Семейный проект в ДОУ «Маленькие открытия в моей большой семье»методическая разработка на тему


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Лучик» села Лётно-Хвалынское Спасского района Приморского края

УТВЕРЖДАЮ Старший воспитатель МБДОУ «ДС №2 «Лучик» ____________О.Ю.Лашун « ___ »_________ 2021 год

ПРОЕКТ «Семейные ценности и традиции»

Составитель проекта: воспитатель подготовительной группы Дышлюк Евгения Петровна

2018 год «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В.А.Сухомлинский

Тема проекта: «Семейные ценности и традиции»

Составитель проекта: воспитатель подготовительной группы Дышлюк Евгения Петровна Сроки реализации проекта: с 19.02.2018 г. по 23.03.2018 г. Тип проекта: групповой, творческий Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников. Актуальность: — В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций. — Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка. — У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи. — В ДОУ не обобщен материал по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. — Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально – исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это можно с полным правом считать, что семья была и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Цель проекта: — Формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям. Задачи проекта: Образовательные: — закрепить и обобщить знания детей о семье, близких и дальних родных, их взаимоотношениях; — сформировать представления генеалогическом древе семьи, происхождении семейного рода, фамилии; — углубить знания о профессиях членов семьи; понимать значение труда взрослых, особенностях их профессиональной деятельности; — показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества; — развивать познавательные способности у детей, активно включать их в познавательно-поисковую деятельность. Воспитательные: — воспитывать основы нравственных качеств: умение проявлять заботу о своих близких и оказывать им посильную помощь; — формировать у родителей и детей умение общаться на основе сотрудничества; чувства семейной сплоченности; — воспитывать любовь, уважение и доверие к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.

Объектом исследования являются семейные ценности и традиции дошкольников старшей группы, а также их родителей. Предметом исследования являются семьи воспитанников, взаимоотношения в семье, семейные традиции и обычаи. Гипотеза исследования: Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в детском саду не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере. Теоретическая значимость: Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях. Практическая значимость: — Повышение качества образовательного процесса по духовно- нравственному воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. — Создание методической копилки по духовно- нравственному воспитанию. — Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. — Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. — Укрепление связи семьи с детским садом. -Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи. Новизна Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по воспитанию ребёнка в условиях детского сада. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

Ожидаемые результаты: — Умение составить свою родословную. — Умение составить рассказ о своей семье и профессии родителей. — Владение навыками продуктивной деятельности, составление и оформление семейного альбома. — Уважительное отношение к старшему поколению. — Бережное отношение к семейным фотографиям. — Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды — Повышение качества образовательного процесса, процесс обучения становится более увлекательным, эмоционально-насыщенным. — Создание методической копилки по данной проблеме. — Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. — Возрастет уверенность родителей в их педагогических возможностях.

Продукты проектной деятельности: — Стенгазета «Ах, какие мамы, загляденье прямо!» — Творческая работа: «Генеалогическое древо моей семьи», «Моя родословная». — «Семейный календарь» и «Семейный альбом» — Презентация «Семейные ценности и традиции» — Информационный путеводитель для родителей: «Роль семьи в нравственном воспитании детей» — Информационное поле для родителей: «Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности» — Кладовая знаний для родителей: «Моя семья – мое богатство!» — Выставка творческих работ детей «Мама солнышко моё!»

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта и сроки исполнения Содержание деятельности

Участники проекта Организационный

19.02-02.03.18г — Сбор и анализ литературы по данной теме — Опрос детей о своей семье — Составление плана работы — Свободный разговор с родителями по теме проекта — Информационное поле для родителей «Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности» — Разработка и содержание проекта «Семейные ценности и традиции» Воспитатель, родители, дети Практический

05.03-16.03.18г — Сбор информации о семейных ценностях семей воспитанников (фото, рассказы) — Минутки общения: «Разговор о маме» — Конкурс рисунков «Мама солнышко моё» — Интервью с детьми — рассказы детей о своих мамах: «О самой любимой на свете, о маме моей говорю!» — Художественная мастерская: изготовление стенгазеты «Ах, какие мамы, загляденье прямо!» — Свободный разговор на тему: «Мои близкие», «Традиции нашей семьи». — Прочтение стихотворений на тему «Моя семья – мое богатство». — Индивидуальное общение с детьми «Расскажи о своей семье» (по рисункам) — Разговор — рассуждение с детьми на тему: «Можно ли человеку прожить без семьи?». — «Пословица недаром молвится» — знакомство детей с пословицами о семье.

— Информационный путеводитель для родителей: «Роль семьи в нравственном воспитании детей». — Семейная гостиная «Семейные ценности и традиции» (родители в гостях у детей в группе детского сада). — Художественная литература: чтение русских народных сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди»; произведений: Я.Аким «Моя родня», В. Осеева «Сыновья». — Индивидуальные занятия с детьми на тему «Семья глазами ребенка» — Минутки общения: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди» — Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?» — Речевая игра «Назови родственников». — Информационная акция «Семейные традиции и домашние праздники» — Кладовая знаний для родителей: «Моя семья – мое богатство!» Воспитатель, родители, дети Обобщающий

19.03-23.03.18г — Семейная художественная студия (творческая работа по изготовлению семейного древа): «Генеалогическое древо моей семьи», «Моя родословная». — Минутки общения с детьми: «Понравилось ли тебе создавать дерево своей семьи?» — Изготовление «Семейного календаря» и «Семейного альбома» — Создание презентации «Моя семья – мое богатство» Воспитатель, родители, дети Литература: 1. Даль В., Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и проч. М., 1862; изд. 2-е. СПб., 1879; изд. 3-е, СПб., 1904, изд. 2012. 2. Рогозянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей.М., 2011. 3. Титов В. Игра в жизни. – М., 2013. 4. Ривина Е.К. Зачем знакомить дошкольников с родословной? – М.: Просвещение, 2014. 5. Соломенникова О.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Составитель Соломенникова О.А./ М.: Мозаика–Синтез, 2014 6. Художественное творчество и ребенок. — Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 2012.

Педагогический проект «Детский сад + семья»


Семья и дошкольное учреждение — два самых важных института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность, получает всестороннее образование. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Для избегания такого дискомфорта необходимо создание единой воспитательной среды, тогда ребенок почувствует себя спокойнее и увереннее, сможет раскрыть свой творческий потенциал, всесторонне развиваться. На наш взгляд, единая воспитательная среда подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семьи, а также активное участие семьи в жизнедеятельности детского сада с целью безболезненной адаптации малыша, только что вышедшего из лона семьи, его наилучшего психологического самочувствия, а также для его успешной социализации. Кроме этого тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться в пространство отчей семьи, почувствовать причастность к своей семье, что немаловажно для духовно-нравственного развития дошкольника.
Детский сад – первое общественное учреждение, с которым родители вступают в контакт и его деятельность направлена на оказание помощи семье в воспитании детей. (Закон РФ «Об образовании», статья 18, пункт 3).

