Беседа с родителями.рабочая программа
«Организация беседы с родителями».
Беседы воспитателя с родителями – наиболее доступная и распространённая форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребёнка, с другими членами семьи.
Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.
Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.
Особенности проведения бесед:
- Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
- Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей – существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей.
- Подчас воспитатель, дав родителям совет, сделав указание, замечание, считает, что побеседовал с родителями, но при этом осталось невыясненным, что думали по этому поводу сами родители: как они восприняли совет, замечание, как предполагают выполнить рекомендации педагога, что, по мнению отца или матери, явилось причиной отклонений в поведении ребёнка, что их затрудняет при воспитании того или иного навыка, умения, качества и т. п., т. е. беседы по существу не было.
- Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей.
Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, что бы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из ее участников этого не хочет. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать.
- Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
- Если беседа возникла стихийно (обычно в этом случае её инициаторами бывают родители) и педагог не может уделить отцу или матери необходимое внимание, он договаривается о специальной встрече с родителями в удобное для них время. На эту беседу могут быть приглашены и другие родители, для которых, по мнению воспитателя, участие в беседе на данную тему полезно. Но при этом необходимо учитывать: если вопросы, затрагиваемые в беседе, связаны с внутрисемейными отношениями, присутствие посторонних лиц нежелательно – обстановка беседы должна располагать к откровенности. И в том случае, когда беседа возникает по инициативе родителей, вызвана их вопросами, суждениями, предложениями, руководство беседой должен взять на себя воспитатель: он задает ей нужное направление, делает выводы.
- Если инициатором беседы является педагог, он заранее продумывает, с чего начнет её, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним. Договариваясь с родителями о времени беседы, педагог сообщает её тему и просит подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. Планируя тематику бесед, необходимо стремиться по возможности охватить все проблемные стороны воспитания детей.
Педагогическая беседа должны отвечать определенным требованиям:
- прежде всего, это их конкретность и содержательность, родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания детей
- беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим проблемам повышать чувство ответственности за воспитание детей.
- важное значение имеет живой характер беседы, доброжелательность, но дружеский тон, в котором ведется беседа, не исключает предъявления воспитателем необходимых требований.
Чтобы добиться контакта с родителями в процессе беседы вовлечь их в обсуждение, воспитателю необходимо предусмотреть ряд условий:
- Продумать место и время проведения беседы.
- Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.
- В процессе беседы ничто не должно отвлекать беседующих. Не должно быть посторонних лиц, присутствие которых может смущать родителей, хотя бывают случаи, когда воспитатель намеренно стремится привлечь внимание других родителей и вовлечь их в разговор.
- Беседу лучше начинать с более общих, нейтральных вопросов.
- Воспитатель всегда располагает фактами, положительно характеризующими ребенка. Эти факты обязательно надо применить в беседах, тогда, то отрицательное, что вынужден говорить о ребёнке воспитатель, родители воспринимают не так болезненно.
Безусловно, в последующих беседах воспитатель должен выяснить, как реализованы его советы родителями, что изменилось в воспитании ребёнка.
Используя беседу как средство получения информации о воспитании ребёнка в семье, педагог должен иметь в виду, что не всегда эта информация достаточно достоверна. Дело в том, что действительное поведение людей и их собственная оценка этого поведения могут не совпадать и даже вступать в противоречие, особенно когда даётся оценка семейным отношениям. Поэтому знания о характере воспитания ребёнка в семье, полученные в беседе, должны дополняться и уточняться при посещении семьи педагогом, его наблюдениями за взаимоотношениями родителей и ребёнка.
Материал для бесед с родителями дают педагогу наблюдения за ребёнком: за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с ребёнком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.
Доброжелательность педагога, обоснованность его оценок и выводов, которые он делает с позиции интересов ребёнка, вызывают у родителей желание откровенно высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями, рассказать о поведении ребёнка в семье.
Таким образом, беседа является средством установления контактов с родителями, изучения семейного воспитания ребёнка и влияния на характер этого воспитания.
Основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Основные требования к проведению беседы.
Подготовка к беседе:
- Определить цель беседы. Иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.
