Счет это весело и просто! Как легко научить ребенка считать в уме?

Устный счет — навык, который пригодится ребенку не только в школе, но и в повседневной жизни. Если вы до сих пор сомневаетесь, стоит ли учить детей считать в уме, вот веские причины:

  • устный счет развивает способность мыслить рационально и улучшает ментальные способности (память, логику, концентрацию);
  • полезен в быту — рассчитать скидку в магазине, остаток средств на счете;
  • это часть развития, такое же необходимое умение, как способность читать и писать.

В статье мы рассказываем о нюансах обучения и самых популярных методиках.

Польза устного счета

  1. Способность человека быстро устно считать свидетельствует об аналитическом складе ума, он может существенно отдалить время слабоумия и маразма, связанного с естественным процессом старения организма человека.
  2. Умение позволит не обмануть себя при совершении ежедневных покупок.
  3. При отсутствии такого навыка, человеку сложно быстро принимать выверенные правильные решения, просчитывать различные векторы развития событий и искать рациональные варианты сложных профессиональных задач.
  4. При тренировке мозга методом устного счета наблюдается рост умственных способностей человека, как следствие этого, растет его самооценка, что способствует профессиональному росту.
  5. Для детей, умение считать в уме позволяет существенно быстрее осваивать речь, убыстряется мысленная реакция, формируется способность принимать неординарные решения. Устный счет развивает память, и также как у взрослых людей, придает уверенность в себе.

Подготовка к обучению

Прежде всего у ребенка должно сформироваться понятие числа. Для малыша эта категория является абстрактным понятием. На первых порах ребенку сложно объяснить, что такое число или цифра.

В качестве обучающего материала может быть выбрано все что угодно: любимые кубики, мячики, мягкие игрушки, машинки и т.д. Важно, чтобы малыш понимал, что с ними можно не только играть, но их возможно посчитать.

Это не должно быть в форме скучного и навязчивого урока, ребенок это просто не поймет. Все должно выглядеть словно игра, как бы “между прочим”.

Важно не упустить время, когда ребенок воспринимает все как увлекательную игру, тогда обучение станет для него приятным занятием.


Не забывайте главное правильно – занятий должны быть интересными и приносить удовольствие!

Обратите внимание, что занятия с ребенком должны быть разнообразными. Если организовать все в форме игры, то и обучение чтению в 6 лет и работа с техникой чтения в 9 лет будет доставлять удовольствие и не покажется утомительной. В качестве отдыха во время занятий малышу можно предложить сбор пазлов, другие развивающие игры или задания на логику.

Быстрые методики

Методика Сергея Полякова

Берет за основу целостность мышления ребят, при этом наряду с зрительной памятью активизируется и двигательная.

Представлен цикл упражнений с кубиками, на которых показаны цифры. Малыши узнают количественную характеристику предметов, не считая их.

Освоение идет с умения считать до 10. Затем идет прибавление не по единице, а по 3, 5, 6 и т.д. Так у детей развивается понимание «больше» и «меньше» на интуитивном уровне.

Методика направлена на то, что карапуз начинает запоминать число на кубиках, который основан на количестве похожих объектов.

Метод помогает ребенку узнавать количественный состав предметов, не пересчитывая их.

Самое главное, что занятия можно проводить в любом месте, где представлено хоть какое-то множество предметов. Большим плюсом методики является то, что занятия проводятся в форме игры по 15-20 минут.

Методика Петерсон

Основывается на строении «слоеного пирога». Сущность её в том, что в процессе обучения идет наслаивание изучаемого материала на уже имеющийся, как в слоеном пироге.

Учитываются возрастные особенности малышей. Занятия начинаются с трех лет в игровом формате.

Особенностью методики является то, что ребенок добывает знания самостоятельно и учится решать задачи и проблемы своими путями, поэтому знания получаются более глубокими.

Важно то, что есть возможность проводить занятия в домашней обстановке при помощи книжек и учебных пособий для каждого возраста.

Обучение по Зайцеву

Развивающие занятия начинаются с трехлетнего возраста. Основывается на комплекте разработанных схем, где представлены цифры от 0 до 9.

Первая схема дает возможность быстро делать математические операции в уме в пределах сотни.

Следующая таблица дает возможность осваивать трехзначные числа и их состав: сотни, десятки, тысяча.

Третья дается с целью манипулирования с многозначными числами.

Суть данной методики — показать взаимосвязь различных функций чисел на основе выполнения тренировочных заданий.

Автор уверен, что когда они выполнять задания, то быстрее осваиваются арифметические операции с числами в пределах ста.

Как правильно учить?

  • Обучение ребенка основам математического счета должно происходить только в игровой форме и при желании малыша.
  • Обучение счету должно вестись в увлекательной игровой форме и непрерывно (каждый день). Задействуется зрительная и тактильная память малыша.
  • Занятия должны быть выстроены в четком алгоритме и иметь систему. Допустим, сначала происходит закрепление понимания “один” и “много”, затем “больше” и “меньше”.
  • Важно объяснить разницу между понятиями “больше”, “меньше”, “равно”.
  • В игровой форме, например, спускаясь по лестнице, научите ребенка порядковому счету от 1 до 10;
  • Покажите ребенку на предметах, как соотносятся произносимые цифры с реальным количеством;
  • Попробуйте на элементарных жизненных ситуациях объяснить ребенку, как происходит увеличение или уменьшение количества предметов, например, к одной машине приехала еще одна, получилось две машины и т.д.

Если вы считаете, что формирование такого важного навыка лучше доверить профессионалам, то рекомендуем вам записать ребенка на курсы ментальной арифметики. Результаты занятий вас приятно удивят!

С чего начинать

Чтобы начинать учить ребенка счету, не нужно выделять время и ждать подходящего случая. На первых этапах подойдет математика (средняя группа) — счет в пределах 5.

Показывать числа, рассказывать о цифрах, количестве предметов и о том, для чего это нужно, стоит в игровой форме, легкой и доступной маленькому ребенку. Например:

  • Стоит попросить показать собачек на улице и озвучить это число, а затем посчитать вместе.
  • Можно считать формочки, которые принесли в песочницу.
  • Полезно приобрести специальные карточки для малышей, на которых изображены животные и цифра, которая обозначает их количество.

