Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни здоровья и каникулы


Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни здоровья и каникулы

Библиографическое описание:

Кукушкина, М. А. Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни здоровья и каникулы / М. А. Кукушкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (16). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3085/ (дата обращения: 29.12.2021).


Статья раскрывает содержание образовательного цикла «неделя здоровья в детском саду» с точки зрения организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Автор дает рекомендации по проведению традиционных оздоровительных мероприятий, а также знакомит с новыми формами организации активного отдыха детей.

Ключевые слова: дни здоровья, неделя здоровья, дошкольное образование, каникулы в детском саду, активный отдых, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий.

«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задачи каждого дошкольного учреждения.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является совершенствование детского организма, повышение его работоспособности используя разнообразные формы и средства работы с детьми. Существуют разные формы организации физического воспитания. Инструктора по физкультуре в своей работе чаще всего используют физкультурные праздники и досуги; а также дни здоровья и каникулы.

Давно известно, что наиболее эффективной формой организации активного отдыха в условиях дошкольного учреждения является внедрение дней или недель здоровья. Как правило, в детском саду принято проводить неделю здоровья в каждый сезон года. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается двигательной активностью детей, спортивными играми и упражнениями, музыкальными развлечениями, трудом на природе, художественным творчеством, туристическими походами, приглашаются родители. Хочется отметить, что неделя здоровья — это не работа исключительно инструктора по физической культуре, весь коллектив детского сада обеспечивает комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность.

Каждый день недели здоровья начинается утренним приемом детей, который проходит в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить различные веселые задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее.

В неделю здоровья можно использовать нестандартную форму проведения утренней гимнастики «Семейную зарядку». В этот период приглашаются мамы и папы, старшие братья и сестры, а также спортивные бабушки и дедушки. Такая «Семейная зарядка» значительно повышает настроение и укрепляет нервную систему детей, заряжает их бодростью и положительными эмоциями на целый день, особенно горды и счастливы те дети, чьи родственники пробуют себя в роли инструктора по физкультуре. Хочется отметить важность этой работы и с точки зрения установления доверительного социального партнерства с родителями воспитанников. Родители начинают больше понимать и принимать правила детского сада, доверять воспитателям и специалистам, а педагоги в свою очередь, рассчитывать на поддержку семей воспитанников. В «Семейную зарядку» можно внедрить необязательный элемент — игру со взрослыми. В этом случае игру выбирают сами дети, они очень любят соревноваться с мамами и папами в скорости и ловкости.

В неделю «Здоровья» закаливание рекомендуется проводить не в привычной для детей форме, а с привлечением сказочных героев. В эти дни младшим дошкольникам в театрализованной форме сообщаются те или иные гигиенические знания, а затем в форме игры закрепляются полученные навыки.

А старшим дошколятам предлагают самим выступить учителями, просят рассказать и показать сказочным персонажам, как нужно закаляться прохладной водой, выполнять обтирания.

Гимнастика пробуждения вместе со сказочным героем помогает детскому организму не только проснуться и поднять мышечный тонус, но и улучшает настроение. Дети постепенно переходят ото сна к бодрствованию.

Большое значение в дни здоровья и каникул, необходимо придавать двигательной активности детей на улице. В эти дни инструктор по физкультуре совместно с педагогами планирует и проводит тематические прогулки оздоровительной и спортивной направленности. Максимально эффективно наполнить двигательной активностью прогулку на улице позволяет использование игровых педагогических технологий. В младших группах это чаще всего физкультурная деятельность по подвижным играм с обязательным гостем: Лисичкой, Собачкой или Зайчиком. Дети с большим удовольствием играют с героями, не замечая, что при этом выполняют сложные двигательные упражнения. Детям старшего дошкольного возраста в недели здоровья тоже предлагаются нестандартные занятия на улице. Для них подбираются больше игровых упражнений и забав в соответствии с центральной темой недели. Так, например, в ноябре, когда центральной темой является Родина — к детям приходит герой из русских народных сказок (Иван-царевич или Петрушка), который соревнуется с детьми в выполнении традиционных русских забав. Зимой, как правило, знакомят детей с зимними видами спорта или проводят зимнюю Олимпиаду.

Но самые любимые и долгожданные мероприятия для детей, проходящие в неделю здоровья, — это конечно, физкультурные праздники и досуги во второй половине дня. При этом дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

К физкультурно-досуговой деятельности необходимо активно привлекать семьи воспитанников. Рекомендуется проводить совместные с родителями пробеги, спортивные фестивали, соревнования, туристические походы, организовывать выставки фотографий «Моя спортивная семья».

