Конспект занятия по художественному творчеству в первой младшей группе «Украсим дом»


Предварительный просмотр:

Тема: «Чудо – кисточка танцует». Рисование.

Работа гуашевыми красками.

Цели: — Продолжать знакомить с художественным материалом – «гуашью», и знакомить с художественными инструментом – «кисть», новыми цветами. Показать, как правильно работать ими.

— Развитие творческого воображения, образного восприятия, фантазии.

-воспитанности, аккуратности, бережное отношение к художественным принадлежностям, вызывать положительное эмоциональное отношение к результатам деятельности

Техника исполнения: Рисование кисточкой.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный. Две кисточки разных размеров в кокетливых юбочках. Рисунки детей старших по возрасту. Игрушка белка с пушистым хвостом.

Разлаточный. Бумага А-4, гуашь 12 цветов, баночка с водой, кисти, салфетка

Предварительная работа: рассматривание картин, картинок с художественными инструментами. Беседа о них. Чтение сказки о «волшебной кисточке».

Звучит веселая музыка, такая чтобы ножки хотели пуститься в пляс. Появляются две кисточки: одна маленькая, другая побольше в кокетливых юбочках.

В. Мы кисточки-сестрички

Мы любим танцевать

И в группы к вам пришли мы

Мы очень любим красить

И оставлять следы.

Необычайной красоты (музыка убирается)

(В руках у В. 2 кисточки, танцующие, делающие плавные движения)

В. Кисточки останавливаются и осматриваются

В. Мы пришли к вам в гости. Ой сколько много у вас игрушек. У вас есть любимые игрушки? Да кукла, мячик, ежик и т.д.

В. Хотите сегодня вместе с нами рисовать?

В. Давайте познакомимся поближе с нашими новыми друзьями. какие красивые у них прически. Они сделаны из шерстинок, которые дала белочка из своего хвостика. У них очень пушистые хвостики. и показывает хвост у белочки). Потрогайте, какие мы мягкие пушисты.

(Сухой кистью тронуть ладошку каждого ребенка)

В. детки, мы такие мягкие, пушистые, тоненькие. Если вы будете грубо нажимать на кисть, нам будет очень больно и ворсинки наши вылезут. Рисовать надо аккуратно, не давить на кисть (показать как нужно плавно и мягко проводить линии, завитушки, сделать спиральку, направлять кисть то в одну, то в другую сторону)

В. А еще у наших чудо-кисточек есть блестящий ободок, за который нужно держать кисть. (Вот так. Возьмите кисточки, покажите, рассмотрите ее).

Есть деревянная палочка, на которой держится ободок. Когда вы опускаете нас в краску, нужно макать только кончик кисточки, чтобы краска не попала нам в глазки.

(Показ В. Как нужно обмакивать кисточку. Как полоскать и промакивать кисть, чтобы не было лишней, иначе краска потечет)

Давайте попробуем. Возьмите краски, это гуашь. Вам знакомы уже эти цвета. Вспомним их.

Д. Красный, синий, зеленый, желтый, черный, коричневый

В. Смотрите, здесь еще есть цвета. Подвигайте листочки, беpите старшую кисточку-сестричку. Она такая быстрая, рисует и горы, и солнце, и речку, и полянку. Только не путайте цвета, промывайте кисточку солнце и убирайте лишнюю воду салфеткой. Рисуем

B. A младшая сестричка очень аккуратная. Она любит рисовать все маленькое, не спеша: лучики, камешки, песочек, бабочку, травку. Вот такие дружные сестрички, какой красивый танец они станцевали. Сначала одна, потом другая, они всегда вместе.

В. А вы ребята дружные? Уважаете друг друга? Помогаете руг другу?

