Зимующие и перелетные птицы нашей местности Автор: Ковалева Дарья 3 класс МОУ Калиновская СОШ Руководитель: Битюцкая Светлана Анатольевна Учитель начальных. — презентация


Перелетные и зимующие птицы

Летом большое количество птиц. Всюду для них обилие корма – жуков, бабочек, мошек, комаров и других насекомых, разнообразных плодов и семян растений.

Но вот приходит осень. Корма для птиц становится меньше и меньше. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают те, которые питаются насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Позднее улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы. Все эти птицы перелетные.

Часть птиц от нас не улетает – это зимующие птицы, некоторые из них запасают себе корм на зиму. Так некоторые синицы, поползни прячут насекомых, плоды и семена растений в трещины коры, в развилки ветвей деревьев. Осенью все чаще птицы прилетают к жилью человека, так как здесь им проще отыскать корм.[3,c 54]

Перелетные птицы – журавль, соловей, скворец, ласточка, грач, кукушка, зяблик, трясогузка, дрозд, чибис, жаворонок, малиновка, иволга, горихвостка и другие.(см. приложение 2)

Зимующие птицы – поползень, синица, клест, дятел, снегирь, воробей, ворона, щегол, чиж, пищуха, свиристель и другие.

В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни, сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда — вкусная сосновая хвоя. А вот тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.[5,с.28]

Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва. Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клеста бывает в это время года. Поэтому эти птицы выводят птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты. [5, с.24]

Список перелетных пернатых

Широк перечень и тех теплокровных позвоночных животных, способных летать, которые покидают теплые края с наступлением холодов. Большинство из них знакомы каждому, или многие видели их хотя бы на картинке.

Статные грачи

Если прочесть описание этой птицы, то будет казаться, что речь о вороне. Действительно, эти птицы из класса врановых очень похожи между собой. Но, в отличие от своих сородичей, грачи являются перелётными птицами. В стародавние времена именно прилетевшие грачи символизировали о скором наступлении весны. Они прилетают домой самыми первыми, лишь возникнет на снегу маленькая проталина. Интересным фактом о грачах является то, что для отдыха птицы вьют себе качели из веток. Они могут продолжительное время качаться на самодельных качелях. В еде грачи неприхотливы, но несмотря на это, они ведут перелётный образ жизни.

Милые ласточки

«Ласточка с весною в сени к нам летит» — эти строки из детского стихотворения Плещеева не зря написаны, так как эта пташка — еще одна вестница наступающей весны. Но ласточки всё же — условно перелетные птицы, все зависит от того, какой климат их окружает в месте поселения. Из России же они предпочитают на время холодов покидать насиженные места, так как воздух зимой слишком холодный для маленьких птичек. Ласточки отличаются особенностями в поведении:

  • не боятся людей;
  • строят свои гнезда прямо на домах.

Если так произошло, то считается хорошей приметой иметь гнездо ласточки под своим окном. Но также ласточки очень красивы и быстры. Их скорость в полете составляет порядка 120 км/ч. Летом можно наблюдать очень забавную картину: когда огромная стайка птенцов учится летать, всё небо невысоко от земли усыпано черными точками, которые то и дело опускаются на землю или провода для того, чтобы отдохнуть.

Певучие жаворонки

Одни из самых певчих птиц. Их трели разливаются, начиная с конца марта. Птицы так увлечены своим пением, что забывают вовремя свить гнездо, а приступают к этому занятию гораздо позже своих собратьев. В еде жаворонки неприхотливы, поэтому питаются всем, что удастся раздобыть. Интересно то, что жаворонки строят себе гнезда в укромных местах, но не на деревьях. Их жилища можно встретить в гуще кустов, в траве, даже под камнями.

Мелодичный соловей

Всем известные певцы. Редко можно встретить человека, который хоть раз в жизни тихим летним вечером не предавался бы мечтаниям под пение соловья. На фоне шума листьев и вечернего заката их трели звучат ещё романтичнее. Их прекрасный голос компенсирует скромную внешность, так как птички эти — маленькие с невзрачной раскраской. В ней преобладают цвета:

  • тёмно-коричневый;
  • серый;
  • бурый;
  • черный.

В зимний период улетают в более южные области планеты.

В отличие от своих пернатых собратьев, соловьи прилетают домой достаточно поздно — в конце мая. Кстати, своим пением самец соловья развлекает самку, пока та откладывает и высиживает яйца. Они очень скрытны и осторожны, поэтому редко удаётся их увидеть.

