетная лестница», лото «Учим цифры», «Геометрические фигуры», «Больше – меньше», кубики для изучения цифр, цветов, геометрических фигур, игры геоконт, кубики Никитина, колумбово яйцо, танграм, блоки Дьенеша и т.д

    Подготовительные группы воспитатели Можейко Т.Н. Рыбакальникова В.Г. Коробкова Ю.Ю.подобрали материал по всем разделам, оснащение математического центра отличается большим разнообразием дидактического и развивающего материала.

    По результатам определены следующие победители:

    1 место- средняя «Б» группа, первая младшая группа «Б»

    2 место- средняя группа «А», подготовитиельная группа «Б»

    3 место- старшая группа Б», Светлячки», вторая младшая группа «А».

    Поздравляем победителей и благодарим всех участников конкурса за творческую активность и проявленное мастерство

    Уверены — наши дети будут развиваться и легко справятся с любыми математическими задачами!

    Учебно-методический материал по математике (старшая группа) по теме: Математический уголок в старшей группе «Занимательная математика».

    Цель: способствовать развитию логического, математического мышления, развитию познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

    Задачи математического уголка:

    1. Воспитание умения самостоятельно применять материал с целью освоения математических знаний, активно включаться в индивидуальную или коллективную игру, помогать сверстнику в случае необходимости, свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр и математических материалов, практических заданий.

    2. Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем, стремление к достижению положительного результата.

    3. Развитие умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения.

    Актуальность:

    у детей возрастает потребность в познавательной активности, интерес к математическому миру, желание узнать новое.

    Математический уголок — это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами. Мы расположили его у окна, на освещенном участке группового пространства.

    Создавая математический уголок, мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя детям возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия и т. д., играть индивидуально или совместно с другими детьми.

    Наполняемость математического уголка:

    В математическом уголке находится ковролин, доска для работы с мелом, магнитная доска, касса цифр, наборы карточек.

    Также в математический уголок входят:

    Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры:

    «Колумбово яйцо», «Геоконт», «Танграм», «Логические блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Квадраты Воскобовича», «Волшебный квадрат», «Лабиринты» и т. д.

    Раздаточный материал:

    Плоский – наборы геометрический фигур, насекомые, животные, цветы, ягоды, грибы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, цифры, знаки, полоски, линейки.

    Объемный – овощи, фрукты, счетные палочки, весы, веера, геометрические фигуры, звери.

    Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям:

    «Найди по схеме», «Каких фигур не достает», «Торопись, да не ошибись», «Найди лишнее», «Путешествие Белоснежки», «Примеров много, а ответ один», «Построй дорожку», «Автотрасса», «Чудо – дерево», «Посади огород», «Угол», «Температура», «Замени число», «Сравни домики», «Угадай, что где находится», «Объем» и т.д.

    Всего в группе 37 дидактических игр.

    Дидактические пособия:

    модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания.

    Настольно-печатные и развивающие игры:

    «Мозаика», «Подбери узор», «Веселый паровозик», различные виды «Лото» (числа, геометрические фигуры, цветы, животные, времена года, овощи, фрукты, машины, продукты, игрушки и т.д.), «Большой – маленький», «Части целого», «Домашний уголок», «Соответствия», «Гусеница», «Фигуры», «Ассоциации» (времена года, спорт, фигуры и формы, цвета, величина, найди пару).

    Материалы для индивидуального развития:

    карточки, кубик-рубик, логические змейки, счеты, пазлы, лото, домино, счетные машинки, шашки, шахматы.

    Раскраски:

    «Рисуй по клеточкам», «Соедини по точкам» «Лабиринты», «Составь картинку», различные математические раскраски.

    Математические развлечения:

    загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.

    Литература для детей математического содержания:

    математические сказки, словесные задания.

    Картотека игр (с описанием), консультации для родителей.

    Демонстрационный материал:

    1)Часы (плоские, объемные, с цифрами, с двигающимися стрелками), песочные часы.

    2)Материал для ковролина: животные, дерево, цифры, фрукты, овощи, геометрические фигуры и т.д.

    3)Различные математические плакаты.

    4)Книги для детей по математике;

    Математический уголок мы показали

    Немного о себе мы рассказали.

    И будем в гости мы вас ждать,

    Нам есть еще, что показать!

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]