Полезные пособия
Мне кажется, что суть проблемы кроется в том, что интегрированные уроки в ДОУ стали проводиться не так давно. Конечно, это теперь уже не ноу-хау, но определение это вошло в педагогику только в 90-х годах ХХ века. Кроме того, часто в литературе используется еще и такое понятие, как комплексное интегрированное занятие. И как тут разобраться, в чем отличия, да еще и составить четкий план НОД?
Думаю, что изучить особенности каждого из занятий будет гораздо проще на конкретных примерах. Со своей стороны, я могу порекомендовать некоторые интересные пособия для педагогов, которые, как мне кажется, дают наглядное представление о структуре, целях и задачах и тех и других занятий.
Комплексные занятия удобно распределены по темам с ориентацией на то, что воспитатель сможет проводить их каждую неделю, в книге Н. С. Голицыной «Конспекты комплексно-тематических занятий» для старшей группы. Мне кажется, что эти конспекты в дальнейшем можно будет взять за образец при подготовке к самостоятельным занятиям и по другим темам, поскольку они грамотно составлены.
Подобные пособия, к слову, есть для дошкольников разных возрастов. Например, ориентацией этой книги является уже подготовительная группа. Здесь собраны конспекты на целый учебный год.
Что касается интегрированных занятий, то для их проведения с детьми того же возраста есть книга автора А. В. Аджи, которая содержит конспекты таких занятий для подготовительной группы детского сада. В ней я нашла описание около ста занятий, направленных на речевое развитие детей шести–семи лет и активизацию их познавательной деятельности.
Конечно, я указала здесь далеко не полный список полезных пособий, а лишь поделилась собственным опытом. Буду рада, если вы тоже поделитесь полезными книгами по нашей теме. Расскажите, какой литературой пользуетесь вы, дорогие коллеги?
Модели интегрированного обучения
Помимо форм выделяют такие современные модели организации интегрированного инклюзивного обучения, как:
- постоянная полная интеграция;
- постоянная, но неполная интеграция;
- частичная интеграция;
- временная интеграция;
- эпизодическая интеграция;
- комбинированная интеграция.
Постоянная полная интеграция
При такой модели интегрированного обучения дети с инклюзией посещают общеобразовательную школу вместе с другими учениками и получают дополнительную коррекционную помощь при необходимости. Постоянная полная интеграция возможна в двух случаях:
- уровень развития ребёнка близок к нормальному, без сильных отклонений;
- в школе помимо преподавателя ещё есть отдельный специалист.
Постоянная, но неполная интеграция
Такая модель подходит детям, у которых есть отклонения от возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи и не могут посещать все уроки наравне с другими учениками. Учителя и родители определяют, какие предметы ребёнок будет посещать с классом, а что проще осваивать с помощью специалиста.
Частичная интеграция
В этой модели большее значение отдаётся индивидуальному обучению ребёнка с особенностями развития. А уроки в общеобразовательной школе он посещает лишь частично или проводит время с детьми после основной учёбы.
Чем раньше выявлены особенности развития, тем больше шансов для успешной адаптации
Временная интеграция
В данной модели интегрированного обучения ребёнок с инклюзией проводит время с обычными детьми в школе не реже двух раз в месяц. А занимается индивидуально по специально разработанной программе.
Эпизодическая интеграция
Такая модель применяется в школах, где нет возможности организовать полноценное интегрированное обучение: нет отдельного специалиста, нет возможностей для модернизации преподавания. В таком случае организовывают периодические мероприятия, которые помогают социализировать детей с особенностями развития.
Комбинированная интеграция
Модель обучения, которую применяют в маленьких населённых пунктах, если в них нет возможностей для какого-либо интегрированного образования. В этом случае используют лишь некоторые элементы инклюзивного обучения. Поэтому комбинированная модель подходит детям с минимальными отклонениями в развитии, иначе они просто не смогут усваивать образовательную программу наравне c другими учениками.
Общие черты интегрированных и комплексных уроков
Согласитесь, сложно понять, чем комплексное занятие отличается от интегрированного, еще и потому, что в литературе часто одно понятие подменяется другим. Вы также, наверное, сталкивались с этой проблемой? Существует также еще и комбинированное занятие. Как вы понимаете в чем его особенность?
Для меня ситуация немного прояснилась, когда, вооружившись вышеупомянутой литературой и опираясь на личный опыт, я выделила некоторые сходные черты интегрированных и комплексных уроков:
- Содержание обоих занятий концентрируются вокруг одной темы, в отличие от комбинированного, где, как я понимаю, разные виды деятельности просто сменяют друг друга.
- Такие тематические занятия предполагают наличие междисциплинарных связей.
- Оба они являются разнонаправленными, а не предметными.
- Во время них обязательно происходит логически обоснованная и сюжетно связанная смена различных видов деятельности у детей (познавательной, физической, речевой, музыкальной, художественной).
Особенности интегрированных занятий
Несмотря на общие черты, комплексные и интегрированные уроки демонстрируют различный подход к обучению. Поправьте меня, если я не права! В чем особенность каждого из занятий? Расскажу, как я понимаю это для себя. Возможно, вы видите ситуацию как-то по-другому, буду рада вашим комментариям, так как тема действительно очень сложная!
Думаю, что конкретные примеры сделают мое объяснение более наглядным, поэтому предположим, что мы рассматриваем тему «Весна» в старшей группе ДОУ:
- Интегрируя блоки из различных дисциплин, мы будем создавать у детей целостные знания по нашей теме, т. е. формировать у них представление о весне, как о сезонном явлении.
- В ходе этого занятия воспитанники обязательно получат новые знания! Но при этом также важно, чтобы у них уже был какой-то определенный «багаж» представлений о весне. Иначе нам просто будет не на чем строить беседу, верно?
- Планирование занятия предполагает конструирование материала определенным образом, с построением четкой и продуманной схемы. Я обычно использую интеллектуальные карты. В данном случае в центре у нас будет ключевое понятие («весна»), а другие понятия (времена года, цветы, птицы зимующие и перелетные, основные признаки весны и т. д.) уже будут связаны с ним логически. А как подготовка конспекта проходит у вас, расскажите?
Что такое интегрированное обучение
Интеграция — это специальный термин, который означает любой процесс объединения частей в целое. Но в педагогической системе он имеет свою специфику: его применяют в вопросах инклюзии, то есть включения людей с различными видами инвалидности в общественную жизнь.
Итак, в образовании интегрированное обучение — это образовательная модель, при которой ребёнок с особенностями в развитии обучается не отдельно, а вместе с другими детьми.
Интегрированное, или инклюзивное обучение — это не только возможность для людей с особенностями развития почувствовать себя частью общества, но и способ развивать толерантность, эмпатию и заботу о других с первых лет жизни.
Саламанкская декларация
В 1994 году в Испании проходила Всемирная Конференция по образованию лиц с особыми потребностями. В её рамках приняли Саламанкскую декларацию, которая легла в основу концепции интегрированного обучения. Вот её основные положения:
- у каждого ребёнка есть право на базовое образование;
- каждый ребёнок уникален и обладает своими интересами и разным уровенем способностей;
- эти особенности стоит учитывать в процессе обучения, создавая комплексные образовательные программы;
- общеобразовательные школы должны формировать условия для комфортного обучения всех детей, в том числе и с инклюзией.
Так начали появляться базовые модели интегрированного обучения, которые позволили детям с особенностями развития получить доступ к полноценному школьному образованию.
В вузе также применяют технологии интегрированного, или интегрального обучения. Но там под этим термином понимают методики, которые предполагают комплексный подход к профессиональному образованию. Это достигается за счёт развития междисциплинарных связей, использования проектной работы, Agile и Scrum-методологий и других инструментов.
О чем важно помнить?
Вот еще одно важное свойство: виды деятельности детей на таком занятии нельзя будет строго разделить, они будут плавно перетекать один в другой. Мы можем организовать познавательную деятельность воспитанников таким образом, что они будут вспоминать различные времена года, производить анализ сезонных изменений, учиться различать и группировать весенние цветы, перелетных и зимующих птиц.
Затем ненавязчиво можно перейти к речевой игре, проходящая в форме чтения стихов о весне. Физическая активность – это, например, подвижная игра «Весенние цветы», а художественная деятельность – рисунок или аппликация «Подснежник».
Думаю, такие занятия можно провести и в средней группе ДОУ, только форма подачи материала, конечно, будет более простой. Если у вас, например, 2 младшая группа, то занятие, посвященное весне, скорее всего, будет комплексным, поскольку для малышей все занятия в основном такие.
Ну, это лишь только мои примеры. А как интегрированные занятия проводите вы в детском саду? Может быть, вы еще сможете выделить какие-нибудь особенности, которые не учла я, поделитесь опытом!
Чуть не забыла, могу еще порекомендовать вам одно хорошее пособие Н. Н. Леоновой «Художественно-эстетическое развитие детей 5—7 лет». В нем собраны конспекты занятий, предполагающих обучение детей изобразительной деятельности нестандартными способами. Очень интересно, на мой взгляд!
Речь – это средство общения, которое служит важнейшим инструментом социализации детей. С развитием речи связано становление как личности в целом, так и основных психических процессов. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем успешнее его обучение в школе.
Речь возникает вместе с возникновением сознания — высшей формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление, характеризующееся именно тем, что оно отражает действительность в понятиях, т. е. в обобщениях, которые оформляются и закрепляются в слове. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Речь и мышление не являются тождественными процессами, они составляют сложное единство друг с другом. Так, развитие речи (расширение словарного запаса, овладение грамматическими формами языка, развитие связной речи) создает предпосылки для развития мышления. И, наоборот, четкое мышление (способность правильно осознавать действительность) помогает грамотно и последовательно сформировать связное высказывание. Если же ребенок не способен выразить свою мысль в ясной и понятной другим людям языковой форме, значит, в самой мысли есть изъяны и непонимание происходящего. При этом, взрослые должны сконцентрировать внимание на точности, четкости и полноте речевых формулировок ребенка, то есть на материальной оболочке мышления – речи. Тогда оба эти процесса получат дополнительное развитие.
Критерием качества речи ребенка любой возрастной группы является умение правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника. Поэтому нельзя не придавать значения тому, как выражается мысль в словах. Это особенно нужно иметь в виду при обучении и воспитании. Правильность и развернутость высказываний важны не только для воспитания речи детей, но и для развития мышления, воспитания у них умения логически оформлять и развивать свою мысль, формируя, таким образом, рассуждающее (логическое) мышление.
Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Очень важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновать свои суждения причинно. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, а каждое новое предложение развертывало бы мысль, развивало сказанное или вносило новые факты и суждения.
Для развития мышления детей важно, чтобы они научились делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В нашем примере «Надвигается туча» — это причина, «Хлынет дождь» — следствие. Нетрудно обнаружить здесь временную последовательность.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это период от 3 до 9 лет. Именно в этот период надо приложить максимум усилий для развития речи, восприятия, памяти, внимания и мышления.
Современный ребёнок оказался в информационном потоке. И далеко не каждый может сориентироваться в нем. «Переработать» всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей. Для решения этой проблемы и успешной подготовки детей к обучению в школе, освоением компьютерных технологий необходимы не столько определённые знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Логика — наука о законах и формах такого мышления, которое отличается строгой определённостью, последовательностью и обоснованностью. Она подчиняется законам: тождества, противоречия, исключённого третьего. Законы логики часто выступают как правила логического мышления. Для развития логики обязательна тренировка. Для дошкольников — это одна из важнейших составных его психических процессов. Овладение логическими приёмами определяет легкость и быстроту установления причинно- следственных связей и развивает речевую активность.
