Поделка «Эколята — защитники природы»
Марина Чаплыгина
Поделка «Эколята — защитники природы»
Вот такие замечательные Эколята поселились в нашем детском саду! Ростом они как детки 4-5 лет. Теперь ребята еще с большим удовольствием участвуют в мероприятиях экологической направленности, узнают много нового и интересного.
Сделала я их из уже полюбившегося паролончика 10 мм, каркас из пластиковой бутылки и металлопластиковой трубы, его я обтянула паролоном и раскрасила гуашью с помощью губки, ботиночки вылепила из цемента, чтобы фигурки были более устойчивыми. волосы из тонких полосок паролона, личики разрисовала красками, а глазки из фоамирана, ручки и ножки Эколят легко гнутся и держат форму. Я постаралась учесть все тонкости изображений героев которые выставлены на всем известном сайте «Эколята молодые защитники природы«. По моему получилось очень похоже, главное что наши детки в восторге от новых друзей. Впереди у нас ещё много интересных занятий с Шалуном, Умницей, Ёлочкой и Тихоней. Надеюсь что вам понравились наши малыши и Вы поселите и у себя таких же.
Фотоотчет «Эколята — защитники природы» Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и. Фотоотчет «Эколята — защитники природы» В нашей группе произошло знакомство с Эколятами. Кто они такие и для чего нужны, обо всем об этом узнали наши детки. Знакомство проходило. Фотогазета «Эколята — мы, защитники природы» Фотогазета «Эколята – мы, защитники природы». «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот плохой гражданин». Федор Достоевский.
Презентация «Эколята — молодые защитники природы» 1 слайд:В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека.
Проект «Эколята — юные защитники природы!» ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»Цель проекта: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями,.
Сценарий праздника «Эколята-молодые защитники Природы» СЦЕНАРИЙ 2018 праздника «Эколята-Молодые защитники Природы»-2018 Ведущий: Мы приглашаем вас пройти и посмотреть, что же растет на участке.
Уголок «Эколята — маленькие защитники природы» Цель:формировать у воспитанников богатый внутренний мир, систему ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру. В группе.
Презентация «Эколята — молодые защитники природы» «Надо не выдумывать, не измышлять, а искать и познавать, что творит и приносит природа» Систематические наблюдения в природе учат детей.
Экологический праздник в ДОО «Эколята — юные защитники природы» Праздник «Эколята – юные защитники природы» Возрастная группа – 5-7 лет Количество участников – 32 человека Авторы: Парий Галина Сергеевна.
Источник
Экологический проект «Юные защитники природы»проект (подготовительная группа)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Морозко» п. Приозёрный Надымский район»
«Лучшая методическая разработка»
Информационно-познавательный проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Юные защитники природы».
Автор проекта: Заидова Асият Сулеймановна,
воспитатель 1 квалификационной категории
п. Приозёрный, 2021 г.
Актуальность проекта. Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Правильно организованное и систематически осуществляемое, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребёнка – дошкольника. Я выбрали эту тему, так как она понятна по своему содержанию детям: знакомит с объектами живой и неживой природы, развивает наблюдательность, воспитывает бережное отношение к природе. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, творческую, продуктивную. Для обеспечения качества педагогического процесса по экологическому воспитанию в ДОУ создана предметно-пространственная развивающая среда, имеются дидактические и демонстрационные пособия. С целью повышения эффективности педагогического процесса предусмотрены методические мероприятия с воспитанниками, педагогами и родителями. Все запланированные события объединяются идеей сохранения экологии и природы страны, в которой мы живём. Суть проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к животным и зелёным насаждениям. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы.
Название проекта: «Юные защитники природы».
Тип проекта: информационно-познавательный.
