Шпаргалки к экзаменам и зачётам
Cмотрите так же… |
Методика экологического образования |
Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. |
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. |
Современные экологические программы дошкольных учреждений. |
Парциальные программы |
Методы экологического образования детей дошкольного возраста. Разнообразие методов экологического воспитания детей дошкольного возраста. Наблюдение — метод чувственного познания природы. |
Значение иллюстративных пособий. |
Структура детского экспериментирования. |
Методика проведения опыта. |
Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им |
Требования к организации труда в уголке природы |
Игра, как метод ознакомления детей с природой |
Моделирование |
Рассказ воспитателя. |
Формы экологического образования детей дошкольного возраста. Занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. |
Подготовка и проведение занятий. |
Экскурсии и прогулки в природу их значение. Природоохранные акции. |
Методика проведения природоведческих экскурсий. |
Элементарная поисковая деятельность. |
Экологические праздники и развлечения |
.Организация эколого- развивающей среды в дошкольных учреждениях. Развивающая экологическая среда в ДОУ. Определение развивающей экологической среды |
Комната природы |
Лаборатория |
Уголок живой природы |
Размещение растений и животных в уголке природы |
Экологический подход к содержанию комнатных растений. Создание_и поддержание необходимых условий жизни |
Экологический подход к содержанию животных в детском саду. Создание и поддержание необходимых условий жизни для животных |
Содержанке млекопитающих. |
Содержание птиц в живом уголке |
Содержание земноводных и пресмыкающихся |
Содержание рыбок |
Содержание животных на участке детского сада |
Значение участка, его озеленение. Цветник, его планирование, выбор культур. Огород, его планирование, выбор культур |
Планировка цветников. |
Огород |
.Создание и использование экологической тропы в ДОУ. |
Экологическая тропинка в естественных условиях |
Методика природоведческой работы с детьми дошкольного возраста в разное время года. Фенологический календарь природы. |
Работа с календарем природы |
Экологическое воспитание в младших группах в разное время года на занятиях и в повседневный жизни, фиксация впечатлений |
Ознакомление с природой в повседневной жизни |
Наблюдения и труд на участке детского сада |
Ознакомление с природой на занятиях |
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе осенью |
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе зимой |
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе весной |
Ознакомление с природой в повседневной жизни |
Лето — время интересных прогулок |
Экологическое воспитание в старшей группе в разное время года на занятиях и в повседневной жизни, фиксация впечатлений. |
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения а старшей группе зимой |
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в старшей группе весной |
Ознакомление с природой в повседневной жизни |
Экологическое воспитание в подготовительной к школе группе в разное время года на занятиях и в повседневной деятельности, фиксация впечатлений. |
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе осенью |
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе зимой |
Перечень занятий, рекомендуемых для проведения подготовительной к школе группе весной |
Ознакомление с природой в повседневной жизни |
. Диагностика педагогического процесса. |
Диагностические задания (Суркова С.А.) |
Перспективное и календарное планирование эколого — педагогической работы с детьми дошкольного возраста. |
Работа по ознакомлению с природой в календарном плане воспитателя |
All Pages |
Page 11 of 61
Требования к организации труда в уголке природы
Для ухода за растениями и животными уголка природы в группе требуется инвентарь. Для ухода за растениями— лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли; для ухода за животными — тазы, тряпочки, щетки-сметки, совки, терки, мисочки, разделочные доски, ножи.
Весь инвентарь по уходу находится в уголке для дежурных, там же хранятся клеенчатые фартуки, которые дети надевают во время работы. Инвентарь для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкафчике под ним; здесь же можно хранить банки с кормом, плотно закрытые крышками. Весь рабочий инвентарь должен иметь свое место, лежать на полках в определенном порядке.
Воспитатель приучает детей после окончания работы вымыть все, чем они пользовались, налить в лейки воду и убрать оборудование на место, затем проверяет, все ли они убрали. При оценке труда дежурных важно учитывать и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениями и животными, формируя у них, таким образом, навыки культуры труда.
Чтобы труд детей принес желаемые результаты, воспитатель должен сам хорошо знать, как ухаживать за животными, как и чем кормить их, а затем передать эти знания детям, тщательно планировать их работу в уголке природы. Различные живые объекты (рыбы, птицы, растения) требуют, конечно, и различного ухода.
Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель должен обладать сам этими качествами. При уходе за обитателями уголка педагог должен помнить, что его отношение к ним является образцом, которому подражают дети. Нужно хорошо знать биологические особенности рекомендованных для детского сада растений и животных, иначе нельзя научить ребят правильным приемам ухода за ними.
Труд на земельном участке
Подготавливают участок к выращиванию растений работники детского сада и родители. Они вскапывают землю под огород и цветник, готовят грядки.
Дети участвуют в очистке участка и в работах по выращиванию растений.
Дети младших групп собирают камешки, щепки и складывают их в кучу. С помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена, наблюдают поливку грядок и клумб, рыхление почвы и прополку растений, участвуют в сборе выращенного урожая.
Дети средней и старшей групп принимают более активное участие в работе. Они сгребают мусор граблями и переносят его в кучу на носилках. С помощью воспитателя сеют крупные семена гороха, фасоли, овса, настурции и других растений, поливают клумбы и грядки, рыхлят землю, наблюдают прополку, собирают спелые овощи.
Детей подготовительной к школе группы привлекают к участию в перекопке земли и разбивке комков, к посеву семян, высадке рассады, поливке, рыхлению, прополке растений, сбору урожая, посадке саженцев деревьев.
