Городецкая роспись: трафареты и шаблоны узоров, основные сюжеты для разделочных досок, техника письма

• Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.

• Уметь выделять основные элементы узора.

Задачи:

• Обучающая: упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки,розанчики, соблюдая последовательность этапов изображения; в нанесении оживки с помощью кончика кисточки.

• Развивающая: Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. • Воспитывающая: развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Немного истории

История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:

  • мебель;
  • сундуки;
  • сани;
  • утварь, используемая в помещении.

Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.

После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.

В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.

История возникновения

Городецкая роспись зародилась в XVIII-XIX века в Нижегородской области. Здесь было много талантливых резчиков по дереву, изделия которых украшали быт и домашнюю утварь крестьян. В этой же области славились ярмарки с деревянными изделиями.

Согласно истории, ранее в каждой деревне праздновали день Ивана-Купалы и помимо массовых гуляний и разжигания костров, искали необычный цветок папоротника. Он рос в лесу и цвел только 1 ночь в году – на Ивана-Купала. Жители не знали, какой он на самом деле и поэтому наделяли его индивидуальным оттенком.

Позже нижегородские мастера украшали изделия из дерева удивительными цветами папоротника. У одних они были ярко-красные, у других – солнечными, а у некоторых черными. Их называли купавами с листьями папоротника. Считалось, что такой символ принесет в дом благосостояние и счастье.

Также в те времена в каждом доме была разборная прялка. После работы на ней, донце, на котором крепился гребень, вешали на стену. Чтобы он привлекал к себе внимание его стали украшать росписью. Когда же ткани подешевели, прялки были спрятаны, а мастера резчики кроме донышек стали украшать диковинными изображениями и другую утварь, включая посуду, мебель, детские игрушки.

Описание городецкой росписи


Городецкая роспись XIX в.
Поволжские мастера долгое время занимались резьбой по дереву: изящной обработкой украшался каждый корабль по задумке Петра I. И военную мощь нужно было показать, считал государь, и художественный талант народа. Но когда кораблестроение переместилось ближе к морским берегам, умельцы с Поволжья принялись искать для себя новую нишу. Одни стали вырезать ложки, другие – миски, чашки, третьи специализировались на прялках. С этих прялок и началась городецкая роспись.

Сначала это была инкрустация деревом, впоследствии же для улучшения товарного вида и экономии расходных материалов, а также облегчения труда, мастера стали подкрашивать прялки. Яичные краски делали прялки яркими, узнаваемыми, а главное, востребованными. Законы рынка работают всегда – так и появилась знаменитая городецкая роспись.

На досках и донцах прялок могли появляться как вполне реалистичные невесты, так и фантазийные всадники, и даже экзотические пальмы.

Название закрепилось, так как Городец (вслед за Нижним Новгородом) был главным рынком сбыта расписного товара. Прялки сегодня увидишь разве что в музее, а красивая, радующая глаз роспись и поныне живет. И чаще всего увидеть городецкую роспись можно на разделочной доске.

Особенности промысла:

  • в большинстве случаев мастера расписывали изделия без нанесения предварительного рисунка, но при этом могли они использовать эскизы в цвете;
  • первыми работами художника были плоские столярные изделия (те же разделочные доски);
  • фон изделия – от светло-желтого до темно-красного, строго соответствует замыслу художника;
  • отличают городецкую роспись мелкие, но изящные детали – разживка, легкая штриховка, изогнутые мазки;
  • готовая работа после высыхания закрепляется лаком;
  • общие правила городецкой росписи, тем не менее, не противоречат появлению авторских вариантов.

Сюжетными картинками промысла интересуются историки искусства: по ним виден не только быт русского народа, но и вполне конкретные исторические события.

И, что особенно важно, в ранних работах отмечено свойственное русскому народному искусство решение – гармоничное соединение реальности и фантастики. На досках и донцах прялок могли появляться как вполне реалистичные невесты, так и фантазийные всадники, и даже экзотические пальмы.

Познакомиться полнее с городецкой росписью, вы сможете в нашей обзорной статье: «Что такое городецкая роспись: история, виды, описание, особенности росписи для детей».

Мастер-класс по рисованию для детей от 7 лет. Городецкая роспись

Как нарисовать городецкий узор на тарелочке поэтапно для детей от 7 лет
Автор: Богатова Оксана Николаевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №94» Дзержинск, Нижегородской области. Описание: мастер-класс будет интересен воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям. Дети 6-7 лет смогут выполнить работу с помощью взрослых, а дети постарше — самостоятельно. Назначение: панно-тарелочка может послужить подарком родственникам, друзьям а также украсить интерьер на кухне. Цель: создание декоративного панно с городецкой росписью. Задачи: — продолжать знакомить детей с народными промыслами; — учить составлять узор из элементов городецкой росписи; — совершенствовать навыки рисования тонкой кистью; — развивать чувство композиции; — воспитывать интерес и уважение к народному творчеству. Прежде чем начать мастер-класс, предлагаю на минутку вспомнить историю городецкой росписи, почувствовать её солнечную, добрую атмосферу.


Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ города Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.


Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки. Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.


Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах.


Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура. Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета. В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель.


У нижегородских школьников стало традицией посещать Городец с экскурсиями. Там они узнают много интересного из истории Нижегородского края. Окунаются в атмосферу быта своих предков. Могут всё потрогать своими руками.


И, конечно, участвуют в мастер-классах местных мастеров. Дети остаются в восторге от таких поездок.


А теперь позвольте представить мой мастер-класс по рисованию городецкой росписи. Материалы: бумажная тарелка,грунт акриловый белый, кисть для грунтовки, кисти для рисования №1, №2, №5, гуашь (жёлтая, рубиновая, белая), акварельные краски, простой карандаш.


Покрываем тарелочку грунтом (акриловый сохнет быстро).


Изобразим в центре тарелочки один из элементов — ромашку.В городецкой росписи ромашка может быть и синей, и фиолетовой, и красной, и оранжевой (многолепестковый фантастический цветок).Наносим рисунок простым карандашом.


Этап «подмалёвка».Делаем фон жёлтой гуашью (кисть №5).


Смешиваем рубиновую и белую гуашь, получаем розовый цвет. Делаем розовый фон.


Красной акварелью обводим цветок и закрашиваем круг в центре (кисть №2).


Внутри красных лепестков делаем второй ряд, затем белой акварелью обводим лепестки вокруг class=»aligncenter» width=»627″ height=»470″[/img] Обводим белым цветом большие лепестки внутри и маленькие — снаружи (кисть№2), добавляем по три штриха(белые и красные) наносим точки (кисть№1).


Теперь, рисуем листочки горчичным цветом. Листочки в городецкой росписи разнообразны по размеру, но всегда расположены группами. При этом никогда не превосходят размером центральный цветок композиции.


Рисуем зелёные листочки.


Делаем прожилки на листиках (кисть №1) — вдоль листочка проводим линию и несколько коротких поперёк.


Прожилки на зелёных листьях делают иначе.


Этап «оживка». Листочки горчичного цвета подчёркиваем со всех сторон тонкой линией (кисть№1)чёрной краской, а зелёные — с одной стороны — усиками.


Наша тарелочка готова.


В центре тарелочки можно изобразить и другие варианты городецких цветов, например, розы.


Дополнение — петелька, чтобы повесить панно на стену.


Моя работа к празднику Светлой Пасхи.


Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Городецкая роспись на разделочной доске Городецкая роспись разделочной доски. Мастер-класс с пошаговым фото Городецкая роспись разделочной доски. Мастер-класс с пошаговым фото Панно из цветной бумаги своими руками. Мастер-класс с фото «Городецкие узоры»

Похожие статьи:

Городецкая роспись. Мастер-класс

Особенности городецкой росписи

Основное отличие этого промысла – содержательность. Каждый элемент изображения служит рассказчиком, рисуя не только визуально привлекательный ряд, но и целую историю. Апофеоз содержательности городецкой росписи – жанровые сцены. Они вольные и достаточно условные по своему характеру, иногда даже граничат с шаржем. Но при этом их очень интересно рассматривать, «читать».

В городецкой росписи нередко реалистичные мотивы соседствуют с идеализированными. Образы животных и птиц очень декоративны. На расписных изделиях можно увидеть львов и барсов, которые для России, естественно, были экзотическими животными. Но даже привычный конь предстает на расписной доске горячим, сильным, и при этом изящным животным, поза его горда и воинственна, и сам он предстает не тягловой силой, а царственным животным.

Не редкость для городецкой росписи – парные изображения, обращенные друг к другу элементы.

Не редкость для городецкой росписи – парные изображения, обращенные друг к другу элементы. Где сюжет того требует, художник пользуется мотивом пышного занавеса. Самые предпочитаемые цвета: ярко-красный, выразительный зеленый, глубокий синий, черный. Роспись ведется кистью, предварительный рисунок не наносится. Техника предполагает и широкие мазки, и тончайшие линии, виртуозность прорисовки которых требует навыков и опыта.

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.

– На левом берегу Волги располагалось большое село Городец. Для торговли эти места были выгодные. Среди населения развивались различные ремёсла. В Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал.

Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень: вырезали ложки, точили миски, чашки, изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Женщины из льна пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам хватало работы. Изделия расписывали растительными узорами, в которых белыми штрихами разделены цветок розы, листья, ветки. Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Фабрики выпускают деревянную детскую мебель (столики, стулья),

декоративные тарелки, игрушки. Роспись выполняется масляными красками по дереву и цветному фону мебели. Неповторимый облик этой росписи придают упругие ветки и букеты, образуемые декоративными цветами. Рассмотрите узоры на изделиях. Как называется рисунок, украшающий какой-либо предмет?
(Орнамент.)
Мы с вами выполняли орнаменты, но из геометрических фигур. В городецкой росписи чаще всего повторяется цветочный узор. Эти цветы называются розан и купавка. Они являются основными элементами цветочного узора в городецкой росписи. В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы декоративной разделки цветов – розана, купавки. Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Характерный цвет – красный, оранжевый, синий, зеленый, белила и сажа. Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр рисуют чистой краской без белил. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок. Давайте на шаблонах нарисуем элементы цветочного узора городецкой росписи.

Итог занятия.

– Какие изделия городецких мастеров вам больше всего понравились?

– В украшении каких предметов можно увидеть розан и купавку?

– Наше путешествие с пчелкой закончилось.

Занятие 4 СРАВНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПРЕДМЕТОВ. РЕБЕНОК С КОТЕНКОМ

Реализация содержания программы в образовательных областях : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная.

Цели : познакомить с количественным составом числа 9 из единиц; закрепить представление о цифре 9; учить изображать в лепке несложную композицию – ребенок играет с животным, передавая движения фигур человека и животного; закреплять умение передавать пропорции тела животного и человека; упражнять в использовании основных приемов лепки.

Целевые ориентиры дошкольного образования: знает количественный состав числа 9 из единиц; проводит сравнительный анализ чисел; знает понятия «больше», «меньше», «столько же», решает задачи в одно действие на сложение и вычитание; лепит фигуры человека и животного в движении по образцу, используя разные приемы лепки.

Материалы и оборудование : карточки, геометрический материал и предметы для счета; глина.

Содержание организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.

– Давайте сегодня поиграем с нашим котенком. Какие задания он приготовил для вас!

Подготовка к занятию

Важная часть любого занятия по ИЗО — подготовка. Прежде всего для росписи понадобится основа. На самом первом занятии педагог может предложить детям просто листы белой бумаги (стандартная форма А5), квадраты (вырезаны из формата А4 либо меньшего размера) либо полоски (половинка листа А4, но только он разрезается вдоль).

На первом занятии в старшей группе ребята могут освоить простой орнамент на полоске

На последующих занятиях ребятам уже предлагается основа в виде какого-то предмета кухонной утвари: доска, ваза, блюдо, тарелка, бокал, чаша, ложка и пр.

Основа может быть в виде предмета посуды и вовсе не обязательно белого цвета

При этом желательно затонировать бумагу в какой-то цвет. Традиционно воспитатели выбирают жёлтый, однако гораздо лучше будет окрасить основу под дерево, подобрав соответствующую краску или же смешав жёлтый цвет с коричневым (поэкспериментировать на палитре).

Очень реалисто будет смотреться основа, тонированная под дерево

В старшей группе при подготовке основы для рисования уже можно задействовать дошкольников. Большинству детей очень нравится процесс тонирования и даже раскладывания бумаги для просушки.

Для работы понадобятся краски и кисти. Для городецкой росписи гуашь подойдёт гораздо лучше акварели: изображение получится ярким и насыщенным. Кисти же должны быть разной толщины — для прорисовки крупных и мелких элементов узора.

Для творчества понадобится гуашь и кисти разной толщины

Что нужно знать при подготовке к занятию по декоративному рисованию

Успех занятия по рисованию на тему «Городецкая роспись» с детьми 5–6 лет во многом зависит от того, насколько тщательно оно будет продумано. И, конечно, эта миссия полностью ложится на плечи воспитателя.

Выбор красок для «Городца»

Прежде всего стоит уточнить: для росписи используются только краски, никакие карандаши, фломастеры или маркеры не смогут имитировать оригинальные мотивы. Выбор между акварелью и гуашью склоняется в сторону второй. Дело в том, что отличительной чертой городецкого промысла являются яркие, густые мазки для узора. Акварелью такого эффекта не добиться. Если говорить о цветах красок, то это:

  • красный;
  • зелёный;
  • синий;
  • оранжевый.

Для благоприятного сочетания ярких оттенков используются белый и чёрный цвета.

Основной цвет для городецкой росписи — красный

Сложность рисования элементов городецкой росписи в старшей группе

Рисунок в этой технике имеет свои особенности, которые заключаются в разделении изображения на 2 или 3 яруса (третий ярус используется в больших панно):

  • верхний — это местоположение основного сюжета (сцены застолья, массовые гуляния, выезды на охоту);
  • поясок — ярус, который разделяет верх и низ (здесь изображаются цветы или цветок с листьями, которые расходятся в разные стороны);
  • нижний ярус посвящён сценам сражений, придающим рисунку грандиозность и батальность.

Это интересно. Иногда на «пояске» рисовали птиц или кошек.

Занятия декоративным рисованием — неотъемлемая часть процесса обучения малышей в детском саду. Однако далеко не все дети обладают выраженными способностями к изобразительному искусству. Вот почему для освоения элементов росписи берутся, как правило, простые сюжеты:

  • бутон;
  • розан;
  • купавка или роза;
  • ромашка.

Видео: как рисовать городецкую купавку

Что взять в качестве основы для рисунка

Для детей старшей группы в качестве основы предлагается лист бумаги, желательно, чтобы он был окрашен в желтоватый цвет, имитирующий деревянную поверхность. Поскольку воспитатель перед началом работы рассказывает об истории этой росписи, обязательно упоминая, что первоначально этими мотивами украшали посуду, то на листе-основе можно изобразить в качестве трафарета вазу, разделочную доску или тарелку.

Городецкие мастера живописи прославили свой край сочными и живописными рисунками (цветами, сценами застолий, выездами на охоту и т. д.), которые они наносили на деревянную посуду.

В качестве основы для рисунка может выступать вырезанная из бумаги разделочная доска

Что касается росписи конкретных предметов, то для этого нужно использовать масляные краски, что не рекомендуется делать в детском учреждении из-за их высокой токсичности.

Какие приёмы используются

Прежде всего стоит учесть возраст малышей. Хоть это уже и старшая группа, но выстроить композицию рисунка самостоятельно у них вряд ли получится. Поэтому воспитатель на основе рисует несколько квадратов и прямоугольников, которые помогут ребёнку сориентироваться, где какой элемент должен быть. Каждый этап работы над узорами городца носит определённое своеобразие в технике выполнения.

  1. Подмалёвок. Этот этап предполагает прорисовывание главных элементов рисунка одним цветом.
  2. Оттенёвка. Взяв другой цвет краски, наносим полудуги, придающие рисунку образ сказочного цветка.
  3. Оживка. Работа над мелкими деталями изображения: края и прожилки листьев и лепестков, сердцевина цветка.
  4. Разживка. Заключительный этап, подразумевающий работу белой и чёрной красками.

Видео: рисуем ягодки в технике «городца»

Подходящие материалы

Для реализации всех уровней работы над сюжетом детям потребуются:

  • гуашь;
  • кисточки «белка» № 1, 5;
  • ёмкость с водой;
  • влажные салфетки для удаления излишков краски и загрязнений с кожи ручек малышей;
  • листы бумаги (с шаблонами кухонной утвари, например).

Для имитации росписи нужно брать гуашь, так как она даёт более насыщенный цвет

Форма работы

Существует 2 формы работы с детьми в детском саду: индивидуальная (когда каждый малыш делает поделку самостоятельно) и групповая (когда карапузы выполняют отдельные элементы рисунка). Как правило, на занятии воспитатель использует комбинацию из этих способов организации рабочего времени. В частности, для выполнения заданий вводной части дети обсуждают варианты ответа хором. Зато выполнять поделку должны только индивидуально. А вот в конце можно всем вместе составить список самых удачных работ.

Как заинтересовать детей

Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Для работы с детьми этот принцип особенно актуален. Тем более, если дело касается работы над рисунком в определённой технике. Поэтому пальму первенства среди мотивирующих приёмов занимают образцы городецкой посуды. Однако не всегда есть возможность показать ребятам эти предметы «вживую», так что стоит рассмотреть и другие способы заинтересовать малышей.

Презентация и картинки

В старшей группе дети уже достаточно хорошо могут концентрироваться на том, что видят на экране. Так что хороший выход из положения — показать им презентации с картинками-образцами росписи, которые можно найти в интернете. Воспитатель должен обязательно прокомментировать слайды или видеонарезку об истории возникновения этого направления в народном творчестве. Кроме этого, нужно развесить плакаты или картинки предметов обихода, расписанные городецкими мотивами, а также с увеличенными изображениями самих узоров.

Беседа на основе прослушанных стихотворений

Как уже отмечалось, любая работа в старшей группе должна идти на развитие речи. Так что беседа — неотъемлемая часть занятия. Однако чтобы диалог с аудиторией состоялся, дети должны что-то узнать об этом направлении в живописи. Для этого можно предложить несколько стихотворений:

  • Городецкая роспись — как её нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
  • Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь. Птицы смотрят из ларца. Чудо-роспись Городца.
  • Велика Россия наша и талантлив наш народ. О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт. Городецкие узоры — столько радости для глаз. Подрастают мастерицы, может быть, и среди нас. Ты играй моя гармошка, ты, подруга, подпевай, мастеров Руси великой во весь голос прославляй!

Вопросы для беседы

  • Откуда пришла к нам эта роспись?
  • Что изображается на узорах?
  • Насколько известна эта роспись?

Этими вопросами лучше предварить более подробное изучение традиции, например, рассматривание картинок.

Что нужно приобрести для уроков

Современный подход позволяют сегодня применять технологии использования городецкой росписи не только на дереве, как это было изначально, но и на обыкновенном листе бумаге. В школьной программе детей знакомят с методиками изображения животных и узоров городецких мастеров.

Для проведения уроков для детей нужно приобрести такие необходимые принадлежности.

  • Материал, на котором будет изображаться рисунок. Для детей, которые только начинают делать первые шаги в городецкой росписи, идеальным вариантом будет обыкновенная бумага или картон (не глянцевый).

Для тех, кто уже приобрел навыки техники изображения, можно использовать для работы деревянные заготовки. Это могут быть разделочные доски, тарелки и т. д.

  • Краска. Ее выбор также во многом зависит от того, сколько дети занимаются этим мастерством. Если новички, то подойдут гуашевые краски. Самые обычные наборы из 12 штук могут быть использованы.
  • Кисточки. Их нужно подбирать разные по размеру. Лучше, если это будут кисточки из натурального ворса.
  • Лак. Если рисовать по деревянной поверхности, то после высыхания рисунок нужно закрепить прозрачным лаком. Он предохранит рисунок от повреждений и не даст краскам выцветать.

План составления конспекта занятия

Работа проходит в рамках стандартного 30-минутного занятия. И за это время дети должны не только познакомиться с теоретическими аспектами (историей традиции), но и на практике попробовать себя в роли городецких мастеров. Прежде чем распределять время, которое будет затрачено на каждый этап занятия, необходимо сформулировать цели и задачи. В качестве целеполагающих аспектов выделяются:

  • знакомство с историей возникновения росписи;
  • обучение писать отдельные элементы городецкой техники (например, розан, листок, купавка и т. д.);
  • закрепление навыка работы с красками и кистью.

К задачам относятся:

  • продолжение работы над развитием умения строить композицию рисунка;
  • обучение работы с элементами техники (точками, оживками, чёрточками и т. д.);
  • воспитание эстетического восприятия народного искусства.

Примерный хронометраж будет таким:

  • вводная часть — 7 минут (рассказ об истории росписи с просмотром презентаций, беседы по поводу увиденного или услышанного, если речь идёт о рассматривании картинок);
  • основная часть — 18 минут (работа над рисунками по инструкциям воспитателя с перерывами на пальчиковую гимнастику, физкультминутку);
  • заключительный этап — 5 минут (составление стихийной выставки работ малышей, выбор наиболее похожей, краткий самоанализ: «Что получилось?», «Что вызвало затруднения?», похвала воспитателя).

    Воспитатель должен контролировать каждый этап рисунка, показывая, как правильно делать нажим кисточкой

Инструменты для рисования

Истинные мастера говорят, что самым важным в их творчестве является состояние души. Оно должно быть чистым, просветленным. Необходимо полностью сосредоточиться на художественной работе, которая предстоит в ближайшие несколько мин.

Современный же человек, привыкший к быстрому ритму жизни, даже при максимальном желании не может на короткое время отрешиться от обыденных мирских забот и проблем, как это делали умелые иконописцы, жившие несколько столетий тому назад. Однако сосредотачиваться на творчестве нужно учиться.

Начинать стоит с организации рабочего места, обращая внимание на следующие аспекты:

АспектОписание
СтолГородецкие мастера от хохломских и богородских отличаются тем, что во время своей работы они могут сидеть за обычными столами. Рабочая поверхность необязательно должна располагаться на уровне колен сидящего. У хохломских и богородских мастеров столы должны быть длинными, а городецкие художники работают на обыкновенных по длине столах.
Начинающих творцам рекомендуется позаботиться о том, чтобы стол был шире, желательно, c подножкой
СтулСтул, на котором будет сидеть художник, должен стоять так, чтобы лучи света были с левой стороны
ОсвещениеЛучше отдавать предпочтение естественному освещению. Для этого можно расположиться возле окна, за которым сияет солнце. Если же такой возможности нет, можно воспользоваться осветительным прибором. Лампа должна быть яркой и расположена так, чтобы полотно, на котором планируется вести роспись, было равномерно освещено.
Все участки этого полотна должны получать примерно одинаковое количество света. Только в этом случае свет, излучаемый прибором, будет приближен к естественному освещению
КомнатаОдно из главных условий – рабочее помещение должно хорошо проветриваться. Несоблюдение этого требования может привести к проявлению аллергической реакции в результате длительного взаимодействия с красками, лаками, растворителями и прочими, не очень полезными для здоровья химическими веществами

Специалисты рекомендуют, чтобы избежать чрезмерного напряжения в процессе, сразу привыкнуть к рабочей позе.

Для этого художнику необходимо:

  • располагаться прямо;
  • немного наклонить голову;
  • проконтролировать, чтобы расстояние между глазами и полотном составляло чуть более 30 см;
  • во время процесса рисовать и кистью, и всей верхней конечностью, начиная от предплечья.

Иногда художник держит руки на весу: левой поддерживает деревянное изделие, а правой ведет непосредственно саму роспись. Иногда предплечья мастера опираются на поверхность стола. Такое происходит, например, когда ведется роспись плоской тарелки.

Перед началом работы необходимо грамотно расположить на поверхности стола весь инвентарь, который планируется использовать. Если этого не сделать, то во время работы начнется суета. По этой причине настоящие мастера соблюдают строго заведенный порядок в размещении на столе красок и инструментов росписи.

А именно:

  • место перед мастером свободное. Здесь будут размещаться предметы, которые потребуются в работе;
  • необходимо отвести пространство площадью примерно в 0,5 кв. м для размещения 2-3-х маленьких досок. Они должны лежать так, чтобы не мешать друг другу. В следующий раз мастер может положить вместо досок деревянные ложки или шкатулки, которые подлежат росписи;
  • неподалеку от изделий расположить сосуды с красками, а также палитру. В роли последней выступает широкая пластина из стекла или пластика. Главное условие – ее поверхность должна легко очищаться;
  • поставить на стол сосуд с водой и положить небольшую тряпочку.

Для начинающего мастера основными инструментами станут кисточки, бумага и краски.

Бумага

Бумага потребуется белая. Можно взять лист из школьного альбома.

Краски

Городецкие мастера элементы росписи выполняют масляными красками, поэтому можно последовать их примеру. Однако начинающему художнику роспись рекомендуется воспользоваться гуашью. Это может быть комплект для школьников.

Черную, белую, алую, вишневую и ярко-голубую используют чистыми, а желтую, темно-зеленую и красную – для получения новых цветов. Если правильно смешать их, получится гамма, похожая на городецкую.

Для работы также потребуется киноварь. Это материал, который имеет ярко-красный цвет. Он дорогой, поэтому многие начинающие художники поначалу обходятся без него. Однако без киновари не удастся сделать хорошую роспись.

Художник, работающий с гуашью, должен помнить: перед тем, как приступать к нанесению 2-го слоя, необходимо дождаться, когда ранее нанесенный слой полностью высохнет. Если этого не сделать, то изображение приобретет белесый оттенок.

Кисти

Мастера применяют различные кисти для нанесения краски на деревянное изделие. Точное их количество и размеры зависят от того, какие приемы будут использоваться, а также от масштаба работы. Над созданием одного шедевра художники могут трудиться несколько суток.

Все кисти должны располагаться на специальных деревянных подставках.

Городецкая роспись (элементы росписи выполняются без макета) потребует для работы наличия 3-х художественных кистей:

  • беличья под № 2 или № 3;
  • колонковая под № 1 или № 2;
  • флейц из мягкого волоса.

После работы каждую кисть нужно тщательно вымыть и высушить.

Обучение детей в детсаду и младшей школе

Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.

Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:

  • бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
  • потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
  • мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.

В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:

  • набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
  • Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
  • прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
  • покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.

Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.

Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.

Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.

Актуальные приёмы для городецкой росписи

Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора — это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы — это розан, бутон и ромашка.

Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.

У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе

Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.

Самый простой городецкий листик изображается в форме тыквенного семечка.

Листики располагаются группами (смотрят в разные стороны) или же на веточке

Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи:

  1. Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью. При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.

    Подмалёвка — это круговое движение широкой плоской кистью для нанесения круглого цветового пятна

  2. Тенёвка. Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.

    При тенёвке используются более тёмный тон краски, чем при подмалёвке, например, розовый оттеняется тёмно-бордовым

  3. Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.

    Именно оживка делает городецкий узор неповторимым, словно оживляет его

Конечно, городецкие мастера рисуют на своих изделия и более сложные объекты, например, птицу, коня. Однако для старших дошкольников это будет не очень просто. Но воспитатель может попробовать объяснить ребятам процесс рисования птицы (после успешного изображения более простых орнаментов), сопроводив его схемой поэтапного рисования. Кроме того, можно предложить соответствующие шаблоны: ребята просто обведут их и будут уже прорисовывать.

Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи

Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.

Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.

Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете

Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»

  1. Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера (предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков).

    Чуть ниже центра располагается розовый круг, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера

  2. На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской.

    Пятнышко должно быть на краю большого круга и частично выходить за него

  3. Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки.

    Центральный бутон будет с округлыми лепестками а боковые украсят дужками

  4. Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой.

    Аккуратные листики получаются с помощью приёма примакивания

  5. Заключительный и самый ответственный этап – «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки. Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры.

    Важно соблюсти чувство меры, чтобы элементво оживки было не слишком много

Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью

Как правило, попадаются на произведениях:

  • цветы (розан, ромашки, купавки). Визуализируется в виде симметричного букета, гирлянды, полосы, венка или ромба;
  • птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от цели автора);
  • «дерево жизни» – олицетворение природы. На таких штуках присутствуют сразу предостаточно компонентов (соединения из растений, пернатых). Рисовальщик наносит также коня слева и справа, изредка – львы, барсы и другая экзотика.


Профессионалы занимаются и более продвинутыми типами вроде сюжетной росписи, где могут быть миниатюры, отображающие события в реальном существовании или литературных творениях.

Изображается как интерьер жилого дома, так и улицы населённых пунктов с предельно возможным количеством тонкостей. Нередко на подобных изображениях можно увидеть элементы на манер домашних животных, находящихся у ног хозяина. Другая особенность – это наличие растительности на зимнем пейзаже вне строения.

Аналогичные поделки воплощаются обычно в прямоугольной конфигурации, а края украшает орнамент. Встречаются и круглые вариации, устанавливаемые на полку как декоративные тарелки, узоры на которых расположены на краю.

Шкатулка способна содержать на своей грани немного очертаний с различными ситуациями, центральная из которых размещается на крышке или передней стенке (с той стороны, где конструкция открывается).


  • Украшения к новому году: идеи декора и варианты оформления дома и квартиры к новогодним торжествам (135 фото)

  • Украшение окон — простые идеи и пошаговое описание оформления окон своими руками (110 фото и видео)
  • Торт из памперсов — пошаговое описание создания торта из памперсов. 115 фото и видео создания подарка

Описание быта крестьян максимально содержательно отзеркаливало реальность временного промежутка, в который была произведена работа мастера. Необычные отображения, вписанные в сцену из повседневного бытия, усиливают эффект от увиденного.

Важнейшие действующие устраиваются в центре холста – крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, застольями, свадьбами и другими мероприятиями – обязательно со столом, где расставлена посуда или бывают другие второстепенные объекты, раскрывающие суть происходящего.

Не менее популярными и востребованными являются элементы по мотивам народных сказок – фабула и герои узнаются с первого взгляда, а насыщенность зависит лишь от фантазии создателя.

Начало изображения

Чтобы рисунок получился действительно аккуратным и красивым с первого раза, мало одного желания и подготовленных материалов. Очень важно изучить технику нанесения изображения. Здесь нужно понять, как держать кисть, как вести, какими движениями пользоваться для изображения деталей рисунка.

Вся городецкая роспись производится в три этапа. Первое, что необходимо сделать, – это нанести фон, на который и будет накладываться рисунок. Далее выполняем поэтапно рисунок.

  • Подмалевка. Крупные цветовые пятна, которые впоследствии будут служить основой для изображения. Это большие фигуры. Для детей элементы подмалевки очень легко даются.

Они наносятся тонким слоем, полностью заштриховываются. Зарисовать их нужно очень аккуратно, чтобы не было разводов, наплывов или пробелов. Для хорошего результата лучше рисовать плоской широкой кистью.

  • Тканевка. Используется кисть № 2. Суть этого этапа — разбивание подмалевки на части и выделение деталей.
  • Оживки. Это еще один прием в городецкой технике. Здесь в помощь идет черная и белая краска, которыми и выделяют акценты рисунка. Этот этап очень сложный и требует концентрации.

Черной и белой краской наносится на подмалевке и тканевке множество точек, которые и придают яркости и живости рисунку. Здесь важно не перестараться, так как большое количество оживки может испортить рисунок.

Городецкая роспись получится очень хорошо, если научиться правильно держать кисть. Она должна быть перпендикулярна поверхности, на которую накладывается рисунок.

При этом рука должна быть оперта на локоть и фиксироваться им, а кисть остается подвижной и свободной. Если для ребенка долго держать в таком положении руку тяжело, то можно делать опор на мизинец. В этой позиции руки легче рисовать плавные и правильные линии.

Последнее в рисовании городецкой росписи – это соединять все элементы между собой поэтапно. Картинки должны получаться яркими и пестрыми.

Это главная черта такого направления в художественном искусстве. Если ребенок научился хорошо изображать элементы на бумаге, можно продолжить и предложить рисовать на деревянной основе.

Особенности композиции

Городецкая роспись имеет свои особенности в размещении основных элементов. Чтобы рисунок получился органичным, нужно его очень хорошо продумать и сделать эскиз. Только потом элементы переносятся на основу. Для детей нужно объяснить основные композиционные приемы городецкой росписи.

В центре рисунка обязательно выполняется один большой элемент. Это может быть одно из изображений:

  • растительный мотив (цветок);
  • изображение животного (коня, птицы).

В качестве дополнительных элементов в композиции городецкой росписи выступают более мелкие картинки цветов, листьев. Заканчивается композиция оформлением рамочки. Она также является одним из украшений всего композиционного ряда.

Городецкая роспись требует от ученика выполнять все детали поэтапно. Он должен понимать, что быстро сделать такой рисунок не получится, так как каждый из этапов наносится после полного высыхания предыдущего. Концентрация и желание достичь положительного результата – вот главное правило идеального рисунка.

Украшение разделочной доски

Наиболее популярна в последнее время городецкая роспись на разделочной доске. Этот необходимый предмет в обиходе любой хозяйки может стать настоящим произведением искусства в руках хорошего мастера. Поэтапно выполняя указания из схемы работ, начинающие мастера могут создать своё первое творение:

  1. Нарисовать эскиз узора для оформления доски или распечатать готовую композицию.
  2. Вырезать шаблоны основных форм по принципу аппликации.
  3. Подготовить доску для росписи. Для этого её шлифуют наждачной бумагой.
  4. Если по замыслу предусмотрен цветной фон, то грунтуют этим цветом отшлифованную доску.
  5. Обводят карандашом шаблоны, вырезанных деталей.
  6. Производят замалёвку основных форм.
  7. После просыхания переходят к тенёвке. На этом этапе раскраска доски приобретает более конкретные формы.
  8. Заключительный этап росписи — оживка. Светлыми красками придают изделию нарядный праздничный вид.
  9. Распыляют лак пульверизатором, равномерно покрывая поверхность изображения и всей доски.

После высыхания лака шаблон городецкой росписи на разделочной доске обретёт сказочный вид. Так, применяя полученные знания и пользуясь полученными навыками, из начинающих многие превращаются в матёрых мастеров расписного дела.

Применение в жизни

Конечно, в отличие от старых работ, новый шаг в развитии росписи произошел благодаря появлению новым красками и технологиям. Техника мастерства в современной интерпретации творчества намного ярче и изящнее и преимущественно используют для сувенирно-декоративного предназначения, а также для развития художественных навыков. В наши дни элементы фантазией художников добавляются новые изображения в виде бабочек и насекомых и даже допускаются рисунки чудных единорогов.

Роспись используется на деревянных поверхностях кухонных досок, тарелок, ложек, солонок и даже на мебели. Она уместна на столиках и стульях.

Как и другие виды росписей, городецкие рисунки используются в аэрографии машин, телефонов, ноутбуков и других пластиковых и металлических поверхностей, используя при этом трафареты.

Фотогалерея: примеры детских работ

Воспитанники старшей группы вполне достойно изобразили городецкую птицу

Ориентируясь на схему поэтапного рисования ребята вполне могут изобразить птицу Оригинальная основа для работы — шаблон деревянной ложки Для начала ребята могут потренироваться создавать узоре на прямоугольной основе, а затем уже на шаблоне посуды Каждая доска имеет кайму определённого цвета, что делает её более красивой Цветочные композиции получились яркими и сочными Голубые цветочки в городецком стиле смотрятся очень изысканно Полукруглый цветочный узор на тарелке смотрится чудесно

Городецкая роспись подарит дошкольникам массу положительных эмоций, ведь довольно простые элементы позволяют создавать невероятно красивые композиции. Педагогу нужно только продумать интересные темы для занятий, выбрав подходящую основу, и суметь максимально заинтересовать детей данным видом русского народного промысла.

Видеоматериалы

Короткое слайд-шоу под народную музыку с фотографиями изделий городецких мастеров

Подходит для показа на проекторе.

https://youtube.com/watch?v=PvMa-4MUTEM

Мастер-класс «Рисование ягодки»

Мастер-класс «Рисование подмалёвка»

Мастер-класс «Тенёвка и оживка»

Открытое занятие по изобразительной деятельности «Городецкая роспись»

Занятия по декоративному рисованию расширяют знания детей о народных промыслах, музыке, фольклоре. Активно пополняется словарный запас воспитанников. Палех, хохлома, гжель, городец — эти слова будут наполнены для ребят смыслом и сохранятся в памяти яркими, сказочными образами. Изучение особенностей и приёмов исполнения городецкой росписи способствует развитию пространственного и образного мышления, умения самостоятельного планирования действий и построения композиции. Создавая рисунки по мотивам городецкой росписи, ребята сами могут выбрать форму заготовки, продумать вид будущего орнамента и подобрать цвета для работы. Произведения мастеров из Городца близки детям своей красочностью и простотой композиции, побуждают к самостоятельному творчеству.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]