Сроки реализации: среднесрочный (июнь, июль, август), 2021г. Нормативно – правовое обеспечение:
Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшего дошкольного возраста и их родители.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально -коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. Во всех группах ДОУ для развития экологических представлений созданы и «Центр экспериментирования», в которых имеется достаточное количество оборудования, занимательного материала. Цель: сформировать у детей представления о природных богатствах, их пользе, значимости для человека, формирование чувства сопричастности ко всему живому; воспитание гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о ней. Задачи: Воспитательные: — воспитывать у детей бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость на её красоту; — формировать систему ценностных отношений к природе родного посёлка; — воспитывать бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, живым существам. Образовательные (обучающие): — расширять представления о том, что в природе ничего не исчезает бесследно, природу необходимо беречь и уметь её охранять; — повышать уровень экологической культуры участников проекта; — создавать условия для овладения детьми практическими умениями и навыками сознательного безопасного поведения в природе. Развивающие: — развивать поисково-познавательную деятельность; способности к наблюдению и моделированию с применением ИКТ; — развивать воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать; — развивать умение видеть проблему и намечать пути её решения. Формы работы, применяемые во время организации и проведения мероприятий в рамках проекта:
— беседы: «Зелёный патруль», «Как подружиться с природой», «Может ли природа обидеться на человека?»; — рассматривание иллюстраций; — разучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений; — изготовление поделок и рисунков;
— выращивание рассады для посадки на клумбах и в огороде; — чтение и обсуждение произведений о природе; — познавательные мультфильмы: «Большой зоопарк», «География для малышей»;
— тематические занятия с презентациями экологической направленности «Давайте, друзья, в любую погоду будем беречь родную природу!»; — акции: «Берегите птиц», по сбору батареек «Спасём ёжика», «Спасём планету от мусора. Сбор пластиковых крыжечек»; — экологический субботник «Зелёная весна»; — познавательное занятие «Профессия для Незнайки. Инженер – эколог»; — викторины: «Экологическая тропинка, часть 1, 2»; — оформление участка «Огород в детском саду».
Предполагаемый результат: 1. Создать развивающую среду для овладения детьми новыми знаниями о природных богатствах. 2. Развить познавательные способности детей. 3. Воспитать у детей бережное отношение к природе. 4. Овладение ребёнком эстетической и экологической грамотности при использовании и созерцании природных богатств. 5. Родители воспитанников являлись активными участниками реализации данного проекта.
Этапы реализации проекта: Тема и содержание разработанного проекта выбраны с учётом возрастных особенностей детей. Образовательная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности.
Участники реализации проекта: Этапы проекта | Деятельность воспитателей: | Деятельность детей: | Деятельность родителей: | |
июнь | ||||
I этап: Подготовительный (Целеполагание. Разработка проекта. (сбор информации и т.п.) | — Разработка и проведение диагностики на выявление знаний у детей об объектах живой и неживой природы. — Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями. — Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми. — Подготовить беседы по теме: «Зелёный патруль», «Как подружиться с природой», «Может ли природа обидеться на человека?». | — Дети систематизируют и углубляют свои знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды. — У детей формируется стремление к исследованию объектов природы, учатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. — Узнают особенности красоты родного края. | — Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно–образовательному процессу в ДОУ. — Привлечь родителей к созданию картотеки «Удивительные факты». | |
июль | ||||
II этап: Практический (реализация проекта) | — Наблюдения и экологические экскурсии. На экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками; — Чтение художественной литературы; — Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова; — Оформление участка «Огород в детском саду»; — Показ презентации: «Красота нашего края», «Как сберечь природу», «Экологическая безопасность», «Азбука экологии для дошкольников»; — Тематические, познавательные занятия экологической направленности. | — Беседы о деревьях в сочетании с дидактическими играми. Продуктивная деятельность: — изготовление альбома наблюдений; — рисование плакатов «Защитим нашу планету» — сотворчество детей и родителей; — сотворчество детей и воспитателей. — конкурсы рисунков «Мое любимое дерево» (домашнее задание). — составление гербария из листьев деревьев. | Познавательное чтение (помощь родителей в нахождении доступной для детей литературы) — Выставка «Поделки из природного материала» — сотворчество детей и родителей. | |
август | ||||
