Законодательство в сфере дошкольного образования и мониторинг
В 2013 году был принят закон «Об образовании». В документе подчеркивалась обязательность проведения мониторинга и размещения полученных данных в открытом доступе. Дано определение самой процедуры: систематическое наблюдение за сферой образования по разработанным критериям. К параметрам оценки были отнесены: динамика образовательных результатов и контингента, условия обучения, учебные достижения.
Дошкольное образование также должно было присоединиться к этому процессу. Однако введение федерального стандарта внесло некоторые коррективы. Процедура мониторинга дошкольного образования по ФГОС представлена несколько противоречиво. С одной стороны, отмечается, что целевые образовательные ориентиры не должны подвергаться прямой оценке. С другой, предусмотрена процедура педагогического мониторинга. В итоге объектами оценки оказались образовательный процесс и те условия, которые создает педагогический коллектив для достижения требований стандарта.
Кем проводится мониторинг?
Учитывая количество параметров мониторинга, круг вовлеченных в него лиц и организаций становится довольно обширным. В законе упоминается внешний и внутренний мониторинг. Первый осуществляют специальные организации по оценке качества образования, второй – сами образовательные учреждения, на основании критериев, утвержденных на федеральном уровне. Категории участников мониторинга в учреждении: руководитель, воспитатели, специалисты, педагоги-психологи, родители.
Уровни мониторинга: федеральный, региональный, локальный. Оценка может проводиться региональными учреждениями дополнительного профессионального образования. В рамках мониторинга дошкольного образования ИРО (институтом развития образования) предоставляются данные о доступности его услуг для населения. Результаты такого исследования находятся в свободном доступе.
Доступность и качество дошкольного образования
Выделено несколько параметров, по которым оценивается их уровень. Это состояние сети детских садов, степень выполнения программ развития дошкольного образования, охват детей, кадровый потенциал учреждений и т. д.
Ответственность за проведение анализа возложена на региональные органы исполнительной власти, но полномочия часто делегируются подведомственным учреждениям. Мониторинг дошкольного образования ИРО осуществляет с помощью автоматизированных информационных систем, данные размещаются на сайте учреждения. В статистике отражаются:
- количество дошкольных образовательных организаций;
- общее число детей дошкольного возраста по региону;
- количество детей, которым предоставлены услуги дошкольного образования (в том числе, по возрастным группам);
- количество детей, не охваченных услугами ДО;
- численность очередников;
- потребность населения в услугах ДО;
- информация о педагогических и иных работниках дошкольного образования.
Методическая разработка «Результаты мониторинга в старшей группе ДОУ»
Результаты мониторинга образовательного процесса на начало 2020-2021 учебного года в старшей группе «Акварельки».
(воспитатели Вильман Л.Г., Кирьянова Л.В.)
В старшей группе «Акварельки» был проведен мониторинг образовательного процесса с целью выявления уровней овладения необходимыми навыками и умениями дошкольниками по образовательным областям. Мониторинг проводился в октябре. В диагностики принимали участие 19 человек из 26; 7 человек не принимали участие в диагностическом исследовании.
1 человек (Васюкова Ева)-отсутствие по причине болезни.
3 человека (Кендысь Аделина, Дьяконов Виктор, Тагирова Ангелина)- отсутствие по причине родителей.
3 человека (Корлези Лоренцо, Ильина Вероника, Сорокина Ева)-период адаптации.
Уровень | Социально-коммуникативное развитие % | Познавательное развитие % | Речевое развитие % | Художественно-эстетическое развитие % | Физическое развитие % |
низкий | 22 % (4человека) | 27 %(5 человек) | 16 %( 3человека) | 32 % (6 человек) | 16 %(3 человека) |
средний | 36 % (7 человек) | 21 % ( 4 человека) | 21 % (4 человека) | 68% (13 человек) | 84% (16 человек) |
высокий | 42 %( 8 человек) | 52 % (10 человек) | 63 %( 12 человек) | 0 | 0 |
Общий балл по образ. области | 3.8-76 % | 3.8-76% | 3,86- 77% | 3.4-77% | 3,6-73% |
Диаграмма результата мониторинга образовательного процесса на начало 2020-2021 учебного года в старшей группе «Акварельки».
Вывод:
анализ результатов диагностики в начале учебного года показывает динамику развития детей по всем видам деятельности. В основном показатели реализации образовательной программы дошкольного образования находятся в пределах высокого и среднего уровней развития. Это означает, что
необходимо наметить план на дальнейшую перспективу и развитие каждого ребенка:
1. Продолжать вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по всем образовательным областям в течение учебного года.
2. В течение года продолжать развивать речевые и коммуникативные умения детей в организованной образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми на основе комплексного подхода.
3. Вести индивидуальные маршруты усвоения программного материала по проблемным областям.
4. Совместно с родителями, музыкальным руководителем устранить пробелы в образовательной деятельности детей.
5. Привлечь к совместной работе педагога-психолога.
6. Продолжить проводить индивидуальную работу с родителями.