В целях повышения чувства ответственности за порученное дело детей старшей и подготовительной к школе групп делят на небольшие группки, каждой из которых поручают уход за растениями на определенном небольшом участке земли. Желающим дают задание самостоятельно вырастить растения в детском саду или дома. В последнем случае необходимо, чтобы о работе знали родители, которые совместно с воспитателем должны проверять ее выполнение.
Требования к организации труда на участке.
Воспитатель отбирает для детей каждой возрастной группы доступные виды труда. Они должны быть, с одной стороны, посильны детям, с другой требовать от них известного напряжения.
Труд следует дозировать. Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка; например, при посеве семян учитывается величина посадочного материала и техника посева, в прополке требуется от детей сосредоточенность, большое внимание. Выполнение этого процесса доступно детям старшего возраста в недлительное время (10 мин.). Правильная организация труда заключается не только в дозировке его, но и в режиме.
Процессы труда необходимо чередовать, учитывая его характер (чтобы в работу включались разнообразные группы мышц, анализаторы). Менее напряженные процессы должны сменяться более напряженными, работа отдыхом (после оформления гряд, прополки междурядий дети могут утрамбовать их, после посева поливать и т.д.).
Прежде чем приступить к работе, заранее готовят и проверяют детский инвентарь.. Он хранится в доступном для детей месте и в количестве, необходимом для каждого ребенка. Инвентарь должен соответствовать возрасту детей. Детское оборудование должно соответствовать росту и силам детей, их возможностям, быть правильной конструкции (соответственно назначению), например лейка для полива с двумя ручками, расположенными сверху и сбоку. Только при этих условиях труд будет способствовать укреплению организма ребенка.
У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю (правильно его хранить, чистить, мыть, убирать после работы).
Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.
При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать гигиенические правила: работать не в жаркие часы дня, а утром и вечером. Рабочая поза детей должна быть правильной. При рыхлении тело должно быть выпрямленным, при переносе воды ведра и лейки дети должны носить в двух руках и т.д.
После всякой работы, независимо от того, где она производилась― на земельном участке или в уголке природы, дети должны тщательно мыть руки с мылом.
Закреплять названия тех животных, с которыми знакомили детей в младшей группе, подробнее рассматривая их внешний вид, отмечая существенные их признаки (тело рыб овальной формы, покрыто блестящей чешуей; на спине, животе и хвосте расположены плавники; рыбы бывают большие и маленькие, разные по Окраске; плавая, они то поднимаются вверх, то опускаются вниз, на дно аквариума). Дать знания о различии оперения птиц, различии клювов (тонкий или толстый), цвета глаз (черные или светлые); характерных особенностях ног (тонкие, на них пальцы); подчеркнуть что тело птиц покрыто перьями, что птица летает, поет (щебечет), купается, клюет корм. При ознакомлении с млекопитающими животными (зверьками), отметить, какая у них мордочка (круглая или овальная), какого цвета и длины шерстка, подчеркнуть, что она бывает мягкая, пушистая или гладкая; какого размера тело, какова форма глаз, ушей, лап. Сообщить дополнительные сведения о повадках (животные прислушиваются, поворачивают или поднимают уши, умываются, неслышно ступают, держат пищу в лапках). Продолжать воспитывать интерес и любовь к животным, бережное отношение к ним, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Каких животных помещать в уголке природы. Рыбы (разновидности золотой рыбки, кроме вуалехвоста и телескопа); птицы (такие же, как в младшей группе,— канарейка); млекопитающие (такие же, как в младшей группе, на время наблюдения).
Что дети должны делать по уходу за животными. Систематически принимать участие в кормлении животных разными видами корма. Протирать наружные стенки аквариума, мыть поилки и кормушки. Выращивать зеленый овес для корма животным.
За время пребывания в младшей группе дети получили знания о некоторых животных, в меру своих возможностей выполняли поручения по уходу за ними. В средней группе эти знания немного усложняются. Теперь дети систематически привлекаются к уходу за животными уголка природы: воспитатель по-прежнему использует поручения, но содержание и характер их усложняется. Педагог должен стремиться выработать у детей определенные навыки ухода за животными; в этой работе детям предоставляется несколько большая самостоятельность, чем в младшей группе. Расширяются обязанности детей: воспитатель учит их, как нужно протирать наружные стенки аквариума (влажной тряпочкой), мыть поилки и кормушки для животных. Детям дают некоторое оборудование: тазики, щеточки, тряпочки. Но все же, все приемы ухода за животными дети выполняют в присутствии воспитателя, под его контролем. Например, педагог поручает двоим-троим детям уход за птичкой, сам же при этом достает из клетки поддон и чистит его, один ребенок в это время моет поилку и наливает в нее воду из лейки, другой моет кормушку, насыпает в нее корм из банки. Третий ребенок может насыпать песок на поддон или дать птичке травки.
Некоторых, детей педагог привлекает к уходу за аквариумом. Одному предлагает покормить рыбку. Другого просит взять влажную тряпочку и протереть стенки аквариума. Кончив работу, дети убирают все оборудование на место, воспитатель проверяет, как они справились с заданием.
Затем педагог переходит к комнатным растениям и поручает уже другим детям уход за ними. Среди детей постепенно выявляются любители растений и животных, они всегда с большой охотой ухаживают за уголком природы и просят дать им задание. Эти дети являются опорой воспитателя, но только с ними одними вести работу нельзя: привлекать к такого рода поручениям надо всех воспитанников по очереди, используя разные приемы для пробуждения у них интереса к животным и к уходу за ними.
Привлекая детей к поручениям, воспитатель все время обращает их внимание на животных, за которыми дети ухаживают, на их поведение в клетке, в аквариуме; если у ребят выработан и поддерживается интерес к животным, они охотнее откликаются на предложение ухаживать за своими любимцами.