Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 5- 6 лет по лексическим темам


Практика использования информационного блока для родителей по лексическим темам.

Проблема организации коррекционной работы по преодолению нарушения речи у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет) с таким видом речевой патологии, как недоразвитие лексико–грамматического строя, актуальна на наш взгляд, тем, что лексико–грамматические операции порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико–синтетической деятельности.

Для повышения эффективности коррекционного воздействия мы рассматриваем необходимость интегрированной работы во взаимодействии всех субъектов образовательной деятельности: учителей- логопедов, воспитателей, родителей, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, преподавателя по изобразительной деятельности.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые все речевые навыки и умения детей, полученные в детском саду, закрепляют в повседневной жизни.

Цель педагогического опыта: создание в детском саду необходимого информационного блока комплексной коррекционной работы по преодолению лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста (5-6 лет).

Данная система работы применяется в работе учителей-логопедов МАДОУ «Детский сад № 395» города Перми А. Ф. Бузмаковой, Е. Г. Бугровой в течение 15 лет, имеет положительное экспертное заключение ст. научного сотрудника лаборатории специального образования ПКИПКРО Е. Е. Аюповой.

Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды в группе ДОУ

 В дошкольном возрасте весьма актуальной проблемой является проблема речи во всем ее видовом разнообразии. Существует множество методик, позволяющих регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей групп. В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка — “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное.

Наполняемость логопедического уголка в группах осуществляется по разделам:

‒ артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).

‒ мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, трафареты и т. п.;

‒ дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.;

‒ фонематический слух: игры на дифференциацию звуков

‒ звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков, игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото» и др.

‒ лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;

‒ грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;

‒ связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;

‒ грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово» и др.

Игровой и дидактический материал заменяется и пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Не следует перезагружать уголок оборудованием, т. к. это затрудняет выбор. Но необходимо учитывать, что и пустое по содержанию предметное пространство утомляет и побуждает к безделью и агрессии. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным. Материал, содержащийся в коррекционном уголке должен носить многофункциональный характер, дающим возможность использовать его в разных целях.

Создавая коррекционный уголок группы, очень важно чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Литература:

  1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание.-2005-№ 4
  2. Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе —СПб, ГНОМ и Д, 2009.
  3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду, Н. В. Нощева.-Спб.:Детство-Пресс,2006.
  4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ.-М.,2007.

Информационное оснащение уголка логопеда для родителей включает несколько разделов:

— расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

По каждой лексической теме указывается примерный словарь на всю неделю, очерчивается круг слов, которые будут вводить в активную речь детей все специалисты и родители под руководством логопеда. Это обеспечивает скорейшую актуализацию новых для детей слов.

— формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: лексико-грамматические игры и упражнения.

— развитие тонкой и общей моторики, координация речи с движением: пальчиковая и артикуляционная гимнастики, подвижные игры.

— развитие фонематического, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;

— совершенствование пространственно-временных ориентировок;

— развитие конструктивного праксиса;

— развитие мышления, памяти, внимания.

Ликбез для родителей

Артикуляционная гимнастика для детей 3-18 месяцев Дети с нарушениями речи
Дисграфия

    механизм и формы дисграфии, советы родителям, упражнения, помогающие в преодолении дисграфии

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов
Дислексия

    формы и причины дислексии, основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками, тексты зрительных диктантов, тесты на определение дислексии для взрослых.

Дизартрия (подробно)

    причины возникновения дизартрии, основные направления коррекционной работы, упражнения, методики, куда обратиться за помощью

Дизартрия, стертая форма дизартрии (коротко)
Гиперактивность и расторможенность

Алалия, ОНР, ЗРР, МДД

Заикание

    причины и симптомы заикания, методы преодоления заикания, правила и упражнения, практические советы, куда обратиться за помощью

Мутизм

    немного истории, клинические варианты мутизма, лечение мутизма, рекомендации, куда обратиться за помощью

Ринолалия

    формы ринолалии, устранение ринолалии, гимнастика, упражнения, куда обратиться за помощью

Брадилалия

    симптомы, методика логопедической работы, рекомендуемые упражнения, куда обратиться за помощью

Чем кесарята отличаются от естественно рожденных детей?
Как избавиться от межзубных звуков?