III этап: Заключительный (обобщение информации) | Выставка: «Поделки из природного материала» — сотворчество детей и родителей Продуктивная деятельность: — изготовление альбома наблюдений; — изготовление книги «Деревья и кустарники нашего детского сада» (сотворчество детей и воспитателей). — выпуск экологический газеты для родителей «Правила поведения на природе» (сотворчество детей и воспитателей). | — изготовление книги (по придуманным сказкам детей совместно с родителями). | ||
IV этап: Презентация проекта (для детей 5-7 лет) | Презентация проекта на институциональном уровне. | Закрепить умения применять полученные знания в играх, развлечениях, повседневной жизни. | Родительское онлайн — собрание «Подведение итогов проекта» |
Перспективный план проекта:
Название цикла | Цель: | Объекты наблюдения |
Экологический тематический уголок «Лес» | -закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки; -учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам; -систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; -воспитывать бережное отношение к природе. | — береза; — рябина; — ель; — сосна; — осина; |
«Огород» | — Продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними; — Вызвать интерес к выращиванию овощных культур. | — огородные грядки; -семена, рассада, плоды овощных культур. |
«Цветник» | -Уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста. — Учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. | — многолетние и однолетние цветущие растения |
«Лекарственный огород» | — Расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях; — Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни; — Учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года. | — лекарственные растения и травы (календула, зверобой, ромашка, мята перечная, лимонник). |
«Площадка для кормления птиц» | — Развивать у детей интерес к наблюдениям за птицами, прилетающих на кормушку и желание их подкармливать; воспитывать бережное отношение к ним. | — кормушка для птиц. |
Список используемой литературы и методических пособий: 1. Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна фантазий», 2003г.; 2. А.С. Герасимова, О.С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп», 2007г.; 3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика-Пресс», 2006г. 3. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ Сфера», 2009г.; 4. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс, 2010г.; 5. Загадки для развития речи, внимания, и абстрактного мышления/сост. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Апрель, 2005.
Фотоотчет «Эколята-молодые защитники природы»
Ольга Клименкова
Фотоотчет «Эколята-молодые защитники природы»
В рамках проекта «Эколята-молодые защитники природы»
произошло знакомство с героями. Дети познакомились с каждым героем отдельно, узнали их интересы, характер. Но всех их объединяет любовь к
природе и забота о ней.
Рисунок Алибаевой Рианы и описание к нему.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята»
«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.
КАКИМИ ВЫРАСТУТ НАШИ ДЕТИ, ЗАВИСИТ ОТ НАС!
Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.
Настоящая забота о природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример — взрослого. Можно бесконечно говорить об уважении к природе, но если взрослый, которому подражают дети, бездушно сломал ветку, перешагнул через клумбу, закричал, увидев червяка в руке ребёнка: «Брось эту гадость!» — то пользы не будет
Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, важен личный пример родителей! Их бережное, заботливое отношение к природе. Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и приумножает природные богатства, сколько вкладывает труда.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет, и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям. Уважение детей к природеначинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего, нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы.
Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей среде.
Заинтересовывать ребёнка можно самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Ответственность — важное качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить зеленую травку, пшеничку, овес для домашнего питомца (хомяка, котенка, попугая). Посадить в горшок косточки фруктов и посмотрите, что получится, а весной пересадить саженец и ухаживать за ним. Ну, разве это не чудо.
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интереса к природе, потребность постоянного общения с ней.
Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки на природу. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы.
В непосредственном соприкосновении с ней у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам. Если во время прогулок систематически наблюдать за насекомыми, растениями, птицами вместе с детьми, то у них накопятся определённые знания в этой области. Первые уроки мышления должны быть среди природы.
Большое значение в воспитании детей имеют книги о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют мысли и интересы малыша.
Предлагаемая литература для детей 3 – 4 лет: «Репка», «Цыплёнок» Корнея Чуковского. Книжки Владимира Сутеева «Под грибом»»Цыплёнок и утёнок» «Палочка-выручалочка», «Яблоко» и другие. Стихи Самуила Маршака «Усатый-полосатый», «Где обедал, воробей?». В. Бианки «Как муравей домой спешил» другие. Сюда же относятся народные сказки о животных «Хвосты», «Кот и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка» и другие, басни Сергея Михалкова «Кто кого?», «Услужливый заяц», «Друзья в походе» и многие другие истории. С возрастом произведения усложняются.
Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание, которого связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок и родители могут эмоционально общаться – ухаживать, играть, разговаривать. Ребенок становится более общительным, подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.
Особое значение имеет художественно-творческая деятельность
Организуя дома художественную мастерскую
- лепка: из глины, пластилина, теста
- аппликация, конструирование с применением круп, и природных материалов
- рисование с помощью растительных элементов
Способствует эмоциональному раскрытию ребенка, развивает наблюдательность, внимание, память, воспитывает уважение детей к природе. Творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры, эксперименты, прогулки, на чтение, творчество. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.
Эколята-дошколята
Всем известно, что 2021 год был объявлен годом экологии в России. По указу президента была создана целая комиссия по проведению года экологии. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности были разработаны ряд социальных проектов, в которых задействованы дети разного возраста. Для детей в детском саду — это проект «Эколоята-дошколята».
Социально-образовательный проект «Эколоята-дошколята»
Проект «Эколята-Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Последующие ступени экологического образования и воспитания будут реализованы в рамках экологических природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята» (1-4 класс) и «Молодые защитники Природы» (5-9 и 10-11 класс).
Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций. Его задачи решаются путём внедрения в экологическое образование образов сказочных героев.
Положение
ПОЛОЖЕНИЕ о природоохранном социально-образовательном проекте «Молодые защитники Природы» по формированию у учащихся общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, экологической культуры и культуры природолюбия (5 – 11 классы)
Актуальность Проекта
Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения, конечной целью которого является формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка и подростка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Формирование у детей и подростков экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено в общеобразовательных организациях.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструментарии, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментариев экологического образования и воспитания учащихся общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего и (или) среднего общего образования, как части патриотического воспитания, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Молодые защитники Природы».
Проект «Молодые защитники Природы» является следующим за экологическими природоохранными социально-образовательными проектами «Эколята – Дошколята» (дошкольные образовательные организации) и «Эколята» (1-4 класс) этапом общего процесса формирования экологической культуры учащегося.
Природоохранный социально-образовательный проект «Молодые защитники Природы» (в дальнейшем – Проект) является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в средних и старших классах школ российских регионов.
Цель Проекта
Формирование у учащегося богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.
Задачи Проекта
• дать учащимся общеобразовательных организаций знания об окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы; • способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы, понимание общечеловеческой ценности Природы; • помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека; • расширить общий кругозор, способствовать развитию творческих способностей; • помочь самоопределиться в построении взаимоотношений с Природой и окружающим его миром; • разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций новые инновационные инструментарии, формы, методы, подходы и приёмы, способные сформировать чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к Природе; • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Содержание Проекта
В рамках Проекта с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Учащимся 5 – 11 классов предлагается во время обучения в школе стать участниками проекта «Молодые защитники Природы».
Каждому члену Проекта вручается Свидетельство и Знак «Молодой защитник Природы».
С 5 по 11 класс реализуется программа по развитию природоохранной и экологической деятельности, формированию экологической культуры и культуры природолюбия учащегося.
К 14 годам подросток становится гражданином, ему вручается паспорт. К этому возрасту у подростка формируется гражданская позиция по отношению к природе родного края, как части природного наследия страны.
Во время вручения общегражданского паспорта подросток может принести Клятву гражданина России по сохранению природы своей малой родины (на верность Родине).
В Клятве говориться, что он, как гражданин России, обязуется беречь природу своей родины как части национального природного наследия и достояния своего государства, которое необходимо сохранить и передать будущим поколениям.
После Клятвы учащемуся вручается Диплом «Защитника природы своей малой Родины».
Особенностью Проекта «Молодые защитники Природы является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности и формирования у подростка культуры природолюбия с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.
Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции, подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.
