Занятие «Таинственный мир вулканов». Для детей 5–6 лет


Занятие «Про вулканы» для детей

В арсенале опытных педагогов есть множество способов привить дошкольнику любовь к науке. В их числе – работа в «детской лаборатории», проведение научных экспериментов, простых опытов. Самостоятельно экспериментируя с веществами и наблюдая физические явления, дети не только усваивают знания об окружающем мире. Они учатся мыслить нестандартно, исследовательски, а иногда могут удивить своей логикой.

Одна из интересных для детей тем о природе – вулканы. Удивительный мир этих природных явлений не оставит равнодушным ни одного ребенка. А практический опыт под руководством воспитателя приведет в восторг даже самых пассивных воспитанников.

Аудитория: дошкольники 5-6 лет

Реквизит:

  1. Слайды или плакаты об устройстве вулканов, книги про вулканы для детей, листы для рисования, карандаши, фломастеры, краски, кисти.
  2. Набор для проведения опыта (таз или глубокая чаша, банка или бутылочка, вода, картон, скотч, сода, уксус, средство для мытья посуды, пищевой краситель).

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с загадки про вулкан:

-Я бросаю камни, лаву,

Я – опасный великан!

Знаменит недоброй славой.

Как зовут меня? (Вулкан)

— Дети, сегодня мы с вами узнаем много интересного о вулканах, о том, из чего они состоят, как они спят, извергаются, изменяют природу вокруг себя. В нашей лаборатории мы проведем волшебный опыт и увидим, как из вулкана вытекает лава, а в конце занятия нас будет ждать викторина с вопросами про вулканы. Вы любите опыты и викторины? В конце занятия мы с вами еще и поиграем в игру «Вулканологи».

— Что такое вулкан? Может быть, кто – то уже знает?

Это большая природная гора с отверстием на вершине, из которого горячие потоки выливаются на поверхность земли.

— Откуда взялось такое название – Вулкан? У древнего народа – римлян – был Бог огня по имени Вулкан и жил он на острове Вулькано в стране, которая называется в настоящее время Италия. Бог Вулкан повелевал огнем и молниями, помогал кузнецам с помощью огня изготавливать предметы из железа.

Здесь воспитатель обращает внимание дошкольников на слайды или плакаты об устройстве вулканов.

— Из чего состоит вулкан? Мы с вами уже знаем, что вулкан – это большая гора. У нее есть отверстие – жерло, из которого вытекает горячая раскаленная порода – лава. Верх жерла называется кратер. Он расположен на самой макушке горы. А внизу под горой – вулканом есть огромная пещера с горячим веществом, которое называется магма.

— Почему извергаются вулканы? Магма накапливается в пещере, начинает бурлить, поднимается по жерлу наверх и через кратер выливается на землю, превращаясь в лаву. Вместе с магмой из вулкана вырываются наружу столбы дыма, вулканического пепла, летят горячие камни. Вся земля вокруг становится серой и безжизненной.

Физминутка «Извержение вулкана»

— Давайте с вами изобразим как извергается вулкан! Сядем все на корточки или на пол. Мы – магма в подземной пещере. Теперь начнем закипать и бурлить. Будем плескать руками по воздуху и пытаться вскочить. Так вулкан дрожит, готовится к извержению. А теперь пусть наш вулкан вырывается через жерло наружу. Дети подскакивают и тянут руки вверх. Магма вылилась из жерла через кратер и растеклась по земле, стала лавой.

Интересные факты о вулканах

— А теперь интересные факты о вулканах. Они бывают активные и спящие (потухшие). Активные вулканы – это те, которые извергались за последние 10 тысяч лет, и еще могут проснуться и извергать лаву. Спящие вулканы уже никогда не проснутся. Все вулканы изучают ученые – вулканологи, именно они делают прогнозы, что же будет дальше, извергнется вулкан или будет спать.

— Самый большой вулкан на планете, если считать высоту от уровня моря, – Охос-дель-Саладо. Его высота – 6887 метров. Он находится в Южной Америке и считается спящим, потухшим.

— Самый опасный вулкан расположен в Мексике, он называется Попокатепетль. Сможете повторить это слово? Вулканологи ждут, что он когда–нибудь проснется и извергнет лаву. Попокатепетль может погубить много людей.

— На Канарских островах есть вулкан, на котором построили ресторан, и прямо на огне вулкана люди готовят пищу! Поджаривают шашлык, рыбку и угощают гостей!

А теперь давайте попробуем сами устроить извержение вулкана!

Опыт в детской лаборатории

Воспитатель изготавливает макет вулкана заранее до занятия или в ходе занятия вместе с детьми.

На стол ставят таз или поддон. Это будет остров. Картон надо свернуть конусом, шов заклеить скотчем либо клеем. Кончик конуса – кратер срезать ножницами. Конус можно обмазать пластилином, так он будет похож на настоящий вулкан. На дно таза под конус надо поставить бутылочку, в нее всыпать столовую ложку соды, влить средство для мытья посуды (25 мл). Вокруг горы в таз можно насыпать камешки, песок, расставить фигурки животных. Так картина будет более реалистичной.