- Определить целевые вопросы, которые вы будете задавать. Распределите вопросы в порядке их значимости. Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.
- Определить вопросы, поддерживающие беседу. Исходя из потребностей, интересов собеседника.
Вступление в контакт с собеседником.
- Вопросы, поддерживающие беседу. Ставьте вопросы, интересующие собеседника, чтобы заинтересовать его.
- Не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания. Если вы увидите пассивность собеседника: вы начали с неудачного вопроса, у него нет настроения, взяли не тот тон, угодили в больное место – постарайтесь сразу исправить ошибку – будьте активно – внимательными.
Как правильно вести беседу.
- Как лучше ставить вопросы? Не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме). Вопросы должны быть краткими, понятными собеседнику.
- Слушать внимательно и доверительно. Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации.
- Дать возможность собеседнику высказаться. Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.
- Не прерывать высказывания собеседника. Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.
Основные моменты:
- Дайте собеседнику возможность выговориться.
- Выражайте Вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений (« Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)
- Резюмируйте наиболее важные высказывания.
- Не прерывайте собеседника.
- Не противоречьте.
- Задавайте вопросы.
Приемы взаимодействия с родителями.
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится работа с родителями. В общении неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
- Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество.
Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний не принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
- Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Индивидуальная консультация для родителей по проблеме социального и психологического развития
Индивидуальная консультация для родителей по проблеме социального и психологического развития
Протокол проведения индивидуальной консультации для родителей.
Тема: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка».
Цель: помочь родителям в преодолении застенчивости и неуверенности их ребенка
Задачи консультирования:
1.Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи воспитанника.
Способствовать формированию и родителей желание помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности
Подбор диагностического материала: анкета для родителей, личное наблюдение за ребенком, памятки (брошюры) для родителей.
Предварительная работа: наблюдение за ребенком.
Описание ребенка. Максим Иванов, 6 лет, старшая группа. Уровень физического и интеллектуального развития соответствует возрасту .
-Состав семьи, социальное положение. Семья полная, благополучная, два ребенка в семье. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Мать имеет высшее образование, работает провизором ,у отца высшее образование работает мастером .
-Основная проблема: застенчивость и неуверенность ребенка.
-Как эта проблема проявляется в поведении ребенка?
Максим боится отвечать на занятиях, хотя знает ответ. Когда с ней начинаешь общаться, она отвечает, но с ответами ей нужно помогать, подталкивать ее на общение . Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений. Хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере.
Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, — доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.
Вопросы для обсуждения:
— Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи дошкольника
— Пути преодоление застенчивости и неуверенности ребёнка дома и в детском саду.
Планирование групповых консультаций для родителей
Планирование групповых консультаций для родителей
Цель: помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей, средств и методов воспитания; ознакомление с общими закономерностями развития детей; повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение их навыкам общения, разрешение конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения.
Задачи: можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно.
• изменение психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности ребенка
• диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей
• широкое использование педагогических возможностей самих родителей (права и обязанности, интересы и возможности родителей)
• организация психолого-педагогической помощи семье
• использование активных форм общения с родителями, развивающие педагогические умения, навыки семейного общения, психолого-педагогическую зоркость.
Время проведения: 2 раза в месяц
Продолжительность:1-1,5 часа в вечернее время
Результативность: в результате анкетирование, специфическими эффектами является повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
Актуальность работы с родителями мы видим в том, что родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Бывает, что причины трудностей в общении кроются в позиции самих родителей. Некоторые из них допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять, а иногда просто не замечать их, свалить на влияние социума. Большое влияние на развитие ребенка имеет и стиль общения с родителями, факт принятия его в семье как личности способной на саморазвитие.
Перспективное планирование групповых консультаций для родителей
Месяц
проведения Участники Темы Цель Содержание
Сентябрь
Родители групп ясельного и мл. дошкольного возраста Адаптация ребенка к новым социальным условиям.
Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду. Познакомить родителей с процессом адаптации. Определение понятия «адаптации», уровней адаптации. Тест для родителей «Как адаптируется ваш ребенок». Виды помощи в процессе адаптации со стороны родителей.