Подражатели скворцы

Способен воспроизводить различные звуки вплоть до мяуканья кошки. Глядя на изображения скворца, по пестрому окрасу можно понять, что он — тот еще шутник, который подделывает голоса своих сородичей. В зависимости от места обитания являются условно-перелетными. Они пролетают большое количество километров для отдыха зимой, чтобы в весенний период вернуться на родину.

Бывает так, что холода не отступили, а птицы уже вернулись, тогда им приходится очень тяжело, иногда самые слабые погибают. Жители теплых стран вовсе не сильно любят скворцов за их огромные скопления и громкое щебетание. Из-за своих больших скоплений часто приносят ущерб посевам и ягодам. Но всё же скворцы приносят больше пользы за истребление вредителей. Люди делают для них скворечники, и птицы с удовольствием высиживают яйца именно в них.

Длинноногий аист

Это такой любопытный персонаж, что он даже стал героем рассказа Бианки «Кто чем поет». Внешне — огромная птица, которая поражает своей величественностью. Представители этого вида строят большие гнезда на крышах домов, водонапорных башнях. Аисты — однолюбы, выбирают себе пару на всю жизнь. Летом держатся парой, а на зиму собираются в большие стаи и улетают на юг. Удивительно то, что во время полета птица даже умудряется немного отдохнуть. Сон недлинный, примерно 15 минут, но этого достаточно, чтобы продолжить длинный путь. По возвращении домой они возвращаются в свои родовые гнезда, иногда жилища переходят по наследству. Основное лакомство аиста — лягушки, именно поэтому пернатые выбирают места для жизни заболоченные места.

Перелетные птицы

Перелётные птицы… Где их дом: у нас – на земле? в небе? или там, куда они улетают от нас на долгую зиму? Конечно же здесь, где рождаются их детки – птенцы!

Осень. В небе часто кружат грачи. Их крик разносится далеко по округе. О чём они кричат, наверное, прощаются с нами до весны. Мне всегда нравится смотреть в небо, когда там пролетают перелётные птицы. А от доносящихся с неба криков, становится так грустно, и я стою и провожаю стаи, зная, что весной они вновь будут радовать нас своим пением. В эту осень начались работы по вырубке и благоустройству нашего парка. И я всерьёз задумалась: а куда же прилетят осенью птицы? Узнают ли они свой парк? Останутся ли осваивать жизнь на прежнем месте или будут облюбовывать другое место?

Перелёты птиц поражали воображение человека с незапамятных времён. Об этом писал Гомер за 1000 лет до нашей эры. Об этом упоминается в Библии. Этот вопрос изучал великий древнегреческий философ Аристотель. Это явление в жизни природы действительно замечательное. С наступлением осенних холодов многие птицы, жившие в наших лесах и полях, исчезают. Вместо них прилетают другие, которых мы летом не видели.

А весной исчезнувшие птицы снова появляются. Где же они были и почему вернулись к нам? Разве они не могли остаться там, куда улетали на зиму? Как они узнают о времени перелёта? На какие расстояния перелетают птицы? И я стала искать ответы на свои вопросы о жизни перелётных птиц, читая книги, посматривая телепередачи, просматривая сайты в интернете.

Под перелётом птиц мы подразумеваем передвижение птиц на юг осенью и на север весной, их перемещение на высокогорье или из глубины материка на морское побережье. Хотя направление определяется не только местонахождением зимовок и гнездовий, но и лежащими на их пути местами, благоприятными для кормёжки и отдыха. Поэтому далеко не все птицы в северном полушарии летят осенью с севера на юг. Многие североевропейские пернатые летят осенью на запад и зимуют в западной Европе.

На вопрос – почему многие птицы улетают осенью, полностью ответить ещё нельзя. Но внимательное изучение жизни различных перелётных птиц в природе показывает, что в этом замечательном явлении громадное значение имеют питание и связанные с этим привычки птиц. Птицы перебираются в тёплые края, потому что многие из них не могут выжить в зимних условиях. Но есть сведения, утверждающие, что наша комнатная канарейка способна выжить на морозе до -45°, если у неё будет достаточно пищи.