В кружечке развести пищевой краситель (можно красного или оранжевого цвета) с водой и вылить все в бутылочку под вулканом к другим ингредиентам. Так будет готова магма.

А теперь самое главное: вливаем в жерло вулкана уксус и наблюдаем извержение!

Здесь воспитателю надо быть внимательным, важно не пролить уксус мимо и не допустить, чтобы дети надышались этой жидкостью.

Смешиваясь с содой и средством для мытья посуды в бутылочке в основании вулкана, уксус создаст обильную пену из жерла, которая потечет по склону горы.

Если досыпать соду и доливать уксус, то извержение вулкана можно несколько раз повторить. Детям, несомненно, понравится зрелищный опыт.

После опыта желательно проветрить помещение.

Викторина

Викторина поможет маленьким исследователям закрепить полученные знания. Вопросы:

— Откуда взялось название «вулкан»?

— Каким ремесленникам помогал бог огня?

— Как называется горячее вещество в пещере под вулканом?

— Как называется длинное отверстие в вулкане, по которому поднимается магма?

— Что такое кратер?

— Во что превращается магма, которая вытекает из жерла вулкана?

— Какие бывают вулканы?

— Кто такие вулканологи?

— Как называется самый большой вулкан на планете? Такое трудное слово…

— Как называется самый опасный вулкан?

Игра «Вулканологи»

Самых активных участников викторины можно назначить учеными – вулканологами. Пусть это будут девочка и мальчик.

Теперь нужно выбрать 3 — 4 сильных мальчика, которые крепко возьмутся за руки и образуют жерло вулкана. Их задача – удерживать свои руки несмотря ни на что и не разрывать круг.

Вулканологам надо наполнить вулкан магмой. Для этого они зовут остальных участников в жерло. Девочка – вулканолог берет за ручки других девочек, приводит в круг – жерло вулкана. А мальчик – вулканолог приводит мальчиков, «вталкивая» их в жерло.

Круг – жерло стоит крепко, не разжимая руки. Детям будет очень весело залазить в круг и толпиться там, вулкан в это время уже бурлит, готовясь к взрыву.

Всех, кто не влез в жерло, можно назвать динозавриками, они бродят вокруг вулкана. Как только жерло переполнилось, вошли в круг все, кто смог, магма разорвала жерло – вулкан извергнулся, дети выскочили или вывалились на пол из круга. Это так весело!

Может быть теперь вулканологи сами выберут себе по помощнику и будут жерлом?

В конце занятия воспитатель предлагает детям рассматривать книги про вулканы для детей с иллюстрациями. На основании полученных знаний дети могут сами нарисовать вулкан, процесс его извержения, воспользовавшись листами бумаги, красками, фломастерами, карандашами.

Так из рисунков в детском саду получится почти настоящая научно – познавательная выставка про вулканы для детей.

Как происходит извержение

Типичный вулкан представляет собой холм с проходящей сквозь его толщу трубой, называемой жерлом вулкана. Это жерло поднимается из очага магмы. Когда в очаге создается высокое давление, вверх по жерлу устремляется и выбрасывается в воздух смесь магмы и твердых камней — лава. Это явление называется извержением вулкана. Иногда вместе с извержением выпадают дожди, которые, перемешиваясь с пеплом, превращаются в реки грязи. Лава расплавляет камни и уничтожает всё живое, а после извержения застывает в виде твердой корки. По мере накопления этих твердых слоев вулкан растет. Но не всегда извержение вулкана сопровождается потоком лавы, иногда обходится и без него.


Гора Килиманджаро — самая высокая точка Африки. Этот потухший вулкан со снежной вершиной выделяется на фоне окружающих его равнинных саванн

Типы вулканических построек

В общем виде вулканы подразделяются на линейные и центральные, однако это деление условно, так как большинство вулканов приурочены к линейным тектоническим нарушениям (разломам) в земной коре.

Линейные вулканы или вулканы трещинного типа, обладают протяжёнными подводящими каналами, связанными с глубоким расколом коры. Как правило, из таких трещин изливается базальтовая жидкая магма, которая растекаясь в стороны, образует крупные лавовые покровы. Вдоль трещин возникают пологие валы разбрызгивания, широкие плоские конусы, лавовые поля. Если магма имеет более кислый состав (более высокое содержание диоксида кремния в расплаве), образуются линейные экструзивные валы и массивы. Когда происходят взрывные извержения, то могут возникать эксплозивные рвы протяжённостью в десятки километров.

Формы вулканов центрального типа зависят от состава и вязкости магмы. Горячие и легкоподвижные базальтовые магмы создают обширные и плоские щитовые вулканы (Мауна-Лоа, Гавайские острова). Если вулкан периодически извергает то лаву, то пирокластический материал, возникает конусовидная слоистая постройка, стратовулкан. Склоны такого вулкана обычно покрыты глубокими радиальными оврагами — барранкосами. Вулканы центрального типа могут быть чисто лавовыми, либо образованными только вулканическими продуктами — вулканическими шлаками, туфами и т. п. образованиями, либо быть смешанными — стратовулканами.

