Конспект занятия по экологии для детей 5-6 лет на тему: «Пернатые друзья»
Конспект занятия по экологии для детей 5-6 лет на тему: «Пернатые друзья»
Цель
: формирование экологической культуры; обобщение представления о зимующих и перелётных птицах.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить знания детей об особенностях птиц: внешнем виде, месте обитания, питании;
Активизировать словарь по лексической теме: «Зимующие и перелётные птицы»;
Учить употреблять притяжательные прилагательные: голубиный, воробьиный и т.д.
Развивающие:
Формировать умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
Развивать мышление, наблюдательность, речь, познавательный интерес;
Развивать общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные:
Воспитывать бережное и внимательное отношение к птицам, желание помогать им в зимнее время;
Воспитывать желание получать и находить новые знания о птицах;
Способствовать поддержанию положительных эмоций на протяжении всего занятия.
Приоритетные образовательные области
: познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие.
Оборудование:
макеты деревьев, силуэты зимующих и перелетных птиц, иллюстрации зимующих и перелетных птиц; магнитофон.
Предварительная работа:
беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, творческая деятельность
(лепка, рисование, аппликация).
Ход организованной образовательной деятельности.
1 часть
.
Сюрпризный момент
: появляется ворона, в клюве у неё письмо, с криком «кар-кар, беда-беда» бросает письмо и улетает. («Подхватываю» и читаю письмо: «Дорогие ребята! Пишет вам старичок-лесовичок. В нашем лесу произошла беда! Злая волшебница Вьюжка прогнала всех птиц из нашего леса. А без них очень плохо. Помогите, пожалуйста, их вернуть. В конверте вы найдёте задания, после выполнения которых птицы вернутся в лес, волшебную палочку и волшебное заклинание, для того, чтобы быстрее оказаться в осеннем лесу.»
— Ну, что, ребята, поможем старичку-лесовичку вернуть птиц?
Дети: да.
— Тогда приготовьтесь, закройте глаза, я взмахну волшебной палочкой, произнесу волшебное заклинание и мы с вами окажемся в лесу:
«Осенний лес, дивный лес,
Полон сказок и чудес,
Ты, откройся нам скорей,
Удиви наших детей»
Медленно произношу «заклинание», в это время младший воспитатель расставляет макеты деревьев .
— Открывайте глаза.
— В какой лес мы с вами попали? Опишите его.
Дети: осенний, красивый, и т.д.
-Как красиво в лесу! Лес разодет в осенний наряд. Деревья стоят в осеннем убранстве. А какая в лесу тишина, никто не нарушает его покой.
— Но птиц действительно не видно. А, чтобы их вернуть, нам нужно выполнить задания, о которых нам написал старичок-лесовичок. И вот первое задание: нужно отгадать загадку-описание. А поможете мне в этом вы. Только договоримся, что будем слушать загадки до конца.
Игра «Угадай по описанию
«. Объясняю правила игры.
Выходит ребёнок, закрывает глаза, надеваю ему на голову шапочку дятла.
Кто расскажет нам, что вы знаете об этой птице? Если информации недостаточно, спрашиваю другого ребёнка или дополняю сама.
Ребёнок: эта птица живет в лесу. Его можно назвать красавцем. Спинка у него черная, брюшко белое с черными крапинками, а на голове у него ярко — красное пятнышко, точно беретик. У неё очень крепкий клюв. Своим крепким клювом он может сделать дырочку в твердом стволе дерева. А язычок у него длинный, проникает в щель в коре и ловко достает жуков — короедов и других насекомых. Ими он питается.
Ребёнок: его называют санитаром леса, потому что он спасает дерево от жуков- короедов и других вредных насекомых.
Ребёнок: а ещё он питается семенами из сосновых и еловых шишек.
— Ну, что ты догадался, кто это?
Ребенок: дятел.
— А вот и дятел прилетел и на дерево сел.
Далее приглашаю второго ребёнка, надеваю шапочку снегиря.