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей, доступность к средствам массовой псевдокультуры, ослабление семейных связей и связей между поколениями, актуальнее стала задача нравственного и гражданского воспитания в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Формирование новых подходов к становлению культуры родительства основывается на повышении статуса семьи в собственных глазах родителей, в глазах их детей и педагогов. Кроме того, педагоги доносят мысль, что культура родительства закладывается в детстве, и на протяжении жизни, до вхождения в брачный возраст, у детей складывается определённый стереотип семейных отношений, который, уже выросшие дети, начнут реализовывать в своей семейной жизни.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад — место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, эгоизма и насилия, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Наблюдения из опыта работы показали, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов в области воспитания и развития детей дошкольного возраста, для них становятся актуальными многие проблемы: «Чему нужно научить ребенка?», «Как с ним играть?», «Как справиться с его капризами и непослушанием?».

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Взаимосвязь с семьей жизненно необходима, ведь родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Каждый родитель желает, что бы помимо успешного овладения знаниями и умениями, ребенок самореализовался, развивая свои творческие возможности.

Причины возникновения проблемы: в современной семье приоритетом являются отношения между родителями. Детско-родительские отношения уходят на второй план. Наблюдается возложение ответственности за воспитание и развитие ребёнка на третьи лица. Происходит упрощение организации совместных семейных досугов, утрачивание семейных традиций.

В ходе работы над проектом мы использовали следующие принципы взаимодействия с родителями:

  • Доброжелательности.
  • Индивидуальный подход.
  • Сотрудничество.

Среди проблем семейного воспитания можно выделить следующие актуальные темы:

  • непонимание родителями самоценности периода детства;
  • неумение родителей рефлексировать собственную педагогическую деятельность;
  • выявление и корректировка причины педагогических ошибок;
  • недостаточность информации у родителей о деятельности детей в ДОУ.

Все это натолкнуло нас на организацию «Семейного клуба». В реализации данного проекта предполагается участие детей, родителей, воспитателей и специалистов.

Таким образом, эта интересная форма работы поможет родителям лучше познакомиться друг с другом, поделится опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Деятельность «Семейного клуба» направлена на осуществление нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (с сентября по май).

Участники проекта: дети, воспитатели групп, специалисты, родители воспитанников.

Образовательные области:

«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Цель проекта:

Формировать навыки сотрудничества, общения, сотворчества родителей и детей.

Задачи проекта:

  • Структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.
  • Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей.
  • Развивать в детях чувство семейной сплоченности.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей.
  • Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Условия реализации проекта:

1. Интеграция и дифференциация взаимодействия ДОУ и родителей с содержанием основной общеобразовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.

2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

3. Накопление, систематизация материалов по взаимодействию ДОУ и семьи.

4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.

Отличительные особенности:

Содержание данного проекта охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, родителей и педагогов ДОУ, с учётом интеграции областей и тематических недель в ДОУ. Проект разработан таким образом, что можно использовать мини проекты на каждый месяц отдельно (сентябрь — образовательная область Социализация, октябрь – образовательная область Труд, ноябрь – образовательная область Физическая культура, декабрь – образовательная область Безопасность, январь – образовательная область Познание, февраль – образовательная область Чтение художественной литературы, март – образовательная область Художественное творчество, апрель – образовательная область Здоровье, май – образовательная область Музыка).

В проекте предлагаются рекомендации, которые могут стать опорой для педагогов при планировании образовательного процесса, а также консультации, семинары и рекомендации для родителей.

Данный проект может быть рекомендован к использованию в работе педагогов всех типов ДОУ и родителей. Проект не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в его реализации. Разработан проект в соответствии с федеральными государственными требованиями, учитывая организацию по взаимодействию с семьями воспитанников, интеграцию образовательных областей.

Предполагаемый результат:

Дети

  • Появится интерес к новому, неизвестному в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
  • Сформируются положительные взаимоотношения между детьми и родителями, улучшится семейный микроклимат.
  • Овладеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Сформируются основные физические качества и потребность в двигательной активности.
  • Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, художественные произведения, мир природы.

Родители

  • Осознают важность единых требований семьи и детского сада, сблизятся с педагогами и другими родителями.
  • Будут посещать все мероприятия детского сада с удовольствием.
  • Познакомятся с традициями группы и ДОУ.
  • Будут активными участниками утренников, праздников, игр.

Педагоги

  • Приблизят семью к детскому саду.
  • Помогут определить оптимальные пути взаимодействия в воспитательном влиянии на ребенка.
  • Познакомятся с традициями семей воспитанников.

Выводы:

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Содружество» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Продукты:

  • Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с семьями дошкольников.
  • Информационно-методический материал для родителей (сборник) по развитию дошкольника.

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям

Образовательная область «Здоровье»

  • Объяснять родителям, как образ семьи взаимодействует на здоровье ребенка.
  • Факторы влияющие на физическое здоровье ребенка: спокойное общение, питание, закаливание, движения.
  • Негативные факторы (переохлаждение, перегревание, перекармливание и т.д.), наносящие непоправимый вред здоровью.
  • Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение художественной литературы, просмотр фильмов.
  • Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в д/с.
  • Совместить с родителями и при участии медико-психологической службы д/с создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации.

Образовательная область «Безопасность»

  • Показать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости человека, природы, семьи, всего человечества.
  • Знакомить родителей с достижениями детей.
  • Показать формы работы д/с по проблеме безопасности детей.

Образовательная область «Социализация»

  • Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в д/с.
  • Привлекать к составлению соглашения о сотрудничестве программы и взаимодействия семьи и д/с в воспитании детей.

Образовательная область «Труд»

  • Изучить традиции трудового воспитания сложившегося и развивающегося в семьях воспитанников.
  • Проводить акции по благоустройству и озеленению территории д/с.

Образовательная область «Познание»

  • Обратить внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в д/с и дома.
  • Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в семье и д/с способствующей возникновению познавательной активности.
  • Проводить совместные конкурсы, игры – викторины.