Некоторые приемы обучения логическому мышлению хорошо известны педагогам, они тесно перекликаются с развивающими упражнениями, заданиями. Игра, развитие мышления, словарная работа, творчество, познание, саморазвитие — вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме логического развития дошкольника на занятиях по развитию речи.
Игра является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития. Игровое общение — есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Игровые занятия проводятся в соответствии с сеткой занятий по возрастам, наработанный материал, игры можно использовать в режимных моментах. Занятия проводятся по подгруппам, имеют свою структуру, отработанную в ходе работы с детьми. На каждом этапе занятия ставятся конкретные задачи.
Логическое мышление тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию этих процессов. Ребятам предлагаются игры: ребусы; кроссворды; «Узнай по описанию»; «Что лишнее?»; «Звериная семья»; «Дело мастера боится»; «Чей домик?»; «У павлина хвост павлиний»; «Кто кем будет»; «Разложи по порядку»; «Сравнение предметов из одной группы классификации»; «Бывает не бывает»; «Нелепицы»; «Повтори группу слов, но во множественном числе», «Слово в слове»; «Восстановим сказку»; «Веселые слова»; «Слова – ассоциации»; «Скажи наоборот»; «Шаги»; «Хорошо, плохо»; «Про что так говорят»; «Угадай звук, подбери слово»; «Чем отличаются слова»; «Кто больше»; «Стихотворная каша»; «Распутай поговорку». В подготовительной группе дети могут самостоятельно загадывать логические задачи, разгадывать ребусы, кроссворды.
Логические игры, как и развивающие, имеют следующие характерные признаки:
1. Необходимость действовать в воображаемом плане, что ведёт к развитию всех типов мышления, способности выстраивать воображаемые ситуации;
2. Умение фантазировать, что делает ребёнка независимым от разных обстоятельств, позволяет модулировать ответы;
3. Логические игры способствуют развитию воображения, интеллекта, памяти, совершенствуют личность.
Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, расширяется словарный запас, развивается сосредоточенность, наблюдательность, усидчивость. Они учатся отгадывать, планировать, сочинять, рассказывать, правильно задавать вопросы, отыскивать интересные и необычные решения. На занятиях используются наглядные, практические и словесные методы обучения. Занятия построены на коммуникативно — познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно — логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность. Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая деятельность. Благодаря игре личность ребенка приобретает очень важное новообразование: в игре развивается мотивационно — потребностная сфера; преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм; развивается произвольность поведения; развиваются умственные действия.
В работе используется наглядный материал, как фабричные настольно-печатные игры, так и карточки, сделанные своими руками вместе с родителями.
Как активизировать речемыслительную деятельность ребенка? Для активизации мышления необходимо проводить такие виды работ:
- Развивать категориальность восприятия, мыслительные операции (соотнесение признаков с предметами и явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака, классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями – аналогии);
- Формировать способность выделять существенные признаки предметов и явлений и давать определения понятиям (выделение главной идеи, составление загадок, описательных рассказов по плану, формирование логических определений понятий, исправление небылиц и т. д.);
- Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию (установление логических, в том числе причинно – следственных связей, поиск новых связей между предметами и явлениями и т. д.);
- Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать (нахождение причин событий, описанных в историях, определение последовательности событий, опровержение ложных суждений и т. д.)
- Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам – гипотезам, осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопроса и т. д.);
- Формировать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании (определение переносного значения фразеологизмов, нахождение решения в гипотетических ситуациях, понимание многозначности слов);
- Развивать планирующую и регулирующую функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма действий).
Для активизации словаря можно использовать такие виды работ:
- отгадывание предметов по описанию;
- сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;
- подбор синонимов и антонимов к определенным словам;
- подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, фары; дно, носик, крышка — чайник). Проводится с опорой на конструктивную деятельность;
- подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек — цветы);
- толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря; бьется стекло, сердце, ученик над задачей, птица; холодная погода, рука, вода, снежинка);
- объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;
- пересказ рассказа.
