Текст книги «Расскажите детям о морских обитателях»


Экологическая сказка для детей 5-7 лет

«Сказка о том, как Золотая Рыбка спасла море» Экологическая сказка для детей 5-7 лет.

Цель: формирование представления о закономерностях в природе, о том, что нарушение природных закономерностей может привести к экологической катастрофе. Задачи: — проведение профилактической работы по предупреждению загрязнения водоёмов; — расширение кругозора воспитанников; развитие устной речи; — воспитание любви к природе; сострадания ко всему живому. «Сказка о том, как Золотая Рыбка спасла море» (В публикации использованы иллюстрации И.Есаулова)
В подводном Царстве Сине-Зелёном Государстве жила-была Золотая Рыбка. Она была очень весёлая, такая затейница, что и представить трудно! То надумает играть с солнечным лучом, то из морских камешков вздумает разноцветные пирамидки складывать… Никогда не скучала. И были у Золотой Рыбки друзья — Медуза, Краб и Черепаха. Все они очень любили свой дом – море. Ведь на дне морском у них было так много всего интересного: розовые и ярко-красные кораллы росли повсюду, как будто диковинные деревья, перламутровые раковинки лежали там и тут, сберегая свои прекрасные жемчужины. Один раз в году все раковинки раскрывали свои створки и показывали подводному миру своё богатство — жемчуг, а после этого, наслушавшись восторженных возгласов зрителей, раковинки снова прятали жемчужины в свои перламутровые сундучки на целый год. Но однажды утром с обитателями Подводного Царства случилась большая беда. Морские жители наслаждались прекрасным летним утром, когда на дно морское легла огромная тень.
Медуза: -Что такое? Что случилось?


Краб: -Это проплывает над нами нефтяной танкер.


Черепаха: -Ой, Крабик, какой ты умный! А что такое танкер? И почему он называется «нефтяной»?


Краб: -А это судно такое, которое нефть перевозит из одного места в другое. Медуза: -Ах вот оно что… Ну а что это из него вытекает и расплывается чёрным пятном, закрывая от нас небо и солнышко? Краб: -Ой, какой ужас, а ведь это утечка на судне, то есть где-то образовалось отверстие — дыра, откуда вытекает нефть. Скоро мы все погибнем! Черепаха: -Не шути так, Краб!.. Краб: -Да я и не шучу, нефть очень маслянистая, она жирной плёнкой закроет поверхность воды и воздух перестанет поступать к нам в воду. И мы все задохнёмся! Медуза: -Что? Что же нам делать? Краб: -Я не знаю… Черепаха: -Зато знаю я! На другом краю моря есть Розовая раковинка. В ней живут волшебные бактерии – крошечные существа, которые могут съесть нефтяное пятно. Для них это настоящее лакомство! И вот ещё что – сегодня как раз тот день, когда все морские раковины раскрывают свои створки! Золотая Рыбка: -Я сейчас же поплыву за Розовой раковинкой, ведь я плаваю быстрее всех вас! И мы спасём наш дом – море! И отважная Золотая Рыбка отправилась в путь-дорогу, она с большим трудом отыскала ту самую заветную Розовую раковину и принесла её домой! Горемычные друзья уже были еле живы… Они хватали крошечными ротиками воздух и чувствовали себя совсем скверно. Розовая жемчужина выпустила бактерии в воду и те живо расправились с противным нефтяным пятном! Снова засияло солнышко, и жителям подводного Царства стали видны даже облака в синем небе! Все вздохнули свободно! А Золотая Рыбка радовалась больше всех, ведь она помогла спасти от гибели свой такой прекрасный и такой любимый подводный мир!


По окончании прочтения сказки можно задать вопросы:
— Почему едва не погибли морские жители? — Какое чувство вызвали у Вас грустные события сказки? — Назовите правила поведения на водоёмах.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая беседа для детей подготовительной группы Игра-викторина по экологии «Знатоки природы» для детей старшей группы Экологическое мероприятие в старшей группе. Сценарий Конспект эксперимента по экологии в детском саду. Старшая группа

Похожие статьи:

Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Морские обитатели

Конспекты занятий по экологии в старшей группе детского сада

Беседа «Берегите лес» для детей дошкольников старшей – подготовительной группы

Конспект занятия – сказки в подготовительной группе детского сада

Сказки про рыб

Все любят рыб. И взрослые, и дети. Что может быть загадочнее и чудеснее океанских глубин? Для детей написаны «Сказка о золотой рыбке» и «По щучьему велению». Рыбы в этих и многих подобных произведениях исполняют желания человека, оставившего им жизнь и свободу. Взрослым понравятся ироничные сказки Салтыкова-Щедрина о речных карасях, ершах и пескарях, поведение которых является карикатурой на людские пороки в обществе. Существуют также легенды и сказки про рыб и чудовищ у разных народов, представители которых считали, что, например, корабли путешественников не просто тонут в морской пучине, а их съедает огромное чудище, у которого в брюхе легко помещается целый флот. Правда на рыбу это чудо может быть совсем не похоже, и на кита тоже. Так как под морскими рыбами раньше подразумевались не существующие в реальности змееобразные прожорливые драконы. Например, левиафан из Библии.

Есть еще сказки про рыб, которые будут интересны всем возрастам. Например, сказка Мамина-Сибиряка про Ерша Ершовича, Воробья Воробеича и веселого трубочиста Яшу. Или «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове». В обеих историях устраивается суд над животными и в конце выясняется полезная мораль. Эти сказки будет интересно анализировать всей семьей.

Акулы, навевающие ужас

Акулы считаются самыми грозными океаническими обитателями. На их древнее происхождение указывают следующие признаки:

  • особенное строение чешуи;
  • отсутствие жаберных крышек и костной ткани.

Несмотря на простое строение, акулы считаются совершенными машинами-хищниками. Обитая на Земле много тысячелетий, они приспособились к существованию в глубинах, благодаря чему научились конкурировать с млекопитающими и рыбами.

Особенность этих организмов заключается в отсутствии метания икры. Они откладывают яйца в роговой оболочке, отдельные виды являются живородящими. Самые большие акулы — китовые (20 м) и гигантские (15 м). Питаются они в основном планктоном.

Необычный осьминог

Отличительная черта осьминога заключается в отсутствии твердого скелета, тело подводного обитателя выгибается в разные стороны. Название этого вида произошло от строения его туловища, от которого отходит восемь щупалец. Они имеют присоски, расположенные в два ряда. С их помощью подводный житель крепится к камням и удерживает добычу.

Осьминоги обитают на дне в расщелинах и пещерах, скрытых омутом. При необходимости и в случае опасности они способны изменять окраску, сливаясь с грунтом. Твердыми бывают только роговые челюсти, внешне напоминающие клюв. Осьминоги — хищники, которые проявляют активность и настигают добычу ночью. Они не только плавают, но и перемещаются по дну.

Добычей осьминога являются лангусты, креветки, рыбы и крабы. Он поражает их ядом, вырабатываемым слюнными железами. Рабочий клюв у него настолько крепкий, что без труда справляется с раковинами моллюсков и панцирями членистоногих. Как показывают исследования, осьминоги затягивают добычу в глубокое укрытие и там лакомятся. Отдельные особи настолько ядовиты, что могут смертельно поразить человека.

Хищная меч-рыба

Меч-рыба или меченос является единственным представителем мечерылых, входит в отряд окунеобразных. Длина крупных особей достигает 4,5 м при весе до 500 кг. Особенностью считается наличие мечевидного отростка, который заменяет верхнюю челюсть. География обитания меченосов представлена субтропическими и тропическими водами, частично они встречаются в Азовском и Черном морях. Рыба является промысловой, может развивать скорость свыше 100 км/ч.

Меченос относится к самым быстрым пловцам среди представителей морских глубин. Высокий показатель скорости обусловлен особенной структурой тела. Благодаря мечу значительно сокращается лобовое сопротивление, важно при перемещении в водной среде. При подготовке реферата о водных животных по биологии стоит отметить, что рыба-меч с обтекаемым торпедообразным телом лишена чешуи. Жабры выполняют функции гидрореактивного двигателя. Через них проходит постоянный водный поток, его скорость регулируется расширенной или суженной жаберной щелью.

