Сборник «интерактивных игр» для музыкального развития детей. Составитель Кайдаш К.Г.


Примеры музыкальных игр для самых маленьких

В возрасте полутора лет можно осваивать музыкальные игры. Музыка благотворно воздействует на интеллект малыша, развивает его мышление, воображение, память. Помимо положительного влияния на психику и интеллект, музыка способствует и физическому развитию детей: чувствуя ритм, ребенок непроизвольно начинает двигаться в такт музыки. Это позволяет гораздо быстрее добиться вовлечения в процесс зарядки и гимнастики.

«Угадай, чей звук»

В качестве инструментов для игры отбираются знакомые игрушки малыша. Также можно использовать различные материалы, из которых возможно извлечь звук. Это могут быть деревянные кубики, ложки, стеклянные шарики (предварительно положить их в банку).

Если игра проводится для группы детей, то сначала их нужно познакомить с предметами, звук которых надо будет распознать.

Предметы помещаются на поднос. Он располагается за спиной ведущего либо за каким-то ограждением (например, ширма или ящик с игрушками). Ведущий извлекает звук из предмета, при этом ребенок не видит этого предмета. Затем он разворачивает поднос малышу и просит взять ту вещь, которую только что использовал.

«Угадай мелодию»

Подбираются три или четыре мелодии известных детских песен, а также тематические картинки к ним. Ведущий знакомит детей с данным материалом. Затем включает мелодию одной из песен и просит показать картинку, которая относится к данной песне.

Музыкальные инструменты для детей

Игра на детских музыкальных инструментах – обязательная часть детского развития.

Основными музыкальными инструментами для детей младшего возраста считаются следующие:

  • металлофон;
  • колокольчики;
  • треугольник;
  • барабан;
  • бубен;
  • ложки.

На всех указанных инструментах дети могут играть самостоятельно. Детки, обладающие музыкальным слухом и чувством ритма, способны составить сыгранную группу и затем демонстрировать свои умения на праздниках и утренниках в дошкольных учреждениях.

Игры с использованием музыкальных инструментов позволяют в раннем возрасте выявить детей, имеющих особую склонность к занятиям музыкой, обладающих музыкальным слухом. Родителям таких детей рекомендуется по возможности развивать способности ребенка далее: например, определить дочку или сына на обучение в музыкальную школу.

Дидактические игры для детей на уроках музыки

Музыкальные игры на развитие чувства ритма у детей подготовительного отделения и первого года обучения школы искусств
Автор : Седова Вера Олеговна, преподаватель фортепиано, концертмейстер МДУДО ДДШИ, отделение в городе Дмитров, Московская областьОписание. Предлагаю игровой материал на развитие чувства ритма у детей подготовительного отделения и первого года обучения школы искусств. Данный материал могут использовать воспитатели и музыкальные руководители детских дошкольных учреждений, преподаватели общеобразовательной и музыкальной школ, родители и сами дети от пяти до семи лет.Цель : развитие чувства ритма через музыкальное творчество. Задачи : 1) учить детей слушать и слышать ритм музыки, различая длинные и короткие звуки; 2) развивать любознательность ребёнка, смекалку, мышление, память, внимание, воображение; 3) воспитывать интерес к творчеству через сочинение детьми авторских заданий. Игра является неотъемлемой частью учебного процесса. Она помогает понять и закрепить знания о полученном материале, будит интерес, развивает воображение у детей и взрослых, превращая обучающихся и обучающих в соавторов единого творческого процесса. Предлагаю игры, которые часто использую в учебном процессе на первой ступени обучения (подготовительный и 1 классы детской школы искусств), использую на концертах для родителей, чтобы они видели рост своего ребёнка и могли помочь ему при затруднении в выполнении домашнего задания. I. Игра «Повтори ритмический рисунок» 1 вариант игры Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие). Описание. Преподаватель стучит в ладоши или карандашом по столу ритмический рисунок мелодии, ребёнок повторяет. Затем ребёнок придумывает ритм, преподаватель повторяет, ученик проверяет правильность выполнения задания. Пример.
Преподаватель проговаривает стихотворение: Та, та, два кота… Ребёнок отбивает ритм стиха ладошками (или пальцем по клавише, карандашом по столу, рукой по крышке инструмента, рукой в бубен, палочкой по клавише металлофона):

Вопросы к заданию
1. Сколько звуков ты слышишь? 2. Где короткие звуки: в середине, в начале или в конце? 3. Где длинные звуки: в середине, в начале или в конце? 4. Сколько длинных и коротких звуков ты услышал? 5. Выбери правильную схему из предложенных:


2 вариант игры
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие). Описание. Преподаватель предлагает простучать ритм по таблице:


Вопросы к заданию
1. Простучи ритм в ладоши и проговори текст. Выделяй голосом длинные и короткие звуки : длинные тяни, короткие проговаривай быстро. 2. Нарисуй схему из нот к любому стиху (на выбор ребёнка или преподавателя).
Пример.
Дин, дон, дин, дон, В зоопарке ходит слон. Ребёнок а) проговаривает стих и отбивает ритм в ладоши; б) определяет на слух количество длинных и коротких звуков; в) определяет их расположение (в начале, в середине, в конце); г) записывает схему стиха нотами — кружками.