Кризис трех лет — советы родителям от психолога

Обратите внимание! Можно придумывать самим простые примеры и включать их в игры и занятия. Так ребенок незаметно для себя научится простейшим математическим действиям и узнает цифры от одного до пяти, а затем и дальше.

Вырезанные цифры

Учимся считать до 10

Необходимо в повседневную жизнь ребенка ввести понимание количества, для этого требуется постоянно акцентировать внимание на предметах, с упоминанием их числа.

Полезно разучивать с ребенком считалочки, стихи в которых упоминаются цифры.

Для обучения ребенка счету от 1 до 10 необходимо использовать различный обучающий материал. В настоящее время много анимационных обучающих видео, в которых в понятной для ребенка форме любимые мультипликационные герои играя обучают малыша счету.

Здесь используется зрительная память ребенка, также информация воспринимается на слух.

Несложные задания, помогут малышу не только изобразить вышеуказанные числа и сформировать о них представление, но и потренировать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и внимание.

Дидактическая игра «Посчитай-ка. Счёт в пределах 10» для детей 4–5 лет

Татьяна Мезенцева

Дидактическая игра «Конте. Счет в пределах 10 “для детей 4-5 лет

Аннотации

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика – сложная наука, которая может быть сложной задачей в школе. Также не все дети обладают задатками и математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с азами счета.

Выработка количественных соотношений – сложный процесс, доставляющий значительные трудности большинству детей. Часто дети не понимают, зачем им считать, измерять и не приблизительно, а точно. Не осознавая смысла совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний.

Преждевременное обучение счетной деятельности неизбежно приводит к тому, что представление о числе и счете становится формальным. Поэтому обучение счету начинается не сразу. Ему предшествует подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с множеством предметов, в которых дети, используя приемы аппликации и наложения, сравнивают совокупности, устанавливают «дополнительные» связи»

, “меньше» без использования цифр и подсчета. Учитывая все вышесказанное, было создано игра “Граф» .

Игра рассчитана как на совместную, так и на индивидуальную деятельность.

Предлагаемые игры рассчитаны на детей от 4 до 5 лет.

Задача:

Закрепление навыков счета на 10.

Задания:

1. Консолидация обратного и порядкового счета, соотношение числа и количества.

2. Развитие внимания, памяти, образно-образного и логического мышления, умения анализировать, сравнивать, классифицировать.

3. Усилить умение отвечать на вопросы «Сколько?»

, “Какое число больше?» , “Какое число ниже?» , “Насколько число . больше числа?» , “Насколько число .. меньше числа?» ; усилить умение объединяться в группы элементов для заданного числа, посмотрите общее количество элементов и назовите его числом. 4. Развивайте представления о цвете, форме, размере и свойствах предметов с помощью ярких изображений и игровых действий.

Что еще почитать: Мастер — класс «Круги Луллия» методическая разработка на тему

Материал:

Игра состоит из десяти основных карточек с изображением различных животных от 1 до 10 и ряда чисел от 1 до 10.

Правила игры:

Под карточкой поставьте число, соответствующее количеству предметов или животных, изображенных на картинке.

Ребенок, разглядев карточку и выслушав задание учителя, должен расставить определенное число.

Осложнение: использование понимания значения слов «Сколько еще?»

, “Как минимум?» , “Они уехали» , “Справа» .

Учимся считать до 20

Когда малыш без труда будет считать до 10, уверенно показывать цифры и соотносить нарисованную цифру с количеством предметов, соответствующему ей, можно приступить к изучению дальнейшего счета.

Кроме механического способа заучивания дальнейшего счета, такими же методами, как и применялись при изучении счета от 1 до 10, ребенку нужно объяснить понятия “десяток” и “единица”.

Эту игру можно сопроводить с демонстрацией карточек, на которых будут изображены изучаемые числа.


Важно объяснить ребенку, что после 10, все числа будут состоять из двух цифр.

Первое из которых “десяток” (первая коробка с конфетами), а второе единица (вторая коробка с конфетами).

Ребенок должен понять систему, по которой все цифры идут одна за другой: 11 после 10, 12 после 11 и т.д.

Нужно продолжать активно использовать обучающие мультфильмы, считалочки, песенки, раскраски с заданиями и т.д. – все то, что применялось при изучении счета от 1 до 10.

Когда у ребенка сформируется понимание “десятка” и “единицы”, то можно осваивать счет дальше до 100.

Не забывайте уделять внимание и другим

Методики обучения в разном возрасте

Для детей 2-3 лет

Необходимо привить ребенку в игровой форме понимание счета и начальные навыки применения его к предметам. Например, считаем пальчики на одной ручке, просим принести один, два… предмета. Прививаем понятия: “много”, “мало”, “большой”, “маленький”.

Для детей 4-5 лет


Нужно использовать желание малыша помочь родителям в домашних делах.
Вместе складывая игрушки в коробку можно их сосчитать или попросить ребенка подать одну или несколько тарелок со стола.

Постепенно у малыша должно быть сформировано понятие “один” и “много”, “меньше”, “больше”, “шире”, “уже”.

Также ненавязчиво малыша нужно знакомить с пониманием формы предметов: круглый мяч или квадратный кубик и т.д.

Контактное обучение гораздо эффективнее, в этот момент малыш ощущает предмет, включается несколько зон восприятия объекта и обучение проходит легче.

Малыши сравнивают “много” и “один”. Разные предметы нужно сравнивать, чтобы выработать понимание их свойств, не перегружая малыша характеристиками предмета. Постепенно ребенок должен сам объединять разные предметы по одному признаку (маленькие -большие, длинные – короткие).

На занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры (предлагается накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.).

Для детей 5-6 лет

Дети учатся сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один.

Основные способы — накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество.

Для учеников 1 класса

Прежде всего ребенок осваивает счет группами по 2, по 3, по 5, постепенно его подводят к пониманию десятичной системы исчисления.

