Оздоровление детей в условиях ДОУ (из опыта работы)

Укреплять и беречь здоровье с первых дней жизни ребенка – задача каждого родителя. И, как только малыш подрастает и начинает посещать детский сад, частично эту задачу берут на себя воспитатели. Обязанность любого дошкольного учреждения – заботиться о физическом и психологическом благополучии воспитанников. Охрана здоровья детей в ДОУ

подразумевает регулярное проведение закаливающих, развивающих и профилактических мероприятий. Кроме того, особое внимание уделяется построению и соблюдению рационального режима дня, качественному питанию и двигательной активности каждого ребенка.

Укрепление здоровья детей в ДОУ

невозможно без целого ряда физических упражнений. Утренняя гимнастика, развивающие занятия, игры и соревнования, упражнения на профилактику и коррекцию нарушений осанки и плоскостопия, прогулки, занятия с использованием спортивных снарядов на свежем воздухе и т.д. Эти мероприятия укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают кровообращение и дыхание, способствуют нормализации пищеварения и обмена веществ, укреплению иммунитета, особенно в периоды с высоким риском заболеваемости.

Методы оздоровления детей в ДОУ также фокусируются на развитии позитивных эмоций у воспитанников. Физкультурные и спортивные занятия не ставят своей целью отточить технику выполнения упражнений. Они нацелены на развитие интереса к спорту и двигательной активности, способствуют появлению положительных эмоций и укреплению контакта детей с воспитателями, учат малышей ощущать свое тело и свободно двигаться.

Наконец,сохранение здоровья в ДОУ невозможно без закаливающих процедур. Методики закаливания изменяются в течение года, в зависимости от погодных условий и ситуации с распространений сезонных заболеваний (грипп, ОРВИ и др.). Также тип закаливающей процедуры и ее интенсивность может меняться от воспитанника к воспитаннику. Здесь важен индивидуальный подход, принимающий во внимание состояние здоровья каждого малыша, особенности его характера, телосложения и иммунитета. Чтобы закаливание не навредило, а принесло пользу, все эти параметры должны быть учтены.

Далее рассмотрим различные виды оздоровительных мероприятий и их особенности.

Физкультурные занятия

Оздоровление ребенка в ДОУ

обязательно включает в себя физические упражнения. Те или иные виды упражнений подбираются воспитателем по физической работе с учетом возраста детей.

Так, в младших группах основная цель занятий заключается в том, чтобы научить малышей ориентироваться в пространстве, работать с простыми спортивными снарядами и инвентарем. В средних группах занятия уже больше фокусируются на развитии физических качеств – силы, выносливости, ловкости. В старших – прививают потребность в активном движении, учат самостоятельности, организованности и групповой работе.

Любое физкультурное занятие должно, в первую очередь, доставлять ребенку радость. Поэтому правильные методы оздоровления детей в детском саду всегда разнообразны. Это не только традиционные гимнастические и спортивные упражнения, но и подвижные игры различной интенсивности, ритмические занятия, состязания и эстафеты, сюжетно-игровые упражнения и многое другое.

«Оздоровление детей в условиях детского сада»

МБОУ Кикинская МООШ муниципального образования « Темкинский район» Смоленской области.

Консультация для родителей работы по теме: «Оздоровление детей в условиях детского сада»

воспитатель Реснянская В.В.

Пояснительная записка

Понятие « здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй , наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровья – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Е.Торохова)

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

В последние десятилетия не только в России, но и во всем мире существует тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Наблюдаемая воспитателями заболеваемость детей, имеющая тенденцию к увеличению, а также использование педагогами занятий, связанных с длительным нахождением ребенка в статичном положении, привели нас к поискам новых форм и методов оздоровительной работы в ДОУ.

Одной из главных задач дошкольной организации является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.

Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Именно для того, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа , как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Для позитивного выполнения данной цели я поставила следующие задачи

:

  1. Создание условий для благотворного физического развития детей;
  2. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
  3. Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
  4. Удовлетворение природной потребности детей в движении;
  5. Формирование разумного отношения к своему здоровью;
  6. Активизация познавательных интересов;
  7. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
  8. Развитие индивидуальности ребенка (не запрограммированность, а содействие развитию личности).
  9. Обеспечить чувство психологической защищенности, доверие ребенка к миру; радости существования (психологическое здоровье);

В группах созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей.

Построение здоровьесберегающего пространства немыслимо без реализации такого важного принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям..

В двигательный центр подобраны такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые соответствуют требованиям гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей. Один из путей повышения подвижности детей самостоятельной деятельности это различные способы использования сюжета в оформлении и пособиях. Используем сюжетные подвижные игры с масками – шапочками. Игра как ведущий вид деятельности детей для нас остается приоритетом и в опросе организации двигательной среды.

Оборудование предназначается для развития разных движений различных групп мышц.

Часто (после активной двигательной деятельности и перед прогулкой) используем минутки покоя

:

— посидим в тишине;

— ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

— помечтаем под эту прекрасную музыку (релаксация).

В своей работе используем элементы закаливания и коррегирующей гимнастики.

Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учетом требований ФГОС, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Пространство группы мы разделили на отдельные подпространства, они представляют собой многообразие различных развивающих сред в одном и том же помещении группы. ребенку, чем можно в них заняться, они созданы с целью представления каждому ребенку – дать возможность сосредоточиться на своей деятельности, пережить эмоциональное состояние и служат основой для реализации программного материала. Планировка и оборудование в нашей группе периодически меняется в течении года, вслед, за изменениями индивидуальных интересов детей и уровня развития каждого ребенка. Организация помещения рассматриваем как весьма важное средство обучения воспитания, которое эффективно только тогда, когда оно точно соответствует особенностям детей, их интересам в данный момент.

Все имеющиеся в группе игрушки и материалы находятся в распоряжении детей. Любой ребенок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать для реализации собственных идей и планов. Детям в группе комфортно и интересно.

Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно (фантазировать, экспериментировать, творить), искать необыкновенное в обыкновенном, изучать и познавать окружающий мир в разнообразной деятельности.

Самостоятельно использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности, за их использование и хранение; дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудование: убрать на место и бережно к ним относится.

В групповой комнате оборудованы уголки уединения. Каждый ребенок может найти в группе свой «личный» уголок (свое любимое место), свою территорию.

Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • Солнечные и воздушные ванны;
  • Водные процедуры;
  • Фитотерапия;
  • Витаминотерапия;
  • Закаливание

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее четырех часов. И мы в своей работе с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе.

Мы, знаем что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма, поэтому в своей работе обращаем внимание на:

  • Личную гигиену (с использованием худ. cлова);
  • Проветривание;
  • Влажную уборку;
  • Режим питания;
  • Правильное мытье рук;
  • Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
  • Полоскание ротовой полости после еды;
  • Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

При создании предметно – пространственной среды учитываем, что воздействие на ребенка заключается в востребованности детского опыта, приобретаемого в процессе образовательной деятельности.

В образовательной деятельности даем понятия об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своем здоровье.

В беседах «Для чего мы чистим зубы», «Гигиена приема пищи» — дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. Знакомим детей с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как можно лечиться этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы. Оформили альбом «Мир вокруг нас» и собрали гербарий.

Рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за ними. Объясняем им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения очищают воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Дети узнают, какие растения дают оздоравляющий эффект – это фикус, герань, хлорофитум.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка, родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры.

Соответственно, для родителей оформляем в « Уголке здоровья» рекомендации, советы:

  • Предлагаем папки – передвижки;
  • Рекомендуем ходить с детьми в походы, на экскурсии;
  • Проводим анкетирование.

Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать и приобщить к здоровому образу жизни детей. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровья детей.

Созданные условия позволили нам обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы в группе.