В. Рисуем. Много краски не набирайте, ободок не пачкайте, а то наши кисточки сестрички обидятся на вас. Будьте аккуратны

В. После того, как вы нарисовали нужно промыть кисточку в водичке и промокнуть о салфетку. Теперь макайте в другой цвет. Махнула кисточка хвостиком, дорожка стала, махнула еще, речка потекла, а если только коснуться листочка, точечка стала, если чуть посильнее надавить, пятнышко появилось. Действительно чудо-кисточки.

(Дети оставляют на всем листе, пятнышки, полоски, точечки, кто что хочет, как умеют и что умеют. А может у них получится сюжет. Ни в коем случае не вмешивайтесь в процесс рисования. Пусть это будет творческая работа, эта обстановка помогает освоить различные приемы работы кистью)

В. Белочка смотрит, как вы рисуете и она и ваши очень довольна. И ваши любимые игрушки тоже наблюдали за вами. У вас получились красивые, красочные, яркие рисунки.

Выставка творческих работ.

Рисование. «Кисточка шагает: топ-топ-топ»

Задачи.Познакомить детей с новыми материалами (красками, кисточками). Учить правилам пользования красками: аккуратно на­бирать краску на кисточку, рисовать на листе бумаги; держать кис­точку в правой руке. Побуждать детей к экспериментированию с цветом, ритмично наносить мазки в разных частях листа бумаги.

Материалы.Краска гуашь красного цвета, кисти № 8—10, ли­сты белой бумаги альбомного формата.

Предварительная работа.Рассматривание с детьми иллюстра­ций, рисование воспитателем на бумаге простейших форм, линий, мазков.

Содержаниезанятия. Воспитатель напоминает детям, что вна­чале они учились рисовать цветными карандашами. «А теперь, — говорит она, — будем учиться рисовать красками. Посмотрите: в баночке краска красного цвета, какая она красивая, яркая. Ри-

совать надо кисточкой (показывает ее детям). Кисточка на конце палочки мягкая (каждому ребенку проводит по ладошке ворсом кисточки). Сейчас я покажу, как надо рисовать. Вначале окунаем кисточку в краску, о край баночки отжимаем лишнюю краску и рисуем на бумаге (проводит широкую линию), получилась „до­рожка»». Затем прикладывает кисть плашмя к листу бумаги: «Топ-топ-топ — кисточка шагает», совершает круговые движения кистью: кисточка «танцует». После этого воспитатель рисует круг и много палочек вокруг, получилось солнышко. «Вот такая чудесная кисточ­ка, все умеет рисовать. А теперь, ребята, вы сами возьмите кисточ­ку в правую руку и попробуйте рисовать красками на бумаге».

Воспитатель дает каждому ребенку кисточку, показывает, как ее надо держать в правой руке, и предлагает взять немного краски и рисовать на бумаге. В процессе рисования воспитатель следит, чтобы дети не пачкали одежду, аккуратно набирали краску на ворс. Поощряет стремление к экспериментированию краской, рисова­нию в разных частях листа, закрашиванию его поверхности.

В конце занятия собирает кисточки, а рисунки раскладывает на отдельном столе и предлагает детям их рассмотреть. Вместе с деть­ми находит сходство с предметами: «Вот красное солнышко, а это — цветок, жучки, дорожки и т.д.». Поощряет стремление де­тей называть возникшие изображения. Дети рассматривают рабо­ты, воспитатель просит их найти свой рисунок.

Действия с предметами. «Собираем пирамидку»

Задачи.Учить собирать пирамидку из 3-4 (5) колец одного цвета, последовательно уменьшающихся в размерах, развивать более тонкую дифференциацию при подборе предметов в порядке их уменьшения, упражнять в точном попадании отверстием кольца на стержень.

Материалы.Одноцветная пирамидка из 3-4 (5) колец на каж­дого ребенка.

Содержание занятия.Педагог ставит перед каждым малышом собранную пирамидку (размер колец уменьшается) и предлагает ее разобрать: вначале положить на середину стола крышечки, затем кольца.