Различают моногенные и полигенные вулканы. Первые возникли в результате однократного извержения, вторые — многократных извержений. Вязкая, кислая по составу, низкотемпературная магма, выдавливаясь из жерла, образует экструзивные купола (игла Монтань-Пеле, 1902 г.).

Кроме кальдер существуют и крупные отрицательные формы рельефа, связанные с прогибанием под воздействием веса извергнувшегося вулканического материала и дефицитом давления на глубине, возникшим при разгрузке магматического очага. Такие структуры называются вулканотектоническими впадинами,депрессиями. Вулканотектонические впадины распространены очень широко и часто сопровождают образование мощных толщ игнимбритов — вулканических пород кислого состава, имеющих различный генезис. Они бывают лавовыми или образованными спёкшимися или сваренными туфами. Для них характерны линзовидные обособления вулканического стекла, пемзы, лавы, называемых фьямме и туфовая или тофовидная структура основной массы. Как правило, крупные объёмы игнимбритов связаны с неглубоко залегающими магматическими очагами, сформировавшимися за счёт плавления и замещения вмещающих пород. Отрицательные формы рельефа , связанные с вулканами центрального типа, представлены кальдерами — крупными провалами округлой формы, диаметром в несколько километров.

Йеллоустонская кальдера


Строение Йеллоустонской кальдеры

Йеллоустонская кальдера — это один из самых крупных известных вулканов в мире, причем это не один вулкан, а целая система. Находится она в Северной Америке. Кальдерами называют большие, напоминающие кратеры котловины, образовавшиеся после обвала вершины давно заснувшего или потухшего вулкана. Размер гигантской Йеллоустон-ской кальдеры составляет около 55×72 км. Первое мощное извержение супервулкана произошло 2,1 млн лет назад, затем 1,3 млн и 640 000 лет назад. Сейчас здесь происходит от 1 до 20 землетрясений в день, однако они очень слабые — магнитудой не более 3 баллов.

Самые большие извержения

Извержение вулкана Тамбора, расположенного на индонезийском острове Сумбава, которое произошло в 1815 г., считается самым мощным в истории человечества. Взрыв вулкана был слышен на острове Суматра, то есть за 2 тыс. км от Тамборы! Из-за этой стихии погибло Более 70 тыс. человек.


Вновь отстроенный город Сен-Пьер рядом с действующим вулканом Мон-Пеле на Мартинике

Вулкан Мон-Пеле, расположенный в северной части острова Мартиника, внезапно проснулся утром 8 мая 1902 г. и раскаленной тучей из пелла и газа накрыл Близлежащий город Сен-Пьер. В результате извержения погибло около 30 тыс. человек.

Вулкан Невадо-дель-Руис, находящийся на территории Колумбии не раз преподносил жителям Близлежащих населенных пунктов неприятные сюрпризы в виде извержений. Однако 13 ноября 1985 г. вулкан разбушевался не на шутку. Он произвел мощнейший выброс горящих пород, которые растопили ледники и вызвали грязевые потоки. Те, в свою очередь, уничтожили город Армеро, стоявший в 46 км от источника извержения. В результате стихии погибло около 25 тыс. человек.


Руины города Помпей. Практически к все жители городов Помпеи и Геркуланум погибли в результате ужасного извержения вулкана Везувий,произошедшего 24 августа 79 г. н. э.

Гейзеры

Вокруг вулканов, даже давно уснувших, нередко возникают горячие источники. Если под землей есть полость, где подземные воды скапливаются и нагреваются, образуется гейзер — источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100 °С. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.

В парке Йеллоустон в США есть Лолина гейзеров, в которой их насчитывается волее 3000. Знаменитый гейзер Вье Фидель почти каждый час выбрасывает горячий водяной СТОЛБ высотой 50 м. А гейзер Гигант фонтанирует в течение 7 минут через разные промежутки времени и достигает высоты 61 м.

Поделиться ссылкой

Классификация и строение

Все вулканы по характеру активности бывают действующими, спящими и потухшими. А по местонахождению – наземными, подводными и подледниковыми.

Чтобы понять, как образуется вулкан, необходимо сначала подробно рассмотреть его строение. Каждый вулкан состоит из следующих элементов:

  1. Жерло (главный канал по центру геологического образования).
  2. Дайка (канал с извергшейся лавой).
  3. Кратер (крупное отверстие сверху в виде чаши).
  4. Вулканическая бомба (затвердевшие куски извергшейся магмы).
  5. Вулканическая камера (участок под поверхностью земли, где концентрируется магма).
  6. Конус (так называемая «гора», образованная за счет извергшихся лавы, пепла).

Несмотря на то что вулкан выглядит как огромная гора, его подземная часть намного больше той, что находится на поверхности. Кратеры нередко заполняются водой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]