В этом возрасте большое внимание уделяется устному счету, для чего применяют обучающие способы с игровым уклоном.
Например, пособие “Тысяча плюс” (автор Зайцев Н.А.).

Методика позволяет операции сложения и вычитания в пределах 100 довести до автоматизма, при чем в уме.

При использовании метода Глена Домана дети обучаются счету в процессе игры, используя карточки с точками, при этом развивается зрительная память у ребенка. Существуют и иные методы обучения детей счету.

Вам никак не удается научить ребенка правильно ставить ударения? Или у вас проблемы с определением времени по часам? Тогда вам стоит ознакомиться с нашими материалами, посвященными этим темам.

Для учеников 2 класса

Во втором классе можно продолжить применять методики, которые использовались при обучении в первом классе. Важно выбрать какой-то один метод обучение, чтобы ребенку было легче усваивать материал.

Материал используемый дома должен коррелировать с теми, которые применяет учитель в школе. В форме игры можно на скорость в уме решать примеры на сложение и вычитание с двузначными числами.

Если у вас все еще остались вопросы по обучению счету школьников, то советуем вам посмотреть следующее видео:

Самые распространенные методики обучения детей счету

Для начала заметим, что одной из самых распространенных методик во все времена считался и продолжает считаться счет на пальцах. Он считается классическим, но, конечно же, уже устаревает.

К этому же разряду относятся и счетные палочки. Используя специальные наборы с такими палочками, мамы и папы начинают давать своим детям простейшие задания, такие как, например, положить перед собой одну, две или три палочки, убрать четыре палочки и т.п.

Однако такие методы, по мнению авторов более современных разработок, может, и способны в доступной форме объяснить, что такое один, два и три, но совершенно не годятся для запоминания чисел и решений. К тому же считать впоследствии ребенок будет очень медленно. Заменить эти «неэффективные» способы помогают альтернативные и более современные варианты.

Особого внимания (по причине своего широкого распространения и популярности) достойны следующие:

  • Метод Николая Зайцева, где используются кубики всевозможных цветов, весов и размеров, а также таблицы и клетки, соответствующие этим кубикам
  • Метод Глена Домана с применением карточек с точками
  • Метод Сергея Полякова, в котором используют разноцветные кубики (интересно, что эти кубики можно самостоятельно склеить из цветной бумаги, а затем наполнить крупой)

О методах Зайцева и Домана (а также о некоторых других) и их преимуществах и недостатках мы подробно поговорим в третьем уроке, а сейчас, беря во внимание простоту и возможность самостоятельной подготовки дидактического материала, детальнее разберем метод Полякова.

Устный счет с опорой на состав числа

Зная состав числа, ребенок может устно выполнить действия по сложению и вычитанию. Понимая, например, что число 8 состоит из 5 и 3, или 1 и 7, или 6 и 2, или 4 и 4, он может не задумываясь решать задачи на сложение и вычитание с этим числом.

Для лучшего запоминания рекомендуется решать с ребенком несложные задания:

  • Раскладывать в 2 коробки определенное количество предметов (например, взять 8 горошин и разложить их в разных вариантах: 5+3, 1+7 и т.д.). Предметы нужно постоянно менять, чтобы у ребенка не пропал интерес.
  • Предложить ребенку дополнить число до нужного. Например, повесить на елку 5 игрушек и попросить дополнить елку до 8 игрушек и т.д.

Дальше нужно усложнять задачу и решать примеры “выходящие” за десяток, например 8+5. Для этого нужно:

  • Дополнить первое слагаемое до 10. То есть, ребенок уже знает, что 10=8+2. То есть, ему нужно из второго слагаемого “забрать” число 2.
  • Он вычисляет, сколько еще нужно добавить (на основе знания состава числа 5 = 2+3);
  • Высчитать 8+2+3=13,

Такой же прием (доведение до 10) ребенок будет применять и при вычитании.

Освоив эти способы, ребенок в дальнейшем будет использовать их при решении примеров с числами в пределах 100 и 1000.

Сложение и вычитание: эффективные способы обучения

В начале школы большинство детей уже знают, как оперировать основными математическими операциями: сложением и вычитанием. Современная учебная программа для первых классов построена таким образом, что задачи на сложение и вычитание даются детям практически сразу – и лучше всего научиться складывать и вычитать в дошкольных учреждениях.

Как научить ребёнка сложению и вычитанию: первые шаги

Начните знакомство с элементарными математическими операциями с помощью наглядных объектов – кубиков, счетных палочек или других удобных для ребенка:

  • разобрать номер 2 – показать ребенку, что если сложить один предмет и другой предмет, получится 2;
  • аналогично разбираем остальные цифры в пределах 10;
  • следите за тем, чтобы ребенок понимал принцип анализа и самостоятельно складывал предметы без ошибок;
  • как только вы освоите сложение, переходите к вычитанию, используя те же наглядные пособия.

Сложение и вычитание на пальцах

По мере того, как ребенок учится складывать и вычитать предметы, переходите к сложению и вычитанию на пальцах или пропустите этот шаг, если сын или дочь разумно и безопасно складывает и вычитает все окружающие предметы. В любом случае следите за тем, чтобы ребенок постепенно отучился от счета на пальцах – учителя отмечают, что привычка считать на пальцах мешает детям научиться считать в голове.

Как научить ребенка считать по пальцам:

  1. Когда вы находите интересные головоломки для своего ребенка, начните с пяти пальцев одной руки. Например, сложная задача: «У вас 2 машины, поэтому выпрямите два пальца. У брата 3 машины, выпрямите еще три пальца. Всего у вас 5 машин».
  2. Предлагаем решить задачи на вычитание. Например: «У мамы 4 леденца, расправь четыре пальца. Мама дала тебе конфету, согни палец. У мамы осталось 3 конфеты».
  3. Когда ребенок начнет без ошибок складывать и вычитать в пределах пяти, переходите к аналогичным действиям со соединением всех десяти пальцев.

Как научить ребёнка считать в уме

Сложение и вычитание мыслей – один из самых полезных навыков для дошкольника, который значительно облегчит изучение математики в школе. Прежде чем учить ребенка мысленно считать, убедитесь, что он умеет складывать и вычитать предметы и что у него есть не менее двадцати.