«Покажите мне самое большое кольцо!» — говорит взрослый и предлагает нанизать его на стержень (показывает, как это делать на своей пирамидке, помогает ошибающимся детям). Затем из

оставшихся колец дети вновь выбирают самое большое и нанизы­вают его на стержень.

Так собирается вся пирамидка — от самого большого до само­го маленького кольца. Пирамидка закрывается крышечкой, отодви­гается на середину стола. Воспитатель обращает внимание на то, что работа выполнена.

Затем предлагает разобрать пирамидку и выложить все кольца в ряд (от самого большого до самого маленького) и затем после­довательно нанизать их на стержень.

Речь. «Ты, собачка, не лай»

Задачи.Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь пони­маемых глаголов и существительных, обозначающих части тела. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Создавать условия для инициативных высказываний.

1 Материалы.Игрушки: собачки, утки. Тазик с водой.

Содержание занятия.Воспитатель усаживает детей в игровом уголке полукругом. Обращается к ним: — Загадаю вам загадку о собачке:

Гладишь — ласкается, Дразнишь — кусается.

Предлагает детям встать и поискать собачку (игрушку заранее выставляют на видном месте). Если дети найдут несколько игру­шечных собак, воспитатель хвалит их.

Разыгрывается сценка знакомства.

«Ав-ав! Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зо­вут Филя. А как зовут вас?» — говорит воспитатель. (Воспитатель подносит игрушку к отдельным детям, побуждая назвать свое имя и погладить игрушку.)

Далее педагог обращается к детям с предложением: «Собачка очень любит, когда ее хвалят. Давайте, ее похвалим. Ушки у Фили торчком. Хвост лохматенький. (Предлагает детям погладить уши, хвост.) Покажите, где у собачки ушки? Где хвостик? (Подносит иг-РУшку к отдельным детям и побуждает ответить на вопрос действи-ем.) Как она голос подает? (Вместе с детьми: ав-ав!) Что умеет де­лать собачка?» (Воспитатель демонстрирует действия собаки: лает, прыгает, бегает, лежит, шевелит хвостом. Побуждает детей поиграть

с собачкой: попрыгать, потанцевать, похлопать.) Воспитатель об­ращается к собачке: «Ты, собачка, не лай, наших уток не пугай!»

— Давайте посмотрим, где наши утки? — сюрпризно выставляет на стол тазик с водой и плавающих в нем уток. Побуждает кого-нибудь из детей взять в руки собачку и произнести слова: «Ты, собачка, не лай, наших уток не пугай!».

Собачку передают другому ребенку. Побуждают полаять, как собачка. Повторяют слова хором 3-4 раза.

Игрушки оставляются в свободное пользование детей, провоци­руя инициативные высказывания, эмоциональные звуки.

Лепка.«Зернышки для птичек»

Задачи.Вызывать у детей эмоциональный отклик, желание проявить заботу о птицах. Учить детей лепить из пластилина, от­рывая маленькие комочки от целого куска, раскатывать в ладонях круговыми движениями рук; лепить на клееночке, аккуратно пользоваться пластилином, не разбрасывать его на столе. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Предварительная работа.Наблюдение на прогулке за птицами, клюющими зернышки, рассматривание иллюстраций с изображе­нием птиц, пение песенок про птиц.

Материалы.Коробка цветного пластилина, клееночки, игруш­ка птичка, салфетки для рук.

Содержание занятия.Воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе с наступлением холодов, птичкам стало тоже холодно, о них надо заботиться, кормить их зернышками.

Воспитатель показывает детям игрушку птичку: «Ребята, к нам прилетела птичка, — говорит воспитатель и выразительно добав­ляет:

Маленькая птичка прилетела к нам. Маленькой птичке зернышек я дам».

Воспитатель подходит к каждому ребенку и предлагает ему погла­дить птичку по голове, спинке: «Вот какая птичка, у нее круглая го­ловка, клюв, хвостик. Для птички мы слепим много зернышек. Для этого надо взять кусочек пластилина и отрывать маленькие комочки, покатать их в ладонях». Воспитатель показывает процесс лепки и пред­лагает каждому ребенку юять комочек и слепить много зернышек.

