Воспитание детей дошкольного возраста – это общая цель всех работников детских образовательных учреждений. Она достигается путем решения множество более мелких взаимосвязанных задач. Поскольку перед педагогами ставится приоритет непрерывности образовательного и воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях и школах, решение этих задач одинаково важно и для сотрудников ДОУ, и для преподавателей начальных классов школы.
Главной целью воспитания в детском дошкольном учебном заведении ставится получение всесторонне развитой, свободной, социализированной и успешной личности. Для этого необходимо объединить усилия многих представителей педагогической профессии, работающих в детском образовательном учреждении. Результатом такой работы должно быть получение желаемого, то есть выпуск из детского сада детей, полностью подготовленных к школе, самостоятельных, социализированных, оформившихся как творческие, свободные личности. Для этого необходимо грамотно определить основные задачи воспитателя и успешно решить их.
Что входит в основные задачи работы воспитателя
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении достаточно сухо сформулированные следующие основные задачи деятельности воспитателя ДОУ:
- Обеспечение познавательного, речевого, социально-личностного, художественного и физического развития воспитанников.
- Воспитание любви к Родине, семье, окружающей природе, уважение свобод и прав личности с учетом возраста воспитанника.
- Коррекция имеющихся недостатков в воспитании и поведении детей дошкольного возраста.
- Охрана жизни, обеспечение безопасности, укрепление физического и психического здоровья.
- Взаимодействие с родителями или опекунами воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.
- Оказание методической помощи, проведение консультаций с родителями или опекунами воспитанников по различным вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
В этом документе основные воспитательные задачи сформулированы предельно кратко, в сжатой форме. На самом деле в каждом пункте содержится очень много дополнительных задач, успешно решать которые жизненно важно для достижения основного результата.
Что такое дошкольная педагогика?
Дошкольная педагогика
– это отрасль общей педагогики, которая включает в себя исследования теории воспитания и обучения детей дошкольного возраста и предполагает применение специальных средств и методов. Самостоятельной наукой дошкольная педагогика стала только в 19 веке.
Главным объектом дошкольной педагогики является ребенок с момента его рождения до школьного периода. Именно в это время у детей формируются понятия и убеждения, которые окажут непосредственное влияние на всю последующую жизнь человека, поэтому на воспитателей и педагогов ДОУ ложится огромная ответственность.
Основные категории дошкольной педагогики – это воспитание, развитие, обучение и формирование. Если подробнее раскрыть их суть, то:
- воспитание
заключается в целенаправленных, систематических и организованных действиях для развития и формирования личности ребенка; - развитие
предполагает количественные и качественные изменения, которые происходят с возрастом под влиянием воспитательного процесса; - формирование
– организованный процесс управления жизнедеятельностью ребенка под влиянием воспитательных мер, образования и социальной среды; - обучение
– это детально спланированный процесс передачи знаний, навыков, особенностей поведения от педагога к ребенку.
Особенности выполнения основных задач воспитателя
Четко сформулированные задачи, стоящие перед воспитателями детского сада, облегчают выполнение их сложной и ответственной работы. Однако их грамотное решение невозможно без главного условия – любви к детям. Каждый воспитатель должен быть в первую очередь человеком, полностью преданным своей работе, тогда для него не станут препятствиями трудности, которые часто встречаются в воспитательной и образовательной деятельности.
В своей работе каждый педагог фактически решает одну основную задачу – сформировать и воспитать полноценную, самодостаточную творческую личность. Дошкольный возраст – самое благоприятное для этого время. Малыши, приходящие в детский сад, прекрасно воспринимают любую информацию, а взрослый человек, обладающий авторитетом, служит для них образцом для подражания. Именно поэтому для воспитателей важно стать таким образцом вместе с родителями и другими ближайшими родственниками воспитанника.
А это указывает на тот факт, что в достижении основных задач воспитания педагогу и воспитателю ДОУ приходится много времени и сил уделять не только работе непосредственно с детьми, но и заниматься собственным развитием. Воспитатель не может остановиться на каком-то этапе самообразования и самообучения, иначе он безнадежно отстанет от постоянно развивающейся и прогрессирующей педагогической науки. Решение важнейших задач воспитания и образования напрямую связано с профессиональной грамотностью, педагогическим опытом и умением применять полученные прогрессивные навыки и умения на практике.