Я пришла к выводу, что птицы улетают от нас не потому что им холодно, а потому, что голодно. К тому же зимой день кроткий и многим птицам просто не хватает времени, чтобы достаточно насытиться скудной добычей. Поэтому не только температурный режим и обедневшая кормовая база служит сигналом к отлёту, но и сменяющаяся продолжительность дня! Как птицы могут определить, когда дни становятся короче (или длиннее) для орнитологов (людей, изучающих жизнь птиц) пока загадка! Таким образом, продолжительность дневного времени и исчезновение пищи подсказывает птице, когда отправляться в тёплые края. А инстинкт продолжения рода весной говорит о том, что пора лететь обратно.

Наука не имеет исчерпывающего объяснения тому, как птицы находят дорогу во время перелётов или как они разыскивают родные места! Есть предположения, что птицы ориентируются по солнцу, звёздам, магнитному полю Земли, ландшафтным ориентирам, запахам и др. Многие птицы, чтобы не потерять в полёте друг друга особенно ночью, издают особые звуки, кричат и даже поют. Кроме того , птица пользуется голосом как эхолотом.

Звук отражается от предметов, попадающихся на пути птицы, и улавливается её очень тонким слухом. Поэтому она не натыкается в темноте на деревья или скалы и, возможно, даже определяет расстояние над землёй. Но они также учитывают изменения положения солнца и звёзд в разное время суток и года, часто летают в пасмурную погоду. Перелёты совершаются как днём, так и ночью. Ночные перелёты характерны для воробьиных и куликов, которые кормятся днём. Коростели и болотные курочки переселяются на зимовку в основном пешком, лишь изредка перелетая через водоёмы.

Средняя высота полёта многих птиц 450-750 метров. А мелкие воробьиные летят ниже 100 метров, а гуси перелетают даже Гималаи, т.е. летят на высоте около 9000 метров. Средняя скорость полёта у мелких воробьиных составляет 50-60км/ч, у гусей – до 100 км/ч, у стрижей – до 170 км/ч. Протяжённость суточного перелёта также различна: у аиста около 400 км, у кукушки – 80 км, у грача – до 60 км, а время, затраченное на ежедневный перелёт составляет от нескольких часов до 30-40 минут.

На какие расстояния улетают от нас птицы? Места зимовок у перелётных птиц постоянны. Они зимуют там, где природные условия сходны с условиями жизни на родине: лесные – в лесистых местах, прибрежные – по берегам рек, озёр, морей, степные – в степях. Птицы одних видов летят поодиночке, другие – группами или стаями. Мне приходилось наблюдать за перелётом журавлей, летящих «клином» (углом).

Перелёты птиц изучают методом кольцевания, установкой радиомаяков или миниатюрных видеокамер. Для прослеживания помеченных птиц используют самолёты и радиопередатчики. На территории нашей страны кольцевание птиц начало развиваться с начала ХХ века. Свыше 1000 птиц окольцевал латвийский орнитолог Г.Лоундон (в 1907-1912г.). В 1935 году было создано Центральное бюро кольцевания, которое возглавлял В.Вучетич.

В 1946 году Зоологический институт Академии наук СССР организовало первое совещание по миграциям птиц и кольцеванию. В 1954 году. Заповедники и другие учреждения окольцевали более 100 тысяч птиц, примерно 400 видов. Усилиями Г.Дементьева, А.Мехеева, В.Рябова, Т.Шеварёвой и др. 1889 год официально признан годом начала кольцевания птиц, а датчанин Мортенсон – изобретателем этого метода.

Популярные темы сообщений

  • Львы
    Животное лев считается самым могучим, самым сильным и высокомерным животным. Из-за этого он заслужил себе звание – царь зверей. Лев особо не отличается, и не выделяется среди всех хищников, все же своим видом он описывает свое совершенство среди
  • Медицина в наше время
    Некогда абсолютно беспомощный перед болезнями человек, сегодня обрел знания, которые помогли побороть многие заболевания и пагубное влияние внешней среды. Медицина многие века собирает и испытывает на практике эти знания.
  • Мосты Санкт Петербург
    Северная столица нашей страны – великолепный Санкт-Петербург, во все времена славился своими архитектурными памятниками, роскошными дворцами, красивейшими фонтанами и, конечно же, уникальными мостами.

Как зимуют птицы?

Чтобы помочь зимой птицам, надо знать какие птицы зимуют и чем они кормятся? Зима для оседлых птиц – период жесткого выживания. Холод при температуре своего тела им не так страшен, как голод. Именно от недоедания изо дня в день гибнет мелко птичье населения в наших краях. За короткий зимний день птицы просто в не состоянии отыскать и съесть столько кормов, сколько им надо.