Как научить ребенка считать в голове:

  1. Создайте для ребенка четкую связь между числом и наглядной картинкой – соединяйте игры с домино и математическими кубиками. Можно использовать математический набор по методу Зайцева – набор карточек, соединяющих число и геометрическую фигуру. Дети хорошо воспринимают уроки по методике Зайцева: постепенно таким образом можно выучить сложение и вычитание даже в пределах тысячи.
  2. Научите ребенка, если он еще не знает, что такое «плюс», «минус», «равно», со ссылкой на наглядные примеры.
  3. Уделите достаточно времени анализу числа. Чтобы сложить 4 и 3, ребенку нужно знать, что эти числа «вписываются» в число 7. Тот же принцип работает с вычитанием: чтобы вычесть 5 из 8, вам нужно знать, что 5 и 3 «вписываются» в число 8.
  4. Приобщите ребенка к правилу «сумма не меняется от смены места сроков».
  5. Подключите к обучению все игровые приспособления, которые понравятся ребенку: кубики, столы, счетные палочки, карточки, тематические настольные игры.

Что еще почитать: Составление описательного рассказа с опорой на схему по теме «Посуда»

Как научить ребёнка считать в столбик

Если ребенок умеет считать до ста и понимает, что такое единицы и десятки, обычно нет трудностей со счетом столбцов.

Как научить ребенка считать столбиком:

  1. Объясните, что числа складываются и вычитаются в одном столбце по категориям: единицы – отдельно, десятки – отдельно.
  2. Покажите последовательность действий, если при сложении единиц число больше или равно 10: вам нужно написать только вторую цифру, а первую нужно запомнить. Для удобства полученную первую цифру можно записать над цифрой десятков. Родители наверняка со школы помнят выражение: «Пишем два – один в уме» (или другие цифры от 0 до 9). Пример: 17 + 15 = 7 + 5 = 12 (вы пишете два, одна дает десятки) = 1 + 1 + 1 = 3 (сумма десятков) = 32 (первая цифра – сумма десятков) место , вторая цифра – это сумма единиц разряда).

  3. Научите ребенка вычитать столбчатый. Принцип действия практически такой же, как и при сложении, только если верхняя цифра в единицах меньше нижней, недостающую единицу нужно «позаимствовать» десятками. Например: 31-13 = 11-3 = 8 (цифра 1 «заимствована» из десятков) = 2-1 = 1 (цифра 3 из десятков уменьшается на «занятую» единицу) = 18.

Использование вычислительных приемов

Умение находить оптимальный способ подсчета результата в уме является результатом многочисленных и регулярных тренировок. Важно овладеть определенными приемами, позволяющими быстро произвести расчеты.

Например, в начальных классах часто используют игру в лягушку. Сначала “лягушка” (или “птичка”- не имеет значения) перепрыгивает через цифру 1, ребенок автоматически вычитает или складывает примеры с 1, затем через 2 и т.д.

Детей знакомят и с другими приемами быстрого счета в уме:

  • перестановки слагаемых (например, чтобы посчитать 2 + 57, проще поменять числа местами и прибавить);
  • присчитывания частями (14 + 8 = 14 + 6 + 2);
  • приведение к круглому числу (44 – 15 = 44 – 4 – 10 – 1).

Общие рекомендации

Прежде чем приступить к обучению, проверьте, готов ли ребенок.

Развиваем мышление

Счет в уме требует развитого абстрактного мышления, которое позволяет человеку понимать различные концепции, работать с отвлеченными образами и понятиями.

Проблема в том, что у 5-7-летних детей оно только начинает формироваться. Это трудоемкий процесс: подростки и даже молодые взрослые продолжают развивать абстрактно-логическое мышление в течение долгого времени.

Поэтому необходимо задействовать наглядно-образное мышление с опорой на конкретные зрительные образы — так ребенку будет легче понять, что от него требуется:

  • используйте счетные палочки, магниты и картинки для изучения математики;
  • просите показать цифры, которые вы называете — пусть это станет ежедневным упражнением;
  • связывайте их с понятиями, уже знакомыми малышу (3 богатыря, 5 пальчиков на руке, 7 гномов);
  • вместе рисуйте объекты, по которым можно запомнить цифры (8 ног у паука, 4 — у кота);
  • спрашивайте, какие цифры есть рядом с вами прямо сейчас — вывески, ценники, номера;
  • чаще употребляйте их в речи: «Тебе сейчас 5 лет, в следующем году будет уже 6. А сколько Маше?»

Основы арифметики

Прежде всего убедитесь, что малыш свободно считает до 10 и обратно, иначе дальнейшие упражнения будут даваться тяжело. Затем можно осваивать базовые арифметические действия.

Расскажите и покажите, что такое состав числа: оказывается, 4 яблока — это и 3+1, и 2+2. Положите их на стол и детально продемонстрируйте каждый пример.

Постепенно можно перейти к вычитанию и умножению. Дети должны знать понятия «больше», «меньше», «поровну» и понимать, для чего они нужны.

Главные правила, которые упростят занятия:

  • математика — всего лишь игра, не превращайте учебу в долгую лекцию о цифрах;
  • делайте объяснение максимально наглядным;
  • хвалите за малейшие успехи;
  • счет в уме должен стать обычным делом — считайте деревья во время прогулки, карандаши в пенале, машины на дороге;
  • регулярность и повторение материала — основа крепких знаний.

Обучение в игре

Учимся считать на кубиках

До начала требуется понять какое количество кубиков малыш способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Постоянно играя в кубики, малыша следует поощрять добрыми словами и подсказывать ему верный ответ.

Игра “Приставляем кубики к цифрам”

Должны быть изготовлены карточки, с написанными на них цифрами и кубики. Постепенно ребенок начиная от 1 и 2, понимает, какое число кубиков соответствует определенной карточке.

Игра “Гномики в домике”


Игра имеет разные варианты. Домик может быть начерчен на доске, он разделяется на квадратики – “комнаты”.
“Гномики” будут приходить и уходить друг к другу в гости, то “заходя”, то “выходя” из клеточки в домике. Дети должны отвечать сколько в какой комнате “гномиков”.