3 вариант игры
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие), видах звуков (шумовые и музыкальные). Описание. В данном задании ноты записаны чёрными и белыми кружками, как вариант для детей первого класса. Задание содержит загадку. В этом задании можно повторить вопросы из второго варианта игры, а можно поэкспериментировать с шумовыми и музыкальными звуками : ребёнок стучит ритм придуманным способом (Например, длинные звуки отбивает ногой, короткие — в ладоши, преподаватель угадывает, шумовые это звуки или музыкальные, повторяет за ребёнком задание, ребёнок проверяет выполнение задания. Потом задание предлагает педагог.)


4 вариант игры Музыкальная игра «Цветные клавиши» Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи, получение простейшего представления о длине звуков. Опсание. Для этой игры ребёнку потребуется цветная клавиатура,


опираясь на которую, он сможет самостоятельно сыграть,


а также придумать свои незабываемые мелодии с авторскими стихами, в составлении которых может помочь педагог, родители, старшие товарищи. Можно обработать созданный ребёнком материал в программе Adode Photoshop, создать личный инструментальный альбом в бумажном или электронном виде, а также подготовить презентацию этого альбома с картинками и звучащими мелодиями, записать произведения в исполнении юного автора на диск, который приятно преподнести в подарок маме, бабушке, друзьям. II. Игра «Поехали !» Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи, закрепление знаний о длительностях нот. Описание. Игра «Поехали !» — для закрепления материала при изучении длительностей нот. Дети с удовольствием «ездят» на паровозиках. Можно изготовить вагоны из цветного картона, использовать в игре разные размеры (2/4, 3\4, 4/4/, 3/8, 6/8, 9/8), более мелкие длительности (шестнадцатые, тридцатьвторые), дать ребёнку попробовать самому заполнить вагончики длительностями в соответствии с предложенным размером.


III. Игра «Песенки на лесенках» Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи. Описание. Игра «Песенки на лесенках» — ещё один вариант ритмического упражнения с изменением высоты звуков. Ребёнок здесь учится ориентироваться на клавиатуре, изменяя высоту звуков в соответствии с рисунком. Вариантов с диаграммой множество. Пример :
а) можно предложить ребёнку рассмотреть диаграмму в красном цвете и определить направление мелодии (сначала вверх, потом вниз); б) определить, сколько коротких звуков и длинных (два коротких, 3 длинных), куда они идут : вверх или вниз (3 звука вверх, потом два вниз); в) сыграть мелодию на инструменте от звука до (варианты : от ре, от фа, от си); г) прохлопать ритм мелодии и подобрать к нему слова (Я иду гулять); д) придумать свою лесенку, нарисовать её в альбоме, сочинить слова.


Предложенные в разработке игры использую в донотном периоде обучения нотной грамоте, который занимает от месяца до трёх, в зависимости от возраста и способностей ребёнка, его заинтересованности и активности. Игры помогают увлечь малыша обучением, а педагогу дают простор для развития собственной фантазии и возможность использовать резервы своего творческого таланта, реализуя лозунг «Учи, играя !»

Рекомендуем посмотреть:

Зимние музыкальные игры для детей 5-9 лет Дидактические материалы для подготовительного класса ДШИ с презентацией Методическое пособие по развитию музыкально-ритмических способностей у детей 6-8 лет Мастер-класс для родителей старшей группы. Музыкальные игры для детей 5-7 лет

Похожие статьи:

Музыкальные игры для старшеклассников

Праздничные музыкальные мероприятия

В дошкольных детских учреждениях огромное значение имеют утренники и прочие праздничные мероприятия. Подготовка к праздникам организует детские коллективы, прививает начальные понятия о совместной работе. Успешные выступления доставляют детям немалое удовольствие. Присутствующие на праздниках родители наглядно могут оценить работу музыкальных и прочих педагогов ДОУ, а также успехи своих деток.

Игры для детей под музыку на праздниках и утренниках имеют несколько иные цели и характер, чем игры на музыкальных занятиях. Во втором случае это процесс, а в первом – демонстрация результата. Детские музыкальные праздники играют также важную психологическую роль: позволяют выявить детей, испытывающих страх и дискомфорт при выступлениях перед публикой или во время нахождения среди большого количества людей.

За исключением выпускного мероприятия для будущих первоклассников, совершенно особое место среди детских праздников занимает Новый год. Музыкальные новогодние игры для детей наполнены не просто звучанием, они несут в себе ощущение сказки, таинства и волшебства.

Новогодние музыкальные игры для детей можно условно разделить на две группы:

  • К первой группе будут относиться все стандартные игры под музыку, не имеющие специальной новогодней тематики; оттенок праздника подчеркнут Дед Мороз, Снегурочка или Снеговик в качестве ведущих и/или участников. Прекрасный новогодний эффект дает также украшение музыкальных инструментов мишурой или «дождиком».
  • Вторую группу составят специфические новогодние музыкальные игры, в которых используются песни о Новом годе, елочке, снеге, елочные игрушки и новогодние картинки в качестве вспомогательных предметов.

Детские музыкальные игры на Новый год могут быть использованы родителями в том случае, если предполагается встреча с друзьями или родственниками, в которой примет участие большое количество детей (не обязательно в новогоднюю ночь).

И совершенно особую категорию могут составить такие новогодние музыкальные игры для малышей, которые носят индивидуальный характер и могут быть использованы артистами, работающими по приглашению и играющими роль Деда Мороза и Снегурочки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]