Предметно – пространственная среда способствует:

  1. Обогащению социального опыта и приобретению качеств необходимых для жизни;
  2. Воспитанию и развитию ребенка в коллективе;
  3. Развитию опорно – двигательного аппарата;
  4. Развитию у детей организованности, инициативности;
  5. Умению поддерживать, дружеские взаимоотношения со сверстниками;
  6. Самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр;
  7. Наполняемости нравственно – эстетическими ценностями;
  8. Развитию психофизических качеств: быстроты, выносливости; гибкости, ловкости.
  9. Формирование личности;

Предметно – развивающая среда – это мощный обогащающий фактор детского развития.

Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Система физкультурно-оздоровительной работы определяется в соответствии с уровнем здоровья, развития и двигательной подготовленности детей. Своей главной задачей я считаю – не только дать знания детям, а главное воспитать у них желание быть здоровыми и научит умению, при необходимости помогать себе и другим детям.

В своей работе я использую следующие методики оздоровления:

Методики, направленные на развитие органов дыхания

Методика дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

направлена на лечение и восстановление голоса. Суть методики — в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.

Методики, направленные на повышение резистентности организма

Массаж пальцев

. По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.

Методики, направленные на коррекцию зрения

Метод коррекции зрения В.Ф. Базарного

заключается в том, что для периодической активизации зрительной координации используются схемы зрительно-двигательных проекций (тренажеры для коррекции зрения).

Методики, направленные на профилактику ОРЗ

Самомассаж биологически активных зон

(по А.А. Уманской) рекомендуется педиатрами при реабилитации ослабленных и часто болеющих детей. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон).

Аэрофитотерапия

(по Ю.В. Акимову и И.Ф. Остапчук) основана на использовании фитонцидов эфиромасличных растений, обладающих биологической активностью и способностью проникать через органы дыхания в организм человека и оказывать на него целительное действие .

Закаливание водой, воздухом и солнцем

— один из общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ.

Методики, направленные на развитие речевого аппарата

Пальчиковые игры.

По мнению И. Канта «рука является вышедшим наружу головным мозгом». Человек — это универсальное «мыслящее тело», пример этой универсальности — движущая рука человека. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение. Учеными доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Выполнение кинезиологических упражнений каждой рукой способствуют формированию речевых областей в обоих полушариях мозга.

Логоритмика —

комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации всех видов внимания и памяти.

Методы, направленные на коррекцию психического состояния

Психогимнастика

— невербальный метод групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной и эмоционально-личностной).
Психогимнастические этюды
М.И. Чистяковой, адаптированные к дошкольному возрасту, направлены на развитие воображения, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности, гармонизацию отношений с другими людьми, выработке уверенности в себе посредством игровых вариантов психотерапии.

Коммуникативные игры

(по К. Орфу, В.А. Жилину, Т.Э. Тютюнниковой и Е.В. Рыбак) способствуют формированию положительного микроклимата в детском коллективе, развитию личности ребенка, раскрытию его творческих способностей.

Музыкотерапия

(по И.Р. Тарханову, М.Я. Мудрову, О.А. Машкову) — эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов — мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание.

Мои наблюдения за детьми позволили мне сделать вывод: что во время физических упражнений у дошкольника формируются такие личностные качества как, выносливость, смелость, ловкость, сила, физическая красота. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир.

Самомассаж

.

Приемы самомассажа, разработанные еще древними врачами, является одним из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон, к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

В своей работе использую самомассаж лица, шеи и массаж рук.

Массаж лица.

Положить ладони на лоб, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба медленно поглаживать ладонями до околоушной области лица. Движения производить:

  • От переносицы к ушам;
  • От желобка под носом к ушам;
  • От околоушной области лица к подбородку и обратно;

Вибрационный массаж лица.

Повторить вышеуказанные движения, но только способом постукивания пальцами.

Массаж шеи.

Необходимо:

  • Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз;
  • В области горла гладить попеременно то левой то правой руками;
  • От околоушной области лица, делать движения по боковой части шеи, близкой к затылку.

Массаж рук.

Поглаживание

– воздействия на нервные окончания поверхностного слоя кожи. Он расслабляет, поэтому движения очень нежные. Поглаживать нужно всей ладонью.

