Проект для детей младшей группы ДОУ «Мы – маленькие волшебники»


Проект для детей младшей группы ДОУ «Мы – маленькие волшебники»

  • 28 октября 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании.

Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.

Актуальность проекта. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.

Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.

Задачи:

  1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.
  2. Развивать собственный познавательный опыт.
  3. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
  4. Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
  5. Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор.

Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя).

Прогнозируемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта:

  • проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
  • развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
  • проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
  • качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.

Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.

Организация деятельности в рамках проекта

Подготовительный этап:

  • формулирование проблемы;
  • определение актуальности, цели и задач;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор опытов по данному возрасту;
  • подбор оборудования для проведения опытов.

Основной этап:

  • организация предметно-развивающей среды,
  • проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
  • индивидуальная работа с детьми,
  • самостоятельная экспериментальная деятельность,
  • подвижные игры,
  • чтение художественной литературы,
  • беседы,
  • продуктивная деятельность детей.

Заключительный этап:

1. Оформление картотеки опытов.

2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.

Технологическая карта проекта

Социально-коммуникативное развитие

Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к.п.:

– практики игрового взаимодействия,

– познания мира и самопознания,

– коммуникативные практики

Игры: «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает».

Д/упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет».

Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т.д.»

Проблемные ситуации:

  • «Игрушка потерялась в песке, надо её найти, копая совком и не рассыпая песок»
  • «Как и почему вода льётся?»

Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи».

Д/и «Догони свою тень»

Познавательное развитие

Культурные практики
Виды Содержание
– Интеграция к.п.:

– познания мира и самопознания,

– свободные практики детской деятельности,

– коммуникативные практики,

– идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом.

Опытно-экспериментальная деятельность:
  • «Надувание мыльных пузырей»,
  • «Морской бой»,
  • «Запираем воздух в шарик»,
  • «Движение воздуха»,
  • «Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры»,
  • «У воды нет вкуса и запаха»,
  • «Прозрачная вода»,
  • «Пар тоже вода»,
  • «Вода без формы»,
  • «Вода бывает холодной, теплой, горячей»,
  • «Как убедиться что вода прозрачная»
  • «Бумага и вода»,
  • «Сравнение бумаги»,
  • «Может ли бумага быть опасной»
  • «Лёгкий – тяжёлый»
  • Игры с воздушным шариком и соломинкой

Игры-экспериментирования:

  • «Умный нос»,
  • «Язычок помощник»

Игра-опыт «Цветные льдинки»

  • Игра – опыт со снежинками

Исследование:

  • «Что в коробке?», «Что в пакете?»
  • «Прокати шарик»
  • Эксперимент «Послушный ветерок»

Речевое развитие

Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к.п.:

– коммуникативные практики,

– познания мира и самопознания

Беседы:
  • «Волшебный воздух»
  • «Что ты знаешь о себе»
  • «Зачем нужна вода?»
  • «Что бывает из бумаги»
  • «О значении света»

Чтение:

  • стихотворение «Воздух»
  • Пермяк Е. «Про нос и язык».
  • Бойко Т.«Солнышко»
  • Сказка «В гостях у солнышка»
  • Козлов С. «Солнечный зайчик и медвежонок»
  • К.Ушинский «Солнце и радуга»

Эвристические беседы:

  • «На что похожа ложка, тарелка, кусочек хлеба, салфетка?»
  • «В какой пище есть вода?»

Художественно-эстетическое развитие

Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к.п.:

– познания мира и – самопознания,

– свободные практики детской деятельности

Теневой театр
  • «Сказка о глупом мышонке»
  • «Раскрасим радугу»
  • «Волшебная кисточка»
  • «Обведём ладошку и украсим её».

Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги).

Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки).

Лепка «Воздушный шарик».

Физическое развитие

Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к.п.:

– здорового образа жизни,

– практики игрового взаимодействия

Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и кошка».

