Экология, защита природы. Проекты в средней группе


Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

Экологический проект «Эколята — дошколята» в средней группе Экологический проект «Эколята — дошколята»

Средняя группа Обоснование проблемы. Наличие глобальных
экологических проблем окружающей среды – это серьезнейшая угроза для всего человечества современного мира. На сегодняшний день основной задачей для людей должно быть сохранение…
Природоохранный социально-образовательный проект в средней группе (с 4 до 5 лет) «Эколята-дошколята» Актуальность Проекта Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего…

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки… Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее , чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта…

Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

План работы с детьми

Сентябрь

Разработка проекта. Подбор метода, литературы.

Октябрь

Тема «Какая вода?»

Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, не имеет цвета и запаха.

Предполагаемый результат: Дети усвоят свойства воды такие как: прозрачная, текучая, является растворителем, не имеет цвета и запаха, имеет вес.

Тема: Что в пакете?

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Предполагаемый результат: Дети узнают что воздух занимает всё окружающее пространство.

Ноябрь

Тема: Легкий – тяжелый.

Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). Предполагаемый результат: Научатся определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Тема: Мы – фокусники.

Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Предполагаемый результат: Познакомятся со свойствами магнита и с предметами которые вступают во взаимодействие с ним.

Декабрь

Тема: Как согреть руки?

Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). Предполагаемый результат: Научатся нагревать предметы при помощи трения, движения и выявят условия сохранения тепла.

Январь

Тема: Стекло, его качества и свойства.

Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Предполагаемый результат: Познакомятся со стеклом, его свойствами. Научатся определять его качества.

Февраль

Тема: Металл, его качества и свойства.

Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Предполагаемый результат: Познакомятся с металлом, его свойствами. Научатся определять его качества.

Тема: Волшебная рукавичка.

Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Предполагаемый результат: закрепить свойства магнита и выявить с какими предметами он вступает во взаимодействие.

Март

Тема: Резина, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). Предполагаемый результат: Познакомятся с резиной, её свойствами. Научатся определять её качества.

Тема Из чего птицы строят гнезда?

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Предполагаемый результат: Узнают некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Апрель

Тема: Пластмасса, его качества и свойства.

Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). Предполагаемый результат: Познакомятся о пластмассой, её свойствами. Научатся определять её качества.

Тема: Прозрачность воды.

Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная». Предполагаемый результат: Познакомятся со свойством воды «прозрачность», научатся определять прозрачная вода.

Май

Тема: «Бумажные комочки».

Цель: Познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию. Предполагаемый результат: Познакомятся сновым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.

Перспективный план клуба «Неизведанное рядом»

Октябрь

Родительское собрание по теме: Экспериментируем, познаем, творим!

Содержание: Информирование родителей о том, что главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Январь

Консультация «Развитие наблюдательности и любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно-экспериментальных игр в домашних условиях». Содержание: Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное экологическое воспитание ребенка среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях.

Апрель

Открытое игра-занятие «Путешествие к Песочной фее».

Этапы проекта

I Подготовительный этап

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта

  1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
  3. Создание клуба «Неизведанное рядом».
  4. Один раз в квартал проводятся совместные «заседания» клуба (родители и дети) в форме развлечений, игр-занятий, досугов, консультаций.
  5. Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки — передвижки).
  6. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме.

III . Заключительный этап

Диагностика и подведение результатов работы.

  1. подведение итогов работы над проектом.
  2. анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок?».
  3. мониторинг качества освоения материала детьми.
  4. открытое занятие — развлечение для родителей «Чему мы научились» (по итогам проекта).
  5. презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

Формы работы с детьми

Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, нами был разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах и образовательных областях детской деятельности.

Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно — экспериментальная деятельность).

Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.

Перспектива на будущее

Разработать проект «Неизведанное рядом» для детей старшей и подготовительной групп.

Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно — экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.

Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно-творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни — школьным годам.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Долгосрочный проект «Защитники города от мусора» для средней группы.