Растирание

– более интенсивное и глубокое поглаживание, способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости. Растирание производится одним, двумя или тремя пальцами.

Вибрация

– ритмичные надавливающие движения пальцев рук. Слабая вибрация повышает тонус, а сильная – оказывает болеутоляющее действие, активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение и регенерацию кожи.

К лечебно-профилактическим мероприятиям можно отнести и упражнения направленные на профилактику развития плоскостопия.

  • Ходьба по палочке
  • Ходьба по ребристой доске
  • Ходьба по обручу
  • Ходьба по камушкам
  • Собирание пальчиками мелких предметов
  • Ходьба по массажным дорожкам «Травка», «Солнышко».

используемая литература

  1. Программы
  2. ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой. М.,2016год.
  3. Методические пособия
  4. Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
  5. И.М.Шумова ,Н.С.Голицына «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». М., 2007г. М., 2008г.
  6. О.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». Санкт-Петербург 2018г.
  7. Л.П.Воронина «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа». Санкт-Петербург 2021г.
  8. Н.В.Нищева «Веселая дыхательная гимнастика». Санкт-Петербург 2014г.
  9. Н.А.Деева «Игровые здоровьесберегающие технологии». Волгоград 2017 г.

Закаливание

Оздоровление детей в детском саду

невозможно без закаливающих процедур. В работе с детьми важно соблюдать ключевые принципы закаливания:

  • проводить закаливающие процедуры только со здоровыми детьми;
  • отказаться от закаливания в случае, если ребенок негативно реагирует на него – плачет, беспокоится, боится;
  • начинать с щадящих процедур, постепенно переходя к более интенсивным;
  • проводить закаливание регулярно и систематически.

В детском саду медицинский работник обязательно должен вести тетрадь закаливания, где будут отмечаться выполненные процедуры, реакция детей, достигнутые результаты и имеющиеся медотводы.

Основные приемы закаливания, которые включает в себя работа по оздоровлению в ДОУ

:

  • обширное умывание прохладной водой. Ребенок поочередно проводит мокрыми ладошками по обеим рукам от кисти до локтя, затем – по шее, верхней части груди и лицу, после чего вытирается насухо;
  • дневной сон без маечек – эта процедура может проводиться в теплое время года;
  • полоскание рта йодно-солевым раствором (3-5 капель йода и столовая ложка соли на 1 литр воды комнатной температуры), рекомендуется проводить после зарядки или дневного сна;
  • ходьба босиком;
  • так называемая «рижская методика» – хождение по коврику с резиновыми шипами, смоченному солевым раствором.

ДЕТСТВО-ГИД

Анализ требований к содержанию оздоровительной работы в рамках образовательной области «Физическое развитие» позволил выделить приоритеты, на которые следует обратить внимание воспитателям, инструкторам по физической культуре и медицинским работникам дошкольных учреждений. В целях сохранения и укрепления физического здоровья детей, с учетом географических и климатических условий, рекомендуется использовать не отдельные способы оздоровления, а эффективно применять систему методов, средств и различные формы организации данной деятельности.

