Методы игровой деятельности
В настоящее время в научной литературе по теории игровой деятельности практически не описаны методы игровой деятельности.
Рассмотрим методы, разработанные А. М. Новиковым и Д. A. Новиков в «Методологии» (2007) предложил классификацию методов. Авторы выделяют теоретические и эмпирические методы из совокупности методов игровой деятельности. И внутри этих групп: Метод-операции и метод-действия.
Теоретические метод-операции рассматриваются как мыслительные операции: Анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и т.д. С одной стороны, они формируются в детском возрасте, в том числе в процессе игровой деятельности, с другой стороны, игровая деятельность осуществляется с их помощью. Помимо операций логического мышления к операциям теоретического метода игровой деятельности можно также отнести (возможно, условно) воображение как мыслительный процесс создания новых представлений и образов с его специфическими формами фантазии (создание неправдоподобных, парадоксальных образов и представлений) и мечты (как создание образов желаемого).
Теоретико-методологическое действие, такое как анализ эпистемологических систем, теорий в функции метода и т.д., практически не реализуется в игровой деятельности, за исключением, возможно, таких сложных игр, как шахматы.
Эмпирические методы включают, прежде всего, наблюдение и эксперимент. Эксперимент в данном случае рассматривается авторами не в научном смысле, как строгая процедура научного исследования, а как синоним опыта, как попытка что-то реализовать, внести какие-то изменения во внешнюю среду. Наблюдение и эксперимент в этом смысле являются двумя сторонами одной медали. Наблюдение — это как поиск ответа на вопрос «что происходит?». Экспериментирование — это «что будет, если сделать то-то и то-то?». Ребенок ломает игрушечные конструкции и игрушки — это, по мнению авторов, является естественным проявлением исследовательского рефлекса, направленного на познание свойств предметов. Детские шалости старших детей — взорвать что-то, поджечь, дать пощечину и т.д. — также эксперименты, свойственные этому возрасту. Наконец, соревновательные игры: кто сильнее? кто быстрее? кто умнее? — это тоже эксперименты в виде тестов. Даже когда человек играет один, например, раскладывает пасьянс, это тоже испытание для самого себя — «получится у меня или не получится?».
Упражнения также рассматриваются как метод игровой деятельности. Как известно, тренировка основана на многократном повторении определенных движений и действий для формирования и совершенствования навыков и умений. Ребенок готов многократно повторять приятное игровое занятие, совершенствовать свои навыки и закреплять достигнутый успех. Когда действие становится привычкой, ежедневной рутиной, ребенок теряет к нему интерес — действие освоено и закреплено.
Конструирование в игровой деятельности — это создание разнообразных конструкций. Сначала — это «куличики» из песка, «строительство» домов, пирамид из кирпичиков, затем игры со всевозможными строительными блоками, а позже — создание моделей самолетов, кораблей и т.д.
Метод примера используется практически во всех коллективных играх, связанных с выполнением определенных действий. Так, в качестве примера могут служить: пример действий, демонстрируемых лидером; поведение взрослых и сверстников; образы героев из книг и фильмов, людей разных профессий и т.д.
Имитация (подражание кому-то или чему-то, попытка воспроизвести что-то в точности). С младенчества ребенок подражает взрослым во всем — мимике, походке, произношении слов и т.д. Позже подражание перерастает в роль в детских ролевых играх. Имитация часто используется как метод в театральных играх, спектаклях, драме, пантомиме и т.д.
Состояние игровой деятельности современных дошкольников
Особенности игры современных дошкольников были изучены в работе Е. О. Смирновой и О. В. Гударева «Игра и добровольность у современных дошкольников». Опираясь на уровни, выделенные Д.Б. Элькониным, авторы попытались оценить содержание игры современных детей трех возрастных групп: средней (с 4-5 лет), старшей (5-6 лет) и подготовительной (с 6-7 лет). В специально отведенное время небольшой группе детей (четыре-пять человек) предлагалось сыграть в любую игру в знакомой комнате детского сада. Тип игровой деятельности каждого ребенка был соотнесен с одним из уровней игры и квалифицирован как роль в действии, роль в рассказе и роль в отношениях.
Результаты наблюдений показали, что большинство современных детей в возрасте 4-6 лет сводили игру к простым, незамысловатым действиям и отдельным репликам, обращенным к партнеру. Высшая стадия развития игры, когда ролевые отношения четко выражены и поведение ребенка связано с партнерами (игровые отношения), наступает только у некоторых детей после 5 лет.
Следующий вопрос, который исследовался в данной работе: как влияет снижение уровня игры на формирование одного из важнейших новообразований дошкольного возраста — произвольности.