Образовательная область «Коммуникация»

  • Изучить особенности общения взрослых с детьми в семье. Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в д/с и дома.
  • Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (Семейные и родительские клубы) способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

  • Показать родителям важность домашнего чтения способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
  • Конкурсы, литературные гостиные, встречи с поэтами, посещение библиотеки. Поддерживать детское сочинительство.
  • Привлекать родителей к проектной деятельности – оформление альбомов, газет, журналов, книг.

Сентябрь

(Играют дети — играем вместе)

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

1. Подготовительный этап (1 неделя)

  • Определение проблемы, цели и задач.
  • Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление эффективных связей с родителями:

— обновление и заключение договора между ДОУ и родителями;

— составление плана работы ДОУ по работе с семьей.

2. Основной этап (2-3 неделя)

Цель:

Нацелить родителей, приобщить родителей к активной, совместной форме в новом учебном году. Ознакомить родителей и детей с планом на год. Познакомить родителей с разновидностью игр и дать знания о ее ведении, материалах, задачах.

  • Устный журнал «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста». Статья «Чему учит сюжетно-ролевая игра» (пополнение с.р. игр в группе пособиями)
  • Анкетирование родителей: «Чему обучается ребенок в игре?»
  • Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей, «Ваши пожелания и ожидания» и др.
  • Совместный рисунок с ребенком дома «Кем я хотел бы стать».
  • Картотека игр для родителей «Играем дома».
  • Консультации «Правила игры для детей и родителей», «Что необходимо учитывать при выборе игрушек».
  • Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

3. Заключительный этап (4 неделя)

Совместная игровая деятельность «Играют дети – играем вместе».

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Задачи: показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребенка, рассмотреть правила организации игровой деятельности, развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.

Форма проведения: традиционная с элементами совместных игр детей и родителей.

Октябрь

(Через красивое – к человечному)

«ТРУД»

1. Подготовительный этап (1 неделя)

  • Определение проблемы, цели и задач.
  • Приглашение родителей на круглый стол «Воспитываем добротой», подбор фотографий «От улыбки хмурый день светлей».
  • Привлечение родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду.

2. Основной этап (2-3 неделя)

Цель: Расширение представлений родителей по вопросу нравственно-эстетического и трудового воспитания дошкольников, повышение педагогической культуры родителей. Приобщить родителей к трудовому воспитанию детей, развивать желание сделать как можно больше полезных дел для других.

  • Статьи, консультации, памятки: «Кормушки и как их сделать», «Домики от ветра» (Помощь при выборе места для кормушек, установки их), «Трудовое воспитание детей в семье», «Приучайте ребенка к труду» и др.
  • Фотовыставка «От улыбки хмурый день светлей».
  • Подбор стихов об осени, осеннем урожае.
  • Собрание для родителей «Терпенье и труд, все перетрут».

3. Заключительный этап (4 неделя)

День добрых дел «Наши меньшие друзья».

Цель: Привлечение родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду. Сплочение детского и взрослого коллектива.

Задачи: Познакомить родителей с опытом работы педагогов детского сада, содействовать обмену опытом семейного воспитания, укреплять внутрисемейные отношения.

Форма проведения: Совместное творчество детей и родителей.

Ноябрь

(Что бы ребенок рос здоровым)

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

1. Подготовительный этап (1 неделя)

  • Определение проблемы, цели и задач.
  • Изучение опыта родителей по профилактики заболеваемости детей, о роли семьи и детского сада в формировании здоровья детей.
  • Подбор литературы об охране здоровья.

2. Основной этап (2-3 неделя)

Цель: Согласование точек зрения педагогов и родителей по вопросам физического развития детей, выявить факторы, влияющие на физическое развитие детей, донести до родителей важность занятий физическими упражнениями.

  • Статьи: «Зарядка позитивного мышления», «Подвижные игры».
  • Фотогазета «Как мы бережем здоровье».
  • Обмен семейным опытом по физическому воспитанию (рассказ о своих спортивных традициях).
  • Консультации: «О правильной осанке», «Роль семьи в физическом воспитании ребенка» и др.
  • Совместные мероприятия детей и родителей: «Наши шарики берем…», «Гимнастика вдвоем» и др.

3. Заключительный этап (4 неделя)

Спортивный праздник с родителями «Если хочешь быть здоров».

Цель: Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважения к своему здоровью и интерес к физкультуре.

Задачи: Создать условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, помочь родителям пробудить у ребенка интерес к спортивной игре, развивать у него элементарные представления о полезности физической активности, создать в семье положительный эмоциональный климат.

Декабрь

(Безопасность ребенка)

«БЕЗОПАСНОСТЬ»

1. Подготовительный этап (1 неделя)

  • Определение проблемы, цели и задач.
  • Изучить компетентность родителей об обучении дошкольников безопасному поведению в условиях всеобщей выживаемости человека.

2. Основной этап (2-3 неделя)

Цель: Сохранение жизни и здоровья детей; формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка; педагогическое просвещение родителей по данной теме.

  • Оформление папки-передвижки «Детские страхи».
  • Беседы с детьми «Развитие навыка безопасного общения с незнакомцами».
  • Памятки, консультации для родителей: «Наедине с опасностью», «Безопасность в вашем доме» и др.
  • Экскурсия в пожарную часть города.
  • Непосредственно образовательная деятельность «Юные пожарные спешат на помощь».

3. Заключительный этап (4 неделя)

1. Сюжетно-ролевая игра «Огонь друг – огонь враг».

Цель: Обозначить возможные опасности для ребенка дошкольного возраста; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей.

Задачи: Научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях, знакомить детей с огнем и его свойствами, воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.

Форма проведения: Семинар – практикум «Обеспечение безопасности ребенка».

Январь

(Путешествие в страну знаний)

«ПОЗНАНИЕ»

1. Подготовительный этап (1 неделя)

  • Определение проблемы, цели и задач.
  • Изучить знания родителей о математических, развивающих играх. Ответы на вопросы родителей.

2. Основной этап (2-3 неделя)

Цель: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия в области «Познание»; повышение педагогической культуры родителей. Дать углубленные знания о математических, развивающих играх.

  • Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр».
  • Экологические акции: «Кормушка», «Скворечник», «Посади дерево» и др.
  • Анкета для родителей «Какими играми укрепляем знания о цвете, форме и величине».
  • Памятка для родителей «Особенности развития детей пятого года жизни».

3. Заключительный этап (4 неделя)

  • Родительское собрание «Путешествие в страну знаний продолжается».
  • Викторина для детей и родителей «Ума палата».

Цель: Рассмотреть возрастные, индивидуальные особенности детей; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи; дать углубленные знания о математических, развивающих играх.

Форма проведения: Встреча – путешествие.

Февраль

(Волшебный мир книги)

«ЧТЕНИЕ ХУДОДЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

1. Подготовительный этап (1 неделя)

  • Определение проблемы, цели и задач.
  • Изучение опыта родителей о том, какую роль играет чтение книг для всестороннего развития детей.

2. Основной этап (2-3 неделя)

Цель: Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка; стимулировать самообразование родителей; прививать навыки читательской культуры; воспитывать бережное отношение к книге.

  • Семейная газета «Роль книги в семейном воспитании».
  • Папка-передвижка «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг».
  • Памятка «Что учитывать выбирая книгу для ребенка», «Как стать хорошим читателем».
  • Консультации: «Как заучивать наизусть стихотворение с детьми», «Воспитание любви к книге у дошкольников».
  • Творческая мастерская «Если книжка заболела».

3. Заключительный этап (4 неделя)

Театрализованное представление, викторина — «Мир сказок».

Цель: Подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

Форма проведения: Семейная гостиная.

Март

(Волшебные краски)

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

1. Подготовительный этап (1 неделя)

  • Определение проблемы, цели и задач.
  • Изучение опыта родителей о важности игр, развивающих восприятие цвета, для детей дошкольного возраста.

2. Основной этап (2-3 неделя)

Цель: Ознакомить родителей с дидактическими играми, развивающими у детей способность к восприятию системы цветовых тонов; воспитание у детей и родителей чувство радости от совместной деятельности. Воспитывать желание проявить творчество и инициативу.

  • Тематическая выставка поделок и рисунков «Рисуем вместе с мамами».
  • Оформление семейных газет «Мы мамины помощники».
  • Памятки, консультации: «Волшебные рисунки», «Нетрадиционные техники рисования в домашних условиях», «Рисуем вместе с ребенком».
  • Подбор стихов, рисунков, пожеланий.
  • Фотовыставка «Самые обаятельные и привлекательные».

3. Заключительный этап (4 неделя)

Совместно-игровой досуг «Волшебные краски».

Цель: Воспитание у детей и родителей чувство радости от совместной деятельности, формировать у родителей и детей понятие о важности игр развивающих восприятие цвета.

Форма проведения: Дружеская встреча.

Апрель

(Здоровье в порядке, спасибо зарядке)

«ЗДОРОВЬЕ»

1. Подготовительный этап (1 неделя)

  • Определение проблемы, цели и задач.
  • Изучить опыт родителей об охране и укреплении физического и психического здоровья детей.

2. Основной этап (2-3 неделя)

Цель: Формировать у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни; познакомить родителей с разными видами гимнастики; развивать желание и умение проводить отдых с пользой, весело и энергично.

  • Подбор стихов, пословиц о здоровье и спорте.
  • Устный журнал «Движение это жизнь».
  • Папка-передвижка «Комплекс утренней гимнастики с детьми и родителями», комплексы дыхательной гимнастики, для глаз и др.
  • Изготовление спортивного инвентаря из бросового материала.
  • Консультация специалистов по профилактике плоскостопия, семинар «Как топает ваш малыш».
  • Родительское собрание «Формирование потребности в здоровом образе жизни».

3. Заключительный этап (4 неделя)

Совместный досуг «Мой веселый звонкий мяч».

Цель: Познакомить родителей с разными видами гимнастики; способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях; создать условия для обмена семейного опыта по физическому воспитанию дошкольников.

Форма проведения: Семинар – практикум.

Май

(Здравствуй, лето)

«МУЗЫКА»

1. Подготовительный этап (1 неделя)

  • Определение проблемы, цели и задач
  • Проанализировать результаты образовательной, культурно-досуговой деятельности «Семейного клуба» за учебный год.

2. Основной этап (2-3 неделя)

Цель: Дать информацию об успехах работы «Семейного клуба» на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года.

  • Создание фотогазеты «Вместе весело шагать», «Мы счастливы, потому что мы вместе».
  • Викторина для родителей и детей «Музыкальная палитра».
  • Памятки и консультации для родителей «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста», «Музыкальное воспитание в семье» и др.
  • Подготовка призов, грамот, дипломов и благодарственных писем для награждения воспитанников и родителей группы, принимавших активное участие в жизни «Семейного клуба».
  • Разучивание песен на летнюю тему и веселого отдыха.

3. Заключительный этап (4 неделя)

Мультимедийная презентация проекта «Семейный клуб» — Содружество.

Цель: Проанализировать результаты совместной работы «Семейного клуба»; поблагодарить родителей, оказавших большую помощь группе в течение учебного года

Форма проведения: Творческий отчет.

Автор: Евграфова Анжела Константиновна, старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №76» г. Братск, Иркутская область.

Статья размещена в авторской редакции

II Всероссийский конкурс семейных проектов «Под парусом семьи…»

Заявка на участие в Конкурсе
Положение о Конкурсе
Квитанция для оплаты оргвзноса

ПОЛОЖЕНИЕ

о II Всероссийском конкурсе

«Под парусом семьи…»

Взаимодействие педагогов и семьи является одной из важнейших задач работы образовательного учреждения. Одной из форм сотрудничества с семьями является проектная деятельность. На сегодняшний день она получает всё более широкое распространение в образовательных учреждениях. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он развивает творческое мышление и воображение, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, творческие способности и коммуникативные навыки.

Проектирование делает возможным реальное сотрудничество образовательного учреждения с родителями. Родители любят своих детей, но часто испытывают поверхностный интерес к его жизни в детском саду или школе, особенно если у него нет особых проблем. Их больше интересует вопрос: что ел, как занимался? Ответ: «Хорошо» их вполне устраивает. Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь образовательного учреждения, сделать союзниками в своей работе, используются разнообразные формы взаимодействия с семьёй, одна из которых — реализация семейных проектов. Семейный проект — это замечательная возможность для родителей показать ребенку свой интерес к его занятиям, приобщиться к миру его увлечений, так как семья вместе с ребёнком решает значимую для них проблему: участие в конкурсе, выставке, создание семейных гербов, родословной, поездка на экскурсию, создание презентации.

В соответствии с единым календарём массовых и методических мероприятий на 2021 — 2021 гг. Центром гражданских и молодёжных инициатив «Идея» г. Оренбурга проводится II Всероссийский конкурс семейных проектов «Под парусом семьи…» (далее — Конкурс).

1. Цель и задачи Конкурса

1.1 Формирование семейных ценностей на основе совместной интеллектуальной и творческой деятельности детей и взрослых;

1.2 Способствовать активизации совместной деятельности детей и родителей;

1.3 Привлечение семейных коллективов к решению социальных проблем;

1.4 Сохранение и развитие преемственности семейно-творческих отношений;

1.5 Сохранение и возрождение духовно-нравственных традиций семейных отношений — культуры, образа жизни, эмоционального климата, воспитательной функции семьи.

2. Учредители и организаторы

2.1 Всероссийский Центр гражданских и молодёжных инициатив «Идея» г. Оренбурга;

2.2 Организация и проведение Конкурса возлагается на творческий отдел ЦГМИ «Идея».

3. Участники Конкурса

3.1 В конкурсе могут принять участие все желающие семьи, независимо от возраста и образовательного учреждения ребёнка (детей).

4. Сроки проведения Конкурса

4.1 Конкурс проводится с 12 ноября 2021 г. до 13 января 2020 г.;

4.2 Подведение итогов конкурса с 14 января 2021 г. до 20 января 2021 г.;

4.3 Размещение информации об итогах на сайте Центра 21 января 2021 года;

4.4 Все дипломы и благодарственные письма за участие высылаются в электронном виде на электронный адрес, с которого была принята заявка 21 января 2021 года;

4.5 Наградной материал будет храниться в архиве Центра до 21 июля 2021 года, а впоследствии удалён. Внимание!!! После удаления наградной материал восстановить будет невозможно. Скачивайте, пожалуйста, вовремя.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПРИЁМА ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ – 13 ЯНВАРЯ 2021 г.

5. Номинации Конкурса

Конкурс проводится по номинациям:

  • «Из поколения в поколение…» — принимаются проекты, отражающие историю родовых реликвий и семейных традиций, праздников и т.д.;
  • «Экологическая тропа моей семьи» — принимаются проекты, отражающие работу по приобщению детей к изучению лекарственных растений, природных объектов, наблюдению и изучению жизни животных, аквариумных рыбок и т.д., а также проекты по использованию упаковочного материала в быту;
  • «Моя семья в профессии» — принимаются проекты, отражающие деятельность нескольких поколений семьи в профессиональном плане;
  • «Творчество без границ» — проекты могут отражать совместные семейные увлечения, достижения членов семьи в различных сферах — музыкальной, спортивной, театральной и т.д.;
  • «Моя семья и история моей страны» — принимаются проекты, рассказывающие о поездке по местам, связанным с историей нашей страны, а также, рассказывающие об участии членов семьи в событиях, значимых для истории нашей страны;
  • Свободная тема — в этой номинации принимаются любые проекты, не вошедшие в перечень предыдущих номинаций.

6. Критерии оценки конкурсной работы

При оценивании работы учитывается следующее:

6.1 Соответствие содержания работы тематике конкурса и заявленной номинации;

6.2 Степень информативности содержания;

6.3 Художественность содержания;

6.4 Творческая фантазия, оригинальность формы, наличие авторских находок;

6.5 Хорошо подобранное иллюстрирование материала, соответствующее содержанию и обогащающее его;

6.6 Выбранный стиль проекта;

6.7 Участие всех членов семьи.

7. Требования к оформлению пакета документов:

7.1 Все работы присылаются ТОЛЬКО на электронный ящик Конкурса

[email protected] Работы, присланные на другие электронные адреса Центра к рассмотрению не принимаются;

7.2 Все файлы с работами подписываются (переименовываются) фамилиями участников, представляющих работы;

7.3 Работы, присланные на Конкурс не рецензируются;

7.4 Внимание! Работы, представленные на конкурс должны быть АВТОРСКИМИ. Организаторы конкурса не приветствуют плагиат. Авторские права на работы сохраняются за участниками конкурса. Оргкомитет конкурса имеет право без уведомления и без объяснения причин оставить без внимания работы участников, нарушивших положение конкурса;

7.5 Работы принимаются только в электронном виде;

7.6 Рисунки присылаются в виде сканированной копии или фотографии;

7.7 Поделки присылаются в виде фотографии. 1-2 чёткие фотографии работы;

7.8 Все материалы должны быть грамотно оформлены (стилистически, орфографически и т.д.)

7.9 Видеоматериалы необходимо загрузить на любой сервис хранения: яндекс диск, на облако майл, в любую социальную сеть и т.д. и прислать ссылку на файл. Если загрузить не удается, то работа присылается просто в электронном письме;

7.10 К общему пакету работ от учреждения необходимо заполнить форму заявки (Приложение 2). Заявка присылается отдельным файлом в формате Microsoft Office Excel, заполненная строго по инструкции (Приложение №3);

7.11 Внимание!!!! Если от одного учреждения или организации на конкурс предоставляют свои работы несколько участников, то заявка составляется ОБЩАЯ. Не надо на каждого участника заполнять отдельную заявку;

7.12 Внимание!!!! В наших мероприятиях можно принимать участие самостоятельно — не только от образовательного учреждения. И также может принимать участие любой желающий из категории участников пункта 3 данного Положения. В этом случае пакет документов предоставляется согласно данному Положению. В заявке, в строке НАИМЕНОВАНИЕ ОУ в этом случае заполняется либо образовательное учреждение, в котором участник учится (воспитывается, работает), либо (если участник принимает самостоятельное участие), будь то взрослый, будь то ребёнок) просто адрес места жительства без указания улицы и номера дома. К примеру: Московская область г. Видное.

7.13 Если вы по объективным причинам не успели подать заявку в сроки, указанные в настоящем Положении, то допускается приём заявок на участие с работами ещё в течении 5 рабочих дней после окончания приёма заявок.

8. Подведение итогов Конкурса

8.1 Итоги Конкурса подводятся с 14 января 2021 г. до 20 января 2021 г.;

8.2 Победители награждаются дипломами I, II, III степеней и всем участникам выдаются сертификаты. Все руководители и организаторы, прописанные в заявке получают благодарственные письма. Лучшие работы будут опубликованы на нашем сайте https://centrideia.ru/ в разделе Лучшие работы (Всероссийское СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77-76118 от 12.07.2019 г. сделана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций);

8.3 Все дипломы, сертификаты и благодарственные письма за участие высылаются в электронном виде на электронный адрес, с которого была принята заявка 21 января 2021 года;

8.4 О необходимости дипломов в печатном виде нужно сообщить об этом организаторам конкурса. Рассылка материала в печатном виде производится в течение одного месяца с момента подтверждения правильности заполнения материала и оплачивается дополнительно в соответствии с пунктом 9.5 данного Положения. Без подтверждения правильности заполненного материала печатный вариант НЕ высылается.