В последнее время для детей разработано много книг, учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию духовной культуры ребёнка и подростка через природу. Без эмоциональной составляющей правила поведения по отношению к природе так и останутся всего лишь правилами из учебника.
С учащимися общеобразовательных организаций проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию культуры природолюбия, осознания того, что они могут стать настоящими друзьями природы.
Особое внимание в Проекте уделяется формированию целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.
Природолюбие помогает осознать, что каждый человек является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.
Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе, работа на опытном участке вокруг общеобразовательных организаций, рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.
Проект ориентирует деятельность педагога на системный подход в развитии культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.
Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.
Для каждой возрастной группы учащихся составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.
Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию учащегося.
Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности учащихся.
Прогнозируемые результаты:
• формирование у учащихся основ экологической культуры и культуры природолюбия; • повышение общей культуры; • формирование духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; • развитие внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; • расширение общего кругозора учащихся, развитие их творческих способностей.
Задачи Проекта решаются путём:
• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у учащихся культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения; • предоставления возможности учащемуся быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы; • комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования; • создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы; • внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений учащихся по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем; • предоставления учащимся возможности общения со своими сверстниками из других общеобразовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.
Организация учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта, а также проведение всех мероприятий может осуществляться на территории общеобразовательных организаций любого региона Российской Федерации.
Вся разрабатываемая и выпускаемая в рамках Проекта продукция, а также проводимые мероприятия взаимосвязаны, являются элементами одной общей концепции осуществления учебно-воспитательного процесса, дополняют и развивают друг друга, соответствуют целям и задачам Проекта и в совокупности позволяют решить задачу формирования культуры природолюбия у учащихся.
Исполнительными структурами по развитию Проекта «Молодые защитники Природы» являются Межрегиональная общественная организация содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр».
В рамках Проекта создаются программный и организационный комитеты, тематические секции и рабочие группы.
Проект «Молодые защитники Природы» базируется на:
• применении в процессе воспитания культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания и образования учащегося, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний; • рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и воспитательного процесса общеобразовательной организации, направленного на развитие у учащихся культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания, как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария; • использовании в учебно-образовательном процессе общеобразовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • включении в учебно-воспитательный процесс межструктурных связей в рамках изучения различных тем учебного пособия «Молодые защитники Природы»; • организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с использованием учебного пособия «Молодые защитники Природы», книжной, игровой, аудио, видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • введении в учебно-воспитательный процесс элементов библиотерапии и комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как «Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у подростка культуры природолюбия; • присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов и программ; • включении в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий и различных заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам; • предоставлении учащемуся возможности дальнейшего изучения того или иного материала с учителями, родителями и своими сверстниками за пределами общеобразовательной организации.
Проект «Молодые защитники Природы» с целью формирования у учащихся средних и старших классов культуры природолюбия предусматривает:
• использование в общеобразовательных организациях учебного пособия «Молодые защитники Природы»; • создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам учебного пособия «Молодые защитники Природы»; • использование в учебно-образовательном процессе общеобразовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • создание комплектов учебных и учебно-методических пособий, раздаточных и наглядных материалов; • разработку и выпуск игровых, развивающих и познавательных книг и журналов, направленных на реализацию целей и задач Проекта; • разработку и выпуск по тематикам и направлениям Проекта настольных, напольных, и компьютерных игр, а также аудио и видеопродукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • создание разнообразных игровых комплексов и программ для общеобразовательных организаций, а также для организации занятий в семье; • разработку специальных элементов оформления помещений в общеобразовательных организациях; • организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий; • издание хрестоматий и различных хрестоматийных сборников; • создание и открытие страничек, разделов, рубрик, тематик, информационных полос Проекта в газетах, журналах, на радио и в телевизионных передачах; • организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы; • организацию и проведение различных тематических встреч, экскурсий и других мероприятий, являющихся составной частью и элементами учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной организации; • создание опытно-экспериментальных участков, использование прилегающих к общеобразовательным организациям территорий для проведения в рамках Проекта занятий с учащимися; • использование в учебном процессе элементов естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.