Игра “Молчанка”

Учитель пишет на доске примеры в одно, два или несколько действий. Весь класс моча в уме решает пример, по вызову учителя, ребенок молча пишет ответ.

Если он верен все остальные дети один раз хлопают, если нет- дети молчат. Эта игра развивает внимание и укрепляет дисциплину.

Игра “Лото”

В зависимости от изучаемого материала, дети решают различные задания, размещенные на карточках. Карточки могут быть сделаны в виде отдельных картинок, при верном решении примеров, должен быть собран общий рисунок.

Игра “Арифметические лабиринты”

Как относится к занятиям ваш малыш?

Любит Не любит

Детям предлагается решить задачи, мысленно пробираясь по круговому лабиринту с воронками с числами к центру круга.

В нем нарисовано определенное число, которое должно получиться при верном решении примеров.

Задания могут быть разной степени сложности, а зависимости от проходимого материала. Предлагается несколько путей выхода из лабиринта.

Игра “Догони летчика”

На доске нарисован самолет с петлями, в которых вписаны примеры. Дети делятся на 2 команды. Представители команд решают задания, записывая ответы слева и справа от петель. Выигравшей считается та команда, которая быстрее и правильнее решит задание.

Игра “Круговые примеры”

Детям раздается дидактический материал состоящий из карточек с различными по содержанию примерами. Они разложены по конвертам. В каждом конверте их 8 штук. Решение каждого предыдущего примера, является “ключом” для начала следующего.

Сергей Поляков Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету Опыт обучения дошкольников сложению и вычитанию с помощью счетных кубиков
Часть 1Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей, – это уделять игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.
Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А кроме того, в Интернете на моем сайте «Семь ступенек к книжке»* я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

* Адрес сайта — по ссылке с имени и фамилии автора под статьей.

* * *

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос

, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы? Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: «У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставал(а)». Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его развивающие игры то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос

: каким способом лучше обучать ребенка? Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету. А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

Не учите ребенка складывать и вычитать по единице!

«Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно сначала к 2-м прибавить 1, получится 3, потом к 3-м прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к 4-м прибавить еще 1, в результате будет 5»; «Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от 4-х отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от 3-х отнять еще 1, в результате останется 2».

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное развитие ребенка. Ведь считать – значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета «по линеечке»!

«Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5»; «Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2».

Этот способ счета с использованием такого примитивного «калькулятора», как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

* * *

Свои дальнейшие пояснения я адресую одновременно и родителям, и педагогам, т.к. ими могут воспользоваться и те, и другие.

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному

счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание «примеров» с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять своих игрушек, пять рыбок, птичек или божьих коровок на рисунках, и при этом освоить понятия «больше» и «меньше». Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа.

Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами. В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание – далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически «с чистого листа». Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые – с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать приблизительно с трехлетнего

возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с
двух лет
.
Первый этап. Обучение счету в пределах первого десятка (уроки №1 — №40)
Начальные уроки первого этапа (№1 — №5), обучение счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке (см. ниже Приложение, рисунок 1). В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр «кубики знаний», или “learning bricks”, по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок 2 Приложения, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка 3 Приложения. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно. А цифры 1, 2, 3, 4, 5 нужно вырезать из распечатанной на плотной бумаге таблицы 1 Приложения.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

Урок №1

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже.

Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: «Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!» Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

1. Игра «Приставляем цифры к кубикам» с двумя кубиками.

Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «один», покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.

2. Игра «Гномики в домике» с двумя кубиками.

Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру «Гномики в домике». Коробочка – это понарошку домик, клеточки в ней – комнатки, а кубики – гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: «Один гномик пришел в домик». Потом спросите: «А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?» Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: «А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?» На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: «Один останется».

Потом усложните игру. Скажите: «А теперь сделаем домику крышу». Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Урок №2

На втором уроке к играм могут присоединиться дети, которые при тестировании на уроке №1 сумели сказать сразу, не подсчитывая, что в коробочке два кубика. Если таких детей окажется много, желательно разбить их на группы по три ребенка. Играйте с детьми поочередно.

1. Игра «Приставляем цифры к кубикам» с тремя кубиками.

Положите на стол три карточки с цифрами 1, 2 и 3. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее два кубика. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «два», попросите его положить рядом с коробочкой цифру 2 (цифры 1 и 2 он уже знает). Добавьте в коробочку третий кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже три кубика, покажите ему и назовите цифру 3 и попросите убрать от коробочки цифру 2, а на ее место положить цифру 3. Затем уберите из коробочки два кубика и спросите, сколько кубиков осталось. После того как ребенок ответит «один», попросите его убрать от коробочки цифру 3, а на ее место положить цифру 1. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят три кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифру 3 и теперь будет знать уже цифры 1, 2, 3 и придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.

2. Игра «Гномики в домике» с тремя кубиками.

Играйте так же, как и на уроке №1 (см. урок №1, п.2), но на этот раз гномики будут приходить в домик и уходить из него и по одному, и по два. Начинайте игру с открытой коробочкой, а потом делайте крышу, накрывая коробочку ладонью. Проиграйте с каждым ребенком все возможные варианты сложения и вычитания в пределах трех. Можете также спросить: «А если три уйдут, сколько останется?» Когда ребенок ответит, что ни одного не осталось, скажите ему, что «ни одного» иначе называется ноль. Покажите ему цифру 0, которую для этого тоже можно вырезать из таблицы 1 Приложения 2. Каждый раз после ответа ребенка убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубики и убеждаться в правильности своего ответа. Убирать всегда нужно последние кубики, считая их слева направо от ребенка.

3. Игра в «Карты» с цифрами 1, 2 и 3.

Бросайте ребенку вразброс карточки с цифрами 1, 2, 3. Если назвал правильно – выиграл, если ошибся, вы называете цифру правильно, забираете ее себе, а через один ход опять даете ее ребенку. Когда выиграет все, попросите его сложить цифры в столбик по порядку.

