Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Конспект организованной образовательной деятельности в группе раннего возраста «Путешествие в космос» Организованная образовательная деятельность «Путешествие в космос»
(окружающий мир, продуктивная деятельность)(группа раннего возраста)
Воспитатели: Виноградова Н.В- высшая квалификационная категория, Нарышкина М.А- 1 квалификационная категория Цель: формирование элементарных…
Познавательно-тематическое развлечение «Космическое путешествие» для детей раннего возраста Познавательно — тематическое развлечение «Космическое путешествие»
для
детей раннего возраста Цель: Познакомить детей с российским праздником — День космонавтики, дать понятие о космосе. Задачи: -Познакомить детей с праздником «День космонавтики»
. Вызвать интерес к…
Проект для детей младшей группы на тему: «Космос»
Опубликовано:
«СУНДУЧОК» для педагогов и родителей https://vk.com/club_sunduk_ru
Познавательно – информационный проект для младшего дошкольного возраста на тему: «Космос»
Автор:
Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель, город Москва, .
Описание:
Данный материал будет полезен в использовании воспитателям, педагогам, родителям с целью приобщения к проектной деятельности детей и взрослых.
Актуальность проекта:
Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В XX веке все дети Советского Союза мечтали стать космонавтами, играли в космонавтов. В современное время полеты в космическое пространство стали повседневной действительностью, и поэтому интерес детей к космонавтике постепенно угасает. Необходимо заинтересовать современных детей, создавая для них такую проблемную игровую ситуацию, которую они захотят самостоятельно «прожить».
Вид проекта:
среднесрочный, познавательно — информационный, групповой.
Участники проекта:
дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Продолжительность проекта:
4 недели.
Сроки реализации:
Цель:
приобщение детей младшего дошкольного возраста к знаниям о Космосе; формирование познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей.
Задачи:
Образовательные:
• способствовать формированию у детей понятий «Космос», «космонавт», «Космическое пространство»; • способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли, и о роли человека в ее системе;
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к нашей Земле, как к космическому чуду; • воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма; • воспитывать желание быть сильным и смелым;
Развивающие:
• обогащать активный и пассивный словарь воспитанников; • развивать психологические функции ребенка: речь, воображение, внимание, память, мышление, а также интерес к познанию, наблюдательность.
Предварительная работа:
• Изучение и подбор научно-методической и художественной литературы, наглядного материала и познавательной литературы. • Составление рекомендаций для родителей «День космонавтики», «Что рассказать ребенку о космосе?»; • Чтение детям художественной литературы по теме «Космос»; • Просмотр иллюстраций, картинок, карточек и энциклопедий по теме «Космос»; • Домашнее задание родителям: вместе с детьми нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию о ней, чтобы потом рассказать и показать другим детям; • Оформить самодельную книгу «Тайны космоса».
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (сбор информации по проблеме):
• Подготовка материалов и оборудования, литературы, картинок по теме. • Проведение диагностики детей на выявление первоначальных знаний о космосе. • Информирование родителей о предстоящей проектной деятельности. • Подбор научно-методической и художественной литературы о космосе, фотографий, иллюстраций, плакатов. • Подбор и изготовление материала для осуществления продуктивной деятельности, изготовление картотеки дидактических игр по теме «Космос».
2. Основной этап:
• Беседа «Что такое Космос?» (конспект); • Беседа «Первый полет Ю. А. Гагарина» (конспект); • Беседа «Знакомство с макетом Земли – глобусом» (конспект); • Сюжетно — ролевые игры «Космические спасатели», «Полет в космос»; «Космическое кафе»; «К нам прилетели пришельцы»; (картотека); • Дидактические игры: «Собери ракету», «Собери созвездие», «Звездная карта», «Звездное небо» (руководство игрой, картинки, фотоматериал); • НОД «Голубая планета — Земля», «Солнце — огромная звезда», «День сменяет ночь» (конспект); • Выставка художественной литературы (фотоматериал); • Консультация для родителей: «Как познакомить дошкольников с понятием «Космос» (консультация);
3. Заключительный этап:
• Организация выставки совместного творчества руками детей и их родителей (фотоматериал, выставка); • Выставка рисунков и поделок из различного материала на тему: «Этот загадочный космос!»;
Предполагаемый результат:
Дети:
• Сформированность у младших дошкольников элементарных знаний по теме «Космос»; • Сформированность нравственно-патриотических чувств, в процессе реализации проекта; • Проявление познавательной активности детей: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду; • Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора «Лего», бумаги, ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе. • Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Родители:
• Празднование российского праздника – «День Космонавтики». • Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком. • Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей. • Становление партнерских отношений, родителей, детей и педагогов, в совместной организации жизни группы.