9. Финансирование Конкурса

9.1 Финансирование Конкурса осуществляется за счёт организационных взносов участников. (Реквизиты на оплату Конкурса, приложение №1). Оплата оргвзноса производится ЛЮБЫМ удобным способом через любую удобную для Вас систему оплаты (касса любого банка России, почта, онлайн сервисы оплаты, терминал и т.д.) по любым из представленных в приложении №1 реквизитам Центра. Оплату оргвзноса можно также производить без комиссии на нашем сайте в режиме онлайн в разделе «Оплата оргвзноса».

9.2 Организационный взнос составляет 100 рублей за участие одной семьи в одной номинации с одной работой. В эту стоимость входит — диплом (сертификат) на участника по итогам конкурса + именная благодарность руководителю работы (при наличии руководителя) + именная благодарность организатору конкурса в ОУ (при наличии организатора) в ЭЛЕКТРОННОМ виде;

9.3 Подтверждающий документ об оплате оргвзноса обязателен. В любом виде. Без документа работы не принимаются. Фразы в виде: «Мы написали Вам смс»,

«Я оплатил в 9.00» и т.д. — не являются документом и не принимаются;

9.4 При оформлении коллективных работ необходимо учитывать следующее: если наградной материал по итогам конкурса будет необходим каждому участнику, то, соответственно, за каждого участника оплачивается оргвзнос и каждая фамилия заносится в заявку в список участников. Если же наградной материал необходим будет на коллектив, то оргвзнос оплачивается 100рублей и в заявке ФИО участников не перечисляются, а просто указывается примерно так: коллектив обучающихся (воспитанников, педагогов) и т.д.. Если же коллективная работа состоит из 2-3 участников и диплом необходим общий на всех, то ФИО участников перечисляются через запятую в одной строчке в заявке в списке

9.5 Организационный взнос за наградной материал в печатном виде составляет + 80 руб. (плюс 80 рублей к оргвзносу) за один документ. (Этот пункт только для тех, кому необходимо прислать наградной материал по Почте России)

9.6 Оплата от одного учреждения — участника производится ОДНИМ платежом. Не надо на каждого участника заполнять отдельную квитанцию. Не надо производить оплату за каждого участника отдельно, чтобы не переплачивать дополнительную комиссию. Оргвзнос производится одной общей суммой по количеству участников. (Если оргвзнос был оплачен, а появились ещё желающие участвовать в конкурсе, необходимо просто доплатить оргвзнос и прислать вторым чеком);

9.7 Отсканированная квитанция об оплате организационного взноса вкладывается отдельным файлом в одном письме с заявкой и работами участников Конкурса.

9.8 Исправления в наградном материале при наличии ошибок. Если ошибка допущена по Вашей вине (в заявке), исправление наградного материала платное:

— 10 рублей за один исправленный документ, если ошибка в ФИО участника, названии работы, номинации или в ФИО руководителя.

— 15 рублей за одну исправленную заявку независимо от количества документов, если ошибка в названии образовательного учреждения.

— бесплатно, если ошибка допущена по нашей вине.

10. Программа поощрения

10.1 Педагогам и организаторам, привлекшим к участию в конкурсе от 7 участников (например: 1 работа – 1 участник) предоставляется право (на выбор) на:

1. На БЕСПЛАТНОЕ опубликование одной своей работы в разделе «Методическая копилка» на сайте Всероссийского Центра гражданских и молодёжных инициатив «Идея» https://centrideia.ru/ с получением сертификата об опубликовании материала (Всероссийское СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77-76118 от 12.07.2019 г. сделана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций);

2. На БЕСПЛАТНОЕ участие в данном Конкурсе одной — восьмой работе. За 14 работ, соответственно, двум работам бесплатно — 15,16. И т.д.

Внимание! Если Вы выбрали по программе поощрения пункт №1, то, чтобы опубликовать работу и получить сертификат Вам необходимо:

1. Зарегистрироваться на сайте https://centrideia.ru/;

2. Самостоятельно добавить работу в раздел методическая копилка;

3. Заполнить форму заявки (приложение №4) и отправить её на наш электронный адрес [email protected]

4. Если самостоятельно сделать все вышеуказанное у вас не получается, напишите нам на электронную почту и мы поможем.

Внимание! Если Вы выбрали по программе поощрения пункт №2, то Вы просто работу присылаете со всеми работами и указываете её в общей заявке на Конкурс на электронный адрес [email protected]

ВНИМАНИЕ! КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ ПРИСЫЛАЮТСЯ ТОЛЬКО НА ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС КООРДИНАТОРА [email protected] ВАМ НЕ НАДО ДЛЯ ЭТОГО РЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА НАШЕМ САЙТЕ. ВАМ НЕ НАДО ДОБАВЛЯТЬ СВОИ КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ НА САЙТ В РАЗДЕЛ МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА.

Контактные телефоны — 88001002684 — звонки со всех регионов России бесплатные.

Координатор: Горяева Венера Ренатовна.

Обобщение опыта работы «Семейные творческие проекты»

Семейные творческие проекты в ДОУ.

Лаврова Любовь Владимировна

воспитатель МКДОУ детский сад «Сказка»

г. Семилуки, Воронежская область.

Введение:

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) подчеркивается, что семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов дошкольного учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями через организацию интересных форм работы, основанных на сотрудничестве и взаимодействии, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.

Согласно ФГОС ДО в нашем детском саду «Сказка» широко используется проектная деятельность с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив родителей. Важный принцип нашей работы с семьей звучит так: «Впусти родителей в детский сад, доверяй им больше, и они с радостью будут проживать каждый день в детском саду вместе с тобой».

Цель:

поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения

Методы исследования:

— изучение семей детей;

— изучение семейного опыта в воспитании и обучении детей;

— накопление и обмен семейными традициями;

— просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;

— привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организацию семейных творческих проектов и новых эффективных форм работы.

Результаты и их обсуждение:

В результате проведенной работы была отработана модель взаимодействия с семьей, в основе которой стали — семейные творческие проекты.

Результат применения
семейных творческих проектовв ДОУ
— Родители стали активными участниками образовательного процесса.

— Улучшились взаимоотношения между родителями, они нашли общие интересы.

— У родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей.

— Изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада.

— Родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

— Выросла посещаемость родителями мероприятий по педагогическому просвещению, заметно возросла активность участия в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.

— Понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.

— Проявление интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Описание опыта:
Семейные творческие проекты в ДОУ.
Типы проектов: творческие, игровые, информационно-практические, исследовательские.