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
Предисловие

СЕНТЯБРЬ

  • 1-я неделя Овощи
  • 2-я неделя Фрукты
  • 3-я неделя Сад-огород
  • 4-я неделя Откуда хлеб пришел

ОКТЯБРЬ

  • 1-я неделя Деревья
  • 2-я неделя Грибы
  • 3-я и 4-неделя Осень

НОЯБРЬ

  • 1-я и 2-я неделя Дикие животные наших лесов и подготовка их к зиме
  • 3-я и 4-я неделя Домашние животные

ДЕКАБРЬ

  • 1-я и 2-я неделя Домашние птицы
  • 3-я и 4-я неделя Новый год. Елочные игрушки

ЯНВАРЬ

  • 1-я неделя Рождество
  • 2-я неделя Зимние забавы
  • 3-я неделя Зимующие птицы
  • 4-я неделя Зима (обобщение)

ФЕВРАЛЬ

  • 1-я неделя Посуда
  • 2-я неделя Транспорт. ПДД
  • 3-я неделя День защитника Отечества
  • 4-я неделя Моя семья

МАРТ

  • 1-я неделя Восьмое марта — мамин праздник
  • 2-я неделя Профессии
  • 3-я и 4-я неделя Перелетные птицы

АПРЕЛЬ

  • 1-я неделя Ранняя весна
  • 2-я неделя День космонавтики
  • 3-я неделя Пасха
  • 4-я неделя Мебель

МАЙ

  • 1-я неделя Повторение
  • 2-я неделя День Победы
  • 3-я неделя Весна. Первоцветы
  • 4-я неделя Насекомые

ИЮНЬ

    1-я неделя Весна (обобщение)
    2-я неделя Домашнее задание на лето

См. также: Тематические прогулки

Материал для уголка логопеда «Советы родителям»

«Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания правописания».

Ушинский К.Д.

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

Вы мечтаете, чтобы Ваш ребенок был здоровым, способным, умным и грамотным!

Предлагаем Вам достигать желаемого вместе с логопедом. Для этого необходимо
всегда соблюдать простые правила, а именно:

  1. Заниматься нужно ежедневно по 10 – 15 минут.
  2. Выполнять задания логопеда в игровой форме.
  3. Даже за маленькие успехи ребёнка всегда следует поощрять.
  4. В повседневной непроизвольной деятельности не забывать о поставленной цели и обращать внимание ребёнка, как на собственную речь, так и на речь окружающих людей.
  5. Чистоговорки, пословицы, загадки, стихи, сказки, рассказы и пересказы помогают закрепить поставленные звуки.
  6. Обращайте внимание на собственную речь: говорите неторопливо, размеренно и чётко.

Помните: Ваша речь – пример для ребенка.

  1. Не допускайте передразнивания и высмеивания речи ребенка.
  2. Старайтесь выполнять все рекомендации логопеда, в том числе посещение узких специалистов (невролог, сурдолог, окулист, оториноларинголог и др.) по рекомендации логопеда.
  3. Являйтесь к логопеду по первому требованию.

В случае невыполнения данных требований, педагогами школы будет ставиться вопрос о выводе ребенка с логопедических занятий.

Помните, большие победы складываются из маленьких побед!

ВОЗМОЖНО, ВАШЕМУ РЕБЁНКУ НУЖЕН ЛОГОПЕД ИЛИ ЛОГОПЕД-ДЕФЕКТОЛОГ?

Обратите внимание на речь Вашего ребёнка. Вас что-то беспокоит? Посоветуйтесь со специалистом. Он развеет ваши сомнения, если нужно — подскажет наиболее подходящий Вашему ребёнку путь решения проблемы. Не откладывайте посещение логопеда в долгий ящик, иначе благоприятное время может быть безвозвратно упущено.

НЕ ЗА ГОРАМИ ПОСТУПЛЕНИЕ В 1 КЛАСС?

Для успешного обучения ребёнка в школе к завершению дошкольного возраста должны быть сформированы следующие умения и навыки:

1. Правильное произношение и различение звуков.

2.Грамотное изложение собственных мыслей.

3.Активное развитие и пополнение словарного запаса.

4.Умение различать смысловую нагрузку слов.

К сожалению, в настоящее время у большинства детей наблюдается недостаточная сформированность этих навыков, поэтому возникает масса проблем с обучением ребёнка чтению и письму в начальной школе. ОБРАТИТЕСЬ ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ К ЛОГОПЕДУ ИЛИ К ЛОГОПЕДУ-ДЕФЕКТОЛОГУ.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК НАЧАЛ «ЗАПИНАТЬСЯ» В РЕЧИ, НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ОБРАТИТЕСЬ К НЕВРОЛОГУ.