Социально-коммуникативное развитие:
Основная часть воспитанников показали средний и высокий результат. Дети этого уровня имеют представление о том «что такое хорошо и что такое плохо». Стремятся выполнять нормы и правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе. Понимают важность нравственного поведения. Могут дать нравственную оценку своим и чужим поступкам, действиям. Все больше интересуются проблемами социального характера и обсуждают их. Задают соответствующие вопросы. Используют в общении развернутую речь. Проявляют потребность в сотрудничестве с другими детьми, умеют договариваться, но иногда прибегают к помощи педагога. Дети со средним уровнем определяют поведение правилами повседневной жизнедеятельности, действуя в привычных ситуациях. Моральные нормы формируют слишком обобщенно или слишком конкретно. Могут их нарушать в реальной ситуации, но позитивно реагируют на замечания педагога. Знают и выполняют правила культуры общения в совместной с взрослыми и сверстниками деятельности, могут их нарушать, иногда нуждаются в напоминании взрослого. Стремятся высказывать свои предложения, но они могут быть нереалистичны. В сложных ситуациях обращаются за помощью, но устраняются от решения проблемы, нуждаясь в руководстве воспитателя. Имеют общие представления об эмоциях и чувствах, самостоятельно затрудняются объяснить причины их возникновения. В игре осознают необходимость соблюдения правил и выполняют их, но нуждаются в помощи взрослого, могут нарушать их при преобладании своих собственных предпочтений и интересов.
Низкий уровень ЗУН показили 4 человека, что составило 22%.
Это прежде всего дети, которые умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал). Часто являются организаторами игры, способны принять игровую проблемную ситуацию, изменить собственное ролевое поведение, проявить уважительное отношение к сверстникам и взрослым. Частично видят свои ошибки и
исправляют их с помощью взрослого. Предполагаемая причина такого качества усвоения программного материала детьми по данному разделу: возрастные и индивидуальные особенности детей.
Рекомендации:
продолжать работу с детьми через использование дидактических игр по проблеме; заинтересовывать детей через игровые ситуации, чтением книг с проблемными ситуациями. Чаще использовать в работе с детьми дидактические игры. Необходимо уделять внимание обогащению сюжета игр, закреплению умения вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками. Проводить индивидуальные беседы с родителями, привлечь к работе педагога-психолога.
Познавательное развитие:
высоким уровнем обладают 10 воспитанников, что составляет 52 %.
Это достаточно высокий результат. Проявляют разнообразные познавательные интересы, при восприятии нового пытаются понять суть происходящего. Систематически применяют самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Определяют и сопоставляют свойства предметов и материалов, из которых изготовлены знакомые и малознакомые предметы. Классифицируют объекты по их свойствам, качествам и назначению. Проявляют исследовательское поведение, систематически стремятся самостоятельно получить новые знания об интересующем предмете. Знают свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии. Знают столицу России, могут назвать некоторые достопримечательности родного города.
со средним уровнем развития – 4 человека ( 21%)
.
Основной процент воспитанников со средним уровнем развития. Дети этого уровня принимают заинтересованное участие в экспериментировании, организованном взрослым. Стремятся экспериментировать сами, но нуждаются в помощи взрослого. В речи отражают ход и результат экспериментирования, задают вопросы. Испытывают затруднения в применении знаний и способов деятельности. Содержание игры недостаточно разнообразны. Имеют отдельные представления о своей жизнедеятельности. Выражают свои потребности в отдельных словах, жестах, позах. С помощью взрослого отражают свой практический опыт. Знают свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей. Иногда затрудняются назвать фамилию и профессию своих родителей. Знают столицу России, могут назвать некоторые достопримечательности родного города.
Низкий уровень ЗУН показали 5 воспитанников (27%). Эти дети
различают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, но не умеют сравнивать предметы по признакам, знают дни недели в правильной последовательности, но допускают ошибки в последовательности месяцев.
Рекомендации
: проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры. Необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, а так же использовать в работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Также рекомендовать родителям не пропускать ДОУ без уважительной причины.
Речевое развитие: Средний уровень 4 человека (21%).
Дети со среднем уровнем владеют некоторыми умениями и навыками в данной области, проявляют интерес к речевому развитию, а именно: поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения, согласие/несогласие, используют все части речи. Подбирают к существительному прилагательное, умеют подбирать синоним, определяют место звука в слове. Драматизируют небольшую сказку, читают по ролям стихотворение, рассматривают и анализируют иллюстрации детских книг, проявляют интерес к ним, с помощью взрослого пересказывают небольшие литературные произведения.
Воспитанники с высоким уровнем (12 человек-63%)
делают первые попытки в чтении. Дети этого уровня употребляют слова, обозначающие все части речи, их лексические средства разнообразны, используют синонимы, антонимы. При рассказывании по серии картинок соединяют все части в единое целое, композиция рассказов выдержана, относительно точно пересказывают литературные произведения. Отчетливо произносят звуки, речь отчетлива. Хорошо понимают прочитанное, развернуто отвечают на вопросы по содержанию. Пересказывают индивидуально и коллективно. Имеют предпочтения в литературных произведениях, называют некоторых писателей. Могут выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, могут выучить небольшое стихотворение. Драматизируют небольшие сказки, читают по ролям стихотворение. Выделяют первый звук в слове, сравнивают слова по длительности, подбирают слова с заданным звуком.
Дети с низким уровнем (16%)
испытывают затруднения по всем проверяемым параметрам, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации
: Необходимо продолжать уделять серьёзное внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей через индивидуальную работу, организованную деятельность. Учить детей внимательно слушать литературные произведения, употреблять в речи существительные с обобщающим значением (овощи, фрукты, животные и т. д., расширять знания о жанрах литературы, заучивать стихи, пословицы, поговорки). Проводить индивидуальную работу с родителями, рекомендовать совместную работу с педагогом-психологом.