К тому же, педагог в своих отчетах, самоанализе и в портфолио обязан упомянуть о системе мероприятий по оздоровлению дошкольников, а также взаимодействию с родителями и медицинскими работниками по данному направлению. Итак, педагогическому коллективу и медицинскому персоналу дошкольного учреждения следует разработать следующий комплекс организационных и лечебно-профилактических мероприятий. 1. Организационные мероприятия: — выявление ослабленных детей и детей с хроническими заболеваниями с целью формирования специализированной оздоровительной группы; — создание административных условий для осуществления оздоровительного процесса; — составление индивидуального плана оздоровления каждого ребенка с учетом заболевания. 2. Профилактические мероприятия: — установление четкого санитарно-гигиенического режима для ослабленных детей и детей с хроническими заболеваниями; — дифференцированная коррекция режима дня и питания воспитанников; — закаливание в сочетании с массажем, дыхательной гимнастикой и другими лечебно-физкультурными мероприятиями; — активное воздействие на здоровый образ жизни ребенка путем целенаправленного просвещения родителей; — формирование потребности у детей в физическом саморазвитии. 3. Лечебные мероприятия: — медицинское воздействие на вторичные очаги инфекционных заболеваний; — противорецидивное лечение детей с хроническими заболеваниями. 4. Восстановительные мероприятия: — щадящие физические занятия с целью восстановления здоровья и адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения; — дифференцированные физические нагрузки и подвижные игры на свежем воздухе, направленные на укрепление здоровья дошкольников; — целевая физическая подготовка, направленная на сохранение здоровья; — медико-педагогический мониторинг физического развития детей. Все организационные и лечебно-профилактические мероприятия тесно связаны между собой в строгой последовательности, на каждом этапе обеспечивается качественно новое направление в оздоровлении, а также создается база для следующего. При этом прямым итоговым показателем оздоровительного процесса является стабильная посещаемость воспитанниками детского сада. Знания о способах физического развития дошкольников играют роль системообразующего фактора, вокруг которого выстраивается содержание деятельности. Другим важным моментом является объединение усилий ДОУ и семьи. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами оздоровительный процесс (например, посредством родительских собраний по оздоровлению) позволяет значительно повысить его эффективность.

Работу следует проводить по нескольким направлениям: — повышение психолого-педагогической культуры родителей; — оказание помощи семьям в физическом развитии детей; — изучение и обобщение опыта семейного воспитания по оздоровлению ребенка. Взаимодействие осуществляется на основе таких принципов как: — единый подход педагогов и родителей к процессу оздоровления; — взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях; — дифференцированный подход к каждой семье; — равноправие и равноответственность родителей и педагогов. Таким образом, только взаимосвязанная совокупность рассмотренных мероприятий приведет к совершенствованию оздоровительного процесса дошкольников и представит качественно новую для педагогов систему способов оздоровления ребенка.

Об игровом стретчинге Вы можете узнать, скачав материалы на странице «Библиотека» в разделе «Физическое развитие».

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
За здоровьем в детский сад Методы физического развития дошкольников Здоровьеформирующие компоненты в музыкальной деятельности дошкольников Алгоритм проведения родительского собрания по оздоровлению дошкольников >

Профилактические мероприятия

Здоровье воспитанников ДОУ

также поддерживается при помощи комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение простудных и других заболеваний. В числе таких мер – комплексы зрительных упражнений по профилактике близорукости, гимнастика с простейшими элементами йоги, дыхательная гимнастика, сон без подушек, самомассаж мочек ушей и ушных раковин.

Во время обучающих занятий обязательно делаются паузы на расслабление, дыхание и тренировку зрения. Особое внимание уделяется оптимальному двигательному режиму, который является лучшей профилактикой плоскостопия и нарушений осанки.

Наконец, сохранение здоровья детей в ДОУ обеспечивается благодаря организации качественной и безопасной среды. Это, в первую очередь, регулярная влажная уборка помещений детского сада, проветривание, соблюдение оптимального температурного режима. В помещения, где играют и спят дети, должно поступать достаточное количество естественного света. В осенне-зимний период, а также в северных регионах недостаток естественного освещения может быть компенсирован установкой ламп дневного света.

Физкультурные занятия могут сопровождаться музыкой. Музыкальный фон способствует лучшей координации движений, улучшает настроение и стимулирует активность детей.

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (из опыта работы)

Библиографическое описание:

Щепина, И. Н. Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (из опыта работы) / И. Н. Щепина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6764/ (дата обращения: 29.12.2021).


В статье представлен педагогический опыт реализации долгосрочного проекта «Здоровье и безопасность», раскрывающего сформировавшуюся в ДОУ систему физкультурно-оздоровительной работы.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная работа, система, ДОУ, здоровье.

Одной из главных задач в деятельности ДОУ является охрана жизни и здоровья детей, укрепление физического и психического здоровья, формирование культуры ЗОЖ. В связи с этим в ДОУ был разработан и реализуется проект «Здоровье и безопасность».

