Проект «Семейные традиции» в подготовительной группе детского сада
Проект «Семейные традиции» в подготовительной группе ДОУ
Автор: Леонтьева Анна Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад 233», г. Ярославль. Описание материала: данный проект разработан для дошкольников подготовительной группы. Материал заинтересует педагогов, воспитателей и родителей. Проект рассчитан на 2 недели. Может быть использован при подготовке к лексическим темам «Традиции» и «Семья». «Традиции семьи… В них мудрость наших предков. Традиции семьи… В них времени печать. Традиции семьи – Прекрасное наследие. Его мы будем детям завещать» И. НекрасоваАннотация: Семья – самые близкие и родные люди, которые окружают нас. Дарят нам свое тепло и заботу. Семья – как маленькое государство, в котором есть свои законы и традиции. Именно семейные традиции делают ее крепче и дружнее, сплачивают между собой ее членов. На традициях основана целостность семьи, ее духовность. Благодаря семейным традициям наш дом становится уютным и гостеприимным. Проект «Семейные традиции» ориентирован на решение проблемы – недостаточные знания детей о семейных ценностях. Актуальность темы состоит в том, что воспитание ребенка начинается с семьи. Дети должны знать семейные традиции, перенимать их и передавать из поколения в поколение. Традиции могут быть самыми разными:
совместные мероприятия, памятные сюрпризы и подарки, семейные рецепты, сказка перед сном, рассказанная мамой, и еще много разных мелочей. Хотя, на самом деле, это совсем не мелочи. Благодаря знаниям о семейных ценностях и обычаях сохраняются теплые отношения между разными поколениями. В семье сохраняется ощущение стабильности и мира. Знакомство с семейными традициями следует начинать с обобщения знаний детей о традициях своего народа (народные праздники, народная игрушка, народные песни) и знаний о своей семье.
Цель проекта: формирование интереса к своей семье, истории своей семьи, сохранение семейных традиций. Задачи проекта: формировать представления о семье, родственных отношениях; Формировать интерес к своей семье, истории своей семьи, сохранению семейных традиций; Создать условия для совместной работы педагогов группы, воспитанников и родителей по вопросам семейных ценностей, на примере традиционных семейных блюд. Тип проекта: информационный практико-ориентированный. Продолжительность проекта: 2 недели. Предполагаемые результаты: все участники проекта приобретут знания по вопросам традиций и обычаев своей семьи. Дети расширят свои знания по традициям русского народа, традиционной игрушке, народных плясках, праздниках. Получат представления о генеалогическом древе. Родители совместно с детьми примут участие в составлении альбома «Традиционные семейные блюда». Приобретут знания о важности и необходимости чтить то, что передается нам из поколения в поколение. Педагоги смогут расширить знания и представления об истории своего народа, получат информацию о семьях воспитанников, их традициях и обычаях. Продукты реализации проекта: 1. Составление картотеки: «Русские народные игры для детей»; 2. Составление картотеки «Моя семья» — гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, психо-гимнастика, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, загадки, стихи о семье; 3. Подбор сказок о семье; 4. Рисунок «Моя семья»; 5. Аппликация в обрывной технике «Дом моей семьи»; 6. Лепка «День рождения моей семьи»; 7. Альбом «Традиционные семейные блюда». Этапы реализации проекта: 1 этап. Подготовительный: изучение научно-методической литературы по теме «Семья», «Традиции русского народа», организация работы с родителями в условиях ДОУ. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта. Подбор художественной литературы для использования в работе с детьми в рамках проекта: сказки, стихи о семье, пословицы. 2 этап. Реализация проекта: беседы с детьми по темам недели: «Народные праздники и традиции», «Мой дом. Моя семья», «Родословная моей семьи». 3 этап. Заключительный: получение продуктов реализации проекта. План мероприятий: Познавательное развитие:
беседы с детьми о Русских традициях, народных праздниках и гуляниях, русской народной игрушке; Беседы о семье, генеалогическом древе.
Речевое развитие:
составление рассказа о своей семье по схеме «Генеалогическое древо моей семьи»;
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры «Назови ласково», «Закончи предложение»; «Клубочек волшебных слов»; «Копилка добрых дел».
Художественно-эстетическое развитие
• Рисование «Моя семья»; • Аппликация в обрывной технике «Дом для моей семьи»; • Лепка «День рождение моей семьи» Чтение художественной литературы: • Сказка «Глупый барин»; • Сказка «Волшебная семья» И.Л. Гамазкова; • Сказка «Птенец» (Из книги «Методика сказкотерапии», автор В.М. Сертакова)
Выводы: В ходе проектной деятельности педагоги, совместно с детьми и родителями пришли к Единому мнению: традиции укрепляют семью, делают ее сплочённой и единой. Способствуют взаимодействию и укреплению семейных связей.
Скачать Картотека по теме «Моя семья»
Презентация на тему: Семейные традиции
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада Познавательный проект. Вторая младшая группа
Похожие статьи:
Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Авторы: воспитатели МБДОУ «ДС №6» МО Староминский район Волошина С.Л., Глушко Е.Ф.