Художественно-эстетическое развитие:
Высокий уровень в данной области не выявлен. Дети со среднем показателем ЗУН (68%)
умеют создавать образы разных предметов и игрушек, объединяя их в коллективную композицию; аккуратно наклеивают изображения предметов, состоящих из нескольких частей, закрашивать изображение, не выходя за контур. Не всегда способны конструировать по собственному замыслу. Иногда прибегают к помощи взрослого. Способны использовать простые схематические изображения для несложных задач. Ножницы держат правильно. Используют однотипные приемы вырезания. Дети с низким уровнем
(32%)
недостаточно владеют навыками декоративно-прикладного искусства, затрудняются различать жанры музыкальных произведений, не могут создавать индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания, в том числе по мотивам народно-прикладного творчества, правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Рекомендации
: Продолжать знакомить детей с видами изобразительного искусства, чаще использовать разные материалы и способы создания изображения, особое внимание уделить декоративно-прикладному искусству (элементы дымковской, филимоновской росписи). Учить правильно пользоваться ножницами, резать ими по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, плавно срезать и закруглять углы. Необходимо также продолжать вести индивидуальную работу с детьми.
Физическое развитие: В данной образовательной области преобладает средний уровень ЗУН у воспитанников (68%).
Знают о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, режима дня. Соблюдают элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности, но не всегда могут быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в шкафчике.
Дети с низким показателем (32%)
не умеют метать предметы правой и левой рукой в вертикальную и горизонтальную цели, отбивать и ловить мяч, перестраиваться в колонну по трое, четверо, равняться, размыкаться, выполнять повороты в колонне.
Рекомендации
: Необходимо также продолжать вести индивидуальную работу с детьми.
Функции мониторинга
Исследования такого рода проводятся для анализа профессиональной деятельности, позволяющего усовершенствовать педагогический процесс. Поэтому в требованиях к мониторингу дошкольного образования выделен ряд функций:
- Информационная. Возможность получить исчерпывающую информацию о качестве образовательного процесса в конкретном детском саду. В результате участники образовательных отношений (педагоги, органы управления, родители, представители общественности) вовлекаются в управление педагогическим процессом.
- Контрольная и диагностическая. Мониторинг – в первую очередь инструмент оценки качества обучения. Позволяет контролировать степень соответствия образовательного процесса необходимым параметрам.
- Рефлексивная. Обеспечивает обратную связь образовательного учреждения и заинтересованных категорий населения. Способствует налаживанию сотрудничества участников образовательных отношений.
- Интегративная. Позволяет объективно оценить образовательную ситуацию в городе (районе), увидеть полную картину, так как результаты мониторинга анализируются на внутреннем и внешнем уровнях.
- Прогностическая. Дает возможность определить векторы дальнейшего развития детского сада, внести необходимые поправки.
Что такое мониторинг?статья по теме
Консультация для воспитателей
МОНИТОРИНГ В ДЕТСКОМ САДУ
Что такое мониторинг?
Понятие «мониторинг» как способ научного исследования широко применяется в экологии, биологии, социологии, экономики, теории управления. С точки зрения экологии это «непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам», а с позиции социологии это «определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды».
В системе дошкольного образования «мониторинг» — относительно новое понятие, и поэтому следует уточнить его отношение с более устоявшимися – «педагогическая диагностика» и «контроль».
В рамках контроля как вида управленческой деятельности сравниваются запланированное и реальное состояние контролируемого объекта, например достижения детей в рамках освоения образовательной программы.
Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия.
Мониторинг предполагает:
постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
изучения объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
Каковы характеристики инструментария образовательного мониторинга в детском саду?
Определение направленности мониторинга следующим шагом предполагает разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга.
Под критерием понимается признак, на основании которого производиться оценка, определение и квалификация чего-либо; критерий – это мерило суждения, оценки.
В мониторинге к критериям предъявляет одно, но чрезвычайно важное требование – критерий должен позволять производить измерение. Некоторые критерии имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет.
Следующим шагом после выработки критериев мониторинга является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
Рассмотрим характеристики данных методов и особенности их использования.
К высокоформализированным методам относят тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность.
К малоформализованным методам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Следует иметь ввиду, что малоформализованные методики очень трудоемки; только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.
Каким образом должен быть организован мониторинг в детском саду?
Наиболее оптимальным режимом организации системы мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года), промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.
В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя
В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.
В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно – лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям.
Рекомендации по проведению основной первичной диагностики.
Для того чтобы провести педагогическую диагностику, необходимо определить ее цель. В соответствии с целью определяются критерии, по которым будет проводиться оценка результатов диагностики (идеальный результат), которые должны быть точными, однозначными, объективными.
Далее определяются методы педагогической диагностики. Выбор методов зависит от цели диагностирования. Вместе с тем педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика. Преимущественно следует использовать метод систематического включенного наблюдения.
Данный материал может помочь педагогу-практику провести основную первичную диагностику, на основе которой и будет спроектирована работа с детьми. Основная диагностика решает задачу выявления фактического состояния диагностируемого объекта, его специфических особенностей и тенденций развития (прогноз развития).
Основной метод проведения данной диагностики – метод включенного наблюдения, дополненный рядом других методов.
Для проведения основной первичной диагностики понадобятся:
отрывной блокнот небольшого формата на липкой основе;
карандаш или ручка для записи;
большой лист-экран (можно расчертить ватман), на котором воспитатель будет фиксировать листки с записями из блокнота;
описание того качества/качеств, которые будут диагностироваться (как идеальный вариант сопоставительной нормы);
критерии и показатели, по которым будет проводиться диагностика.
Лист экран следует разместить в таком месте группы, где он не будет заметен для посетителей (родителей, сотрудников ДОУ).
Описание диагностируемого качества (в нашем случае – примерная характеристика развития) нужно взять из научной и методической литературы, из образовательной программы. При этом характеристика должна отражать то, что уже может быть достигнуто ребенком. Так, если проводится диагностика развития детей старшей возрастной группы, то для основной первичной диагностики берется описание достижений для ребенка среднего дошкольного возраста.
Первичная диагностика проводится в сентябре, в период адаптации к детскому саду. В это время проявляются и проблемы, и позитивные моменты в развитии ребенка, поэтому становится легче понять, какие проявления, качества требуют поддержки, какие образовательные задачи актуальны для каждого ребенка группы.
Первый этап – предварительный, предположительный диагноз – требует преимущественного использования метода наблюдения. Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т.д.) дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить специфику развития и особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении этого этапа.
Определите цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.). Определение тематики наблюдения помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным.
Определите 3 – 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения. За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя.
Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.
Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т.д.). При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта. Сравните, например, две записи : «Сережа пытался взять машинку, с которой играл в тот момент Олег» и «Сережа затеял драку с Олегом, чтобы отобрать машинку». Во втором варианте явно проглядывает оценка ребенка, причем не позитивная. Это чрезмерно эмоциональное отношение может снизить объективность выводов.
При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы.
Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску («Это плохо, а это хорошо»). Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация. Их не питателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.
Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т.п. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует на листках для записи и прикрепляет их на диагностический экран. Лучше делать это незаметно для детей. Можно использовать также различные схемы и формы наблюдения.
Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель. Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сад.
Результатом первого этапа (который длится около двух недель) будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, проводится второй этап диагностики.
Второй этап – уточняющий диагноз – опирается на дополнительные методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и родителей, небольшие экспериментальные задания и простые тесты
Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми группы и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его. Второй этап занимает одну-две недели.
Третий этап – окончательный диагноз – заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией. Преимущественно используется метод экспериментальных оценок. На этом этапе все педагоги, которые взаимодействуют с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате диагностики информацию.
Результатом совместного обсуждения будет заполненная диагностическая карта
По результатам педагогической диагностики проводится проектирование педагогического процесса.
Основные принципы
Как и любая стандартизированная система, мониторинг качества дошкольного образования строится по определенным правилами.
Ключевые принципы мониторинга:
- наличие ряда нормативных правил и социальных запросов (законодательная база, научные исследования, требования родителей учащихся, представления педагогов);
- конкретность целей проведения (на их основе выстраивается весь процесс и оцениваются результаты);
- повторяемость (анализ по конкретным позициям в четко уставленное время);
- количество диагностик должно быть достаточным для составления полной картины образовательного процесса, но не избыточным;
- прогнозируемость (сведения, полученные в ходе мониторинга, позволяют оценить перспективы дальнейшей работы);
- педагоги в ходе мониторинга действуют согласованно, опираясь на единые критерии;
- коллегиальность при анализе результатов (не менее двух экспертов).
Мониторинг ФГОС ДО
Мониторинг ФГОС ДО – внутрирегиональная инвариантная периодическая процедура оценки качества дошкольного образования, ежегодно проводимая в форме сбора информации посредством модуля «Мониторинг ФГОС дошкольного образования» информационной системы мониторинга качества условий реализации основных и адаптированных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в образовательных организациях Челябинской области (далее – «Мониторинг ФГОС ДО» ИС «Мониторинг ФГОС»).
Целью функционирования модуля «Мониторинг ФГОС ДО» ИС «Мониторинг ФГОС» является информационно-технологическое обеспечение оценки качества выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и других нормативных требований к качеству дошкольного образования в образовательных организациях Челябинской области, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также оценки деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по полномочиям дошкольного образования.
По результатам мониторинга качества дошкольного образования на основании полученных ежегодных автоматизированных отчетов в системе образования Челябинской области формируется и накапливается объективная информация о состоянии и динамике качества дошкольного образования по всем исследуемым объектам оценки:
- Оценка качества образовательных программ дошкольного образования, включая адаптированные.
- Оценка качества содержания образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
- Оценка качества образовательных условий в дошкольной образовательной организации.
- Оценка качества взаимодействия с семьей в дошкольной образовательной организации.
- Оценка качества обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу в дошкольной образовательной организации.
- Оценка качества управления дошкольной образовательной организацией.
Полученная в ходе мониторинга качества дошкольного образования информация является необходимой и достаточной для анализа и принятия эффективных управленческих решений в рамках региональной (муниципальной, институциональной) системы оценки качества дошкольного образования.
