От автора
Цель этой книги – нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие, а задача – развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку: высокую духовность, доброту, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие, бережное отношение к природе, терпение, сострадание, мужество. Приобщать дошкольников к русской культуре и ее истории можно в форме беседы об устном народном творчестве, живописи, музыке или ознакомлении с бытом, обрядами и традициями русского народа.
В книге представлено более 150 подробных конспектов занятий с дошкольниками всех возрастных групп, составленные на основе произведений русского фольклора. Они помогут воспитателю не в назидательной, а в занимательной форме учить детей любить свой народ, свою родину, с уважением относиться к ее прошлому, любить друг друга и беречь родную природу.
Как появился город Мышкин? Как солдат Семен с французами воевал? Какими травами вылечить заболевшего воробушка? Как построить избушку для лисы? Можно ли сделать злую Бабу Ягу доброй старушкой, а ленивую Миликтрису Кирбитьевну научить трудиться? Всякий ли гость хозяевам в радость? И верно ли, что «добро не умрет, а зло пропадет»?
Об этом и многом другом расскажет вам и вашим воспитанникам эта книга.
В программе заложен годовой цикл занятий – по 36 для каждой возрастной группы детского сада, а также дополнительный – из 13 занятий творческой деятельностью детей подготовительной к школе группы. Занятия длятся от 20 до 30 мин. Хочется обратить внимание на дополнительный цикл занятий по художественному творчеству «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Он построен на едином сюжете и воспринимается детьми как одно целое. Занятия проводятся раз в неделю по 30 мин. Они достаточно объемны и предусматривают возможность довести их до конца в свободное время в течение недели. Такой подход избавляет от необходимости торопиться, приучает детей занимать трудом свой досуг. Иногда дети могут прийти в мастерскую просто для того, чтобы полюбоваться постепенно составляющимся макетом или помочь товарищу. Так поддерживается интерес к сюжету и к самой работе, что делает ее более радостной и созидательной. Плодами такой работы хочется считать не скопированную роспись, не особые успехи в рукоделии, а получение радости от труда, стремление создавать красоту, дарить ее окружающим, умение дружно трудиться, готовность прийти на помощь, ощущение, что усилия каждого – вклад в общее дело во имя добра.
Программа «Теплая избушка» апробирована в ДОУ 21 «Радуга» города Высоковска Московской области, создавалась в процессе практической работы с детьми. Приношу благодарность всем, кто поддерживал меня в этой работе, оказывал практическую помощь и во многом способствовал появлению этой программы. Отдельную благодарность хочется высказать моим дочерям, Надежде и Олесе.
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду
Проект «Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Духовный человек мыслит своими мыслями, а чувствует чужими чувствами… . (Л. Н. Толстой)
Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Издавна в отечественной педагогике воспитание тесным образом связывалось с развитием духовно — нравственной сфере создания человека мыслящего, добродетельного, милосердного, совестливого, верящего в возможность совершенствования мира и людей, честного, трудолюбивого, скромного, уважительного, а значит и ответственного. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям, формируется такие духовные начала, как любовь к родным и близким, чувство долга, стремление к добродетели, совестливость и справедливость. Формирование нравственных и этнических ценностей родной культуры с раннего детства – это самый единственный, а потому и самый верный способ воспитания нравственности духовности.
В содержание духовно-нравственного воспитания входят: • События в потоке времени: даты календаря, даты православного и земледельческого календаря, события в жизни семьи, города, края. • Судьбы людей в истории (близких ребенку, участников исторических событий). • Развитие народной культуры и цивилизации: декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, костюм, предметы быта, техника, вооружение. • Роль событий, людей, культуры, ценностей в жизни народа и страны. Цель воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка. Задачи образования: • Познавательные:
1. Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств. 2. Формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, сказку. 3. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа. 4. Познакомить с простейшими православными понятиями, связанных с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности в жизни культуре россиян. 5. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь. 6. Познакомить детей с традиционной кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины) . 7. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями (Рождество и Воскресение Иисуса Христа)
• Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа. 2. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым. 3. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
• Развивающие:
1. Развивать интеллектуальные способности детей; 2. Совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, структуру и правильность построения фраз; функции (диалоговую, описательную, повествовательную доказательную) ; 3. Развивать мышление: анализирующее, ассоциативное, диалектическое; 4. Развивать воображение: воспроизводящее, воссоздающее творческое; 5. Развивать эмоционально-волевую сферу: (культуру, духовный отклик) Дидактические средства: • Традиции, обряды народных праздников и быта россиян; • Былины, сказки, пословицы (фольклор) ; • Народные игрушки; • Предметы быта; • Предметы декоративно-прикладного искусства; • Книги: энциклопедии, буклеты, детская художественная литература по страницам истории; • Фотографии; • Репродукции, иллюстрации;; • Схемы, модели, символы (геральдика) ; • Видео, аудио продукция.
Методы работы с детьми: 1. Наглядные: показ наглядно – демонстрационного материала, экскурсии, наблюдения, проведение дидактических игр, просмотр видео материалов. 2. Словестные: Сообщение материала педагогом, чтение, литературных произведений, Загадывание загадок, разучивание стихов. 3. Практические: Организация продуктивной деятельности, игр различной направленности, праздников и развлечений, трудовой деятельности. Формы работы с родителями: • Диагностического характера: 1. Анкетирование. 2. « За круглым столом». • Информационно – методического характера: 1. Информационные стенды. 2. Тематические родительские собрания. 3. Индивидуальные консультации и беседы. 4. Открытые показы. 5. Изготовление папок – передвижек. • Культурно – массового характера: 1. Праздники и развлечения. 2. Выставки народно – прикладного творчества. С педагогами и сотрудниками ДОУ: 1. консультации; 2. педсоветы, семинары-практикумы; 3. экскурсии в Храм; 4. беседы, беседы-диспуты; 5. подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми; 6. анкетирование и тестирование; 7. подготовка и проведение занятий-утренников. На утренниках угощение традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д. Атмосфера игры и праздника, веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо. Нужно отметить, что во время воспитательно — образовательного процесса педагоги имеют прекрасную возможность формировать, и направлять нравственную составляющую детского характера. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Мамин день», «Сороки», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица) . Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Педагоги, родители, работники учреждений культуры знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение, с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, в Центральной России — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта. Взрослые знакомят детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Старшим дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков — извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя. Работа по нравственному воспитанию не заканчивается на занятии, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют сами друзей и близких, показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках. Зачастую есть необходимость и в предварительной работе с ребятами, особенно перед праздниками Рождества, Пасхи, Святителя Николая. Детям читают художественные произведения к празднику, учат с ними стихи, беседуют о семейных традициях Православного праздника. В заключении хочется отметить: данная концепция работы духовно-нравственного воспитания дошкольников позволяет: • Сформировать гармоничную духовно-здоровую личность ребенка. • Сформировать навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания. • Воспитать средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла
Рекомендуем посмотреть:
Конспект беседы в старшей группе о благотворительности и милосердии Проект «Лондон». Английский в детском саду Краткосрочный Новогодний проект для детей 5-7 лет. Санта Клаус и его друзья Краткосрочный информационно-познавательный проект «О лыжах» для детей старшей группы
Похожие статьи:
Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников