Эффективные методики запоминания
Запоминать — это выстраивать надолго воображаемую связь с чем-то: дату с событием, информацию с программой или определенным курсом. Психологи называют такие процессы «ассоциативными связями».
Запоминание цифр по мнемотехнике
Важно! Случается так, что человек начинает плохо воспроизводить материал. Такой процесс характеризуется частыми провалами в памяти, забыванием. Подобные явления могут быть у людей разных возрастов. Не стоит сразу переживать на этот счет. Как правило, обычно такое происходит ввиду того, что мозг отсеивает ненужную информацию. Происходит «чистка» от тех знаний, которые не использовались долгие годы. Такие моменты очень индивидуальны и зависят от строения мозга. Также следует помнить о том, что детский организм отличен от взрослого и формируется вплоть до юношеских лет.
В настоящее время существует множество эффективных методик запоминания. Их используют авторы, для создания своих книг, многие из которых можно найти в формате аудиокниги и прослушать онлайн либо скачать. Также сегодня есть авторские курсы по техникам запоминания, которые ведут профессиональные психологи и специалисты.
Самые распространенные методы:
- Мультисенсорная рецепция. Воздействия в процессе запоминания на рецепторы.
- Мнемоника. Используется в логопедической и педагогической практиках при работе с детьми от 3х лет и в дошкольный период при изучении стихов, рассказов и другой информации.
- Ассоциативная практика. Способствует погружению мозга в лабиринт логических цепей, научиться связывать предмет с нужным событием.
- Сортировка материала. Он подходит тому, кому нравится развивать память способом классификации материала на темы и блоки.
- «Шведский стол». Запоминание информации подряд, без разбивки на подтемы.
- Отбрасывание слов. Подразумевает выписывание материала вручную и отбрасывание ненужного текста.
- Рифма и цифры. Рифма используется при запоминании правил, а цифры — при изучении цифр (например, 0-бублик, 2 — лебедь).
Мнемотехника и мнемоника
Мнемоника используется для следующего:
- Облегчения запоминания и увеличения объёма памяти;
- Развития познавательной активности;
- Развития главных психических процессов, а также слуховой и зрительной памяти;
- Улучшения навыков мышления, воображения, связной речи и мелкой моторики.
Мнемотаблица по посуде
С использованием мнемотехники облегчаются следующие процессы:
- Обогащения словарного запаса;
- Составления рассказов;
- Отгадывания загадок;
- Заучивания стихотворений.
Перспективный план занятий по ознакомлению с окружающим миром
Правила запоминания информации детьми
7 главных правил:
- Сначала пробудить интерес у малыша, заинтриговать.
- Создать ассоциации. Чем лучше она — тем лучше информация воспримется.
- Запоминать частями. Ни в коем случае не требовать от ребенка наизусть знать текст за один присест.
- Повторять то, что запоминали.
- Попытаться понять материал — значит, создать логические цепи в мышлении.
- Постановка цели «запомнить».
- Применять знание этой информации на практике. Например, при заучивании стихотворения наизусть почаще его рассказывать родителям, воспитателям и группе.
Мнемотехника для начинающих: упражнения для детей, игры
Упражнения для начинающих по мнемотехнике для детей всегда увлекательны и интересны. Это могут быть и мнемотаблицы, и мнемоприемы, упражнения.
Мнемотаблица своими руками
Обратите внимание! Принципом мнемотехники является создание визуальных, аудиальных и чувственных представлений.
Упражнения:
- Созвучия. Благодаря постоянному повторению запоминается слово: «Как на горке снег, снег, и под горкой снег, снег. А на горке спит медведь! Тише-тише, не греметь!»
- Таблицы. Помогают малышу выстроить связную речь. С их помощью изучают сказки, времена года, стихи.
- Рифмы. К трудно запоминающимся словам подбираются рифмы: трава-сова, молва, куда.
- Схемы. Для запоминания цифр. Например, к каждой цифре пишется слово-ассоциация: 4 — стул или кресло.
Мнемотехника по сказкам: методика для воспитателей ДОУ
Тренировки памяти у детей проводятся и в ДОУ воспитателями. Из мнемоники в таком случае выбирают опорные схемы и мнемотаблицы. Обучение начинают с года или двух лет, поскольку в этот период кроха уже знает какие-то сказки и может их рассказать. Однако зачастую он путает персонажей из разных сказок. Мнемотаблицы как раз и помогут запомнить главных героев заданной сказки.
Мнемотаблица по сказке «Колобок»
В ячейки таблицы помещаются иллюстрации персонажей сказки. Особенно удобна для обучения сказка «Колобок», поскольку в ней много персонажей.
Дополнительная информация! Для самых маленьких учеников достаточно четырех ячеек или не более девяти.
В процессе обучения воспитатель рисует в ячейках таблицы с детьми изображения. Это очень увлекает детей, впоследствии они могут начать сами придумывать такие таблицы и изображения.
Обучение дошкольников чтению — что дает, когда можно начинать учить
Память улучшается за счет постоянной кодировки информации в картинки и наоборот, также подкрепляется словесно.
Принципы действия мнемотаблиц
Отметим, что для кодирования стихотворения достаточно даже простейшего изображения к строчке или целому четверостишию. Необязательно быть профессиональным художником, чтобы изобразить описываемые в произведении предметы или действия. В мнемотаблице схематически возможно отобразить весь окружающий мир: явления природы, события, признаки предметов, действия персонажей. Методика мнемотаблиц разработана подробно, с необходимыми инструкциями, что не вызывает затруднений в применении.
Объём статьи не предполагает расширенного описания методики, поэтому остановимся на главных её принципах. Начинается работа с построения мнемоквадрата, который соответствует конкретному слову. Например, заучивается стихотворение «Белая берёза» Сергея Есенина. Оперируя словом «берёза», педагог предлагает рассмотреть символическое обозначение дерева. Это должен быть простой и доступный детям рисунок, который они могут выполнить самостоятельно. Затем аналогично поступаем с другими словами, например, «окно», «снег», «ветки» и т. д. Так дети начинают постепенно понимать, что означает символ слова.
В начале обучения предлагаются цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее возникают цветные образы: снег – белый, ветви ели – зелёные, небо ‒ голубое. Затем, по мере овладения конкретными навыками изображения предметов используются чёрно-белые символы, чтобы не отвлекаться на их яркость.
Последующая работа над стихотворением предполагает постепенный переход от мнемоквадратов к мнемодорожкам, которые обозначают целые стихотворные фразы. Так идёт поэтапное запоминание и дальнейшее воспроизведение стихотворения по условным символам.
После усвоения необходимых первоначальных знаний о символах детей подводят к действиям с мнемотаблицами. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста обучаемых. Таким образом, всё стихотворение фиксируется схематически.
Педагоги отмечают, что по мере обучения дети активно включаются в создание собственной схемы. После этого они по памяти, используя только символическое изображение, воспроизводят целый текст.
Методики диагностики памяти дошкольников
Диагностика памяти у дошкольников с помощью методик необходима для выявления эффективности и адекватности проведенного обучения, улучшения дальнейших техник образования. После диагностики корректируется план развития, модель обучения детей.
Важно! Диагностирование процесса запоминание у детей в раннем возрасте поможет избежать возможные нарушения в данном процессы и вовремя предпринять необходимые меры.
Методики на память для дошкольников:
- Усвоение материала,
- Воспроизведение,
- Качество сохранения информации.
В процессе диагностики работают зрительная, слуховая и двигательная память.