Проект «Молодые защитники Природы» позволяет проводить комплексное обучение и воспитание учащихся в школе и в семье, направленное на развитие у них культуры природолюбия.
Рекомендуемые принципы работы, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Молодые защитники Природы»:
• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний; • использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе; • последовательность в обучении и воспитании; • преемственность при рассмотрении изучаемых тем; • анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов; • простота и доступность изучаемого материала; • наглядность при изучении тем и вопросов; • присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров; • наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала; • поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях; • добровольность в сознании и действиях учащегося при изучении учебного вопроса и темы; • безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса; • наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны учащегося.
Рекомендуемые формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Молодые защитники Природы»:
• урок; • тематическое занятие; • чтение; • беседа; • наблюдение; • обсуждение; • прослушивание тематических рассказов и отрывков из литературных произведений; • задание; • игра; • просмотр фрагментов художественного, телевизионного, учебного, научно-популярного или документального фильма; • просмотр фрагментов телевизионной передачи; • просмотр тематического мультипликационного фильма; • прослушивание радиопередачи; • викторина; • конкурс; • тематическое оформление классов и помещений; • встреча; • утренник; • прогулка; • работа на природе; • проведение опыта; • экскурсия; • поход; • акция; • тематическое мероприятие.
Рекомендуемые инструментарии при организации работы в рамках Проекта «Молодые защитники Природы»:
• учебное пособие «Молодые защитники Природы»; • учебники и учебные пособия; • различные тематические книги; • хрестоматии; • рабочие тетради и дневники; • альбомы и тетради для раскрашивания; • наглядные и раздаточные материалы; • журналы и газеты; • художественные, познавательные и научно-популярные произведения; • энциклопедические и справочные издания; • аудио и видеоносители информации; • настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • элементы мультипликации и диафильма; • художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры; • театральные постановки, их фрагменты и элементы; • телевизионные передачи, их фрагменты и элементы; • музеи и картинные галереи; • выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции; • опытные участки в школах, а также прилегающие к ним территории; • элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром. • различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.
Рекомендуемые темы занятий по Проекту «Молодые защитники Природы» (с учетом возрастных характеристик):
• «Природа вокруг нас»; • «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы); • «Времена года»; • «Время суток»; • «Животные и растения»; • «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»; • «Человек не может жить без Природы»; • «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»; • «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!» • «Помоги Природе, помоги своему другу!» • «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»; • «Сохрани Природу от пожара»; • «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»; • «Природолюбие – учебник нашей жизни».
Рекомендуемые темы занятий по темам учебного пособия «Азбука Природолюбия» (с учетом возрастных характеристик):
• Будь аккуратен с Природой • Береги Природу • Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе • Умей гулять на Природе • Дружить с Природой • Единство Человека и Природы • Жалеть Природу • Заботиться о Природе • Исследовать, изучать Природу • Красная книга • Любить Природу, любоваться Природой • Многообразие Природы • Наблюдать за Природой • Ответственность перед Природой • Природолюбие • Радоваться вместе с Природой • Сохранить Природу • Трудиться на благо природе • Уважать Природу • Фантазировать вместе с Природой • Ходить в гости к Природе • Ценность Природы • Чудеса Природы • Шёпот Природы • Щедрость Природы • Экология • Юный натуралист • Явления природы
Образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы
Образы сказочных героев “ЭКОЛЯТ” защищены охранным документом. Использование образов и наименований героев осуществляется только с письменного разрешения патентообладателей.
Авторы сказочных героев “Эколят” – друзей и защитников природы
Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогут тебе весёлые сказочные герои “Эколята” – друзья и защитники Природы. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить.
Шалун ©
Давайте познакомимся с ними поближе. Итак, самым озорным и шкодливым, без сомнения, является Шалун. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Он все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.
Умница ©
Самая серьёзная, пожалуй, Умница в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет.
