Сборник технологических карт по сюжетно — ролевым играм (старший возраст)


Сборник технологических карт по сюжетно — ролевым играм (старший возраст)

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Едем в автобусе».

Цель: продолжать знакомить с профессиями, дать представление о профессии водителя автобуса, рассказать о действиях с предметами (такими как руль, сигналы светофора, дорожные знаки, правила поведения в общественных местах).

Игровые задачи:

— воспитывать интерес к играм с элементами ПДД, положительное отношение к выполнению правил дорожного движения, желание отражать свой социальный опыт в сюжетно-ролевой игре, навыки культурного поведения в общественном транспорте, уважение к профессиям, связанным с темой игры;

— развивать внимание, наблюдательность, ответственность;

— закреплять представления о видах пассажирского транспорта, об обязанностях пассажира, о правилах поведения в общественном транспорте и на остановке, о профессиях водителя, кондуктора, диспетчера, контролера, регулировщика, автослесаря, бензозаправщика, автомойщика;

— закреплять знания о некоторых правилах дорожного движения: о правилах перехода через дорогу по пешеходному переходу и при выходе из автобуса, о сигналах светофора;

— формировать умение придумывать замысел игры, создавать предметно-игровую среду, способствовать развитию сюжетной линии игры за счет введения новых ролей и ситуаций; учить распределять роли и брать на себя конкретную роль, вести ролевой диалог, планировать и выполнять игровые действия в соответствии с ролью, устанавливать ролевое взаимодействие в игре.

Структурные компоненты игры:

Игровые роли:

водитель, пассажиры, кондуктор, бензозаправщик, автослесарь, автомойщик, контролер, диспетчер, регулировщик.

Игровые действия:
«
Строим автобус»,«Школа водителей автобуса» ,«Едем на автобусе» (в детский сад, парк, в гости, в театр, музей, кино, зоопарк, кафе, в больницу, в магазин, в парикмахерскую) , «На экскурсии»,«Автобусный парк»,«Автобусы нашего города» ,«Поездка на автобусе» (за город, на речку, в лес, в деревню, на дачу),«Веселое путешествие на автобусе»,«Оживленный перекресток»

Педагогическое сопровождение игры:

воспитатель осуществляет организацию и незаметно направляющее руководство.

Прогнозируемые результаты:

Обогащение личного опыта детей, умение развить сюжет игры. Получение знаний об различных обязанностях пассажиров и водителей, правилах поведения в общественном транспорте и на остановке. Сформировать умение вести ролевой диалог.

Обогащение содержания сюжетно – ролевой игры Атрибуты к сюжетно – ролевой игре

(предметно – игровая среда)

Роли/ Игровые действия Игровые темы
Экскурсия к остановке автобуса

: наблюдение за автобусом и работой шофера, за поведением людей на остановке, за тем, как осуществляется высадка и посадка пассажиров, за действиями транспорта, пешеходов

Чтение

: загадки, стихи, сказки про автобус

Настольная игра

«Собери автобус» (разрезные картинки, плоскостной геометрический конструктор)

Дидактическая игра

«Мы – пассажиры», «Куда поедем?», «Это что за остановка?»,

Подвижные игры

«Водители и пассажиры», «Три сигнала светофора»

Беседа

«Как вести себя в автобусе», рассматривание и обсуждение памяток

Игра-инсценировка

«Мы – пассажиры автобуса»: закрепление правил поведения в общественном транспорте, обыгрывание проблемных ситуаций

Продуктивная деятельность

: аппликация «Автобус», совместное изготовление автобусных билетов, конструирование автобуса из строительного материала, стульев

Прослушивание музыкальных произведений:

«Автобус» муз. М.Иорданского, сл. О. Высотской

Автобус, сделанный из стульев, руль, номер автобуса, коробка переключения передач, педали, микрофон, рация, кепка и жилет (накидка) водителя, сумка кондуктора, жилеты (накидки): автослесаря, бензозаправщика, автомойщика, регулировщика, диспетчера, контролера.

Светофор или сигнальные карточки, жезл. Автобусная остановка: штатив, на котором укрепленакарточка с символическим изображением остановки:«Театр», «Детский сад», «Зоо­парк», «Больница», и т.д. Пешеходный переход: знак, коврик-зебра.

Инструменты для ремонта автобуса, насос. Шланг для имитации заправки машины бензином,маленькая канистра. Небольшое ведерко с тряпкой. Деньги, кошельки, билеты, чеки. Кассовый аппарат.

Куклы, игрушки-животные.

Водитель

: ведет автобус, подает сигнал, объявляет и делает остановки, общается по рации с диспетчером, проверяет состояние автобуса, накачивает шины.

Пассажиры

: входит или выходит на остановках, покупает билет, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, подготовка к дальней поездке (собирают вещи, воду, продукты в дорогу; причесываются, наряжаются, если едут в театр, в гости).

Кондуктор

: продает билеты, следит за соблюдением правил поведения в автобусе, объясняет пассажирам, как проехать до нужной остановки.

Бензозаправщик:

заливает в автобус бензин, берет деньги, пробивает чек.

Автослесарь:

чинит автобус, устраняет неполадки, меняет колесо, берет деньги за ремонт, пробивает чек.

Автомойщик

: моет автобус, берет деньги, пробивает чек.

Контролер:

проверяет наличие билетов у пассажиров.

Диспетчер:

выдает маршрутный лист, общается по рации с водителем, контролирует передвижение по маршруту.

Регулировщик:

регулирует движение, подает сигналы, штрафует за нарушения ПДД.

«

Строим автобус»

«Школа водителей автобуса»

«Едем на автобусе» (в детский сад, парк, в гости, в театр, музей, кино, зоопарк, кафе, в больницу, в магазин, в парикмахерскую)

«На экскурсии»

«Автобусный парк»

«Автобусы нашего города»

«Поездка на автобусе» (за город, на речку, в лес, в деревню, на дачу)

«Веселое путешествие на автобусе»

«Оживленный перекресток»

Организация сюжетно-ролевой игры при помощи технологической карты

Наталья Конкина

Организация сюжетно-ролевой игры при помощи технологической карты

.В ноябре прошлого года в нашем детском саду прошло методическое объединение воспитателей, посвящённое инновационным методам работы с дошкольниками.

На этом мероприятии я выступала с докладом из опыта работы на тему «Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры«. При подготовке много материала нашла на сайте и выражаю огромную благодарность коллегам.

Итак, доклад.

С введением ФГОС ДО в воспитательно-образовательное пространство ДОУ по – прежнему остаются актуальными вопросы развития детской игры. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности ребёнка.

Рассмотрим сюжетно-ролевую игру.

Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, отношения между детьми.

В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли и т. д.

Доктор педагогических наук Александр Владимирович Запорожец в связи с этим писал, что детская игра — «это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание детской личности»

Что же мы имеем в настоящее время? К сожалению мы сталкиваемся с примитивизацией детских игр. Основная причина данной ситуации – это простое невмешательство взрослых. Причем, одни это делают просто потому, что не считают нужным вообще наблюдать за детской игрой – играют себе и играют, главное – чтобы без драк и ссор; а другие занимают вполне принципиальную позицию, искренне считая, что в детскую игру не следует вмешиваться. В итоге мы имеем, то что имеем.

Оставляя право выбора игры за ребенком, педагогу нужно постараться увидеть ближайшие перспективы и грамотно спрогнозировать развитие игровой деятельности детей. В соответствии с программными задачами, индивидуальными особенностями и интересами каждого ребенка.

Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих.

Кроме этих методов, я в своей практике начала использовать технологические карты сюжетно-ролевой игры. Этим и хочу с вами поделиться.

Что такое технологическая карта? .

В толковом словаре дается такое определение.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п.

Существуют технологические карты блюд, изделий, процессов, уроков.

А мы рассмотрим технологическую карту игры – последовательность действий, которая изображена графически (т. е. в виде схем или рисунков, т. к. дети (большинство)

ещё не умеют читать.