Цель: совершенствование системы здоровьесбережения и медицинского сопровождения дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей, а также эпидемиологической ситуации в регионе

Задачи:

– Обеспечить раннее формирование ориентации ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

– Совершенствовать условия в ДОУ для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей и педагогов

– Повышать эффективность профессиональной деятельности педагогов ДОУ по созданию здоровьесберегающей образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

– Вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями по воспитанию здорового и физически развитого ребенка

В ходе реализации данного проекта в детском саду была отработана четкая система, направленная на достижение поставленных целей. Медицинская сестра и администрация учреждения проверяют соответствие состояния помещений детского сада санитарно-гигиеническим требованиям, педагоги осуществляют физкультурно-оздоровительную работу, определяют степень физической нагрузки для часто болеющих детей и детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Ежемесячно проводится анализ заболеваемости воспитанников, результаты которого обсуждаются на оперативных совещания, собраниях трудового коллектива и педагогическом совете. Особое внимание уделяется закаливанию. Закаливающие процедуры сочетаются с общеразвивающими упражнениями, дыхательной гимнастикой, игровыми упражнениями, что, несомненно, повышает оздоровительный эффект. При организации образовательного процесса соблюдается режим дня воспитанников, ежедневно проводятся прогулки, закаливающие процедуры, выполняются требования к учебной нагрузке и организации двигательного активности с учётом здоровья детей.

Разработан оптимальный двигательный режим детей с учетом уровня развития двигательной сферы. В режим двигательной активности входят следующие виды и формы физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гимнастика, гимнастика после сна; дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; самостоятельная двигательная активность; физкультурные занятия с включением релаксационных упражнений и упражнений на дыхание; физкультурные праздники, развлечения, спортивные игры; физкультминутки в середине статических занятий.

Для тренировки защитных возможностей организма ребенка использовались: закаливающие процедуры (полоскание рта и горла после еды, обширное умывание; воздушные, солнечные ванны); самомассаж, хождение по массажным дорожкам; фитотерапия; облегченная одежда в групповых помещениях и одежда по сезону на прогулках.

Основным условием повышения эффективности работы по физическому воспитанию является организация педагогического контроля. В течение учебного года основными вопросами контроля стали: организация питания, сончаса, прогулок, организация и проведение физкультурных занятий, закаливание.

Все педагоги детского сада работают над формированием у детей ценности здорового образа жизни, с привлечением родителей. Для этого:

– развивают у детей навыки личной гигиены, воспитывают привычку к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня;

– развивают представления о здоровом образе жизни, о пользе и целесообразности физической активности, о пользе здорового питания и соблюдении соответствующих правил;

– используют игры по оздоровлению и профилактике заболеваний;

– проводят беседы

– организуют различные виды гимнастик и самомассажа.

В дошкольном учреждении ведётся систематическая работа не только по физическому воспитанию и оздоровлению детей, но и коррекционной направленности, которую обеспечивает педагог-психолог: мониторинг детей, выявление уровня тревожности, детей «трудных семей». В ДОУ работает консультативный пункт для родителей, в котором они могут получить информацию по любому направлению развития и воспитания ребенка, поучаствовать в мастер-классах, тренингах и т. д.

С целью повышения компетентностей педагогов в области физического воспитания, совершенствования системы физкультурно-оздоровительной работы и закаливающих мероприятий в ДОУ проведена следующая методическая работа с кадрами с привлечением специалистов (инстуктор по физической культуре, педагог-психолог): консультации («Основные составляющие физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ», «Физическое и психическое здоровье — важные взаимосвязанные составляющие здоровья детей», «Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания здорового ребенка», «Подвижные игры как средство здоровьесбережения дошкольников», «Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить», «Закаливание детей природными факторами»; семинары-практикумы («Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни», «РППС как средство здоровьесбережения в соответствии с ФГОС», «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста», «Особенности организации закаливания детей дошкольного возраста»). Организован смотр-конкурс «Лучшее нестандартное оборудование для физкультурно-оздоровительной работы». В рамках методических объединений проведены открытые просмотры ООД по таким темам, как «Формирование представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста», «Физическое развитие детей», «Создание психологически комфортная среды» с привлечением родителей.