Играйте в игры 1, 2 и 3 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Примечание.

Не переходите к следующему уроку, если после урока №2 ребенок не хочет сказать сразу, не подсчитывая, что в коробочке три кубика. Чтобы помочь такому ребенку преодолеть привычку к подсчету с помощью пальчика, повторяйте с ним какое-то время игры урока №2.

Урок №3

На третьем уроке к играм могут присоединиться дети, которые при тестировании на уроке №1 сумели сказать сразу, не подсчитывая, что в коробочке три кубика. Если таких детей окажется много, желательно разбить их на группы по три ребенка. Играйте с детьми поочередно.

1. Игра «Приставляем цифры к кубикам» с четырьмя кубиками.

Положите на стол четыре карточки с цифрами 1, 2, 3 и 4. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее три кубика. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «три», попросите его положить рядом с коробочкой цифру 3 (цифры 1, 2 и 3 он уже знает). Добавьте в коробочку четвертый кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже четыре кубика, покажите ему и назовите цифру 4 и попросите убрать от коробочки цифру 3, а на ее место положить цифру 4. Затем уберите из коробочки два кубика и спросите, сколько кубиков осталось. После того как ребенок ответит «два», попросите его убрать от коробочки цифру 4, а на ее место положить цифру 2. Затем уберите еще один кубик и спросите, сколько кубиков осталось. Ребенок уже понял смысл этой игры. Он скажет, что в коробочке остался один кубик, отодвинет цифру 2 и придвинет к коробочке цифру 1. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят четыре кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифру 4 и теперь будет знать уже цифры 1, 2, 3, 4 и придвигать к коробочке цифру, соответствующую установленному в ней количеству кубиков.

2. Игра «Подели пополам» с четырьмя кубиками.

Поставьте в коробочку четыре кубика и попросите ребенка поделить их между вами и им поровну, чтобы у каждого было одинаковое количество кубиков. Когда ребенок возьмет себе два кубика и даст вам столько же, попросите его сказать, сколько кубиков у него и сколько у вас.

3. Игра «Гномики в домике» с четырьмя кубиками.

Играйте так же, как и на предыдущих уроках, но на этот раз гномики будут приходить в домик и уходить из него и по одному, и по два, и по три. Начинайте игру с открытой коробочкой, а потом делайте крышу, накрывая коробочку ладонью. Если при накрытой коробочке ребенку еще сложно догадаться, сколько всего гномиков окажется в домике после того, как к уже имеющимся там добавятся еще два или три, поставьте эти два или три кубика рядом с накрытой коробочкой. Так ребенку будет легче мысленно сложить одни кубики с другими. А если при накрытой коробочке ему сложно догадаться, сколько гномиков останется в домике после того, как два или три уйдут, достаньте эти два или три кубика из коробочки так, чтобы не было видно, сколько в коробочке еще осталось кубиков, и поставьте их рядом с коробочкой. Например, в коробочке было четыре гномика, а ушли три. Ребенок еще не забыл, как выглядели те четыре, и, взглянув на три кубика, которые вы достали из-под ладони и поставили рядом, без всяких разъяснений догадается, что под крышей в домике остался один. Проиграйте с каждым ребенком все возможные варианты сложения и вычитания в пределах четырех. Можете также напомнить, что в пустой коробочке ноль кубиков. Начните игру с того, что установите все четыре кубика, накройте коробочку и спросите: «Сколько гномиков в домике сейчас? Правильно, четыре. А если два уйдут, сколько останется?» Если ребенок не сможет сразу ответить, напомните ему, как он только что делил четыре пополам: два кубика взял себе и два дал вам.

При сложении сначала прибавляйте к большему числу меньшее, а сразу после этого – наоборот, к меньшему большее. Сделайте это поначалу при открытой коробочке и наглядно покажите ребенку, что если, к примеру, к трем гномикам пришел один, то их станет четыре, а если к одному придут три, то тоже будет четыре. Не требуйте, чтобы ребенок понял и усвоил это объяснение с первого раза. До него это дойдет постепенно.

Каждый раз после ответа ребенка убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубики и убеждаться в правильности своего ответа (убирать всегда нужно последние кубики, считая их слева направо от ребенка).

4. Игра «Прятки» с четырьмя кубиками.

Достаньте кубики из коробочки, поставьте их на столе в ряд так, как они стояли в ней, а коробочку переверните, чтобы не было видно клеточек. Скажите ребенку, что гномики пошли гулять, домик закрыли, а сейчас они будут играть с ним в прятки. Напомните ребенку, что на столе стоят четыре гномика, потом накройте их ладонями, в правую руку возьмите один кубик, а в левую – три. Дальше игра проходит так. Вы, кладя на стол кубик из правой руки: – Сколько кубиков в этой руке? Ребенок: – Один. Вы: – А в этой сколько спряталось? Ребенок: – Три. Вы, выкладывая на стол три кубика из левой руки: – Правильно, три! Молодец! Затем вы заново выстраиваете четыре кубика в ряд, напоминаете, что их четыре и повторяете игру, на этот раз пряча в каждой ладони по два кубика. При третьем повторении игры в правой руке три кубика, а в левой прячется один. При последнем повторении можете все кубики взять в правую руку, а в левой не окажется ни одного. Напомните ребенку, что «ни одного» иначе называется ноль. После каждого повторения не забывайте заново выстраивать кубики в ряд и называть их общее количество.

5. Игра в «Карты» с цифрами 1, 2, 3 и 4.

Бросайте ребенку вразброс карточки с цифрами 1, 2, 3, 4. Если назвал правильно – выиграл, если ошибся, вы называете цифру правильно, забираете ее себе, а через один ход опять даете ее ребенку. Когда выиграет все, попросите его сложить цифры в столбик по порядку.

Играйте в игры 1, 2, 3, 4, 5 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Урок №4

На четвертом уроке к играм могут присоединиться дети, которые при тестировании на уроке №1 сумели сказать сразу, не подсчитывая, что в коробочке четыре кубика. Если таких детей окажется много, желательно разбить их на группы по три ребенка. Играйте с детьми поочередно.

