Оформление и оснащение музыкального уголка в группах ДОУметодическая разработка на тему


Современные тенденции

Материальную базу музыкального уголка в детском саду пополняют ежегодно. Например, подбираются музыкальные игрушки для самых маленьких детей, для старших дошкольников покупают настоящие музыкальные инструменты.

В последние годы во многих детских садах появились группы для детей 1-1,5 лет. В музыкальном уголке такой группы могут быть разнообразные игрушки: погремушки, неваляшки, молоточки, гармошки, свистульки. Некоторые предметы, которые потом помещаются в «уголок музыки» изготавливаются на занятиях ребятами из старших групп ДОУ.

Привлекает педагог к такому продуктивному творчеству и родителей своих воспитанников. К примеру, коробка от шоколадного сюрприза, наполненная крупой, станет отличной погремушкой, займет достойное место в «оркестре». К такой конструкции нужно лишь прикрепить палочки, и можно получить необычную погремушку для малыша 1,5-2-летнего возраста.

По аналогичной технологии создаются маракасы, для которых потребуются пластиковые контейнеры из-под питьевого йогурта.

Аналог бубна можно изготовить из бутылочных пробок, нанизав их на толстую проволоку. Основой для барабана является широкая банка из-под майонеза. Вооружившись творческой фантазией и бросовыми материалами, можно оригинально оформить музыкальной уголок в детском саду.

Помимо таких самобытных вариантов, в любом музыкальном уголке используются и бутафорские инструменты. Например, их можно нарисовать на плотном картоне либо создать из папье-маше. Безусловно, они не способны извлекать музыкальные звуки, но отлично передают внешние характеристики арфы, рояля, аккордеона, подходят для игровой формы работы. Инструменты бутафорского вида выполняют образовательную задачу, с их помощью у дошкольников формируются представления о подлинных музыкальных инструментах, их предназначении.

Цели создания уголка музыки в ДОУ

Она заключается в привитии и совершенствовании индивидуальных способностей дошкольников, формирования навыков эмоционального отклика на музыкальные и песенные образы. Воспитатель воспитывает в своих подопечных культуру прослушивания музыки. Как назвать музыкальный уголок в детском саду, решает сам педагог. Желательно, чтобы название перекликалось с искусством. К примеру, можно оформить уголок «Веселые нотки», или создать «Песенную галерею».

Дети после прослушивания голосового либо инструментального исполнения ритмичных мелодий, пытаются передавать их смысл движениями или словами. Это способствует совершенствованию их коммуникативных навыков.

Музыкальные игры для детей направлены на формирование логического мышления и усидчивости. Например, в игре «Повтори за мной» малыши под музыку делают такие же движения, что и их воспитатель. Как только музыка прекращается, они должны сесть на стульчики, «спрятаться в свой домик».

Малыши с удовольствием вовлекаются во все музыкальные развлечения в детском саду, становятся их активными участниками.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Реализация ФГОС в условиях детского сада Рекомендация для педагогов дошкольных учреждений

«Создание творческой музыкальной зоны в свете выполнения требований ФГОС»

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ: Статья 48. Педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ​ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ:

2.6 Содержание программы:

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Рекомендации:

Создание творческой зоны в группе необходимо для развития музыкальных и творческих способностей дошкольника. Это неотъемлемая часть всего педагогического процесса, которая очень важна для воспитания в ребёнке эстетических, культурных и нравственных качеств, а также для выявления и развития у него творческих и музыкальных способностей.

С чего начать создание такой творческой зоны?

I Изучить рекомендацию для воспитателей по организации и оформлению музыкального уголка в группе.

II Совместно с музыкальным руководителем подобрать оборудование

по разделам, которые соответствует данной возрастной группе:

2.1. Слушание :

-Приобрести портреты известных русских, зарубежных ( в том числе современных композиторов (М.Глинка, П.Чайковский, Д.Кабалевский, А.Моцарт, Л.Бетховен, И.Бах, Красев); -Пополнить фонотеку по слушанию и восприятию музыки (классические, детские, тематические и современные музыкальные произведения) -Приобрести DVD диски с познавательной информацией об искусстве . -Подобрать иллюстрации музыкальных инструментов, ноты, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.

2.2.Игра на детских музыкальных инструментах:

-Бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (изготавливаются педагогами, совместно с детьми) — это не озвученные плоскостные музыкальные инструменты, изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры, которые нужны для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами (пианино, гармошка, балалайка); — Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это мягкие игрушки, мягкие музыкальные игрушки, куклы — неваляшки, образные музыкальные поющие или танцующие игрушки (собачка котик, петушок, зайка); -Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования: детское пианино, гармошка, со средней группы добавляется металлофон; -Озвученные игрушки: (музыкальный молоточек, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки) Дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию; -Шумовые инструменты: бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, ложки.