Технологическая карта предлагает новый подход к организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель, воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений.

Данные технологические карты разработаны на основе метода комплексной поддержки самодеятельных игр, который был предложен педагогами С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной и впервые опубликован еще в 1979 году. При разработке особое внимание обращалось на то, чтобы решались задачи не только полноценного образования детей по всем пяти взаимодополняющим образовательным областям, но и задачи, связанные с поступательным развитием и усложнением самой игровой деятельности воспитанников.

Но как же дети смогут расшифровать технологическую карту? Смогут, если принимали участие в её составлении (т. е это наиболее простой путь к пониманию- делать её шаг за шагом вместе с ними)

Мы вместе с детьми составили технологическую карту, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета. Огромная благодарность Светлане Можановой- именно в её материале я увидела такую.

Любая игра имеет свои правила. На этой карте показаны,основные правила : «Позови друзей»

,
«Распредели роли»
,
«Выбери необходимые предметы»
,
«Поиграйте»
,
«Прибери игрушки»
. Хочу с вами поделиться своим опытом создания
технологической карты игры «Полет в космос»
.

Все мы знаем, что организовывая сюжетно-ролевую игру, мы должны дать детям максимум информации по теме сюжета.

Необходимо всемерно обогащать непосредственный и опосредованный опыт детей, их представления и о предметном мире, и о социальных взаимоотношениях в самых разных областях действительности. Причем эти знания должны иметь не столько «энциклопедический»

, сколько практический, действенный характер, это должно быть
«живое»
знание, такой опыт, который ребенок мог бы применить на практике.

Поэтому, мы смотрели мультфильмы и презентации о космосе

в том числе и дома (родители получили задание посмотреть с детьми мультфильм «Тайна третьей планеты»

, беседовали, рассматривали иллюстрации в книгах, атласах

играли в настольные игры, строили космические объекты из конструктора

Не стала исключением и продуктивная деятельность:создали из пластилина макет космического пространства:

Раскрашивали картинки на космическую тему для создания альбома «Далёкий космос»

Рисовали космические объекты при помощи трафаретов

Вернёмся к технологической карте.

Составляя её,мы с детьми придумывали игровые сюжеты, которые я записывала. Затем эти сюжеты мы вместе превращали в графические рисунки, т. е. моделировали ситуации.

Вместе с детьми и родителями готовили атрибуты для игры, которые бы давали ребенку возможность проявить фантазию, творческое воображение, находчивость.

А сейчас предлагаю посмотреть фотоотчёт сюжетно-ролевой игры «Полёт в космос»

, которая была проведена с использованием
технологической карты. Поскольку при освоении новой игры интерес детей огромен, желательно выбрать такой сюжет, чтобы задействовать всех. Технологическая карта нашей игры на самом первом фото, под заголовком.
Доставка ракеты на космодром

Установка ракеты на стартовой позиции

Космический центр всегда на связи.

Занятия космонавтов физической подготовкой под руководством тренера

Медицинский осмотр перед полётом

Прощание с родными…

К старту готовы!

Счастливого полёта! В добрый путь!

На начальных этапах освоения игры лучше использовать технологические карты с готовым (заранее придуманным)сюжетом, изображённым схематически на одном листе. А с обогащением игрового опыта, технологические карты могут составляться самими детьми из отдельных карточек-фрагментов.

. По желанию детей сюжетные линии могут изменяться усложнением сюжета, количеством ролей.

Дорогие друзья!Я предлагаю вам посмотреть, какие сюжеты для игры мы с детьми изобразили графически. Из таких сюжетов потом составляется технологическая карта.

А следующие карточки предлагаю озаглавить вам.

Соотнесите картинку с действием

Это лишь небольшая часть возможных сюжетов. Мы обязательно продолжим их создание и обыгрывание.

Таким образом, использование технологической карты сюжетно-ролевой игры пробуждает и поддерживает интерес детей к игре, а также способствует проявлению самостоятельности и инициативы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]