1. Игра «Приставляем цифры к кубикам» с пятью кубиками.

Положите на стол пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее четыре кубика. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «четыре», попросите его положить рядом с коробочкой цифру 4 (цифры 1, 2, 3 и 4 он уже знает). Добавьте в коробочку пятый кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже пять кубиков, покажите ему и назовите цифру 5 и попросите убрать от коробочки цифру 4, а на ее место положить цифру 5. Затем ставьте в коробочку поочередно различное количество кубиков в пределах пяти, всякий раз спрашивая, сколько кубиков в коробочке и прося приставлять к коробочке соответствующую цифру. Повторите эту игру несколько раз. Ребенок легко запомнит, как выглядят пять кубиков, ведь пять кубиков – это полная коробочка, и скоро начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифру 5 и теперь будет знать уже цифры 1, 2, 3, 4, 5 и придвигать к коробочке цифру, соответствующую установленному в ней количеству кубиков.

2. Игра «Гномики в домике» с пятью кубиками.

Играйте так же, как и на предыдущих уроках, но на этот раз гномики будут приходить в домик и уходить из него и по одному, и по два, и по три, и по четыре. Начинайте игру с открытой коробочкой, а потом делайте крышу, накрывая коробочку ладонью.

Если при накрытой коробочке ребенку еще сложно догадаться, сколько всего гномиков окажется в домике после того, как добавятся еще несколько, поставьте эти добавляемые кубики рядом с накрытой коробочкой. Так ему легче будет это понять. А если при накрытой коробочке ему сложно догадаться, сколько гномиков останется в домике после того, как несколько уйдут, достаньте эти несколько кубиков из коробочки так, чтобы не было видно, сколько в коробочке еще осталось кубиков, и поставьте их рядом с коробочкой. Например, вы сказали, что в коробочке было пять гномиков, а ушли три. Ребенок хорошо помнит, как выглядят пять кубиков, и, взглянув на три кубика, которые вы достали из-под ладони и поставили рядом, без всяких разъяснений догадается, что под крышей в домике осталось два. Проиграйте с каждым ребенком все возможные варианты сложения и вычитания в пределах пяти. Чередуйте вопросы на сложение большего числа с меньшим с вопросами на сложение меньшего числа с большим; это поможет ребенку постепенно догадаться, что порядок слагаемых не изменяет сумму. Каждый раз после ответа ребенка убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубики и убеждаться в правильности своего ответа (убирать всегда нужно последние кубики, считая их слева направо от ребенка).

3. Игра «Сколько пустых клеточек?» с пятью кубиками.

Ставьте в коробочку попеременно разное количество кубиков и спрашивайте ребенка, сколько в коробочке кубиков. А после ответа быстро закрывайте коробочку ладонью и спрашивайте: «А сколько пустых клеточек осталось?» Когда показываете кубики, пустые клетки прикрывайте пальцем.

Игры 2 и 3 можно совмещать. Например, после того, как ребенок на вопрос «Сколько пустых клеточек осталось?» ответит: «Три», можно спросить его: «А если к двум гномикам придут еще три, сколько гномиков окажется в домике?» И сразу после ответа на этот вопрос можно на вычитание: «А если в домике находятся пять гномиков, а три уйдут, сколько останется?»

4. Игра «Прятки» с пятью кубиками.

Достаньте кубики из коробочки, поставьте их на столе в ряд так, как они стояли в ней, а коробочку переверните, чтобы не было видно клеточек. Скажите ребенку, что гномики пошли гулять, домик закрыли, а сейчас они будут играть с ним в прятки. Напомните ребенку, что на столе стоят пять гномиков, накройте их ладонями, а затем играйте так, как на уроке №3 играли с четырьмя кубиками. Проиграйте все варианты состава числа 5. Перед каждым следующим вопросом заново выстраивайте кубики в ряд и называйте их общее количество.

5. Игра в «Карты» с цифрами 1, 2, 3, 4 и 5.

Бросайте ребенку вразброс карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Если назвал правильно – выиграл, если ошибся – вы называете цифру правильно, забираете ее себе, а через один ход опять даете ее ребенку. Когда выиграет все, попросите его сложить цифры в столбик по порядку.

6. Игра «Тук-тук-тук» в пределах четырех.

Скажите детям, что сейчас вы будете играть с ними в «Тук-тук-тук». Постучите два раза по столу ногтем или концом ручки так, чтобы детям не было видно, как вы это делаете (можно стучать по столешнице снизу). Спросите кого-нибудь из детей, сколько раз вы постучали. Ответ, скорее всего, будет правильный. Следующему ребенку постучите, не торопясь, уже четыре раза. Если он не сможет правильно сосчитать постукивания, попросите кого-нибудь ему помочь. Третьему ребенку постучите три раза. Повторите эту игру в пределах четырех еще дважды со всеми детьми, всякий раз задавая каждому ребенку другое число постукиваний.

Играйте в игры 1, 2, 3, 4, 5, 6 поочередно со всеми детьми в группе. Напомните родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Урок №5

1. Повторите со всеми детьми поочередно шесть игр урока №4.

2. Игра «Мяч без мяча» в пределах пяти.

За четыре прошедших урока дети научились складывать и вычитать числа в пределах пяти, представляя в уме коробочку с кубиками. А теперь игра «Мяч без мяча» поможет вашим малышам постепенно закрепить в памяти результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах пяти и начать считать быстрей, понемногу забывая коробочку.

Скажите ребенку, что вы будете с ним играть в мяч понарошку: никакого мяча не будет, вы просто будете делать руками такое движение, словно бросаете мяч, и одновременно задавать вопрос, а он будет будто бы его ловить и бросать вам обратно, одновременно отвечая на вопрос. К примеру, вы как будто бросаете мяч и спрашиваете: «Было пять гномиков, три ушли. Осталось?» Ребенок будто бы бросает мяч вам обратно и отвечает: «Два!»

Коробочку с кубиками далеко не убирайте, она стоит у вас под руками, но накрыта листом бумаги. Если ребенок ошибся или думает слишком долго, покажите ему решение этого примера на кубиках.