Тип проекта: творческий, информационный, познавательный.

По продолжительности: долгосрочный, 2 месяца.

Участники: дети средней группы, родители, воспитатели.

Проблема: охрана окружающей среды, попытка решить проблему мусора.

Актуальность: мусор — это экологическая проблема современного мира. Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Он образуется в детских садах, школах, больницах, жилых помещениях, на улицах, на производствах и т.д. Проблема мусора была и остается вечной…

Цель: способствовать уменьшению загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и развитию творческих способностей в изготовлении поделок и костюмов из бросового материала.

Задачи: Познакомить детей с экологической проблемой мусора и находить пути её решения;

Развивать творческие способности родителей и детей, в изготовлении поделок;

Формировать познавательный интерес у детей к проблеме окружающей среды;

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемые результаты:

Для детей: привития детям экологической культуры; ответственное отношение к значимым заданиям;

развитие у детей активности, самостоятельности; приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.

Для воспитателя: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.

Для родителей: укрепление отношений между детьми и родителями; самореализация.

Этапы:

1. Организационный

Воспитатель раскрывает проблему, вхождение детей в проект. Вызвать положительный отклик родителей на экологическую проблему.

2. Планирование деятельности:

Воспитатель:

Консультации для родителей: «Зачем детям нужно знать, что такое экология», «Переработка бумаги поможет сберечь лес»; памятка «Научится сортировать отходы».

Беседы с детьми: «Мусор хорошо или плохо», «Откуда берётся мусор», «Мусор может быть полезным».

Дидактические и настольно- печатные игры: Лото «Сортируем мусор правильно», «Из чего сделан предмет», «Хорошо- плохо», «Собери бусы», «Чудесный мешочек», «Да-нет».

Опыты: «Ознакомление со свойствами бумаги, пластмассы, резины, стекла, металлических предметов».

Подвижные игры: «Воздух, Земля, вода», «Береги природу», «Четвертый лишний».

Сюжетно-ролевые игры: «Лесной патруль».

НОД (познавательное развитие):

Беседы: «Чистая планета», «Берегите природу».

Зелёный патруль «Чистый участок детского сада».

Наблюдение за работой дворника.

Наблюдения «Куда исчезает мусор в детском саду».

НОД (социально- коммуникативное развитие):

Чтение художественной литературы: Экологические сказки: «Зайчик и медвежонок», «Маша и медведь», «Нет места мусору», «Сказка про хламище-окаянище». А. Яшин «Покормите птиц», Я. Аким «Наша планета», С. Михалков «Прогулка», А. Усачёв «Мусорная фантазия».

НОД (художественно- эстетическое развитие): коллективная работа по аппликации «Берегите планету от мусора», рисование «Дружно мусор уберём», лепка «Урны для мусора», изготовление погремушек из бросового материала: пластиковые ложки, яйца от киндер-сюрпризов, фасоль, изолента.

НОД (физическое развитие): физкультурно-экологическое развлечение «Защитим природу от мусора».

Дети: Разучивание стихотворений, поиск с родителями новых знаний об утилизации мусора.

Родители: Поиск информации о утилизации мусора совместно с детьми.

Участие в создании работ на тему: «Вторая жизнь ненужных вещей», «Необычные костюмы».

3. Заключительный.

Выставка поделок «Вторая жизнь ненужных вещей».

Проведение модного приговора «Дефиле необычных костюмов».

Результаты проектной деятельности:

В ходе проекта у детей появился интерес к узнаванию природы, проблеме загрязнения окружающей среды, навыкам наблюдения. Очень важно было то, что неотъемлемой частью проекта стали родители. Благодаря их творческому подходу, энтузиазму и умелым рукам, воплотилось то, что мы часто обсуждали с детьми: как же помочь городу? Что можно сделать из мусорных отходов, из того, что нам больше не нужно и не пригодится в жизни?

Наш проект- это звонок для каждого. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]