При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусах по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов [1,с.76]. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела.

Круглый год с нами живут бок о бок голуби, дятлы, воробьи. Воробьи очень маленькие птички, но очень подвижные. Они не боятся наших холодов. Кто первый открывает морозное зимнее утро, когда боишься высунуть нос на улицу? Воробей! Кто первым объявляет о начале весны? Воробей! Поэтому не гоните этих птичек с кормушки, насыпьте лишний раз в кормушку хлебных крошек, бросьте у крыльца горстку зерна – и воробьи честное слово, летом отблагодарят вас за ваше внимание!

Потому-то так важны кормушки!

Как правильно организовать подкормку птиц?

Главные правила при подкормке птиц: Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)! Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!

Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)! Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)! По возможности корм должен быть защищён от непогоды! Кормушку необходимо регулярно чистить!

Чем накормить пернатых гостей?

Помните, что нельзя давать птицам соленую пищу и чёрный хлеб!

Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен ржаной хлеб — он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Для подкормки вы можете использовать:

Не жаренные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли Шишки, желуди, орехи, например, арахис Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!) Пучки сорных трав — лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д. Гроздья ягод калины, рябины, черной и красной бузины Крошки чёрствого пшеничного хлеба Семена клена и ясеня Кусочки несолёного сала, мяса и жира Яблоки

Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. [1, с.34]

Изготовление кормушки для птиц

Наша кормушка изготовлена из фанеры в виде домика без закрытых стенок, но с крышей, чтобы не попадал снег (cм. приложение). Прикрепили мы ее прямо за окном своей квартиры на металлическую балку. Наша кормушка установлена крепко и не раскачивается на ветру, так что птицам очень удобно на нее садится. [4]

Я каждое утро насыпала в кормушку зерно и крошки хлеба, за день птицы все съедают, так что к вечеру кормушка уже пуста. Рядом с кормушкой я привязывала еще и кусочек сала его птицы не успевали съедать за день его им хватало на несколько дней.

После недельной кормежки птиц я решила посмотреть на поведение птиц, если в кормушке не будет корма. Утром птицы по привычке прилетали, но не найдя еды улетали. На дереве, на котором обычно днем собирается большое количество птиц, когда кормушка полная не было ни одной птицы. Но как только я открыла окно, чтобы высыпать корм в кормушку я заметила, что птицы начали потихоньку слетаться на дерево около моего окна. И буквально через несколько секунд, после того как я насыпала корм на кормушке уже не было отбоя от птиц.

Вывод: птицы запоминают место, где они кормились и прилетают туда вновь.

Какие птицы обычно прилетают на кормушку? Ко мне на кормушку прилетали два вида птиц воробьи и синицы. Предпочтения птиц в корме. Больше всего меня интересовал вопрос, а чем же любят лакомиться воробьи и синицы зимой?

Начиная изучение данного вопроса, я заметила, что воробьи и синицы на дворе редкие гости. Мои родители аккуратные хозяева, поэтому двор у нас всегда чистый.

Когда папа помог мне развесить кормушку, мы с братом разложили в них корм. Учитывая знания из окружающего мира о том, что данные птицы имеют характерный маленький и очень крепкий клюв, которым удобно разгрызать зерна и семена, я подобрала для них семечки, пшено и гречневую крупу. В течение 5 дней я наблюдала за количеством птиц у кормушки.

В итоге выяснилось, что большей популярностью у птиц пользуются семечки подсолнечника. А вот гречку не хотели клевать совсем, она оставалась целой в кормушке на протяжении всех экспериментальных дней. Мне так же удалось выяснить, что в первый день на разведку прилетело несколько синиц, а к 5 дню у кормушки собралась целая стая. За 1 раз я могла насчитать до 15-20 птиц на кормушке.

Воробьи с большой опаской относились к кормушке. Их в ней было гораздо меньше. Но в отличие от синиц, они удобно усаживались и подолгу засиживались в моей столовой. Синицы же вели себя очень культурно. Быстро прилетали, усаживались на край кормушки. Схватив семечку, синица улетала на ветку соседнего дерева. Таких подлетов в кормушку за 1 час, по моим наблюдениям она делала около 5. Так я подсчитала, что примерно 8-10 минут она тратит на очистку и поедание одной семечки. Получается, что за короткий зимний день синица совершает 40 подлетов. А значит, что за день она съедает до 40 семечек, так необходимых ей, чтобы не замерзнуть.

