«Помогаем поросенку Фырке» (занятие в средней группе по формированию привычек ЗОЖ)
Педагог:Ой, кто это меня щекочет?
(На экране появляется Йоник)
— Это я Йоник, сын воздуха. Я прилетел из страны Эфирии.
Чтобы вы быстрей проснулись, Потянулись, улыбнулись, Я тебе сейчас спою, Слушай песенку мою.
(Йоник исполняет песенку).
Йоник предлагает детям подпевая слова из песни выполнять движения. По окончании исполнения дети проходят на свои места.
Педагог обращается к Йонику:
— Йоник, какой секрет здоровья ты хочешь открыть ребятам? Чему хочешь их научить?
Йоник: Я – воздушный волшебник, могу научить вас правильно дышать.
Воспитатель обращается к детям: Ребята, а разве мы не умеем дышать?
Йоник соглашается с детьми: Умеете, но нужно знать некоторые правила, чтобы дышать лучше.
1 правило — дыши носом
2 правило — не поднимай плечи при вдохе
3 правило — в дыхании должен активно участвовать живот.
Педагог:Подожди, подожди Йоник, я ничего не запомнила а вы, дети? (Дети вспоминают правила по мере возможности)
— Я буду заниматься с вами, — говорит Йоник, — и вы всё запомните и научитесь правильно дышать. Но для начала ответьте мне на вопрос, для чего, же нужен нос? (Дышать, нюхать, сморкаться, чихать)
Педагог обращается к детям:
Вы всё правильно отметили, а теперь возьмите зеркала и рассмотрите внимательно свой нос. (Дети рассматривают, педагог комментирует). Воздух попадая в нос проходит через два коридора, стенки которых покрыты волосками, видите?
Йоник спрашивает у детей о том, знают ли они для чего нужны волоски в носовых проходах? (волоски выполняют роль охранников, они не пропускают в нос пылинки и микробы, когда пыли и микробов набирается много, мы чихаем и наш нос очищается). (Дети кладут зеркала на место).
Педагог:А сейчас, я вам предлагаю проверить свои знания, вместе с поросенком, помогите ему разобраться в наших органах дыхания.
(Презентация игры)
Педагог обращает внимание детей на то, что когда воздух прошел по двум коридорам, очистился и согрелся, он попадает к нам в легкие (вывешивается картина с изображением органов дыхания человека), педагог рассказывает о том, что когда мы вдыхаем легкие расширяются, а когда выдыхаем – сужаются, поэтому похожи на воздушный шарик. (Педагог показывает опыт с воздушными шарами, комментируя и ассоциируя их с лёгкими).
Дыхательная гимнастика.
Йоник хвалит ребят и предлагает им провести дыхательную гимнастику, чтобы научиться правильно, дышать носом. Педагог объясняет задание:
— Вам нужно встать парами. Возьмитесь за руки и, глядя в глаза, улыбнитесь друг другу.
1 упражнение – «Шарик надулся и лопнул»: положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надувается, как шар, на выдохе произносить «ш-ш-ш».
2 упражнение – «Жуки»: встать спинками друг к другу, одну руку положить на грудь, другую на живот. На продолжительном выдохе произносить звук «ж».
3 упражнение – «Пение лягушки»: повернуться лицом друг к другу, положить руки на живот, на выдохе активно работать диафрагмой, произносить звук «ква».
— Молодцы, ребята, всё выполняли правильно, соблюдали все правила.
Дышали, носиком вдыхали, Плечики свои не поднимали, И животик ваш дышал — Вам здоровье сберегал.
Педагог задаёт проблемный вопрос: «Как вы узнаете, что мама печёт булочки на кухне, если вы находитесь в другой комнате? Кто поможет вам в этом?»
(Нос, мы почувствуем, как пахнет).
Вы ребята правильно сказали, что нос нам нужен не только для того, чтобы дышать, но и для того чтобы чувствовать запахи. Особенно это важно зверькам в лесу, т. к. запах может быть сигналом опасности или пищи, без которой нельзя обойтись. Хотите попробовать поохотиться?
Игра «Охота». (Дети делятся на две команды. Дети с темными волосами ищут стаканчики с запахом апельсина. Дети со светлыми волосами ищут стаканчики с запахом сосны).
Фырка:А почему я ничего не чувствую? Нюхаю, нюхаю и ничего.
Педагог высказывает предположение о том, что Фырка простудился и у него не дышит нос, обращается к детям с вопросом: «Могут ли онипомочь Фырке советом, как вылечиться от простуды? (Погреть ноги, попить горячий чай, закапать в нос лекарство, выпить таблетку)
Педагог:Это всё правильно, но сейчас мы этого всего сделать не сможем. А есть ли какое-нибудь средство, которое поможет прямо сейчас? (Массаж)
Массаж.
Педагог предлагает сделать его вмести с детьми.
Показать массаж «улитка» и рассказать, как его делать?
От крылечка до калитки Три часа ползут улитки Три часа ползли подружки На себе таща избушки.
(Трут указательные пальцы, массируя сверху вниз и снизу вверх переносицу 10-15 раз).
Фырка:Ура! У меня задышал нос! Я чувствую запахи! И настроение у меня улучшилось, хочется бегать, играть, веселиться!
Педагог: Вот оказывается, в чем была причина твоего плохого настроения. Ну, тогда, сейчас предлагаю вам поиграть с песком.
Песочные игры.
На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям. Повторяют за воспитателем, делают отпечатки ладоней.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»
Когда дети получили образец устного описания своих ощущений, они попробуют сами рассказать о том, что чувствуют.
Педагог переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернула руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Дети рассказывают.
Обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы ощущения изменить. Может, подвигать руками? Попробовать: поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка); «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.) Дети повторяют движения руками за педагогом.