Подвижные игры:

  • «Совушка,«Пузырь»,«Самолёты», «Мы – капельки!», «Беги туда, куда дует ветерок»
  • Дыхательная гимнастика «Ветер», «Подуй на цветок», «Прогони шмеля»

Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два..».

Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками.

Физкультминутка «Радуга-дуга».

Игра м/п: «Холодно-жарко».

Взаимодействие с родителями

Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к.п.:

– познания мира и самопознания,

– коммуникативные практики

Ознакомление родителей с целью проекта и видамисовместной деятельности для его успешной реализации.

Организация совместной с детьми деятельность в домашних условиях:

  • проводят дома с детьми простые опыты.
  • изготавливают поделки из бумаги.

Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Рекомендовать родителям ознакомится с методическим материалом: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника».

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Распределение деятельности по центрам активности

Центр театрализованной деятельности: изготовление персонажей к теневому театру «Сказка о глупом мышонке».

Центр опытно-экспериментальной деятельности: подготовка всех материалов, необходимых для исследовательской деятельности (мыльные пузыри, бумага разных видов, бумажные кораблики, воздушные шарики, ёмкости для воды, соломинки, экран для теневого театра).

Результаты реализации проекта (итог):

Расширилось содержание культурных практик детей:

  • проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности
  • проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи.
  • активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта.
  • проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника»
  • оформлена картотека опытов для практической деятельности.
  • организована выставка поделок из бумаги, изготовленных родителями с детьми.

Перечень литературы:

1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка». 2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов» 3. Дыбина О.В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв.ред.).-М.:ТЦ «Сфера», 2001. 4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей». 5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М., 1999. 6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995. 7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995. 8. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт.М.В Корепанова — доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета. 9. Рыжова Н. Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г 10. Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998 11. Что такое? Кто такой? М., 1996.

Рекомендации родителям

Автор: Овчарова Лариса Александровна, магистр педагогики, ЧО СОШ «Родник», г. Волгоград.

Монтессори занятия на развитие чувства порядка для детей 2-3 лет

Такие упражнения помогают малышу понять принципы, по которым существует наш мир, в основном здесь мы работаем над сортировками и классификациями.

Подбери пару – Монтессори занятия для 2 3 лет

Принцип подбора пары можно очень широко использовать в работе с детьми:

  • Предложите малышу отсортировать собственные носки и перчатки,
  • Распечатайте изображения животных и предложите сопоставить картинку и имеющиеся игрушечные модельки (то же самое можно проделать с любимыми машинками, цветочками, моделями зданий и т.д.)
  • Предложите найти парные карточки (цвета, изображения, текстуры),
  • Используйте специальные Монтессори материалы для 2 лет и старше

Сортировки – усложненные Монтессори игры для детей от 2 лет

Когда малыш освоил пары, можно переходить к более сложному варианту – сортировкам.

  • Разберите по цветам карточки разных оттенков (можно нарезать картинки из журналов, лоскутов, цветного картона, а можно приобрести готовый Монтессори набор),
  • Вспомните Золушку и предложите перебрать разные виды крупы. Сперва лучше брать зернышки покрупнее: фасоль, нут. Также могут быть удобны сухие детские завтраки с их хлопьями, подушечками и колечками,
  • Разберите по форме, цветам или количеству дырочек шкатулку с бабушкиными пуговицами (у вас же точно такая есть!),
  • Попросите малыша разложить по местам столовые приборы,
  • Предложите навести порядок на кухне и поставить все цилиндры и шары в одну сторону, а кубы и параллелепипеды в другую,
  • Отмотайте салат назад: огурцы к огурцам, помидоры к помидорам и так далее

Установление последовательностей Монтессори для ребенка 3 лет и младше

  • Разложите карточки с простыми историями и предложите малышу вспомнить правильную последовательность событий,
  • Используйте Монтессори цилиндры, чтобы помочь ребенку освоить понятия меньше-больше и ниже-выше,
  • Разучите простые действия по уходу за собой, разбив их на этапы. Так можно освоить чистку зубов, принятие душа, уход за животными, сборы в садик

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]