Воспитатели:
• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности. • Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (проектная деятельность дошкольников); • Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
Продуктивная деятельность познавательно — информационного проекта:
Для детей:
• книжки-самоделки «Первый космонавт Земли», «Мое созвездие», «Загадки о космосе», «Я и Космос»; • изготовление книжки-раскраски на тему «Космос»; • рисование нетрадиционными приемами на тему «Космос»; • конструирование ракет: из бумаги, коробок, бросового материала, различных конструкторов; • пластилинография «Ракеты», «Звездное небо»; • рисование «Загадочный космос»; • коллаж, совместная работа детей «Земля – космическое чудо!»; • работа с бросовым материалом «Инопланетяне на Земле»; • выставка книг, пособий на тему: «Космос»;
Для педагогов:
• разработка тематического проекта по теме: «Космос» для детей и взрослых; • подбор компьютерных презентаций; • выставка художественной литературы, энциклопедий о космосе; • подбор материала для родителей: папки-передвижки, фотогазеты, ширмы; • подбор и рекомендации литературы по прочтению с детьми; • изготовление картотеки подвижных игр, физкультминуток, динамических пауз, папок-передвижек, стенгазет по теме «Космос»;
Для родителей:
• папки — передвижки о космонавтах, информационные стенды и газеты, посвященные «Дню Космонавтики»; • итоговая выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности на тему «Космос»;
Нами были использованы следующие принципы:
• принцип активности и сознательности, требующий активизации деятельности детей, развитие их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания; • принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности; • принцип систематичности и последовательности — развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; • принцип природосообразности, устанавливающий задачи художественно-творческого развития детей, возрастных особенностей и индивидуальных способностей; • принцип эстетичности, который ориентирован на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего).
Методы и приемы:
• метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т.д.); • словесный метод (беседа, использование художественного слова, пояснения); • практический метод (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения); • эвристический метод (развитие находчивости и активности); • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия).
Используемая литература:
1. Бондаренко Т.М., Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Воронеж: Учитель, 2007. – 190 с. – (Педагогика нового времени). 2. Кнушевицкая Н. А, Стихи и речевые упражнения по теме «Космос». Развитие речи и логического мышления у детей //Издательство: Гном: 2016 г. — 40 с.- (Серия: «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»). 3. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с. 4. Носов Н. Незнайка на Луне// Издательство: Эксмо, 2015, — 536 с. 5. Первушин А., Первушина Е., Я открываю космос! Первое путешествие по Солнечной системе// Издательство: Качели, 2021 г., — 32 с., (Серия: Почемучкина книжка). 6. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2021. – 128 с. – (Библиотека воспитателя) (3). 7. Шорыгина Т. А.: Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. 8. Энциклопедия: Космос и земля. Уникальная иллюстрированная энциклопедия для детей. Издательство «АСТ», 2021. – 72 с.