«Нормативные документы»
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.05.2021 г. № 01/1498 «Об утверждении методики мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области»
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 17.06.2021 г. № 01/1654 «О проведении мониторинга качества дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Челябинской области в 2021 году»
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 15.06.2021 г. № 01/1641 «О вводе в эксплуатацию модуля «Мониторинг ФГОС дошкольного образования» информационной системы «Мониторинг ФГОС»
«Методические материалы»
- Инструкция по работе в модуле «Мониторинг ФГОС ДО» информационной системы «Мониторинг ФГОС»
Что именно оценивается?
Основная задача мониторинга – повышение качества дошкольного образования, дальнейшее развитие. Работа детского сада включает целый ряд направлений, поэтому система оценки многоаспектна. Мониторинг системы дошкольного образования в первую очередь включает в себя анализ:
- процесса образования и развития;
- условий, в которых этот процесс происходит;
- итоговых образовательных результатов.
Также выделяют несколько дополнительных направлений оценки:
- Мониторинг системы управления (удовлетворение потребностей в образовательных услугах, ассортимент форм дошкольного образования, техническое оснащение помещений, безопасность, социальное партнерство).
- Анализ взаимодействия детского сада и семьи.
- Мониторинг кадровой работы (повышение профессиональной квалификации, внедрение новых педагогических технологий).
- Оценка дополнительных платных услуг.
Методическая работа на основе диагностики
Чтобы оптимизировать управление ДОУ, необходимо повышать эффективность методической работы с педагогами. Когда данный вид работы основан на диагностике, то появляется возможность оптимизировать педагогический процесс, поскольку такая основа предполагает детальное изучение потребностей и детей, и родителей, возможностей каждого воспитателя и всего коллектива, а это позволяет определить самый эффективный комплекс форм, приемов и методов методической работы, которые повышают педагогическое мастерство, профессиональную квалификацию, стимулируют творчество педагогов.
Низкий уровень качества образования может иметь несколько причин: недочеты в подготовке воспитателей, отсутствие взаимодействия с родителями, устаревшая программа образования, методики и технологии работы с детьми, или бессистемный набор новаций, и т.д. Главным направлением
методической работы является выявление этих причин, консультации и конкретные рекомендации воспитателям, разработка плана реализации повышения качества образовательных услуг ДОУ.
Изучая педагогическую деятельность воспитателя, необходимо оценить его умения организовать и проводить разные виды деятельности детей (трудовую, игровую, художественную и театральную), умения развивать речь, качества и умения для общения с дошкольниками.
Повышению квалификации
воспитателей способствует информация о научно-теоретических знаниях. Воспитатель должен понимать, что диагностика педагога это теоретический фундамент для реализации практической деятельности. Диагностика развития дошкольников должна подвергаться корректировки методиста, а воспитатель должен иметь представления о диагностике педагогического процесса. Творчество и свобода воспитателей должна как поощряться, так и корректироваться.
Современные воспитатели должны овладеть методами психологической и педагогической диагностики развития, изучения педагогической культуры родителей, самодиагностики своей профессиональной и психологической деятельности; умениями оценить условия, в которых пребывают дошкольники.
Качество образовательного процесса
Под оценкой качества в первую очередь подразумевается мониторинг основных образовательных программ дошкольного образования, их содержания и динамики освоения обучающимися. В стандарте определены 5 основных областей детского развития (художественно-эстетическое, физическое, коммуникативное, познавательное, речевое). В ходе мониторинга анализируются формы и приемы, используемые педагогами в каждой из областей, достижения и проблемы детей. Сделанные выводы учитываются при планировании дальнейшей развивающей работы.
Мониторинг образовательного процесса проводится воспитателями, педагогами-специалистами (каждый оценивает успешность освоения детьми своего раздела программы). Периодичность анализа определяется планом работы: в начале и в конце изучения темы или реализации проекта. Методики выбираются, исходя из основных задач (диагностические ситуации в форме игры, составление портфолио работ ребенка и т.д.). В случае выявления проблем – составляется план коррекции.
Мониторинг образовательного процесса в ДОУ
Развитие ребенка в дошкольный период — это сложный и многогранный процесс. Каждый день ребенок открывает перед собой новые границы окружающего мира. Огромная жажда познания заставляет ребенка всем интересоваться и во всем принимать активное участие, пропуская через себя — давать свою оценку понятого, изобретать, творить, а главное развиваться дальше, поднимаясь каждый день на новую ступень развития.
Мониторинг — производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение.
Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития. Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.
Основной целью мониторинга является изучение процесса достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у обучающихся интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.
Академик А. Г. Асмолов пишет: «Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально — через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине».
В законе «Об образовании» (от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.)) была внесена норма, запрещающая любые формы аттестации дошкольников. Но с помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно фиксировать уровень развития ребенка, чтоб педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ними работать дальше.
В Стандарте дошкольного образования («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155) речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов, освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ осуществляется, как правило, два раза в год (август — май). Он обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, характеризуется сбалансированностью методов, которые предупреждают переутомление обучающихся и не нарушать ход образовательного процесса.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок.
По итогам мониторинга на каждого обучающегося составляется карта индивидуального образовательного маршрута, где определяются цели и задачи образовательной работы по формированию тех интегративных качеств личности, а также умений и навыков по тем разделам основной образовательной программы ДОУ, по которым были выявлены наиболее низкие показатели. Например, в соответствии с низкими показателями по интегративному качеству «Овладевший способами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», а также в зависимости от поведения ребенка указывается следующее: «Затрудняется изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации, реагирует агрессивно при возникающих конфликтах, не умеет договариваться со сверстниками, отрицательно относится к замечаниям взрослого» и т. п.