Этапы работы над проектами:

1-подготовительный

— ознакомление детей и родителей с проблемой;

— постановка цели и задач;

— планирование достижения цели, обсуждение с родителями;

-привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

2-основной

– сбор информации, оформление и накопление материала;

— занятия, игры, продуктивная деятельность, конкурсы, акции, мастер-классы;

— самостоятельная деятельность, домашние творческие задания и другие виды деятельности совместно с родителями.

3 заключительный

— презентация проекта, итоговое мероприятие.

Сроки реализации:

долгосрочные, среднесрочные.

Цель проектов:

Осуществление взаимодействия детского сада и семьи через вовлечение в творческий процесс и обмен семейным опытом в воспитании детей, семейными традициями.

Долгосрочный проект «Живи родник традиций»

Конкурс «Семейный герб», «Твоё родословие, малыш». Исследовательская работа по оформлению альбома «Семейная летопись» — о своей семье, родственниках.

Проект «Я и моя семья»

Презентация «Моя семья», семейная игротека клуба выходного дня.

Проект «Маленькие открытия в моей большой семье»

Семейные посиделки, конкурсная программа по обмену семейными традициями,

конкурс «Кулинарная книга группы «Пчёлки»

Проект «Наше наследие»

открытие мини-музей «Русская изба», где собраны экспонаты быта жителей нашего края, историческая хронология нашего города в документах и фотографиях. (ссылка на интернет ресурсы)

-участие в акции «Добронежец»

Проект «Книга памяти»


участие во Всероссийском конкурсе«Великая Победа: Семейный альбом» —журнал «Дошкольное воспитание», встреча с ветеранами ВОВ, знаменитыми людьми нашего города.— Конкурс«Письмопрадедушке» — послание Герою Бессмертного полка,
Проект «Город, в котором я живу»

— организация семейных экскурсий, фоторепортаж, альбом «Мой город» (в прошлом и настоящем)

Проект по ОБЖ «Каждый маленький ребёнок, должен знать с пелёнок»
— спортивно-игровая викторина «Знатоки правил безопасности»
Проект «Живи долго»

— познавательная викторина «Знатоки здорового питания»

Проект «Семейных газет»

Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей

Проект «Мои пернатые друзья»

— участие в акции «Скворушка», «Покормите птиц» – изготовление скворечников, кормушек и оформление птичьего городка

Проект «Здоровая семья – здоровая нация»

— участие семей в спортивных мероприятиях, конкурс «Моя спортивная семья».

Проект «Экологическая тропа в ДОУ»

— участие родителей в оформлении объектов экологической тропы на участке группы.
формирование «Аллеи выпускников» — посадка деревьев. «Дорожка здоровья», метеоплощадка
Проект «Праздники в ДОУ»

— проведение семейных праздников, в которых родители и актеры, и участники.

Проект «В гостях у сказки»

— совместная постановка сказок, изготовление костюмов, декораций, театральной ширмы. Конкурс «Театр своими руками»

Проект «Волшебные краски»

— нетрадиционная техника рисования, мастер классы с родителями «Рисуем кофе», «Превращение кляксы»

Проект «Школа старухи Шапокляк»

— вечерняя игротеки для детей и родителей, мастер-классы

Проект «Играем вместе»
— создание нетрадиционного игрового оборудования,математическая ширма, игры шнуровки, пробковые игры, тренажёр «Крышкоград», — игра « Поляна дружбы» — крышкоград, «Найди чья тень», «Сказочный город»
Проект «Книжный город»— оформление книжного города, мини -библиотека, «Книжное дерево – семейное чтение»

Выводы:

Участвуя в семейных творческих проектах дети, родители и педагоги получают творческий импульс к развитию своих способностей, а так же эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информаций, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.

Данная форма организации общения педагогов и родителей выполняет доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми – протягиваются невидимые нити дружбы и сотрудничества.

Таким образом, особенностью семейных проектов признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности, уверенности в себе, гордости за себя и свою семью.

Главным критерием эффективности данного опыта стала активность детей и родителей во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах.

Список литературы:

1. «Концепция дошкольного воспитания» (1989г.)

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002

3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

4. Глебова С.В. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

5. Доронова Т.Н. и др. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития. М.,2001

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост. Л.С. Киселева [и др.]. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с

7. интернет -ресурсы

Статья «Неоценимая роль родителей в проектной деятельности ДОУ»

Неоценимая роль родителей в проектной деятельности ДОУ.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса — поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям — для того, чтобы научиться понимать мир своего ребёнка, педагогам — чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. И сегодня речь идет уже не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Цель работы ДОУ с семьей – создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.

Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.

Актуальность определяется тем, что существующие тенденции и нормативные изменения в реализации ФГОС в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей)

и детей. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях.

Метод проектов способствует развитию самостоятельности мышления, а также помогает ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая деятельность.

Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.

Проектная деятельность имеет свои отличительные особенности:

  1. Разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Например, ребёнок решил нарисовать какой-нибудь предмет и через рисунок передать своё отношение к этому предмету,

перед ним возникает проектная задача, связанная с исследованием и поиском форм передачи своего отношения к предмету.

  1. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы.
  2. Имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребёнок выражает своё отношение, он ищет адресата, к которому обращено его отношение, оформленное в виде продукта.

Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются

  • совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.

Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно.

Д о 5

лет ребенок развивается на
подражательно-исполнительском
уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые воспитателем. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения разнообразных интересов ребенка; реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлеченности совместной деятельностью со взрослым.

Алгоритм действий

1-й шаг — интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение проблемы педагогом.

2-й шаг — определение взрослым цели проекта, его мотивация.

З-й шаг — привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

4-й шаг — совместное движение взрослых и детей к результату.

5-й шаг — совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!»

Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий

уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже

обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить поступки, как собственные, так и сверстников. Принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения, намеченного результата.

Алгоритм действий

1-й шаг — выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

2-й шаг — совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

З-й шаг — планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4й шаг — выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.

5-й шаг — обсуждение результата, хода работы, действий каждого выяснение причин успехов и неудач.

6-й шаг — совместно с детьми определение перспектив проектирования

Можно видеть, что на втором этапе активность педагога несколько снижается. Он не столько формирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.

Дошкольники не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и подсказывают проблемы и темы возможных исследовательских, приключенческих и других проектов.

Темы проектов могут быть самими различными,

однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию и более успешное обучение.