Ребёнок: у этой птицы чёрные крылья и красная грудка, своё имя птичка получила за то, что прилетает к нам с первым снегом.
Ребёнок: питаются эти птицы ягодами рябины, облепихи, барбариса, семенами растений.
— Кто эта птица?
Ребенок: снегирь.
— Правильно, вот и снегирь прилетел и на ветку сел
Следующему ребёнку также предлагаю закрыть глаза и надеваю шапочку синицы.
-Кто расскажет нам, про эту птицу.?
Ребенок: это зимующая птица, у нее желтая грудка. Они очень шустрые и бойкие птички, переживают зиму, укрывшись в дупле. Весной и летом они питаются разными насекомыми, а зимой, когда корма в лесу не хватает, птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Ребёнок: синицы, кроме семян любят клевать свежее несолёное сало.
Ну догадался, что это за птичка?
Ребенок: синица.
— А вот и синица прилетела и на дерево села.
— И последнюю птичку надо описать.
Надеваю на голову ребёнка шапочку сороки.
— Кто расскажет нам по эту птицу? Ребенок: эта птица — белобокая длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее – монетку или стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в своё гнездо. Они всеядные птицы.
-Ну что это за птица?
Ребенок: сорока.
— Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве. Птички в этой стайке разные, но все они относятся к каким птицам, как их назвать одним словом?
Дети: Зимующие.
— Ребята, сейчас я вас превращу в птичек. (быстро раздаю силуэты птиц каждому ребёнку)
Физминутка
Птичка крылья отрехнула,
Птичка крыльями взмахнула,
Помахала, полетала,
Села, зёрнышки клевала.
Игра «На кормушке».
— У вас в руках силуэт птицы, посмотрите, вспомните, что это за птица и слушайте внимательно стихотворение. Та птица, которая услышит о себе, «прилетает» на «кормушку». (Дети прикрепляют птицу на магнитную доску.)
— Стихотворение Зинаиды Александровой «Новая столовая»:
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири.
Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краёв — Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье Прилетел к нам гость весенний — Путешественник-скворец… Вот и песенке конец.
— Ребята, как вы думаете, какая птица здесь лишняя?
Дети: скворец.
— Правильно, а почему?
Дети: скворец — это перелётная птица.
— Каких ещё перелётных птиц вы знаете?
Дети называют, я демонстрирую картинки: кукушка, ласточка, соловей, грач.
— Почему же эти птицы не остались с нами зимовать?
Дети: Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых: жуков, мух, мошек…
— Правильно, когда становится холодно и насекомые прячутся в щели, залезают глубоко под кору, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма.
— Итак, с первым заданием мы с вами справились, но в конверте лежит ещё одно задание: д/и «Угадай птицу по фотографии
«. Если вы справитесь, то вся птичья стайка нас порадует своим пением.
Раздаю детям картинки с изображением части птицы, объясняю, что фотограф сделал неудачные фотографии и нужно отгадать, что за птицу сфотографировал фотограф. Спрашиваю: чей хвост? (Ласточкин) и т.д.
— Вот мы и со вторым заданием справились. Послушайте, ребята, птицы ожили и запели (звучит запись «Звуки птиц»).
2 часть.
-Ребята, давайте сделаем зимующим птицам приятное и смастерим для них вкусное угощение.
Дети подходят к столам, на которых лежат на подносах шишки, птичий корм, в баночках клейстер. Показываю образец выполнения задания. Далее дети самостоятельно делают угощение для птиц. Обмакивают шишки в клейстер, а затем в корм и складывают на поднос.
— Какие вы молодцы, сколько вкусных угощений для птиц вы смогли сделать. На прогулке мы подвесим наши угощения на веточки, порадуем птиц.
Рефлексия
.
— Ребята, что вам больше всего понравилось на нашем занятии? Что узнали нового? Что для вас было трудно? О чём расскажете дома?
— Наше занятие закончено, все молодцы.