Для активизации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы:
- развивать подражательную деятельность в игровых и бытовых ситуациях;
- проводить дидактические и подвижные игры;
- разыгрывать сценки с ситуативным общением, проводить ролевые игры (врач — больной, учитель — ученик, продавец — покупатель);
- активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;
- расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;
- насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина);
- создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.
Чтобы добиться успеха в работе, надо сделать ее интересной, эмоциональной, наглядной; проводить ее систематически и системно; отмечать достижения ребенка (незнание не наказывается, стимулируется стремление к знаниям). Кроме того, как показывает практика, речи нужно учить путём примера. Слышит ребёнок речь правильную, в которой используются сравнения, антонимы, синонимы, обогащённую образами, ясную — невольно воспринимает её и мало- помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. От простой, понятной песенки, сказки, рассказанной на уютном диване, дума ребёнка расцветает, жадно впитывая впечатления добра и красоты. Педагоги дошкольники закладывают в детях образец правильной речи, постоянно заботясь о расширении словарного запаса детей, развитии детских представлений, формировании общих понятий, подводят к усвоению грамматической системы в любом режимном моменте, на любом занятии.
Активизация речемыслительной деятельности дошкольников тесно связана с проблемой активизации познавательной деятельности. Для успешного осуществления активизации речемыслительной деятельности детей необходимо соблюдение следующих условий:
- создание благоприятного психологического климата при проведении ООД;
- организация различных форм работы: индивидуальной, парной, групповой;
- коррекционная работа с учетом индивидуального образовательного маршрута ребенка;
- работа по гибким учебным планам и программам, широкое использование индивидуально подбираемых дидактических пособий;
- создание условий для дифференцированного подхода к учащимся. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования педагога, активизируют познавательные способности детей;
- создание условий для проявления самостоятельности.
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный ФГОС к структуре примерной общеобразовательной программы дошкольного образования – интеграция образовательных областей.
В дошкольном образовании не случайно уделяется особое внимание интеграции образовательных областей, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями.
Дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования у детей представлений об окружающем мире. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка читать и считать, а в том, чтобы показать ему многообразие этого мира, научить видеть в нем закономерности, зависимости, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробудить познавательный интерес. Для того чтобы процесс познания был позитивным для ребенка, необходимо особое внимание уделять содержанию образования.
Одно из требований дошкольной дидактики состоит в том, что содержание образования детей должно быть небольшим по объему, но емким. Это требование будет соблюдено, если при формировании содержания познавательного развития дошкольников охватить многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность личного опыта ребенка. Отрывочные сведения из разных областей науки не становятся для ребенка знанием, поскольку не актуализируются в его жизни, и, соответственно, не формируется целостное представление о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Решить эту проблему на современном этапе помогает интегрированный подход к выбору содержания образования. Одной из основных форм осуществления интегративного подхода в дошкольном учреждении являются интегрированные занятия. С учетом возрастных особенностей дошкольников интеграция образовательных областей дает возможность показать ребенку мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Интегрированное занятие – соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение», через произведения музыки, литературы, живописи). При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития.
В интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает исходя из определенной темы, диктуемой программой, по которой работает детский сад. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Это позволяет детям увидеть целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.
В дошкольном учреждении интегрировать можно различные направления развития ребенка:
- ознакомление с окружающим миром и развитие речи;
- ознакомление с окружающим миром и чтение художественной литературы;
- формирование естественнонаучных представлений и чтение художественной литературы;
- формирование экологической культуры и чтение художественной литературы;
- формирование экологической культуры и музыкальное развитие;
- изобразительная деятельность и чтение художественной литературы;
- изобразительная деятельность, чтение художественной литературы и музыкальное развитие;
- формирование элементарных математических представлений и конструктивная деятельность;
- формирование элементарных математических представлений и художественный труд;
- формирование элементарных математических представлений и ознакомление с русской культурой;
- ознакомление с русской культурой и музыкальное развитие;
- ознакомление с русской культурой и изобразительная деятельность;
- формирование валеологических знаний и физическое развитие;
- развитие эмоциональной сферы и музыкальное развитие.
Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи.
Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память. Интегрированное занятие также предполагает обязательное развитие творческой активности воспитанников. Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда проводятся в системе.
Один из важных принципов проектирования интегрированного занятия – определение соотношения знакомого и нового материала. Интегративный подход к педагогическому процессу позволяет в процессе обучения сформировать у дошкольников целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития.
Суть комплексного занятия
Ну что ж, с интегрированными уроками разобрались, теперь переходим к комплексным. Обычно они строятся на уже знакомом ученикам материале. За основу также берется некая общая тема, а разноплановая деятельность учеников строится вокруг нее. Например, теме весны может быть посвящено занятие «Приключения веселого Подснежника», «На весенней полянке» и т. д. Название можно придумать любое!
Конечно, предполагается, что детки уже знают, что подснежник – это весенний цветок, так что это будет уже, скорее, средняя, нежели младшая группа. Вот, что важно: входе этого занятия ребята не расширяют свои знания о свойствах этого цветка и не узнают о том, почему он появляется раньше, чем остальные. Подснежник является лишь главным действующим персонажем.
Вот как может быть организована деятельность воспитанников, объединённая общей темой:
- Речевое развитие учеников может проходить в форме занимательной беседы, в ходе которой педагог также будет демонстрировать картины художников, детские рисунки с изображением прихода весны. Этот же этап включает и познавательную деятельность.
- Далее, вместе с Подснежником на веселом паровозике, ребята могут отправиться на весеннюю полянку в лес (подвижная игра «Чух-чух» для физического развития).
- По дороге, повстречавшись с ручейком, они споют вместе с ним веселую песенку (музыкальное развитие).
- На полянке они будут собирать и считать подснежники (математическое развитие).
- В конце своего путешествия они сделают весеннюю аппликацию (художественное развитие).
Смена действий во время такого занятия обычно прослеживается очень четко. Это объясняется тем, что они направлены на развитие определенных навыков, а не на формирование целостных представлений о весне, как о сезонном изменении, в нашем случае.
Опять-таки, это лишь мой пример, возможно, вы можете рассказать о каких-то своих интересных занятиях? Оставляйте свои комментарии, буду рада поучиться у коллег!
Технология интегрированного обучения
Понятие интегрированного обучения включает в себя не только толерантное отношение, но и применение в образовании современных технологий. Ведь переход на такой тип прогрессивного обучения требует модернизировать всю школьную систему. А именно:
- привлекать необходимых специалистов, которые будут помогать учителям во время преподавания;
- использовать инновационные педагогические решения и идеи;
- адаптировать учебную программу с учётом особенностей всех детей в интегрированном классе;
- делать акцент на развитие творческих и познавательных способностей;
- активно вовлекать родителей в образовательный процесс.
При работе с особенными детьми учителю нужна помощь профильного специалиста
Рекомендация напоследок
Кстати, есть еще такое хорошее пособие под редакцией Н. Е. Вераксы с уроками для деток старшей группы: «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»». Книжка достаточно объемная, но это и хорошо, поскольку в ней можно найти полезные конспекты на целый учебный год!
Ну что ж, надеюсь, мне удалось более-менее понятно ответить на ваш вопрос, дорогие читатели! Если какие-то моменты я еще не осветила в своей статье, то, пожалуйста, напишите об этом в комментариях! Поделитесь своими ценными замечаниями по нашей теме!
Желаю вам удачно провести комплексное или итоговое интегрированное занятие в вашем ДОУ. Рекомендуйте статью коллегам и друзьям, а также обязательно оформляйте подписку на обновления, ведь еще очень много полезного и интересного ждет вас впереди.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Формы интегрированного обучения
По организации образовательного процесса различают четыре формы интегрированного обучения:
- посещение обычного класса общеобразовательной школы;
- посещение специального класса общеобразовательной школы;
- учёба в коррекционной школе с последующим переводом в общеобразовательную;
- полное или частичное включение в образовательный процесс во время профессионального обучения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.