Дети начинают лепить. Воспитатель помогает тем, кто затруд­няется выбрать цветные комочки пластилина и раскатать их в ла­донях. В процессе лепки он вновь повторяет выразительные сло­ва про птичку, создавая тем самым эмоциональную атмосферу на занятии. Затем говорит: «Птичка очень рада, что дети слепили для нее много зернышек. Теперь птичке не надо боятся холодов. Дети будут о ней заботиться и кормить вкусными зернышками».

В конце занятия воспитатель просит детей вместе с ней повто­рить:

Маленькая птичка прилетела к нам. Маленькой птичке зернышек я дам.

А вылепленные зернышки каждый ребенок приносит и кладет на тарелочку, чтобы птичка могла их поклевать. После лепки дети вытирают руки салфеткой.

Затем воспитатель предлагает детям поиграть, «полетать», как птички, присесть, постучать пальчиками по полу (как будто клю­ют зернышки). Игра повторяется 2—3 раза.

Организация детской игры

Педагог продолжает знакомить детей с игрой по сюжетам, про­диктованным содержанием занятий и личным опытом детей. В иг­ру вводится игрушка Петушок, дети рассматривают его, гладят, слушают, как он «поет» (за него кукарекает педагог), пытаются подражать его пению. Воспитатель предлагает детям поиграть, как будто они — петушки, поклевать воображаемые зернышки, похло­пать крылышками. Желающие играют игрушечными петушками, курочками, цыплятами. Воспитатель активно поддерживает в де-

тях эмоциональный настрой, участвует в игре, поет песенки и по­тешки. На участке Петушка кормят не только зернышками, ему можно испечь и куличик; кукарекать он может, забравшись на «за­бор» — скамейку, и т.д. Другие игрушки, которых уже брали на прогулку, могут показать ему горку, песочницу, деревья, поиграть вместе. Детей следует побуждать к общению: «Саша, покажи Пе­тушку песочницу! Маша, а твоя куколка пусть испечет ему пиро­жок!» и т.д.

В группе тоже можно играть в подобные игры. Воспитатель приглашает «в гости» одного или нескольких детей, кроме них гостями могут быть куклы, зверюшки. Заранее накрывается стол, а когда дети включаются в игру, оказывается, что каких-то прибо­ров, чашек, ложек кому-то не хватило. Воспитатель просит детей помочь, принести ложечку, налить «понарошку» чайку и т.д. При этом учитывается уровень развития игрового воображения детей: один может в этом возрасте использовать только реальные пред­меты, другой уже владеет условными действиями, а кое-кто и сло­вом.

В игру вводятся специальные ситуации: Мишка пролил чай, надо вытереть стол; кукла Маша уронила ложечку, ее надо поднять и помыть; чайник остыл, его надо снова подогреть (включить или «погреть» на плите). В совместной игре дети, не владеющие речью и имеющие затруднения в общении, начинают подражать действи­ям «умелых» детей, те, кто еще побаивается сверстников, чувству­ют себя более спокойно, когда вместе с ними играет и воспитатель.

СЕНТЯБРЬ. 4 НЕДЕЛЯПланирование работы

Направленность педагогической работы. Впроцессе наблюде­ний дети будут продолжать знакомиться на эмоциональной осно­ве с осенними явлениями (листопад, осенние листочки) и обога­щать свои впечатления в рисовании красками, слушании песенки, образных движениях на физкультурных занятиях. Особое внима­ние будет уделяться поддержанию интереса к детскому саду, ин­дивидуальному подходу к детям, которые трудно переживают пе­риод адаптации. Будет продолжаться работа по формированию культурно-гигиенических навыков, развитию предметно-орудийных действий, сюжетного конструирования, совершенствованию арти­куляционного аппарата детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]