Анализ результативности деятельности в ДОУ свидетельствует о высоком уровне компетентности педагогов в вопросах оздоровления детей, формирования представлений о ЗОЖ. Создана система физкультурно-оздоровительной работы с детьми, в основу которой легли здоровьесберегающие педагогические технологии:

– Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные игры; гимнастика (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, для глаз, дыхательная, пальчиковая, гимнастика пробуждения с элементами самомассажаи др.); физминутки; динамические паузы; дни здоровья;

– Технологии обучения ЗОЖ: физкультурные занятия, досуги, развлечения, спартакиады, физкультурные занятия на прогулке, коммуникативные игры, самомассаж, система НОД

– Коррекционные технологии: логоритмика, сказкотерапия, коррекция поведения

– Закаливание (воздушное, водное): облегченная форма одежды в группе; соблюдение сезонной одежды на прогулке с учетом индивидуального состояния детей, соблюдение температурного режима в течение дня в помещениях ДОУ; правильная организация прогулки и ее длительность, сон при открытых фрамугах; воздушные ванны после дневного сна; солнечные и воздушные ванны; обширное умывание; игры с водой.

В соответствии с ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» медицинское обслуживание в ДОУ осуществляет Детская поликлиника населенного пункта на основании договора на медицинское обслуживание ДОУ. В соответствии с данным договором за ДОУ были закреплены медсестра и врач-педиатр, что позволяет осуществлять:

– проведение профилактических прививок согласно Национальному календарю прививок

– ежегодная организация профилактического осмотра детей узкими медицинскими специалистами

– проведение антропометрических измерений детей в начале и конце учебного года

– оказание доврачебной помощи

– контроль за качеством питания детей

– контроль над санитарным состоянием помещений детского сада

– учёт отсутствующих по болезни

– контроль над ежедневным утренним приёмом детей, проводимым воспитателями групп.

– участие в педагогических советах, посвященных проблеме физического развития и здоровья детей.

– проведение санитарно-просветительской работы среди работников учреждения и родителей

– осуществление контроля за своевременным прохождением медицинских осмотров работниками детского сада.

Ежегодно проводится плановая профилактика энтеробиоза воспитанников. Для профилактики туберкулеза ежегодно проводится туберкулино-диагностика.

В сравнении последних учебных годов наблюдается тенденция к уменьшению числа детодней, пропущенных по болезни, а также числа пропусков на одного ребенка (как по ДОУ, так и по возрастным категориям детей). Индекс здоровья по ДОУ в течение последних лет значительно увеличился: 2016–2017 уч.год — 0, 2017–2018 уч.год — 2,8 %, 2018–2019 и 2019–2020 уч.год — 4,3 %, 2020–2021 уч.год — 9,5 %, что говорит об эффективности реализуемой в ДОУ физкультурно-оздоровительной системе.

Несмотря на достигнутые результаты для коллектива ДОУ остаются актуальными следующие задачи:

– продолжать реализацию мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– формирование ценностей здорового образа жизни (овладение элементарными нормами культуры здоровья);

– создание условий, способствующих оздоровлению и правильному развитию детского организма;

– оказание помощи родителям в охране и укреплении физического и психического здоровья детей.

Как следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей?

Для анализа заболеваемости и ведения медицинских журналов в детском саду удобно использовать специальное программное обеспечение. Например, программный модуль «Медкабинет» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ). Он содержит более 30 медицинских журналов, которые помогают следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей, контролировать диетическое питание и качество приготовления пищи, соблюдать нормы продуктов и санитарное состояние помещений и т.п.

Вот так, к примеру, в системе выглядит формирование прививочного плана и график по одному из отчетов о заболеваемости:

Скачать бесплатную демо-версию этой программы можно здесь.

Автор статьи: Лидия Ситникова

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]