Воспитатель, который прислушивается к детям, задает им вопросы о том, что их интересует, находит много тем для организации проектов. Не произошло ли в саду или в местном сообществе какого-либо события, которым заинтересовалась вся группа? Не родился ли в семье кого-либо из детей маленький братик или сестренка? Не приехал ли в город цирк? Если происходит какое-нибудь волнительное для детей событие, типа приезда цирка, дети могут выбрать его темой своего совместного проекта. Тему цирка можно разрабатывать в одной группе в течение месяца или даже дольше. Продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени, заинтересованности в нем большинства детей в группе. Степень этой заинтересованности определяется воспитателем.

Один из наиболее эффективных способов разработки тематических проектов связан с использованием, так называемой модели трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

  • Что мы знаем?
  • Что мы хотим узнать?

• Что нужно сделать, чтобы узнать?

Сначала воспитатель начинает общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того, как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом с ними их имена. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова записываются на большом листе бумаги. Ответы детей определяют содержание тематического проекта, причем записываются все ответы, независимо от того, какими глупыми или нелогичными они могут показаться.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы, на вопросы?»

Способы сбора информации могут быть различными: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий и многое другое.

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой «Что мы узнали?».

Можно задать детям следующие вопросы:

  • Кто узнал что-то новое для себя?
  • Узнали ля вы что-нибудь, чего не знали раньше?
  • Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
  • Какое из занятий в проекте понравилось вам больше всего?

По результатам реализации проекта педагог может принять решения об улучшении и расширении таких проектов в будущем.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческие, исследовательские и информационные — каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

Исследовательские проекты носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка в сферу его интересов.

  • исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы

    .

 Предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

 Педагог создаёт проблемную ситуацию для всех детей, а затем наблюдает за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка. Создаётся особая ситуация, которая помогает ребёнку сформулировать исследовательскую задачу и привлечь родителей для создания проекта.

 Оформление проекта. Родители помогают ребёнку, но организатором является ребёнок.

 Защита проекта. Совместно с родителями или один ребёнок рассказывает, как проводилась работа.

  • Организуется выставка, по окончании выставки проекты находятся свободном доступе.

Проекты не только обогащают дошкольников знаниями, но и стимулируют их познавательную активность.

В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт. Он осуществляется коллективно или совместно с родителями. Отличается этот проект от предыдущего своей долгосрочностью.

В творческой проектной деятельности можно выделить следующие этапы.

  • Обсуждение тем проектов вместе с детьми и родителями.
  • Определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности, их отношении к нему.
  • Дети высказывают свои идеи реализации проекта. Педагог по ходу высказываний отмечает наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем, если дети их не воспроизведут, напомнить их.
  • Предложить детям зарисовать свои идеи и подумать, что необходимо для реализации этих идей.
  • Дети рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы педагога и сверстников. В заключение этого этапа проводится выбор лучшей идеи.
  • Информация для родителей. Вывешивается рисунок проекта и

название.

  • Педагог организует рабочие группы для выполнения проекта, а родители решают технические вопросы.
  • Педагог с детьми решают, как лучше представить полученный

продукт.

  • Осуществляется презентация продукта творческого проекта. Такая проектная деятельность направлена на то, чтобы показать

ребёнку значимость его усилий для окружающих.

  • информационно — практико — ориентированной проектной деятельности.

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные интересы (оформление группы, отдельных уголков и прочее).

Этапы информационной проектной деятельности:  Выявление первоначальных знаний детей.

 Информация для родителей о предстоящей деятельности. Помощь родителей в подборе художественной и научной литературы.

 Подбор дидактических, сюжетно – ролевых игр. Подбор опытов для проведения экспериментальной деятельности.

 Оформление и защита проекта (совместно с родителями или самостоятельно). Осуществляется презентация продукта проекта.

  • театральной проектной деятельности

Что необходимо знать и уметь воспитателю при организации театральной деятельности?

  • Уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению.
  • Эмоциональное отношение ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств, интонация голоса.

Проектная деятельность может вестись по нескольким направлениям.

  • В форме непосредственной образовательной деятельности.

Во время занятий: внимательно выслушать ответы и предложения детей; если они не отвечают, то не настаивать. Дать детям возможность самим поиграть с персонажем из произведения, спросить, у кого получилось, похоже, и почему.

  • В форме игры.
  1. Постоянное включение театрализованных игр в педагогический процесс. Содержание и разнообразие тематики.
  2. Сотрудничество детей и взрослых, как при организации игры, так
  • вовремя.
      Все игры и упражнения должны быть подобраны в сочетании с движениями, речью и мимикой, пантомимой.
  •  В форме педагогических ситуаций.

  1. «Погружение в сказку».
  2. Совместное чтение и анализ сказок.
  3. Проигрывание отрывков из сказки.
  4. Режиссёрская игра (со строительным и дидактическим
    материалом)
    .
  1. Рисование.
  2. Словесные, настольные и подвижные игры.

Одним из факторов успешного планирования проектов и представления их детям является профессиональный опыт воспитателя. Некоторые темы имеют особую важность для большинства детей в возрасте от З до 7 лет. Список таких тем включает в себя семью, домашних животных, младенцев, времена года, автомашины, справедливость, любимые блюда, музыку, поход в магазин за покупками. Одним словом, те вещи, с которыми дети непосредственно сталкиваются в повседневной жизни.

Для того чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей.

Именно с помощью родителей обновляется развивающая предметно-пространственная среда в группе. Где основное место занимают рукотворные игрушки из бросовых материалов. Родители, дети и педагоги не только принимают участие в совместной деятельности, но и видят результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению, формированию целостного чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками

информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса.

Обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения в этом.

Существует такая разновидность проектов, как семейные. Например: «Мое генеалогическое древо», «Наши семейные

традиции», «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и др. Они обладают огромным развивающим потенциалом для детей. И для их осуществления участие родителей просто необходимо.

  • конце работы желательно вместе обсудить её достоинства и недочеты и обязательно отметить реальные достижения ребенка.
  • Список литературы:

    1.Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. — Самара: Изд-во СФМГПУ 2009. — 72 с.

    2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. — М.: АРКТИ, 2003 — 96 с.

    3.Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. — М.: ИТиИП РАО, 2004. — С.503.

    4.Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. — 2008. — №2.

    5.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». — 2003. — №6.

    6.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. —

    СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. — 80 с.

    7.Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка.

    Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. — М.: Дрофа, 2004. — 398 с.

    8.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В.Штанько // Управление дошкольным образованием. — №4. – 2004

    1. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. — М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. — 128 Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. — 2004. №1.
    • С.42.Педагогическое проектирование — ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. — Красноярск: КИМЦ, 2010. — 78 с.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]