Конспект по развитию культурно – гигиенических навыков в средней группе. Самообслуживание. Тема: «Обучение умыванию»план-конспект занятия (средняя группа) на тему


Стремление к самостоятельности и активности детей сред­него дошкольного возраста позволяет не только развивать у них чувство уверенности в собственных силах при выполнении про­стейших процессов самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и пр.), но и включать детей в несложный хозяйст­венно-бытовой труд семьи и детского сада (сервировка стола, мытье игрушек и чайной посуды, вытирание пыли, стирка ку­кольной одежды и мелких детских вещей и пр.). Задача педа­гога — учить ребенка выполнять трудовые процессы целостно (от постановки цели до получения результата и уборки рабочего места), осваивать рациональные способы трудовых действий, самостоятельно контролировать качество результатов труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто и т.д.). Именно целост­ное освоение трудового процесса и способность получить ре­зультат дают возможность ребенку стать действенным субъектом посильной ему трудовой деятельности, почувствовать свою уме­лость, самоутвердиться, вызывают желание взять на себя по­вседневные трудовые обязанности, освобождая от них взрослых (уборка игрового уголка, дежурство по столовой и пр.). Освое­ние позиции субъекта детского труда — главное педагогическое условие для вхождения ребенка в реальные трудовые связи с близкими. Введение в этом возрасте дежурств, длительных трудовых поручений, коллективного труда важно для становле­ния отношений со взрослыми и сверстниками, воспитания эмо­циональной отзывчивости, сопереживания, добросовестности, ответственности, товарищества и других личностных качеств.

Представления, познавательные, речевые, трудовые и игро­вые умения. В ходе собственной трудовой деятельности вычле­нять цель, предмет труда, трудовые действия, результат в само­обслуживании и хозяйственно-бытовом труде, правильно назы­вая их. Уметь устанавливать последовательность в конкретных процессах хозяйственно-бытового труда.

Переносить представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых на собственную деятельность, выполняя посильные трудовые процессы (сервировка стола; мытье посуды, баночек из-под краски; вытирание пыли; стирка кукольной одежды, мелких детских вещей и пр.).

Проявлять самостоятельность в самообслуживании (умение пользоваться туалетом, тщательно умываться, пользоваться всеми столовыми приборами, одеваться и раздеваться; умение следить за своим внешним видом, устраняя неполадки с не­большой помощью взрослого).

Освоить некоторые специальные трудовые умения: правиль­но и симметрично расставлять столовые приборы; наливать до­статочное количество воды; намыливать; тереть губкой (тряпоч­кой), оттирая грязь; споласкивать; выжимать; тереть ткань о ткань при стирке, развешивать для просушки и т.д.

Отражать процессы самообслуживания и хозяйственно-бы­тового труда в играх на бытовую тематику.

Отношение к труду. Испытывать радость от участия в труде, от оказанной взрослому помощи. Проявлять добросовестность, ответственность, активность, инициативность в труде. Быть уве­ренным в своих способностях. Стремиться помочь товарищу, радоваться его успехам; бережно относиться к результатам чу­жого труда; уважать умелость и самостоятельность другого че­ловека.

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок не уверен в себе; стремление к самостоя­тельности в самообслуживании не выражено. В хозяйственно-бытовом труде требуется помощь советами и указаниями по подготовке к работе и выполнению трудовых действий.

Средний. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, без напоминаний следит за своим внешним видом. В хозяйствен­но-бытовом труде требуется помощь, самоконтроль недостато­чен. Ребенок ярко проявляет эмоции по поводу успехов и не­удач в труде, стремится научиться, стать умелым, войти в ре­альные трудовые связи с близкими. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

Высокий. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий, его труд результативен. Ребенка отличают быстрота, точность, слаженность трудовых действий, самоконтроль. Иног­да он выступает в роли организатора в коллективных формах трудовой деятельности. Стремится к выполнению трудовых обя­занностей, охотно входит в реальные трудовые связи со взрос­лыми и сверстниками дома и в детском саду, способен к де­ловому сотрудничеству, проявляет внимание и заботу к детям, уважение к старшим.

