Разработка совместного проекта воспитателя, детей и родителей


Проект совместной деятельности с детьми и родителями старшей группы «Огород на окне».

МБДОУ «ЦРР – Карагайский детский сад №4»

Проект совместной деятельности с детьми и родителями старшей группы

«Огород на окне».

Автор: воспитатель Семенова Т.А.

с. Карагай, 2021г.

Тип проекта:

познавательный, творческий.

Участники проекта:

Воспитатель — Семенова Татьяна Аркадьевна, дети старшей группы, родители.

Масштаб:

Краткосрочный (3недели – с 28марта по20 апреля).

Актуальность проекта:

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольники внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.

Проблема:

Можно ли в условиях группы вырастить урожай на окне.

Предварительная работа с детьми.

Речевое развитие:

Тематические беседы «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля — овощей лучшие друзья»;

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Запретный овощ».

Художественно — эстетическое развитие:

Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах и луке; Чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чипполино»; Прослушивание песня «Витамины» Филиппенко.

Рисование на тему: «Варим суп из овощей». Лепка на тему: «Лучок»

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Огород», «Мы помощники»;

Уход за огородом на окне (полив, рыхление почвы).

Познавательное развитие:

Совместная деятельность родители, дети, воспитатели-«Огород на окне»;

Посадка сухих семян в землю, рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами;

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях;

Организация совместных тематических проектов в ДОУ (педагоги -дети- родители)

Организация полноценного взаимодействия педагогов, детей и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективом дошкольных учреждений. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия. Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Одной из таких форм сотрудничества и включение родителей в образовательное пространство ДОУ является организация совместных тематических проектов в детском саду

«Проект» (лат.) «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Проект — это специально организованный комплекс действий, имеющий социально значимый результат.

Особенность совместных проектов в детском саду заключается в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.

Работа в совместных проектах дает:

  • ребенок может научиться ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника;
  • в группе создается благоприятная атмосфера для обучения;
  • создается сообщество детей, воспитателей и родителей;
  • у детей появляется стимул для работы и познания с удовольствием, с желанием;
  • проекты позволяют быстро получать наглядный результат своей деятельности;

Организацию совместных тематических проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОО.

Дошкольник не может быть автором или руководителем проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. Главным организатором совместных проектов с родителями является воспитатель. Он источник информации, консультант, эксперт.

Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор и партнер детей и родителей в решении проблемы.

Этапы работы над проектом:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

— к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

— в каких источниках можно найти информацию;

— какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

— с какими предметами научиться работать для достижения цели.

— НОД, игры и др. виды детской деятельности

3. Выполнение проекта – практическая часть (сбор и накопление материала, выполнение домашнего задания, результат проекта)

4. Подведение итогов – презентация и определение задач для новых проектов.

Проект – это 5 «П»:

  • проблема;
  • проектирование или планирование;
  • поиск информации;
  • продукт;
  • презентация.

По ходу реализации этапов совместного проекта педагоги и родители помогают ребёнку найти средства и способы для достижения цели.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно с родителями занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.

Таким образом, совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений своего ребенка. Родители могут быть не только источником информации, но и источником реальной помощи и поддержки ребенка в процессе работы над проектом, могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Совместные проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада. Именно проектная деятельность поможет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. А самое главное, каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в себе повысится самооценка ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты усилий в начале группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от сверстников.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс совместных тематических проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольной организации открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Особенности внедрения проектного метода в ДОУ

Метод проектов можно представить как способ организации учебного процесса, основанный на взаимодействии учителя и ученика, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Перевод дошкольного учреждения на проектный метод деятельности обычно осуществляется по следующим этапам:

  • Занятия, включающие проблемные ситуации детского экспериментирования и т.д;
  • интегрированные классы блоков-тем;
  • интеграция: частичная или полная;
  • метод проектов как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

Работа в этом направлении реализуется прежде всего через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями проектного метода.

Реализация вышеуказанной технологии предъявляет определенные требования к педагогу как к творческой личности и специальной подготовке для повышения педагогического профессионализма, так как педагог, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по со-творению профессионального пространства, может научить ребенка проектировать.

Педагог выступает как организатор продуктивной деятельности детей, как источник информации, как консультант, как эксперт. Он является главным руководителем проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практической деятельности, координатором индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Поэтому внедрение метода проектов в практику начинается с организации работы с преподавательским составом. Это могут быть следующие методы и формы работы: семинары, консультации, совместный просмотр уроков, имитационные игры, методические выставки, мастер-классы, беседы, диспуты, практикумы, тренинги, круглые столы, работа с методическими материалами, дни взаимных посещений, презентации проектов. Образцовые проекты по работе с человеческими ресурсами представлены в Приложении 2.

Основной целью внедрения метода проектов в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется развивающими целями и задачами детской исследовательской деятельности.

Цель — определить цели обучения, сформировать условия для обучения и исследовательские навыки в соответствии с основными линиями развития. Метод проектов дает ребенку возможность:

  • экспериментировать, синтезировать полученные знания;
  • развивать свои творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет им успешно адаптироваться к изменяющейся учебной ситуации в школе.

Метод проектов может быть использован в работе с детьми не только старшего, но и младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста и позволяют определить цели обучения и сформировать условия для формирования учебно-исследовательских навыков в соответствии с основными линиями развития.

Для реализации проекта учитель определяет этапы выполнения, продумывает содержание деятельности и подбирает практический материал. В этом случае, планируя проектную деятельность, педагог должен помнить о трех этапах развития проектной деятельности у дошкольников, которые являются одной из педагогических технологий проектной деятельности, включающей совокупность исследовательских, поисковых, проблемно-ориентированных, творческих методов.

Первый этап — имитационно-исполнительский, реализация которого возможна у детей в возрасте 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или через его подражание, что не противоречит природе маленького ребенка; в этом возрасте еще есть необходимость формировать и поддерживать положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Проект «Совместная творческая деятельность детей и их родителей в образовательном процессе»

МУДО Центр дополнительного образования детей п. Авсюнино

Орехово-Зуевского городского округа Московской области

Проект

«Совместная творческая деятельность детей и их родителей

в образовательном процессе»

Автор проекта- педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Курицина Елена Константиновна

2020

«Совместная творческая деятельность детей и их родителей

в образовательном процессе»

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Именно семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте и составляют основу гражданского поведения в обществе».

Родители играют существеннейшую роль в жизни ребенка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Глубокий постоянный психологический контакт с родителями – дает ребенку возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения психологического контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. С детьми необходимо общаться с малого возраста: без общения, без постоянной заботы об устроении общего досуга, общих с ними дел родители не будут интересны собственным детям.

Основными ценностями воспитательной деятельности в системе дополнительного образования является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности. Поэтому дополнительное образование имеет большие возможности для того, чтобы помочь родителям в установлении и сохранении психологического контакта с ребенком, духовно-нравственного развития и воспитания всех участников образовательного процесса.

Одной из форм взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьями обучающихся являются семейные клубы и мастерские. Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощь к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком. В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]