Приложение 1
Анкетирование родителей: «Что вы знаете о космосе?» Уважаемые родители! Детский сад проводит опрос родителей с целью выявления знаний о космосе. Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них. Заранее благодарим Вас за участие в анкетировании. Ф.И.О. родителя____________________________________________________________ 1. Как называется самая большая звезда?_______________________________________ 2. Сколько планет в Солнечной системе?_______________________________________ 3. Как называют нашу планету Земля?__________________________________________ 4.Какие вы знаете спутники планет?___________________________________________ 5. Как зовут первого космонавта?______________________________________________ 6. Как зовут первую женщину — космонавта?____________________________________ 7. Как называется последняя космическая станция?______________________________ 8. Какие книги о космосе есть у вас дома?______________________________________
Приложение 2
Мониторинг знаний детей о космосе. Ф.И. ребенка__________________________________________________________ 1. Как называется планета, на которой мы живем?____________________________ 2. Какие планеты ты еще знаешь?__________________________________________ 3. На чем летают в Космос?______________________________________________ 4. Зачем летают в Космос?_______________________________________________ 5. Кто первым из живых существ полетел в Космос?__________________________ 6. Как звали первого человека, полетевшего в Космос?________________________ 7. Как называется спутник Земли?_________________________________________ 8. Какие книги о Космосе ты знаешь?________________________________________
Приложение 3
Опытно-экспериментальная деятельность детей
Опыт № 1 «Делаем облако»
Цель:
познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.
Оборудование:
трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.
Ход опыта:
Необходимо налить в трехлитровую банку горячую воду (примерно 2,5-3 см.). Далее, кладем на поддон несколько кубиков льда и ставит его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облака. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они «жмутся» друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Опыт № 2: «Солнечная система»Цель:
объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг Солнца.
Оборудование:
желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков.
Ход опыта:
Представьте себе, что желтая палочка — Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?
— Солнцу помогает вечное движение. — Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система «распадется», и не будет действовать — вечное движение. Опыт № 3: «Солнце и Земля»
Цель:
объяснить детям соотношение размеров Солнца и Земли.
Оборудование:
большой мяч и бусина.
Ход опыта:
Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звездами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Согласитесь, даже нам, взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. «Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину.
Опыт № 4: «День и ночь»Цель:
объяснить детям, почему бывает день и ночь.
Оборудование:
фонарик, глобус.
Ход опыта:
Лучше всего сделать это на модели Солнечной системы! Для нее понадобятся всего-то две вещи — глобус и обычный фонарик. Включите в затемненной групповой комнате фонарик, и направьте луч на глобус, примерно на ваш город. Объясните детям: «Смотри, фонарик — это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем — теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, — у нас ночь». Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта, я уверена, любой ребенок догадается, что это либо утро, либо вечер.
Приложение 4
Стихи о космосе
Автор: Ю.Синицын
— Все,- сказал я твердо дома, — Буду только астрономом! Необыкновенная Вокруг Земли Вселенная! Как заманчиво Стать астрономом, Со Вселенною близко знакомым! Это было бы вовсе не дурно: Наблюдать за орбитой Сатурна, Любоваться созвездием Лиры, Обнаруживать черные дыры И трактат сочинить непременно — «Изучайте глубины Вселенной!»
Млечный Путь
Черный бархат неба Звездами расшит. Светлая дорожка По небу бежит. От края и до края Стелется легко, Как будто кто-то пролил По небу молоко. Но нет, конечно, в небе Ни молока, ни соку, Мы звездную систему Свою, так видим сбоку. Так видим мы Галактики Родной далекий свет — Простор для космонавтики На много тысяч лет.
Звезды Автор: Римма Алдонина
Что такое звезды? Если спросят вас — Отвечайте смело: Раскаленный газ. И еще добавьте, Что притом всегда Ядерный реактор — Каждая звезда!
Созвездия Автор: Василий Лепилов
Звезды, звезды, с давних пор Приковали вы навеки Человека жадный взор. И в звериной шкуре сидя Возле красного костра, Неотрывно в купол синий Мог глядеть он до утра. И глядел в молчании долгом Человек в простор ночной — То со страхом, То с восторгом, То с неясною мечтой. И тогда с мечтою вместе Сказка зрела на устах: О загадочных созвездьях, О неведомых мирах. С той поры живут на небе, Как в ночном краю чудес, — Водолей, Стрелец и Лебедь, Лев, Пегас и Геркулес.
Созвездия
Над Землею ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звезды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землею ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят. Над Землею ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звезды: Рядом кажутся они.