Позже я решила разнообразить обед моих гостей. Стала насыпать им крошек хлеба на снежный наст и развесила кусочки свежего сала и мяса на ветках. Тогда вкусовые пристрастия моих гостей совсем разделились. Синицы активно клевали сало и мясо, а целая стая воробьев собралась у крошек. Таким образом, я выяснила, почему синиц чаще видишь на деревьях, а воробьев на дороге и у мусорных бачков. Это привычные места поиска пищи. Здесь они чувствуют себя уютнее и активнее поедают корм.

Понаблюдав за птицами внимательнее, я узнала, что воробьи все время держатся группами. Из учебника окружающего мира я узнала, что такие группы называются стаями [7, с.36]. Синицы же сидят по несколько штук, держатся от всех отдельно. Если на дереве располагаются воробьи, то синиц на нем не увидишь. Они будут стараться расположиться на соседнем дереве. На земле в поисках семян и крошек синиц увидишь редко. А вот стайка воробьев смело прыгает в поисках съестного.

Исходя из вышесказанного, для начала хочу отобразить данные, отражающие особенности поведения птиц в виде таблицы.(1)

Позиция наблюденияСиницаВоробей
1. Встречаются зимой и летом?Обитают около жилья человека зимой. Летом можно увидеть крайне редкоОбитают около жилья человека круглый год
2. Где можно встретить?В любом месте города.В любом месте города
3. Как можно увидеть птиц в селе?Отдельные птицы или небольшие группы до 5.Стайками до 30 птиц.
4. Где чаще встречаются птицы?На деревьях по 1-2 птицы.На деревьях и земле стайками по 20-30 птиц.
5. Какие места питания?Деревья с ягодами и кустарники семенами.Мусорные контейнеры, деревья с ягодами.
Виды птиц, прилетающих на кормушкуПоведение и количество птиц прилетающих на кормушку.Поведение между собой
1 день2 день3 день4 день5 день
СиницыПтиц прилетает мало, поведение очень осторожное.
На кормушку садятся по одной.
Птиц прилетает больше, по сравнению с 1 днем, поведение более спокойное по сравнению с 1 днем.
На кормушку садятся по одной – две птицы.
Птиц прилетает столько же, как и во второй день, поведение спокойное.
На кормушку садятся по одной – две птицы. Иногда прилетают по трое.
Птиц, прилетает больше ,поведение спокойноеКоличество птиц увеличилось, поведение спокойное.Более крупные птицы отгоняют более мелких.
К воробьям относятся спокойно.
ВоробьиНе былоНе былоПрилетела небольшая стайка, ведут себя осторожно.
На кормушку садятся по несколько особей.
Стайка прилетела немного больше, ведут себя менее осторожно.
На кормушку садятся по несколько особей.
Количество птиц увеличивается. На кормушку садятся кучками. Поведение спокойное.Отношение спокойное ко всем. Не конкурируют, ждут своей «очереди».

Далее, в таблице указаны мои наблюдения за поведением птиц непосредственно на кормушке.

Заключение

Мои наблюдения помогли мне больше узнать о жизни маленькой частички живой природы.

Птицы — важная часть живой природы. Синицы и воробьи зимой обитают около жилья человека. Это связано с поиском пищи и местами ночлега.

Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой, ведь когда птица сыта холод ей нипочем.

Развешивая кормушки в садах, парках, около своих домов мы не только помогаем птицам, но и защищаем деревья, потому что если в каком-то месте птицы находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и охранять растения от вредных насекомых.

Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные для человека притягательных тайн, жили счастливо на нашей земле!

Список литературы

Птицы. Энциклопедия природы России./ Под ред. В. Флинта – М., 1996 г. Мальчевский А.С. Орнитологические экскурсии. – Л.; ЛГУ, 1981 г. Клепинина З.А. Природоведение. Учебное издание. Просвещение, Москва, 1992 г. Интернет источники. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей/ АСТ. Москва.: . — 1997г. Савенков А. B.Исследовательское обучение младших школьников. /Самара.: Издательство «Учебная литература».- 2010г. Федотова Н.О., Трафимова Г.В.. Окружающий мир. Учебник/Москва.: Академкнига. – 2010г. Шумакова Н.Б.. Развитие исследовательских умений младших школьников. /Москва. Просвещение. – 2011г.