Способы осуществления мониторинга разнообразны:
— Наблюдение
— Обследование детей
— Анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом
— Сбор информации в Банк данных о педагогах детского сада
— Анкетирование родителей
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.
Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.
Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности — учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.
В течение учебного года важно проводить индивидуальную работу с детьми, пополнять учебно-методическую базу ДОУ, пополнять предметно — развивающую среду в группе, проводить закаливающие мероприятия, а так же активно работать с родителями.
Благодаря всему этому повышается уровень освоения программы детьми к концу года.
Для повышения уровня освоения программы детьми по ознакомлению с окружающим миром необходимо использовать беседы, наглядные пособия, дидактические игры, например такие как: «Собери растения», «Времена года», «Профессии», «Дикие — домашние животные», «Грибы, ягоды» и др. Настольно — печатные игры, например такие как «Профессии» (лото), «Животный мир» (лото), «Транспорт» (лото) и пр.
В художественном творчестве нужно широко применять наглядные пособия, игрушки, раскраски.
По социально-личностному развитию в течение года необходимо использовать в работе с детьми беседы, например такие как: «Один дома», «Улица полна неожиданностей», «Осторожно, дорога», «Кто твой друг», «Старость надо уважать» и др. Широко применять в работе подвижные игры, такие как: «Трамвай», «Найди свой цвет», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Подбери знак», «Говорящие знаки», и т. д.
После проведения мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результаты обсуждаются на педагогическом совете. Педагогический совет формирует список детей, показавших низкий результат усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории.
Воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).
Педагогами дошкольного образовательного учреждения разрабатывается бланк индивидуального образовательного маршрута.
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально — личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Образовательный маршрут включает основные направления:
— организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
— развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
— формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно — практической, игровой, продуктивных видов — лепки, аппликации, рисования);
— развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
— механизма, речевых функций;
— формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Современный специалист, практически в любой сфере деятельности должен уметь проектировать и создавать хотя бы не сложные базы данных. Это поможет автоматизировать и ускорить процесс решения многих рутинных задач. Обязательным требованием к построению системы мониторинга в ДОУ является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению обучающихся и не нарушать ход образовательного процесса. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Литература:
1. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 2012. — 320 с.
2. Малофеев Н. Н. Из истории интегрированного обучения: как все начиналось // Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: материалы междунар. науч.-практ. конф.,сент.2011 г./отв. ред. Е. И. Михайлова, д.п.н..: редкол.: А. А. Григорьева, д. п. н., и др.]. — Якутск: Офсет, 2011. — 276 с. — с. 31.
3. Пильдес, М. Б. Система работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования: образовательная программа школы / М. Б. Пильдес, Е. Д. Тенютина. — Волгоград: Учитель, 2010. — 211 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5. Соколков, Е. А. Проблемно-модульное обучение: учебное пособие / Е. А. Соколков. — Москва: Вузовский учеб., 2012. — 390 с.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
7. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — Москва: Академия, 2010. — 252 с.
Мониторинг психолого-педагогических условий
Успех освоения основной программы во многом зависит от той атмосферы, в которой ребенок оказывается, придя в детский сад. В стандарте указаны критерии диагностики и мониторинга в дошкольном образовании, касающиеся условий организации процесса обучения и развития.
Кадровые условия дошкольного учреждения оцениваются заместителем заведующего или методистом. Их задача – собрать информацию о специалистах, воспитателях, прочих сотрудниках, используя форму учетных карт и портфолио.
Психолого-педагогические условия анализируются администрацией и педагогами детского сада. Оценивается эмоциональная атмосфера в группах, уровень профессиональной компетентности сотрудников. Методисты используют для этого методы оперативного контроля, воспитатели – взаимную оценку, самоанализ, беседы с детьми, анкетирование родителей.
Система мониторинга в ДОУстатья на тему
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА В ДОУ
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей дошкольного образования становится обеспечение развития интегративных качеств как основы для универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы дошкольного образования является формирование интегративных качеств, обеспечивающих детям в дальнейшем успешное развитие умений учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения детьми социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУНы) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих детей.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ООП ДО) призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения данной программы и динамики развития детей.
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.
Так, в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» указывается, что система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижения детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга». Здесь же указывается, что периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса.
Что же такое МОНИТОРИНГ?
Мониторинг — представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, позволяющих эффективно прогнозировать пути ее дальнейшего развития и самосовершенствования.
(Мониторинг — систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики.)
Мониторинг — специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Мониторинг — непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.)
Основой для организации системы мониторинга в ДОУ являются следующие документы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»);
2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации органам исполнительной власти субъектам Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21.10.2010 № 03-248 (методические рекомендации).
3. Основная общеобразовательная программа (ООП ДО) учреждения.
Основная задача мониторинга:- определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг должен соответствовать следующим принципам:
- Научности (учет закономерностей развития ребенка, использование научно-обоснованных методов и форм мониторинга)
- Непрерывности и цикличности (постоянная оценка достижения детьми планируемых результатов освоения ООП, периодичность проведения)
- Гуманизации (уважение к личности ребенка, его интересам, правам)
- Коллегиальности (задействованность в проведении и обсуждении результатов мониторинга всех педагогов и других специалистов ДОУ)
Согласна п.2 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» дошкольное образовательное учреждение несет ответственность за реализацию образовательных программ, за качество образования своих выпускников. Содержание и набор методик мониторинга определяется видовой принадлежностью ДОУ, а значит, наличием (или отсутствием) в штате учреждения определенных специалистов.