В качестве доказательства ведущей роли игры в формировании произвольности часто приводят работу 3. Мануйленко (1948) [2]. В данной работе показателем волевого поведения являлось время сохранения позы неподвижности, демонстрируемой в игре (при выполнении роли охранника) и вне игры (по просьбе взрослого). Результаты показали, что в период расцвета ролевых игр (возраст 4-5 лет) время на поддержание позы в игре более чем в три раза превышало тот же показатель в неигровой ситуации. В возрасте 6-7 лет эти показатели сближаются из-за быстрого роста неигровых волевых качеств, а время поддержания позы в игровой и неигровой ситуациях практически сопоставимо.
В данном произведении игровая роль выступает как внешнее средство, устанавливающее зону следующего развития, которая затем «вращается», интернализируется. Таким образом, произвольность трансформируется в личную способность, не зависящую от текущей ситуации.
Описанные выше эксперименты проводились в середине прошлого века, когда количество и качество игровой деятельности было гораздо выше. Существуют ли эти модели и сегодня? Чтобы ответить на эти вопросы, был проведен эксперимент, в котором использовалась методика 3. В. Мануйленко. Для того чтобы приблизить сюжет игры к современным условиям, детям предлагалась не роль охранника, а роль «охранника, защищающего банк от мошенников». Суть ролевой игры не изменилась, а содержание роли стало более понятным. В остальном ситуация эксперимента, исследуемые возрасты, наблюдаемые показатели и их обработка в точности повторяли исследования Мануйленко.
Однако данные дошкольников 21 века кардинально отличались от результатов детей середины прошлого века. На рис. 1.3 показана динамика волевого поведения в игре и вне игры у дошкольников двух поколений. Представленный график наглядно демонстрирует ряд существенных различий в стадии развития и динамике волевого поведения.
Во-первых, у современных дошкольников значительно ниже абсолютные показатели волевого поведения. Даже в подготовительной группе наши дети не могут удерживать позу более 3 мин, в то время как их сверстники прошлого поколения могли удерживать позу неподвижности в среднем 12 мин. Эти различия явно указывают на снижение способности к самоконтролю и управлению собственным поведением.
Что это за процессы?
Обучение, построенное на играх (или игровое обучение)
Это обучение, при котором используются игровые элементы для обучения определенному навыку или достижения определенного результата. Для этого образовательные материалы перерабатывают в формат игры и делают интереснее.
Геймификация
Геймификация — это применение игровой механики в неигровом контексте для поощрения желаемого поведения и достижения результатов обучения. Подумайте о баллах, значках, таблицах лидеров и поощрениях.
Основное различие между ними — интеграция игровой механики с обучающим контентом. Игровое обучение полностью объединяет эти две составляющие, так что игра — это и есть учеба. С другой стороны, геймификация использует игровые элементы в качестве награды за прохождение учебных модулей.
Характеристика музыкально-игровой деятельности детей
Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Он рассматривается в дошкольной педагогике как один из основных методов воспитания, обучения и как одна из форм организации детской деятельности.
Раскрывая понятие «ведущая деятельность» и подчеркивая значение игры в развитии ребенка, А.Н. Леонтьев писал: «Ведущей деятельностью мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят важнейшие изменения в психике ребенка и в рамках которой развиваются психологические процессы, подготавливающие переход ребенка на новую, более высокую ступень его развития.»В данном контексте мы называем ее «ведущей деятельностью».
В психологии и педагогике существует множество взглядов на игру, теорий, как зарубежных (В. Вундт, В. Штерн, Дж. Дьюи, К. Бюллер, Ж. Пиаже и др.), так и собственных (Л. С. Выготский, Р. Запорожец, А.В. Кенеман, А.Н. Леонтьев, Ф.С. Левин-Ширина, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин и другие).
Некоторые игры насчитывают тысячи лет (например, игра «классики»). Игра разнообразна не только по своему содержанию, но и по своим формам и источникам.
Игры выполняют различные функции в жизни детей: воспитательную, формирующую, обучающую, развивающую, познавательную, рекреативную, коммуникативную, организационную, ценностно-ориентирующую и др.
В игре ребенок закрепляет свой опыт познания мира и его изменений, осуществляется всестороннее развитие ребенка — эмоциональное, интеллектуальное, творческое. Есть игры, направленные на усвоение моральных норм и правил поведения, социализацию дошкольников — приобретение жизненного и социального опыта взрослых, воспитание трудовых навыков, физическое, эстетическое, духовное развитие, развитие речи.
Одни игры направлены на развитие умений и навыков детей любого вида деятельности, другие — определенных личностных качеств (коммуникабельность, настойчивость, воля, самостоятельность, активность), развитие навыков (общих или специфических).
Игра рассматривалась в педагогике как средство приобретения, закрепления и углубления знаний, как метод обучения дошкольников, подчеркивалось ее развивающее значение (Е.И. Тихеева, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова и др.).