Проект в ДОУ «Перелётные птицы»

  • 26 мая 2015

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2015»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Сроки проведения: 15.03.2015 – 31.03.2015 года.

Тип проекта: творческий, краткосрочный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Количество участников проекта: воспитатели, дети – 13 чел., родители – 8 чел.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность реализации проекта. В настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относится к природе, то они погубят нашу планету. А для того чтобы этого не произошло надо с дошкольного возраста воспитывать экологическую культуру и ответственность детей, так как приобретенные в дошкольном возрасте знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.

Проблема и гипотеза. В процессе работы с детьми группы старшего дошкольного возраста, был выявлен недостаточный уровень сформированности знаний о перелётных птицах, особенностях их жизни.

Гипотеза: можно предположить что для повышения уровня знаний и представлений детей о перелетных птицах нужно использовать не только традиционные формы работы с детьми, но и современные подходы (самостоятельный поиск информации детей совместно с родителями, обмен информацией в группе между детьми

Цель проекта: Формировать у детей представления о перелетных птицах, среде их обитания.

Задачи проекта:

  • Образовательные: Расширить знания и представления детей о перелётных птицах, особенностях их жизни. Создать развивающую среду для формирования представлений об окружающей действительности и развития связной речи путём использования средств ИКТ, подбора познавательной энциклопедической литературы, создание плакатов.
  • Развивающие: Развивать познавательную активность, желание узнать новое, поделиться своими знаниями с другими воспитанниками.
  • Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Ожидаемые результаты:

  • Расширение знаний детей о перелётных птицах, особенностях их жизни .
  • Формирование на этой основе нравственного и личностного отношения к окружающей действительности, бережного отношения к птицам;
  • Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста;
  • Раскрытие творческого потенциала семьи;
  • Расширение коммуникативной сферы и практического совместного опыта ребёнка и родителей.

1 этап: Подготовительный.

  • Создание развивающей среды в группе;
  • Подбор дидактических игр;
  • Подбор детской и научной литературы, презентаций, иллюстраций;
  • Подбор рекомендаций для родителей по выполнению творческого домашнего задания;

2 этап: Реализация проекта. Работа с детьми.

  • Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций
  • Чтение художественной и научной литературы о перелётных птицах.
  • Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной тематике).
  • Разучивание потешек, закличек о птицах.
  • Занятия: Ознакомление с окружающим «Наши друзья пернатые»; Развитие речи «Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Составление описательного рассказа с использованием плана-схемы»; Рисование «Ласточка»(акварель), «Перелётные птицы» (цветные карандаши); Аппликация (модульная) «Лебедь»; Конструирование (техника оригами) «Грач», «Лебедь», «Гусь»; Лепка из пластилина «Перелётные птицы».
  • Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике.
  • Просмотр презентации о перелётных птицах.
  • Рассматривание научной литературы.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ С ДЕТЬМИ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОМ

Задачи:

  1. Учить выкладывать силуэты птиц из различных деталей, геометрических фигур по образцу, воображению.
  2. Называть перелётных птиц.
  3. Продолжать учить зарисовывать птиц по образцу.
  4. Развивать внимание, логическое мышление.
  5. Упражнять детей в составлении рассказа на заданную тему.

Организация игровой деятельности детей. Перечень игр и упражнений: «Чего не хватает?»; «Узнай по тени»; «Кого не тало»; «Сравни птиц»; «Чей домик?»; «4-й лишний»; «Разрезные картинки»; «Нарисуй по точкам»; «Что сначала, что потом»; «Дорисуй то, чего не хватает»; «Построй по образцу»; «Придумываем перелётных птиц».

Выводы. В ходе реализации проекта у детей возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями; расширились знания и представления об особенностях жизни перелетных птиц; увеличился словарный запас по данной теме; пополнилась картотека игр, картинок с информацией о птицах. В процессе работы у детей возникло желание создавать условия для птиц (постройка скворечников, подкармливание птиц). Таким образом, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение в процессе работы.

Приложение 1. Проект в ДОУ «Перелётные птицы».

Приложение 2. Презентация.

Автор: Альчикова Ольга Борисовна, воспитатель 1 квалификационной категории; Лавриенко Наталья Анатольевна, воспитатель 1 квалификационной категории; Рахматуллина Рамиля Исламовна, учитель-логопед; Евсеева Елена Сергеевна, педагог-психолог, ЛГ МАДОУ ДСКВ №7 «Филиппок», г. Лангепас, ХМАО-ЮГРА.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]