Традиционным для детского сада мероприятием в неделю здоровья является цикл спортивных праздников «Папа, мама, я — спортивная семья!». О программе и времени проведения предстоящих мероприятий родителям необходимо сообщать заранее, с тем, чтобы они тоже могли активного включиться в их подготовку. Обычно семьи воспитанников проявляют большую заинтересованность к вопросам касающихся физического развития и оздоровления детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, уклада жизни семьи.

Одной из новых форм организации активного отдыха может стать Фестиваль Всероссийского Физкультурного Спортивного Комплекса ГТО. Не только дети, но и педагоги детского сада могут принять участие и сдать нормативы в таком Фестивале. Опыт показывает, что дети лучше включаются в физкультурно-спортивную деятельность, когда рядом с ними плечом к плечу тренируются и выполняют нормативы их старшие друзья — воспитатели и специалисты.

Это очень сильно мотивирует детей, и даже, казалось бы, самые не спортивные дети в своем упорстве достижения результатов становятся маленькими спортсменами. И для педагогов это тоже отличная мотивация держать себя в спортивной форме.

Прекрасное время для организации активного отдыха детей в детском саду каникулы. Для общеобразовательных групп каникулы организуются зимой во вторую неделю января. И летом, с 1 июня по 31 августа. А для детей, посещающих группы компенсирующей направленности вводятся дополнительные каникулы: в первую неделю ноября и первую неделю апреля. Их цель снизить интеллектуальную нагрузку детей, обеспечить активный отдых детям, способствовать оздоровлению и укреплению организма в единстве с эмоционально-позитивным состоянием психики дошкольников. Во время каникул отменяются занятия, связанные с умственной деятельностью детей. Наряду с этим широко применяются все организационные формы физического воспитания (утренняя гимнастика, ежедневные занятия физической культурой и др.) и значительно увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе.

Хочется также сказать про летний период, ведь лето — удивительная и благодатная пора для организации активного отдыха детей. Это обусловлено, прежде всего, тем, что летом уменьшается количество занятий в помещении, режим дня насыщается двигательной деятельностью, проводимой на открытом воздухе, появляется возможность более эффективно использовать в системе физического воспитания оздоровительную силу природы.

Мероприятия активного отдыха (физкультурные праздники и досуги, дни здоровья) в детских садах планируются творческой группой дважды в год, когда готовится годовой план работы детского сада и план летней оздоровительной компании.

Зная, что многообразная двигательная деятельность детей способствует укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптационных возможностей организма, совершенствованию двигательных умений и навыков, важно помнить, что главная задача педагога по физической культуре в дошкольном детстве, научить ребенка получать радость от движения.

Литература:

  1. Копухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский , 2002. С. 198–199
  2. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. — М.: Издательский , 2000. 12 с
  3. Мащенко М. В., Шишкина В. А. Физическая культура дошкольников. — Мн.: Ураджай, 2000. 275 с
  4. Шебеко В. Н., Овсянкин В. А., Карманова Л. В. Физкульт- ура! — Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с
  5. Мащенко М. В., Шишкина В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику? — Мн.: НМ Центр, 1998. 136 с

Основные термины
(генерируются автоматически)
: неделя здоровья, детский сад, ребенок, активный отдых, день здоровья, физическая культура, активный отдых детей, физическое воспитание, форма организации, двигательная деятельность.

проект «Активные выходные всей семьей»

Эти, бесполезные на первый взгляд, предметы легко превращаются в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений.

Детям на физкультурных занятиях и самостоятельной деятельности должно быть, прежде всего, интересно.

И здесь большую роль играет оборудование, особенно нестандартное.

Поставив одну из целей создания нового нестандартного оборудования, помогающего полноценному физическому развитию детей, решаются следующие задачи:

— Обеспечить высокую двигательную активность, совершенствуя движения детей и их физические качества.

— Развивать творческое воображение, стремление к активности, самостоятельности.

— Развивать у детей интерес к процессу движений с использованием нестандартного оборудования.

— Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление прийти на помощь друг другу.

Наряду с обычным оборудованием в физкультурных уголках должно быть нестандартное оборудование. Оно должно соответствовать требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей», легко подвергаться санитарной обработке, обеспечивать безопасность детей во время игр и занятий. Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия, позволяет шире использовать знакомые упражнения.

Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

Эффективно использовать физкультурное оборудование — это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физических упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей. Один из приёмов повышения эффективности использования физкультурного оборудования – новизна, которая создаётся за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования, разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, домики, заборчики, барьеры). Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.

Приложение 3

Маршрут выходного дня

(серия памяток для родителей)

Цель:

Привлечь родителей к совместной активной деятельности в вопросах физического воспитания.

Задачи:

Обеспечить физическое и эмоциональное развитие ребёнка в ДОУ и семье.

Формировать активную позицию родителей в воспитании детей, повышать их степень участия в педагогическом процессе.

Просвещать родителей с целью повышения психологической и педагогической культуры;

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]