Сентябрь
Родители всех возрастных групп Особенности и закономерности развития ребенка дошкольного возраста. Дать представление об особенностях развития детей по основным линиям развития. Особенности развития ребенка, составление портрета с помощью родителей. Тест рисунок для родителей «Я — ребенок, взрослый, родитель»; интерпретация теста.
Октябрь
Родители среднего и старшего возраста Проблемы детей — проблемы родителей.
Помощь родителям в решение проблем в обучение, развитие и общение с ребенком Рассматривание и обсуждение анонимных вопросов, обмен жизненным опытом, знакомство с психологической и педагогической литературой. Активное участие всех родителей
Ноябрь
Родители групп ясельного и мл. дошкольного возраста Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности. Знакомство родителей с психологией воспитания детей раннего возраста. Определить понятия капризности и упрямства Характеристика эмоционального развития ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, особенности протекания возрастных кризисов. Проявление упрямства и капризности в поведении, способы общения с ребенком в таких ситуациях, удовлетворение потребности в личностной реализации своего «Я»
Предложения родителей по вопросу составление портрета «идеальных родителей», сравнение себя с предложенным портретом
Декабрь Родители всех возрастных групп Взаимоотношения в семье. Знаете ли вы своего ребенка.
Определение взаимоотношений в кругу семьи; развитие представлений о своем ребенке, выработка нового стиля отношений Тестовая методика «Круг семьи». Определение взаимоотношений в семье, трудности, стиль общения, составление индивидуального портрета ребенка по
наблюдениям педагога и родителей
Познакомить с характеристикой эмоционального развития детей раннего возраста; нарушения в эмоциональном развитии, способы и методы коррекции нетрадиционными техниками Характеристика эмоционального развития в хронологическом порядке. Особенность возрастного периода от 0 до 1 года жизни, от 2-х до 3-х лет. Трудности в управляемости поведения в эти периоды. Методы коррекции, снятие негатива.
Январь
Родители средних и старших возрастных групп Как мы воспитываем своего ребенка (способы поощрения и наказания). Определение воспитательного потенциала родителей с помощью поощрений и наказаний.
Можно ли обойтись без наказаний. Практикум для родителей; «круглый стол»; обсуждение существующих поощрений и наказаний; причины тех или иных действий, источники их происхождения, плюсы и минусы каждого способа, влияние на личностное развитие ребенка. Решение проблемных ситуаций
Февраль
Родители средних и старших групп Детская агрессивность Факторы провоцирующие возникновение детской агрессивности. Особенности поведении и способы коррекции через организацию игровой ситуации. Влияние семьи на возникновение агрессивного поведения как способа защиты. Рассматривание конкретных педагогических ситуаций, случаев проявления агрессивного поведения по отношению к детям, взрослым, предметам. Коррекция агрессивного поведения, построение новых взаимоотношений, вытеснение агрессивных реакций через нетрадиционные техники.
Март
Родители всех возрастных групп Об особенностях психологического и социального развития Индивидуальные особенности развития ребенка. Составление портрета ребенка на основе наблюдения и психологического тестирования (по желанию родителей) Индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка. Индивидуальные возрастные особенности. Темпераментные особенности, свойства НС, характер, виды деятельностей и др.
Апрель
Диагностика готовности к школе, составляющие элементы. Самооценка ребенка, как важный элемент в школьной готовности. Знакомство с тестовыми методиками. Тестирование, виды тестовых методик, бесед при приеме ребенка в школу. Рекомендации по поводу бесед с учителем, направленности ребенка на обучение в школе. Обмен опытом между родителями.
Май
Родители всех возрастных групп Как развивать ребенка дома. Почему ребенку нужна игра. Знакомство с существующими образовательными программами, виды развивающих игра и их организация. Влияние домашнего развития на формирование личности ребенка. Родителям раздаются готовые карточки с существующими играми для детей разных возрастов для ознакомления и проигрывания в кругу родителей. Обсуждение влияние игр на развитие ребенка. Развитие познавательной и мыслительной деятельности, общения.