В проведении мониторинга участвуют:
— воспитатели, работающие с данной группой детей; музыкальный руководитель
— специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед)
— медицинский работник (старшая медицинская сестра)
Мониторинг детского развития проводится два раза в год:
— октябрь
— апрель
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения, степень готовности ребенка к школьному обучению путем сочетания низко формализованных и высоко формализованных методов, обеспечивающих объективность и достаточность получаемых данных.
Методы осуществления мониторинга: Низко формализованные методы (применяемые воспитателями):
- Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта (дает возможность увидеть общую картину эмоционально — психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности (игра, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т.д.), выявить особенности поведения каждого ребенка, особенности взаимодействия со сверстниками и взрослыми)
- Беседа — вопросно-ответный метод организации и осуществления процесса
- Экспертная оценка — комплекс процедур, направленных на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений (Обследование детей специальными методами (поручения, д/игры, задания и др.), позволяющими выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, особенности речевого и интеллектуального или физического развития, креативности и творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности и т.д. Эти методы проводятся выборочно, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества)
- Анкетирование родителей и др.
Высоко формализованные методы (применяемые специалистами ДОУ):
- Критериально-ориентированные методики нетестового типа (предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений)
- Критериально-ориентированные тестирования
- Скрининг-тесты (простой диагностический тест, применяющийся для исследования большого количества респондентов с целью выявления лиц с высокой вероятностью наличия у них какого-либо качества)
- Специальные педагогические пробы (разнообразные методики, тесты, другие диагностические методы)
Организация мониторинга в детском саду
Организация мониторинга предполагает отслеживание промежуточных и итоговых результатов освоения программы.
Сформированные интегративные качества ребёнка – итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. На протяжении всего дошкольного детства происходят их изменения, которые отражают возрастные и индивидуальные особенности детей и соответствие им деятельности педагога по реализации образовательных целей Программы.
В каждом периоде дошкольного возраста формирующееся интегративное качество как совокупность признаков и свойств имеет свою специфику. На протяжении всего периода освоения Программы (от 3 до 7 лет) формируются его отдельные составляющие – промежуточные результаты.
Промежуточные результаты.
Мониторинг промежуточных результатов освоения программы осуществляется в конце каждого психологического возраста, и по его результатам можно делать выводы об успешности решения программных образовательных задач.
В начале учебного года проводится основная первичная диагностика: определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами – специалистами определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.
Промежуточная диагностика может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно – лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики воспитатель другие специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.
В конце учебного года проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (например — для старшей группы – характеристика достижений ребенка 6 лет).
Рекомендации по проведению основной первичной диагностики
Для того чтобы провести педагогическую диагностику, необходимо определить ее цель. В соответствии с целью определяются критерии, по которым будет проводиться оценка результатов диагностики, которые должны быть точными, однозначными, объективными.
Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс – диагностика. Преимущественно следует использовать метод систематического включенного наблюдения, дополненный рядом других методов.
Описание диагностируемого качества нужно взять из научной и методической литературы, из образовательной программы. При этом характеристика должна отражать то, что уже может быть достигнуто ребенком. Так, если проводится диагностика развития детей старшей возрастной группы, то для основной первичной диагностики берется описание достижений для ребенка среднего дошкольного возраста. Следует помнить, что идеальная норма – лишь ориентир в образовательной работе. Она помогает определить направления развития ребенка, выделять его достижения или возможные проблемы. Она не используется для дифференцирования детей на группы низкого или высокого уровня развития.
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении этого этапа:
- Определить цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.). Определение тематики наблюдения помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незаметным.
- Определить 3 – 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, так как наблюдать за всеми детьми группы практический невозможно. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения.
- Выберите ситуации наблюдения, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.
- Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках, технологических картах и т.д.).
При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы:
- Результаты диагностики не должны получать во мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску («Это плохо, а это хорошо»).
- Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация.
- Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т. п. Лучше делать это незаметно для детей.
- Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада. Важно собрать информацию о склонностях общения и познания. Надо не только фиксировать какой – либо факт, но и попытаться понять его причины (проанализировать).
При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.
— Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы.
— Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, работающими с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | |||||||||||
Группа детского сада | |||||||||||
Дата проведения мониторинга | |||||||||||
Имя, фамилия ребенка | Уровень овладения необходимыми навыками и умениями | ||||||||||
Здоровье | Физическая культура | Социализация | Труд | Безопасность | Познание | Коммуникация | Чтение худ. литературы | Художественное творчество | Музыка | Итоговый результат | |
Оценка уровня развития:
3 балла — Высокий уровень развития
2 балла — Средний уровень развития
1 балл — Низкий уровень развития
Мониторинг детского развития
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.
Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.
Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности—эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.
МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ | |||||||||
Группа детского сада | |||||||||
Дата проведения мониторинга | |||||||||
Имя, фамилия ребенка | Уровень развития интегративных качеств | ||||||||
Физическое развитие | Любознательность активность | Эмоциональность, отзывчивость | Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми | Способность управлять своим поведением и планировать действия | Способность решать интеллектуальные и личностные задачи | Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | Овладение предпосылками учебной деятельности | Итоговый результат | |
Оценка уровня развития:
3 балла — Высокий уровень развития,
2 балла — Средний уровень развития,
1 балл — Низкий уровень развития
На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.
Оценка развивающей и материальной среды
Современный образовательный процесс невозможен при отсутствии необходимых технических средств. В ходе мониторинга дошкольного образования этому уделяется отдельное внимание.
Финансовые возможности учреждения оценивает руководитель. Учитываются поступающие средства, потребности и расходы. Мониторинг ведется постоянно в течение года.
Материально-технические условия анализируют заместители заведующего или старшие воспитатели. Оценивается их соответствие заданным нормативам, выявляются потребности в приобретении нового оборудования.
Мониторинг предметно-развивающей среды проводится всем педагогическим составом. Учитываются особенности развивающей среды в группах, прилегающей территории. Методы: самоконтроль, смотры-конкурсы, взаимоконтроль, анкетирование. По итогам составляются аналитические справки.
Педагогическое наблюдение
Стандарт разрешает оценку индивидуального развития ребенка. Проводится она с помощью педагогического мониторинга в дошкольном образовании. При этом оцениваются в первую очередь действия воспитателей. В каждом учреждении существует собственная система педагогической диагностики, позволяющая выстроить процесс индивидуального сопровождения дошкольника. Частота проведения определяется программой. Полученные данные используются в работе и не подлежат проверке контрольных органов.
Используя рекомендованные методы, воспитатель определяет потребности, интересы, предпочтения детей. Это дает возможность скорректировать собственные педагогические действия. Различают непосредственное наблюдение (самим педагогом), косвенное (другими лицами), включенное (воспитатель участвует в действии), открытое (дети знают о нем) и закрытое.
Презентация «Педагогический мониторинг в дошкольной организации»
Петрова Татьяна
Презентация «Педагогический мониторинг в дошкольной организации»
Мониторинг
• Понятие «мониторинг»
является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения.
• Педагогический мониторинг — это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.
Образовательный мониторинг
• направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы,
• на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы,
• на оценку образовательных условий (в соответствии с ФГОС ДО)
.
• Общая цель мониторинга – оценка качества образовательного процесса детского сада,
• предмет мониторинга – образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей.
• Смысл проведения мониторинга – совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для развития образовательной организации в частности и системы дошкольного образования в целом.
Мониторинг осуществляется
• в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.
• в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах.
• Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом.
• Подводить мониторинг предлагается в начале (октябрь)
и конце учебного года
(апрель – май)
.
Педагогическая диагностика
• Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей воспитанников, уровня их развития в определенном направлении
•Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Проведение педагогической диагностики (мониторинга)
индивидуального развития детей предусматривается также авторами примерных основных образовательных программ
дошкольного образования.В частности в программе:
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
(под ред. Вераксы Н. Е.)
Оценка индивидуального развития детей
Результаты используются только для:
• оптимизации образовательной работы с группой дошкольников
• для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
• Родители (законные представители)
воспитанников ИМЕЮТ ПРАВО знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических,
психолого-педагогических, давать согласие или отказаться на проведение таких обследований или участие в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.
Методы проведения мониторинга
• Низкоорганизованные
o Наблюдения
o Беседы
o Анализ продуктов детской деятельности
(проводят воспитатели, в обычной обстановке)
Периодичность проведения мониторинга определяется самим образовательным учреждением и прописывается в положении о внутреннем мониторинге, там же определены цели и задачи, направления, инструментарий и методы.
Форма проведения мониторинга
преимущественно представляет собой:
• наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении,
• анализ продуктов детской деятельности
• специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг позволяет оценить организацию образовательного процесса в группе и в целом в детском саду.
Результаты педагогической диагностики доводятся до сведения родителей с целью выработки единой общей стратегии преодоления обнаруженных проблем
Мониторинг освоения детьми программы дошкольного образования
Достижение образовательных результатов – самый тонкий момент в системе оценки. Мониторинг дошкольного образования в этой области определяет уровень организации образовательной деятельности, достижения и недочеты в работе педагогического коллектива. Планируется и проводится заведующим детским садом при участии всех сотрудников.
В процессе используются авторские методики или разрабатываются собственные критерии, инструменты оценки, сравнительные шкалы. Может потребоваться обучение сотрудников методикам оценивания. Время проведения – 2-4 недели. По итогам оформляются диагностические листы и аналитические справки, доступные для изучения.
Мнение родителей
Важным показателем качества образовательного процесса в детском саду остается мнение семей воспитанников, их удовлетворенность предоставляемыми услугами. Поэтому традиционная форма мониторинга дошкольного образования – проведение опросов, анкетирования, позволяющих оценить позицию родителей. Их результаты используются при планировании работы с семьями воспитанников. В большинстве случаев такие опросы анонимны.
Родителям предлагается оценить работу детского сада по следующим критериям:
- уровень квалификации педагогов;
- материальное оснащение учреждения;
- динамика развития ребенка;
- безопасность жизни и здоровья;
- обратная связь и формы взаимодействия сотрудников и родителей;
- наличие игровых материалов и оборудования;
- оснащенность прилегающего участка;
- методическое обеспечение образовательного процесса.