Существуют исследования, раскрывающие роль игры в развитии волевого поведения (А. В. Запорожец, 3. В. Мануйленко и др.), обусловленную ориентацией ребенка на образец действия, содержащийся в предполагаемой роли (т. е. скрытым контролем).
Среди различных видов игр выделяют дидактические игры. Независимо от типа, дидактическая игра имеет определенную структуру. Игра, используемая в целях обучения, должна содержать обучающую (и воспитывающую) задачу, игровые действия детей и правила игры1.
Проведение дидактических игр включает ознакомление с содержанием, объяснение хода игры и ее правил, демонстрацию игровых действий, повторение игры в различных вариантах с постепенным их усложнением.
По типу используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольные игры с давлением и словесные игры.
Проводится различие между играми в классе и в самостоятельной деятельности детей.
Р. Р.И. Жуковская выявила влияние дидактических игр на занятиях на самостоятельную игру детей, в которой ролевые действия показывали варианты поведения, раскрывали взаимоотношения между людьми[4].
Психологи и педагоги подчеркивают развивающую ценность ролевой игры как высшей формы, содержащей огромный творческий потенциал.
В игре, подчеркивает А.Н. Леонтьев, присутствуют реальные действия ребенка (игровая роль), но в воображаемых ситуациях. Игровые действия стимулируют воображение. Игры с воображаемой ситуацией в своем развитии превращаются в повествовательные ролевые игры с правилами, в ходе которых все более четко имитируются человеческие отношения, социальные отношения между людьми.
А. Леонтьев также рассматривает развитие игр-драматизаций и определяет их как «доэстетическую» деятельность, в которой присутствует творческий подход, а также мотив воздействия на других людей.
Д. Б. Эльконин подчеркивает родство игры с искусством, которое заставляет людей переживать различные аспекты человеческой жизни, интерпретировать их в образной форме. Отмечается роль игры в развитии восприятия, памяти, мышления, воображения, способностей ребенка. В игре ребенок преобразует предметы, а его воображение может отталкиваться от окружающей действительности.
Сущность игровых методов обучения
Игровые методы имеют преимущество перед иными методами обучения, так как они интересны детям и с самого начала привлекают к себе внимание. В основе игровых методов лежат различные игры, которые вызывают положительные эмоции, способствующие созданию комфортной психологической ситуации в процессе обучения. Использование игровых методов в обучении значительно снижает затраты нервной энергии и волевые усилия.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В процессе исследования использования игровых методов обучения было установлено, что данные методы способствуют усилению умственной и моторной активности учащихся. Моторная активность оказывает положительное влияние на образование ассоциативных связей, облегающих процесс усвоения знаний и умений. Во время игры у ребенка процессы восприятия протекают намного быстрее и точнее.
Игровые методы обучения имеют ряд характерных признаков:
- Учебный материал или учебное действие приобретает условный план, который переносится в игровой сценарий.
- Игровой метод требует вхождения в процесс игры всех участников обучения, то есть в игре участвуют и учащиеся, и педагог, что способствует оказанию прямого обучающегося воздействия на детей посредством замечаний, указаний, направлений, порицаний, подсказок и т.д.
Игровые методы весьма разнообразны. Их разнообразие зависит от вида игры, используемого педагогом. Несмотря на то, какая игра используется, метод имеет две основные педагогические функции:
- Совершенствование и закрепление знаний. В процессе игры ребенку приходится использовать полученные ранее знания, при необходимости трансформировать, преобразовывать их, учиться оперировать своими знаниями и умения. Все это оказывает положительное влияние на расширение и углубление знаний учащихся.
- Успешное усвоение новых знаний и умений различной сложности и содержания. В процессе игры чаще всего с целью усвоения новых знаний педагогом используются различные воображаемые ситуации в развернутом виде, с использованием игрового оборудования и соответствующими игровыми действиями и ролями. Например, с целью совершенствования и расширения знаний о декоративно-прикладном искусстве могут быть проведены игры «Выставка», «Магазин сувениров», «Путешествие в прошлое» и т.п.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Игровые методы обучения 460 ₽ Реферат Игровые методы обучения 220 ₽ Контрольная работа Игровые методы обучения 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Подбор вида игр для использования игровых методов в обучении зависит от возраста учащихся, их психологического и физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей. Учет данных критериев поможет педагогу подобрать действительно эффективные игры, которые помогут усилить педагогическое воздействие на учащихся и получить высокий результат обучения.
Таким образом, роль игровых методов обучения в педагогическом процессе достаточно велика. Эффективность данных методов зависит от профессиональных умений педагога, его понимания функций педагогических игр и их значения в воспитании и обучении детей.