Подготавливая доклад о морских обитателях, стоит упомянуть, что стандартная температура тела у меченоса выше на 15 градусов, чем океаническая вода. Этим обусловлена повышенная стартовая активность рыбы, из-за которой развивается большая скорость во время побега от врагов или охоты. Приближение хищницы к береговой зоне наблюдается при метании икры. Она одиночка и в стаю никогда не входит, часто крутится вблизи скоплений мелких рыбешек.

Реальные прототипы рыбы-кита

Нам ясно, что мифологические существа не придумывались из воздуха. Их реальными сородичами становились настоящие животные, многие из которых существуют и по сей день. Как все истории про разных морских чудищ, сказка про рыбу-кита также имеет реальный прототип. На картинах художников, иллюстрировавших истории про чудо-рыбу, в основном изображен кит-полосатик. Самый крупный представитель полосатиковых достигает в длину 30 метров. Жаль, что этой величины не хватит, чтобы поместить на спину животного даже самый маленький городок. К тому же, киты этого семейства питаются планктоном и никак не смогут проглотить корабль.

Изображения рыбы-кита

Фантазия художников всегда работает хорошо, поэтому чудо-юдо кита изобразили уже во всех возможных формах и размерах. Одна из самых наглядных работ вышла из-под кисти художника Н. Кочергина. Сказка про рыбу-кита в книгах часто иллюстрируется его картиной. На ней изображен огромный кит, хвост которого превратился в леса и горы, с них течет река, на спине раскинулся город, а на голове веселые жители водят хоровод вокруг фонтана, что бьет из китовой макушки. Именно такую картинку мы видим в сказке о Коньке-Горбунке. На переднем плане картины также изображены и сам Иван с коньком, которые выслушивают просьбу морского чудовища.

Загадочные скаты

Скаты относятся к хрящевым пластинчатожаберным рыбам. Их особенностью можно назвать грудные плавники, которые срослись с головой, образуя плоское тело. Скаты водятся в морях и пресноводных водоемах. Окраска (светлая или черная) зависит от места обитания.

Скаты встречаются на всей планете, включая Антарктиду и Северный Ледовитый океан. Но чаще всего люди с ними сталкиваются на австралийском побережье, где они снуют между коралловых рифов. Скаты являются родственниками акул, поскольку их тела состоят не из костной, а из хрящевой ткани.

Дыхательная система этих обитателей морей и океанов стала результатом обособленного образа жизни. В отличие от рыб они при вдыхании на глубине загрязняют песком и илом чувствительные внутренние органы. Скаты получают кислород с помощью брызгалец, расположенных на спине и прикрытых специальным защитным клапаном. При попадании в них посторонних частиц существо выпускает струю воды, вымывая остатки растений и песка.

Рыбы в произведениях Салтыкова-Щедрина

Писатели часто высмеивают своих современников, облекая их в образы каких-либо животных. Сказка «Карась-идеалист» как раз построена на этом принципе. Карась и ерш любят спорить о добродетели и о будущем рыбьего общества. Хоронятся они в поросшем травой тихом омуте и начинают разглагольствовать. Карась верит в то, что рыбы скоро все друг с другом согласятся, перестанут есть друг друга, и тогда наступит мир во всех водоемах. Ерш, как более опытная и повидавшая плохое рыба, смеется над словами карася и утверждает, что ничего хорошего дальше не будет. Потому что так устроила природа, и никто не сможет повлиять на сложившиеся устои. Карась решает рассказать вызвавшей его щуке про свои свободолюбивые мысли, и в итоге она так опешивает от его наивных слов, что от удивления открывает рот и проглатывает карася целиком.

«Премудрый пескарь» — еще одна поучительная сказка про рыб Салтыкова-Щедрина для взрослых и детей. С детства отец учил пескаря смотреть в оба глаза и быть осторожным, чтобы не попасться в рот щуке или к людям в уху. Пескарь настолько боялся быть съеденным, что всю жизнь просидел в темной тесной норе, ни с кем не подружившись и не создав семью. Понял бессмысленность прожитой жизни он только тогда, когда приготовился умирать от старости. И умер всеми забытый и никому не нужный.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]