2.3 Пение и подпевание:

-Завести тетрадь для записи песен, стихов, потешек, разучиваемых на музыкальных занятиях; — Приобрести аудиозаписи плюсов или минусов, разучиваемого песенного материала.

2.4 Дидактические игры:

-«Солнышко или дождик» (на различение характера музыки -«Тихо-громко» (на различение динамики) -«Угадай на чем играю» (на развитие тембрового и звуковысотного слуха) -«Ритмические матрёшки» (на развитие ритмического слуха)

III Оформить папку с теоретическим материалом :

3.1Консультации для воспитателей: 3.2Консультации для родителей: 3.3 Сценарии музыкальных утренников, проводимых в группе.

При оформлении музыкально-творческой зоны нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической. Музыкальная предметная среда должна соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, стол, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания. В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению. Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами. Музыкальный уголок можно оформить очень интересно и ярко — в виде подиума сцены, на ступеньках которой располагаются необходимые пособия по музыкальному воспитанию, также в виде пирамидки, в младших группах — на сшитых из ткани различных персонажей это могут быть Петрушка, матрешка, снеговик. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь. Музыкальный уголок можно оформить совместно с другими уголками, например, с речевым или познавательным. Интересным вариантом оформление является объединение музыкальной и театральной зон. Предлагаю поместить в музыкальный уголок следующие виды театров: 1. Театр картинок (Фланелеграф). (Как изготовить) Вырежьте персонажей сказок из картона, а с обратной стороны приклейте кусочки фланели, такие фигурки будут отлично держаться на фанерке обтянутой фланелью. С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках. 2. Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички). Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев. 3. Настольный театр (русские народные сказки) Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкально-театральной зоне, вносить новое оборудование.

Следующая >

Задачи музыкального уголка

Они определяются тематическим и календарным планированием, составляемым воспитателем. Работа уголка согласовывается с музыкальным работником. Вместе учителя выбирают произведения, которые ребята будут прослушивать на занятиях. Музыкальные игры в детском саду также подбираются и воспитателем, и преподавателем музыки. В основном они выбираются для конкретных праздников и творческих утренников. К примеру, игра «Собери маме букет» проводится во время праздничного концерта, посвященного празднования в детском дошкольном учреждении 8 Марта. Под музыку дети «собирают цветочки», демонтируя своим родителям танцевальные ритмичные движения.

Музыкальные инструменты для детей часто становятся средством воспитания эстетической культуры, способом знакомства с культурным наследием своего народа.

В музыкальном уголке педагог может размещать дополнительную информацию, благодаря которой дети и их родители узнают об истории появления инструментов.

Работа в средней группе

С детьми 4-5-летнего возраста музыкальный работник не просто разучивает песни, танцевальные движениями, но и обучает детей игре на простейших музыкальных инструментах, вовлекает их в игровую деятельность.

Например, в рамках занятия, направленного на изучение струнных, духовых, ударных инструментов, дошкольникам предлагается попробовать себя в роли исполнителей определенных ритмичных композиций. В ходе игры воспитатель сначала озвучивает какой-то ритм, затем его пытаются по очереди повторять малыши. Такая методика способствует раннему выявлению музыкальных и талантливых детей, их последующему развитию. Педагог побуждает малышей к импровизации в разнообразных видах музыкальной деятельности: танцевальной композиции, мелодии, напева.

Компоненты работы

В словарный запас дошкольников 5-6-летнего возраста включаются следующие музыкальные термины: форте, минор, пиано, мажор, стаккато, легато. Именно в этот период происходит расширение представлений детей о музыкальной культуре различных народов мира. В музыкальном уголке малыши активно участвуют в инструментальной работе. Например, они разучивают мелодию, и даже пытаются исполнять ее оркестром. Для того чтобы повысить образовательный и воспитательный эффект от подобной деятельности, ребята под руководством своего «дирижера» выступают перед папами и мамами. Безусловно, вовлечение детей дошкольного возраста в совместную работу — это важный аспект формирования у них активной гражданской позиции, следовательно, полное выполнение государственного заказа. Малыши, которые с раннего детства приобретают навыки коллективной работы, ощущают ответственность за свои поступки, что упрощает установление взаимоотношений с другими людьми.

Особенности создания

Для начала проанализируем возможность художественно-эстетического развития детей в дошкольном учреждении. Музыкальные уголки в детском саду – это способ информирования детей и родителей о воздействии искусства на становление эмоциональных качеств малышей. Благодаря музыкальным занятиям осуществляется разностороннее развитие детей, происходит совершенствование навыков устной речи, повышается слуховое восприятие.

Благодаря овладению навыков ритма, ребятам проще будет изучать математические действия во время обучения в школе. В 1,5-3-летнем возрасте дошкольники получают навыки извлечения из несложных музыкальных инструментов звуков, осознанно используют термины «ри.

Педагог периодически обновляет музыкальные уголки в детском саду, размещая в них актуальную и полезную информацию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]