Для решения основных задач, стоящих перед каждым воспитателем детских дошкольных учреждений, потребуется следующее:
- Отличная профессиональная подготовка. Государство позаботилось о том, чтобы наших детей воспитывали люди со средним или высшим педагогическим образованием, что уже обеспечивает необходимую профессиональную базу.
- Постоянное повышение уровня квалификации. Для этих целей используется аттестация как способ проверки профессионального соответствия педагога, а также прохождение курсов повышения квалификации или переподготовки, обеспечивающее современный уровень профессионального педагогического мастерства.
- Участие во всевозможных состязаниях, мастер-классах и конкурсах также служит для роста профессионального таланта воспитателя и развития его новаторских возможностей.
- Работа с родителями. Это важный пункт в свете достижения основных задач воспитателя детского сада, так как и семья, и ДОУ должны действовать единым фронтом, следовать общим методикам воспитания и поддерживать друг друга для получения максимального эффекта. Зачастую этот пункт является одной из самых труднодостижимых задач, потому что семьи все разные, и далеко не во всех хотят прислушиваться к рекомендациям и советам работников детского образовательного учреждения.
От воспитателя детского сада требуется множество различных знаний и умений. Например, для решения задачи сохранения здоровья и безопасности детей он должен отлично знать все требования инструкции по охране жизни воспитанников. Для собственной безопасности и защиты других взрослых необходимо точно следовать инструкции по охране труда воспитателей. Кроме этого, ему необходимо иметь основы знаний других профессий, например, уметь выявить заболевшего ребенка, чтобы изолировать его и предотвратить вспышку заболевания во всем коллективе, понимать, как оказать первую помощь пострадавшему и многое другое. Все это требует постоянной работы над собой.
Решение основных задач воспитания детей в ДОУ для воспитателя означает постоянное совершенствование своих знаний, достижение значительного педагогического успеха, развитие личных качеств и талантов.
Цели и задачи педагогов дошкольного образования
Основной целью дошкольного воспитания будет способствовать самореализации и развитию каждого человека в условиях цивилизованного общества, поэтому педагоги и воспитатели в детском саду стараются с ранних лет приобщить детей к общечеловеческим нравственным, культурным и воспитательным ценностям – к доброте и честности, любви к ближнему, уважению к родителям, к трудолюбию и старательности, любознательности и совершенствованию личностных качеств, к взаимному уважению в отношениях с другими людьми, к ответственности, дисциплине и творчеству.
Исходя из целей, самыми важными задачами дошкольной педагогики будут:
- дать оценку личным качествам, которые возможно сформировать у малыша в дошкольный период;
- обосновать виды и методы воспитательной деятельности;
- организовать воспитательный процесс так, чтобы и на протяжении всего обучения в школе сохранился творческий потенциал ребенка, приобретенный в детском саду.
Безусловно, дошкольный возраст является ключевым периодом в развитии ребенка, поэтому педагоги дошкольного образования несут огромную ответственность перед обществом, и для того, чтобы качественно выполнять свои задачи, должны обладать определенными навыками и компетенциями. Получить необходимые знания в области дошкольной педагогики и психологии, освоить профессию воспитателя детей дошкольного возраста (учителя начальных классов) помогут преподаватели нашей академии на курсе профессиональной переподготовки.
А мы расскажем вам, какие же методы применяют в работе с дошкольниками педагоги.
При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности помните!материал по теме
ПАМЯТКА
для воспитателей ДОУ
При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности помните:
- Цель всегда одна.
- Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех.
- Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
- Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.
Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания:
«Актуализировать знания детей о …»
«Создать условия для получения детьми знания о …»
«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»
«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»
«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»
Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:
«Актуализировать знания детей о …»
«Расширить знания детей0 … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»
«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»
«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»
- Развивающие задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.
- Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
- В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
- — если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.
— если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …» и т.д.
- Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.
- Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
- В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
— если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д.
— если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т.д.
При планировании хода непосредственно образовательной деятельности помните:
- НОД должна включать в себя следующие основные этапы:
— организационный момент;
— актуализацию имеющихся знаний;
— сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей активной деятельности в ходе образовательного процесса;
— сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);
— итог НОД.
- Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности.
В ходе НОД помните:
- В любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше.
- Не торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из – за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.
- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.
- Не спешите отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.
- Провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь») Спросите меня!»
При подведении итога НОД помните:
- Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия.6 «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.
- Используйте больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.
- Не хвалите каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти через речку», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.
Получайте удовольствие от общения с детьми и тогда у Вас все обязательно получится!!!