Семья-любви великой царство. В ней вера, праведность и сила. Семья — опора государства, Страны моей, моей России.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники проекта: воспитанники средней группы; воспитатели группы; родители воспитанников; Возраст детей: дети 4 -5 лет
Продолжительность проекта: краткосрочный (6 недель)
Актуальность и значимость
В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Работа в условиях реализации ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
Наблюдая за детьми нашей группы, мы увидели, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, при- жаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых
Анкетирование показало, что в нашей группе много молодых семей, не имеющих своих традиций. Они считают это лишним, не актуальным. В ре- зультате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье.
Возникает противоречие: с одной стороны признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.
Данное противоречие позволяет сформулировать гипотезу исследования: если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей со своей фамилией, именем и отчеством родителей, своего рода и родословной, с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие ду- ховно — нравственных качеств детей среднего возраста. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья и семейные традиции», которая поможет детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Предполагаемый результат:
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
- прошлое своей семьи;
- профессии своих родителей, бабушек и дедушек;
- значение своей фамилии;
- смогут полностью назвать свое имя и отчество;
- смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;
- будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
- пополнят словарный запас (род, родословная, традиции);
Родители:
- приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
- укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;
- будет развито чувство гордости за свою семью;
- будут уважительно относиться к своим предкам;
- научатся организовывать семейные праздники;
Педагоги:
- расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
- разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
- пополнят атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
- будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
- будут уважительно относиться, и интересоваться традициями семьи.
Продукт проектной деятельности:
- выставка семейных работ «Мое генеалогическое древо».
- кулинарный альбом традиционных семейных блюд: «Мамины вкусняшки».
- показ презентации проекта «Моя семья и семейные традиции» на педагогическом совете, родительском собрании.
Объект проекта: процесс формирования личности дошкольников.
Предмет проекта: семейные традиции как средство формирования личности дошкольников.
Цель проекта:
- продолжать формировать у детей понятие «семья»; осуществлять взаимо-действие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным тради-циям
- создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование.
Задачи:
- Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «род-ные», «семья», «близкие».
- Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
- Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами род-ственных отношений, развивать связную речь.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
- Повысить качество отношений «семья — детский сад».
Содержание проекта.
1 этап: Подготовительный
- Составить перспективный план проекта.
- Опрос детей по данной теме.
- Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности.
- Подобрать дидактические игры.
- Подобрать иллюстрированный материал.
- Подобрать художественную литературу по теме «Семья».
- Подобрать материал для продуктивной деятельности.
- Совместное изготовление родителей и детей атрибутов для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».
- Анкетирование родителей на тему: «Семейные традиции, праздники, увлечения».
2 этап: Основной
- Беседы: «Для чего человеку семья?», «На кого хочу быть похожим?», «За что я люблю маму», «Семейные праздники», «Выходной день в моей семье», «Для чего человеку дано имя» (знакомство со свидетельством о рождении).
- Проблемные ситуации: «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка».
- Ситуативная игровая образовательная деятельность «Моя семья».
- Дидактические игры: «Скажи ласково», «Найди свою маму», «Чья мама?», «Разложи по порядку» (картинки людей с учетом возрастных изменений).
- Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Праздник в доме», «Дочки — матери», «Семья», «День рожденья».
- Чтение художественной литературы по теме «Семья»:
Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Толстой «Бабушка и внучка», В. Катаев «Цветик — семицветик», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Дедушка и внучка», р. н. с. «Гуси-лебеди», Б. Емельянов «Мамины руки», ненецкая народная сказка «Кукушка». Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
- Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники».
- Художественно – эстетическая деятельность:
Рисование: «Поможем маме постирать платочки», «Мама милая моя»,
«Моя семья»
Аппликация: «Испекла бабушка колобок», «Цветы для мамы».
Конструирование «Мой дом моя крепость».
- Просмотр мультфильмов: «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик».
- Драматизация: «Петушок и бобовое зернышко», «Сказка о глупом мышонке», «Гуси лебеди».
- Прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.
- Коллективный труд: «Мы помощники».
- Экскурсия в мини музей ДОУ «Казачья хата».
- Развлечение «Моя мама лучшая на свете».
- Составление альбома «Что означают наши фамилии».
- Дидактическая игра с родителями «Корзина добрых дел», «Собери портрет из деталей».
- Консультации для родителей: «Семья и семейные ценности!», «Влияние семьи на развитие ребенка»
- Рекомендации для родителей (буклет) «Традиции: создай и передай!», буклет «Как можно провести выходные»
- Памятка для родителей «Чаще говорите детям…».
3 этап: Заключительный
- Стенгазета на тему: «Моя Семья».
- Презентация проекта «Моя семья».
- «День открытых дверей».
- Досуг «Я и моя семья».
- Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье».
- Выставка семейных работ «Моё генеалогическое древо».
- Кулинарный альбом традиционных семейных блюд «Мамины вкусняшки».
Ожидаемые и полученные результаты:
Особенность нашего проекта, заключался в том, что вместе с семьей мы не только познавали, осваивали новое, трудились, но и работали в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становились активными участниками жизни детей в детском саду.
Таким образом, мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям.
При работе с детьми выявилась проблема. Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родите-лей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей, в большинстве семей появились новые семейные традиции.
Следующая > |