Забавная астрономия для малышей (фрагмент) Автор: Римма Алдонина
Встали в круг и славно пляшут С Козерогом Водолей, Рыбы плавниками машут, Овен в круг спешит скорей. И Телец с ним будет рядом, Он чечетку лихо бьет. Будет пляска до упада, Добрым будет хоровод. Близнецы кружатся в танце, Пятится за ними Рак: «Это что ж за странный танец? Круг иль пояс?» — Зодиак! Лев и Дева подружились, В хороводе закружились, Прихватив с собой Весы Удивительной красы. Скорпион вприсядку пляшет И Стрельцу клешнею машет. Этот славный хоровод Солнце обойдет за год. Их двенадцать в хороводе, А на небе больше вроде? «Сколько ж всех созвездий?» — спросим! «Ровно восемьдесят восемь!»
Созвездия Большой и Малой Медведиц Автор: Г.Сапгир
Вот Медведица Большая Кашу звездную мешает Большим ковшом В котле большом. А рядом тускло светится Малая Медведица. Маленьким ковшичком Собирает крошечки.
Большая Медведица Автор: В. Орлов
У Большого Ковша Больно ручка хороша! Три звезды — и все подряд, Как алмазные, горят! Среди звезд, больших и ярких, Чуть видна еще одна: В середине рукоятки Приютилась она. Ты получше приглядись, Видишь, две звезды слились? Та, которая крупнее, Называется Конем. А малышка рядом с нею — Всадник, скачущий на нем. Замечательный наездник, Этот звездный принц Алькор, И несет его к созвездьям Конь Мицар во весь опор.
«Космонавт»
Когда последний закруглен виток. Так хорошо сойти на Землю снова, И окунуться после всех тревог В живую красоту всего земного. Галактика в свеченье звездных трасс, Нам на нее глядеть, не наглядеться, Но, поднимаясь в небо, всякий раз Своей Земле мы оставляем сердце. Летит, летит ракета вокруг земного света, а в ней сидит Гагарин — простой советский парень!
«Летит корабль»
Летит в космической дали Стальной корабль Вокруг Земли. И хоть малы его окошки, Все видно в них Как на ладошке: Степной простор, Морской прибой, А может быть и нас с тобой!
Астрономическая считалка.
На Луне жил Звездочет Он планетам вел подсчет. Меркурий – раз, Венера – два-с, Три – Земля, четыре – Марс. Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, Семь – Уран, восьмой – Нептун. Девять – дальше всех – Плутон. Кто не видит – выйди вон.
Приложение 5
Загадки о Космосе:
Чтобы глаз вооружить И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб, Нужен мощный… (телескоп)
Телескопом сотни лет Изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всем Умный дядя … (астроном) Астроном — он звездочет, Знает все наперечет! Только лучше звезд видна, В небе полная …
(луна)
До Луны не может птица Долететь и прилуниться, Но зато умеет это Делать быстрая …
(ракета)
У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По-английски: «астронавт», А по-русски …
(космонавт)
Космонавт сидит в ракете, Проклиная все на свете — На орбите как назло Появилось …
(НЛО)
НЛО летит к соседу Из созвездья Андромеды, В нем от скуки волком воет Злой зеленый …
(гуманоид)
Гуманоид с курса сбился, В трех планетах заблудился, Если звездной карты нету, Не поможет скорость…
(света)
Свет быстрее всех летает, Километры не считает. Дарит Солнце жизнь планетам, Нам — тепло, хвосты -…
(кометам)
Все комета облетела, Все на небе осмотрела. Видит, в космосе нора — Это черная …
(дыра)
В черных дырах темнота Чем-то черным занята. Там окончил свой полет Межпланетный …
(звездолет)
Звездолет — стальная птица, Он быстрее света мчится. Познает на практике Звездные …
(галактики)
Из какого ковша Не пьют, не едят, А только на него глядят?
(Большая Медведица)
Желтая тарелка на небе висит. Желтая тарелка всем тепло дарит
(солнце)
В дверь, в окно Стучать не будет, А взойдет И всех разбудит
(солнце)
У бабушки над избушкой Висит хлеба краюшка. Собаки лают, достать не могут
(месяц)
Работы детей
Желаю всем творческих успехов и мирного неба над головой!!!