Тихоня ©
Младшего брата-жёлудя, который носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев, бордовый пояс, зовут Тихоней. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком геройчиков он разбил чудесный цветник.
Елочка ©
У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительна Елочка. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.
Все вместе геройчики берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут тебе ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её.
Источник
Проект «Эколята-дошколята. Эколята — молодые защитники природы»
Татьяна Владимировна Придатько
Проект «Эколята-дошколята. Эколята — молодые защитники природы»
СЛАЙД 1
Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России»
таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Уважаемые коллеги, президентом РФ в 2015 году подписано Положение о природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята»
по формированию у детей дошкольного возраста
экологической культуры и культуры природолюбия.
СЛАЙД 2
Проект «Эколята-Дошколята»
направлен на формирование у детей дошкольного возраста
экологической культуры и культуры природолюбия.
Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.
Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений.
СЛАЙД 3
Проект «Эколята–Дошколята»
является первым этапом общего процесса формирования
экологической культуры ребёнка.
Последующие ступени экологического образования и воспитания будут реализовываться в рамках экологических природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята»
(1-4 класс)
«Молодые защитники Природы»
(5-9 и 10-11 класс)
.
СЛАЙД 4
Целью проекта является формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
СЛАЙД 5
Задачи проекта:
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный новых форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята»
является новым направлением развития дополнительного образования
эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.
Эколёнок – это ребенок, который бережет и защищает природу, ему свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
Воспитанник, став «Эколёнком»
, будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и
защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
СЛАЙД 6
Давайте познакомимся с ними поближе:
Шалун Слайд 7
Итак, самым озорным и шкодливым, без сомнения, является Шалун. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Он все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.
Умница Слайд 8
Самая серьёзная, пожалуй, Умница в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет.
Тихоня Слайд 9
Младшего брата-жёлудя, который носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев, бордовый пояс, зовут Тихоней. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком геройчиков он разбил чудесный цветник.
Елочка Слайд 10
У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительна Елочка. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.
Слайд 11 ЛОГОТИП
Слайд 12
Клятва «Эколят – молодых защитников природы»
Слайд 13
Гимн «Эколят – молодых защитников природы»
Слайд 14
Содержание Проекта
Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогают детям весёлые сказочные герои “Эколята” – друзья и защитники Природы. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить.
Слайд 15
Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.
С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.
Слайд 16
Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.
Для каждой возрастной группы воспитанников составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.
Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию ребёнка.
Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций.
Слайд 17, 18
Для того, чтобы стать участником природоохранного проекта «Эколята–Дошколята»
необходимо от лица руководства образовательной организации направить письмо в программный комитет
Проектов на имя руководителя Проектов Зотова Владимира Валентиновича (в произвольной форме)
о желании стать участником
Проекта на электронный адрес [email protected]
После положительного ответа необходимо провести акцию посвящения детей образовательной организации в «Эколята – Дошколята»
. На которой ребята произносят клятву
Эколят и исполняют Гимн.
Во время Акции территория (аудитория)
ее проведения оформляются логотипами
«Эколята»
, рисунками, плакатами и поделками с образами сказочных героев
«Эколят»
– друзей и
защитников Природы – (Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка)
.
Желательно, чтобы при проведении мероприятия присутствовали сказочные герои «Эколята»
– друзья и
защитники Природы – Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка (одетые в костюмы героев дети или взрослые)
.
Проведение Акции должно быть отражено на сайте образовательной организации.
Приветствуется освещение проведения Акции в региональных средствах массовой информации субъекта (газеты, журналы, интернет издания)
.
Информацию о проведение Акции (текст – 1 страница и до 5 фотографий)
необходимо представить на электронный адрес [email protected]
После проведения Акции образовательная организация заносится в реестр участников Проектов.
Использование логотипа «Эколята»
и образов сказочных героев
«Эколят»
возможно только после получения соответствующего разрешения от Программного комитета
природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята–Дошколята»
,
«Эколята»
и
«Молодые защитники Природы»
.
Прогнозируемые результаты:
• формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры ребёнка;
• формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Слайд 19