ЕСЛИ ЖЕ РЕБЁНКУ ПОСТАВЛЕН ДИАГНОЗ «ЛОГОНЕВРОЗ» ИЛИ «ЗАИКАНИЕ», ТО ВАМ СЛЕДУЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ НЕХИТРЫЕ ПРАВИЛА:

1. Не стоит за ребёнка договаривать слова или мысли, подождите, пока он сам всё скажет.

2. Постарайтесь не прятать глаза, а сохранять визуальный контакт с ребёнком.

3. Задайте тон в речи: говорите спокойно, плавно. Ребёнок будет стараться говорить также.

4. Говорите со своим ребёнком, не отвлекаясь на другие дела.

5. Создайте вокруг ребёнка спокойную, позитивную обстановку, исключите всякие психотравмирующие ситуации, длительный просмотр видео, и пр.

6. Никогда не критикуйте и не наказывайте ребёнка за неправильную, невнятную речь.

7. Если ребёнка интересует вопрос заикания, не бойтесь говорить об этом открыто.

8. Выполняйте назначения врача и советы логопеда.

НУЖЕН ЛИ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ ЛОГОПЕД?

ДА, если:


Ваш ребёнок неохотно разговаривает и больше молчит;
— неправильно произносит звуки в словах;

— имеет проблемы в понимании Вашей речи;

-искажает слоговую структуру слова (паровоз – павоз и др.);

— имеет низкий словарный запас;

— не может связно рассказать о чём-либо;

— у ребёнка присутствует назальный голосовой оттенок, регулярно повторяющиеся запинки в речи, или смазанная, нечёткая, непонятная для окружающих речь.

Если хотя бы один пункт присутствует, то есть повод для беспокойства и обращения за консультацией к логопеду. Не откладывайте решение проблемы в долгий ящик. Время может быть безвозвратно упущено!

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА….НА КУХНЕ

У Вас нет времени заниматься с ребёнком? Нужно готовить ужин? Тогда эти советы для Вас!

Вы готовите, а Ваш малыш играет рядом, точнее он «помогает». Развивая пальчики ребёнка, мы развиваем его речь.

1. Игра «Золушка». Насыпьте в тарелочку горох и рис или фасоль и гречку, пусть малыш разберёт их на две кучки.

2.Если на листок картона намазать тонкий слой пластилина, то с помощью той же крупы ребёнок сможет выложить изображение какого-нибудь предмета. Получится аппликация из круп.

3.Разрешите Вашему ребёнку поиграть с сырыми макаронами. Они бывают разных форм и размеров. Из макарон можно выкладывать различные узоры или нанизать на ниточку, чтобы получились бусы для мамы.

Можно поиграть и в словесные игры.

1. «Что нужно для борща?» Ребёнок называет все продукты, овощи. Что бы игра получилась весёлой, Вы можете называть те продукты, из которых борщ не варят.

2. «Назови предметы мебели» (посуды, все фрукты, все мучные или молочные продукты).

3. «Что для чего нужно?» Назначение разных кухонных принадлежностей.

4. «Угадай, что это?» Называете признаки предмета (белое, холодное, сладкое – мороженое и т.д.)

Прикладывая свою фантазию, Вы сможете помочь своему ребёнку познавать мир и развивать речь.

Ошибки родителей при обучении детей чтению

Хотите научить своего ребёнка чтению? Тогда делайте это правильно! Не допускайте ошибок, последствия которых приходится с большим трудом исправлять.

Показывая букву, называем её как звук. Например, буква С, а не ЭС. Учим различать этот звук, находить его в словах, придумывать слова с этим звуком. ЭС – это уже 2 звука и при чтении слога СА, ребёнок прочтёт ЭСА. Избегайте «говорящей» азбуки. Её озвучивают непрофессионалы.

Учите плавному чтению, а не отдельными буквами (побуквенное чтение). Например, правильно тянем ССССААААА, а не С, А – СА. Сначала учим слоговому чтению, затем плавно переходим на чтение целыми словами.

Часто слышим : «Он не выговаривает буквы».

Внимание! Выговариваем и слышим мы ЗВУКИ, а буквы видим и пишем!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]