Самообслуживание у детей средней группы

Привлечение детей к оказанию помощи своим сверстникам имеет успех лишь в том случае, если первые заранее знают, в каком виде эту помощь можно оказать, и владеют этими умениями. Если ребенок, например, не умеет застегнуть туфлю себе, он не сможет этого сделать и другому. Таким образом, залогом успешного подключения ребенка в помощники другому, является самообслуживание. Ребенок, действия которого закреплены, умения выработаны, с большим желанием, интересом дает согласие прийти на помощь другому . Вместе с тем практика показывает, что дети, даже владея навыками одевания, раздевания, не могут иногда применить усвоенный способ действий по отношению к сверстнику. Дети начинают теряться, чувствуют себя неуверенно, обращаются за помощью к воспитателю. Это объясняется тем, что ребята не научили переносу своих навыков в другие условия, ситуации. Поэтому перед воспитателем стоит задача первое время, привлекая детей к оказанию помощи, напоминать (а может быть, показать и объяснить), что и как надо сделать. Это вселяет в них уверенность в свои силы, убеждать в умении. Примерно во втором полугодии воспитатель все чаще ограничивает общими напоминаниями: » Сделай все так, как ты делаешь это для себя, чтобы было аккуратно, правильно, красиво». Систематическая работа по включению детей в помощь друг другу оказывает положительное влияние на формирование умения приходит на помощь и без постоянно повторяющихся требований воспитателя, самостоятельно. К концу пятого года жизни дети не просто стремятся выполнить задание взрослого помочь кому-то, но и пытаются » научить » опекаемого, как и какие действия нужно произвести. Форма оказания помощи становится более высокой: помимо непосредственных практических действий, все чаще появляются элементы обучения. При закреплении у детей навыков самообслуживания воспитатель все чаще обращается к их сознанию. Он указывает детям на постоянные обязанности в этом виде труда, объясняется, почему надо их выполнять, показывает их значимость для окружающих. Иногда у детей к 5 годам можно наблюдать снижение интереса к труду по самообслуживанию. Это вызывается простотой и однообразием действий, частой повторяемостью деятельности (одевание, уборка игрушек, еда и пр.), а также недостаточно сформированными у ребенка на предыдущей ступени навыков самостоятельности, опрятности и чистоты. Поэтому необходимо заинтересовывать их разнообразием этого труда, создать определенную эмоциональную атмосферу. Таким образом, закрепление навыков самообслуживания, превращения их в привычки, а вместе с тем условием формирования самостоятельности в бытовой деятельности является поддержание интереса к ней. Этому содействуют те эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при раздевании, одевании. Вот почему и на данной возрастной ступени так необходимы поощрения и объективная оценка его деятельности. Возникновению положительно-эмоционального состояния в деятельности самообслуживания способствует и то, что воспитатель доводит до сознания детей, что хорошо в их поведении, подчеркивая значимость самостоятельной деятельности для другого и для группы детей в целом. Воспитатель говорит: «Посмотрите, как сегодня быстро оделись Ваня и Саша. Им Света, Соня помогали. А теперь все дружно поиграем». Анализ результатов труда, объективная их оценка становится эффективным методом воспитания детей, если воспитатель стремится укрепить у них желание выполнять свои обязанности лучше, быстрее, вовремя. Взрослый постепенно учит ребят самих оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки. Воспитанию у детей средней группы самооценки помогает вся атмосфера жизни в группе сверстников. Если кто-то из ребят допустил неправильное отношение к своим обязанностям ( плохо убрал постель, долго не одевался и задержал детей на музыкальное занятие), воспитатель вместе с товарищами осуждает его. По-прежнему дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится для ребят авторитетом. Они в точности повторяют его действия, подражают даже в мелочах. Важно, чтобы дети чувствовали в тоне взрослых обязательность выполнения их требований. В этом возрасте от ребят уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких.

Конспект на тему Самообслуживаниев средней группе

Конспект занятий по организации самообслуживания для средней группы

Цель: -учить детей соблюдать порядок в игровой комнате, спальне, раздевалке; своевременно и сразу убирать каждую вещь на свое место, помогать взрослым и сверстникам в х/б труде.

-развивать умения и навыки самостоятельно и с помощью взрослых и сверстников поддерживать и наводить порядок в группе

-воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда: умение и желание ценить свой и чужой труд.

Оборудование: предметы быта и предметные картинки, игрушка Домовенок.

Ход занятия

Воспитатель накануне читает детям рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша» и проводит беседу по его содержанию:

-О ком рассказ? Кто будил Машу в д/с?

-Почему однажды Маша опоздала в д/с?

</ -Почему она не смогла найти свои вещи сразу? Где лежали чулки? Где она нашла туфли? Куда было заброшено платье? Где она встретила детей в д/с? Кто виноват, что Маша опоздала?

Воспитатель: -кто следит за порядком в доме?

— как вы помогаете маме в этом?

-кто следит за порядком в группе?

-вы помогаете в этом взрослым? Как?

Дети: убираем игрушки на место, одежду вешаем в шкафчик, перед сном на стульчик, обувь ставим на полку, накрываем на стол, убираем бокалы со стола после еды.

Воспитатель: Молодцы, все внимательны и помогают поддерживать порядок в группе.

Мы сейчас отправимся на экскурсию по группе и посмотрим все ли вещи лежат на месте. Если кто-то не убрал игрушку на место, то игрушки могут обижаться и прятаться от вас.

Воспитатель: подходит к спортивному уголку, и просит детей назвать, чего не хватает.

Дети: кеглей и мяча.

Воспитатель: подходит с детьми к музыкальному уголку и просит назвать, чего не хватает?

Дети: корзинки с погремушками

-в уголке изодеятельности — раскрасок.

Воспитатель: вот видите дети многие вещи попрятались. Но я подскажувам, кто поможет их отыскать.

Вы этого героя знаете. Это Домовенок, он живет в каждом доме и все знает, что в нем происходит. Воспитатель показывает детям Домовенка и обращает внимание на его внешность, и говорит, что он добрый, внимательный, заботливый и в руках у него мешок, вкотором могут быть пропавшие игрушки.

Домовенок хочет с вами поиграть Д/и.

«Чудесный мешочек»

Воспитатель вызывает по одному ребенку и просит достать любую вещь из мешка. Ребенок достает предмет называет его и относит на место. После игры воспитатель беседует с детьми:

-почему каждая вещь должна лежать на своем месте?

Дети: чтобы не тратить время на ее поиски и сразу можно было ее взять.

Воспитатель: кто должен следить за порядком?

Дети: взрослые и дети.

Воспитатель: вы знаете, где должны находится каждая из вещей. Но в каждой группе и дома много мелких предметов и они тоже должны иметь свое место. Домовенок предлагает поиграть д/и «Каждой веще свое место»

На столе много мелких предметов (швейные принадлежности, карандаши, ленты, заколки, резинки, украшения для кукол) и (шкатулки, коробочки, корзиночки, стаканчики) .

Воспитатель с Домовенком просит поочередно из вызванных детей найти место для каждого предмета. После игры Домовенок награждает детей звездочками за помощь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]