Занятие по экологии в старшей группе детского сада «Путешествие в музей природы» (зима)
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14» комбинированного вида
Занятие по экологии в старшей группе детского сада «Путешествие в музей природы» (зима)
Выполнила:Мингалева Надежда Ивановна ,
воспитатель
Г.Усть-Катав,2021 год
Цель:
обучать способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Задачи:
Образовательные:
— обобщить и систематизировать знания детей о признаках зимы;
— расширить представление детей о зиме, явлениях природы;
— совершенствовать умение грамматически правильно строить свои высказывания;
— продолжать формировать у детей умение выполнения простых опытов;
— формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
Развивающие:
— развивать умение употреблять сложное предложение с союзом потому что;
— продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
— развивать общеречевые навыки (четкость дикции, правильное звукопроизношение)
— развивать концентрацию внимания на 1-2 предметах(сравнение, рассказ о происходящем явлении)
Воспитательные:
— воспитывать доброе, бережное отношение к природе, закладывать основы экологического воспитания;
— учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма.
Оборудование:
Звукозапись фортепианной миниатюры “Утро” С. Прокофьева
, предметные картинки с изображением зимы, конверт с разрезными буквами, ноутбук, лёд, солёный лёд, замороженное растительное масло, проектор, звуковое письмо, слайд с зашифрованными животными, сопроводительная презентация
Ход занятия
В.
Давайте встанем в круг и вспомним игру (дети встают в круг, берутся за руки), “В этот день и в этот час все получиться у нас”.
Интересная игра будет сегодня у нас, К ней готовился каждый из вас. Собирайся детвора, Путешествовать пора.
В.
Вам интересно, куда же мы сегодня отправимся в путешествие? Мне тоже. А для того, что бы узнать маршрут нужно выполнить задание.
Среди букв находятся два нужных слова, отыщите их.
А Ф М У З Е Й Б У С
Ы И Т О Д Э Ф С Щ У
Й В Р Д Ц М Х Ж Г Э
П Р И Р О Д Ы О Е Р
М Т П А Ф Э Л Р О Т
В
. Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?
Д.
В музей природы.
В.
Совершенно верно, а вы согласны?
О том в какой именно зал мы отправимся, вам помогут догадаться загадки.Сообразите, о чем идет речь.
Он вошел – никто не видел, Он сказал – никто не слышал Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес………(мороз).
В.
Объясни, почему ты так думаешь?
В белом бархате деревья — И заборы и деревья. А как ветер нападет, Этот бархат опадет………(иней).
В.
Почему ты считаешь, что это иней?
Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту ………..(снег).
В
. Объясни, почему это снег?
Тройка, тройка прилетела Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит девица, Белокоса, белолица Как махнула рукавом, Все покрылось серебром, Поспешила к нам сама Белоснежная……….(зима).
Молодцы! Конечно, наш путь лежит в Зимний зал музея природы.
(Дети проходят и садятся на стулья, на экране слайд с зимнем пейзажем
).
В
. Ребята, тише! Иначе вы не сможете услышать прекрасные звуки зимы.
(звучит музыка – фортепианная миниатюра “Утро” С. Прокофьева
).
В
. Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?
Д
. Ветер дует, деревья скрипят, трещат от мороза, птички щебечут, голоса животных, скрип снега.
В.
Какими словами можно охарактеризовать зимний воздух?
Д
. Холодный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный.
В
. Как вы думаете, о чем ведут разговор зимой птицы?
Д
. Холодно, скорей бы весна, нужно выводить птенцов, очень ветрено.
В.
Какой бывает зимний ветер?
Д.
Сильный, студеный, тихий, жесткий, колючий.
Физминутка
.
— Сейчас мы превратимся с вами в ветер. Все встанем и подуем так , как дует сильный студеный ветер (дети надувают щеки и дуют изо всех сил
).
— Покажите, как делают люди, когда на них дует такой ветер (дети
поеживаются, постукивают ногами
).
— А как дует слабый зимний ветерок? На севере нашей страны такой ветерок называют ласковым словом “Сиверко” (дети показывают, как дует такой ветерок).
В
. А сейчас сядем на свои места. Скажите, а как у нас называется сильный ветер со снегом?
Д
. Вьюга, метель, пурга.
В
. А что является самым главным признаком зимы?
Д.
Снег.
В
. От куда же берется снег?
Д
. Он подает из тучи, снег это замерший дождь.
В.
А вот кто из вас знает, почему снег хрустит под ногами?
(ответы детей).
В
. Он хрустит от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.
— Сейчас я вас приглашаю в лабораторию музея (Дети проходят к столам
,
встают вокруг. На экране слайд со снежинками
.)
Опыт “Замерзание жидкости
”.
В.
Давайте посмотрим, я сегодня заморозила воду, соленую воду, растительное масло.
.
. Давайте сейчас посмотрим, что у нас получилось (дети рассматривают емкости с замороженными жидкостями).
— Вода замерзла. Соленая вода замерзла, но не совсем. Растительное масло не замёрзло, а лишь загустело.
Вывод:
значит простая вода замерзает быстрее, чем соленая, а для замораживания растительного масла потребуется еще больше времени.
В
. Посмотрите на картину, изображающую зиму. Как преобразилась земля!
А лес стоит загадочный, А лес стоит таинственный, Безмолвна тишина… Зверюшек и пичужечек – Всех спрятала зима.
В.
Подумайте и скажите, кого и куда спрятала зима в лесу?
Д
. Насекомых в кору деревьев, змей, мышей в норы, медведь в берлоге, зайцы и белки поменяли шубки.
В
. Очень постаралась зима. Только вот птицам и животным, не уснувшим под песню ветра, трудно и голодно в эти месяцы.
— Почему?
Д
. Очень холодно, много снега, нахватает корма, образуется наст.
В
.
Вывод
: значит зимой всем животным очень трудно жить.
Сюрпризный момент
(звуковое письмо, на экране птица
).
В
. Посмотрите ребята! У меня для вас письмо. Прочтем?
(воспитательоткрывает конверт с изображением птицы и достает от туда письмо).
— Что это, прочтем?
“Дорогие ребята! Я прилетела к вам из леса за помощью. Вы же поможете птицам?”
В
. Ребята, как можно помочь птицам зимой?
Д.
Повесить кормушки, каждый день кормить птиц, синицам давать сало, снегирям ягоды рябины.
“Спасибо вам за знания и заботу о нас и я вас приглашаю послушать птичью песню
”.
Звучит пение птиц
Дети имитируют полет птиц, по окончанию танца садятся на стулья.
В
. Ребята вам интересно в музее природы? А что нового и интересного вы сегодня узнали? Каждый ли может удивиться богатству этого музея?
Д.
Нет, это могут сделать только внимательные, чуткие ребята.
В
. Сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные (задание на внимание).
(слайд с зашифрованными животными).
В.
В лесу спрятались животные, посмотрите внимательно и найдите их.
(белка, лиса, волк, заяц, ласточка, бабочка
).
В
. Как вы думаете, кого из этих животных можно увидеть зимой в лесу? А каких зимой в лесу нет? ( ответы детей)
В
. Что ж, пришла пора оставить в книге отзывов музея природы очередную запись. Что вам понравилось в музее природы, что для вас было сложным, а что было легко?
Д.
Высказывают свои ответы.
Молодцы! Очень постарались. А сейчас наша экскурсия подошла к концу.
А Ф М У З Е Й Б У С
Ы И Т О Д Э Ф С Щ
Й В Р Д Ц М Х Ж Г Э
П Р И Р О Д Ы О Е Р
М Т П А Ф Э Л Р О Т