По мере того как ребенок запоминает результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами в пределах пяти, игра становится быстрей. И даже если кто-то когда-то научил его считать на пальцах, теперь он о них не вспоминает. Да и пальцы его в этой игре на виду у вас.

Обычно я продолжаю играть в эту игру в пределах пяти еще как минимум два занятия, а если какой-то ребенок в группе и тогда играет в нее неуверенно, я оставляю эту игру только для него еще на несколько занятий, чередуя ее с играми 3, 4 урока №4. Постепенно переходите от «гномиков», которые «пришли» и «ушли», к принятым терминам «прибавить» и «отнять». Если нужно, поясните: «Прибавить – значит добавить, отнять – забрать». «Гномики» останутся в дальнейшем только в игре «Прятки». Играйте поочередно со всеми детьми в группе. Задавайте по пять вопросов одному ребенку, а затем переходите к следующему.

Напомните родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в игру 2 этого урока, а также в игры 3, 4, 5 урока №4 ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

3. Игра «Мяч с настоящим мячом» в пределах пяти.

Это та же игра, что и предыдущая, но с использованием мяча. В нее я играю с детьми лишь иногда, когда требуется разминка. Эта игра занимает на уроке больше времени, чем «Мяч без мяча», т.к. ребенку бывает сложно сосредоточиться сразу на двух задачах: и осмыслить вопрос, и управиться с мячом.

Но для некоторых детей эта игра необходима на каждом уроке. Это те дети, которые на вопросы учителя отвечают что попало, не думая, особенно, когда начинают считать без помощи кубиков в игре «Мяч без мяча». Спрашиваешь его или ее: «От пяти отнять один. Сколько останется?» Отвечает: «Восемь». Хотя, если попросишь подумать, скажет: «Четыре». Обычно это бывает, если ребенок занимался раньше в какой-нибудь подготовительной школе, либо в детсаду в большой группе и, отстав от старших детей, просто запоминал ответы, не вникая в их смысл.

Для того чтобы поддержать у таких детей интерес к устному счету без помощи кубиков, желательно при проведении уроков придумывать для них какие-то поощрения. Например, тем, кто ответил на пять вопросов в игре «Мяч без мяча» и ни разу не ошибся, можно позволить еще три-четыре раза сыграть в «Мяч с настоящим мячом», но при условии, что допустивший ошибку из игры выбывает.

А для выполнения домашних заданий с таким ребенком, который пока не хочет осмысливать вопросы и отвечает что попало, можно рекомендовать родителям два других способа стимулировать его внимательность.

Первый способ

– играть с ребенком в «Домик для собачки». За правильные ответы мама выдает ребенку какие-нибудь палочки (например, спички с обломанными головками), которые ребенок накладывает одну за другой на линии заранее нарисованного домика, пока не построит весь домик, а за каждый неправильный ответ мама одну палочку из его домика забирает и строит рядом свой домик. Если мама построит свой домик раньше, игра начинается сначала. Домик с крышей составляется из шести палочек (квадрат из четырех палочек и крыша из двух). Как только ребенок построит свой домик, игра заканчивается; он свободен и может заниматься тем, чем ему хочется. Желая построить свой домик раньше маминого, ребенок начинает внимательней слушать вопросы и задумываться над ответами. Если он увлечется этой игрой, можно попробовать построить с ним уже большой дом из семнадцати палочек с квадратом из восьми палочек, с окном и дверью (для окна и верха двери используйте половинки спичек).

Второй способ

– играть в «Точки-палочки». Нанесите на бумагу пять точек в ряд. После каждого правильного ответа рисуйте палочку над одной точкой, а после ошибочного зачеркивайте все палочки и говорите: «Все палочки сгорели». Все палочки сгорают, даже если ошибка была допущена в последнем ответе, после чего нужно нанести на бумагу новые точки и игра начинается сначала. Игра продолжается, пока ребенок не ответит безошибочно пять раз подряд. Иногда, если ребенок сам быстро поправил свой неверный ответ, можно нарисовать ему полпалочки и задать дополнительный вопрос, чтобы эту палочку дорисовать. По ходу игры спрашивайте: «Сколько раз ты уже ответил правильно?» А потом, прикрывая точки-палочки рукой: «А сколько раз тебе еще осталось ответить?» Это будет являться уже практическим применением умения считать. Если ребенок очень расстраивается из-за того, что сгорают сразу все его палочки, с ним лучше играть в «Домик для собачки», где при неправильном ответе он теряет лишь одну палочку, а не все сразу.

В промежутках между занятиями родители должны продолжать учить ребенка пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке и т.п. Желательно, чтобы к началу следующего урока он мог сосчитать хотя бы десять предметов, показывая их поочередно пальчиком.

В итоге пяти начальных уроков дети освоили сложение и вычитание чисел в пределах пяти целыми числовыми группами, запомнили цифры 1, 2, 3, 4, 5 и поняли их соответствие количеству предметов. После этого можно переходить к основным урокам первого этапа.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1 Игра «Приставляем цифры к кубикам» с пятью кубиками

Рис.2 1-5 – заготовки для изготовления пяти кубиков Увеличить >>>

Рис.3 Коробочка для пяти кубиков Увеличить >>>

Таблица 1 Увеличить >>>

Продолжение статьи >>>

Автор статьи: Сергей Поляков Опубликовано на сайте «Солнышко» 19 октября 2011 г.

Поделиться ссылкой на этот материал
|

Настольные игры для развития навыка

Следующие настольные игры позволяют весело и без зазубривания научить ребенка счету, а затем совершенствовать этот навык. Ваши дети даже не заметят, что идет обучение! Эффективность этих игр уже подтверждена многими родителями – обратите внимание на количество положительных отзывов.

“Фрукто 10”

Подойдет для детей с 7 лет. Два уровня сложности.

“Фрукто 10” заставляет выполнять множество операция с цифрами каждую минуту!

Далее вы можете посмотреть видеоинструкцию к игре:

“Турбосчет”

Еще один бестселлер “Турбосчет” – мгновенно увлекает и младших школьников и детей постарше.

Видеоинструкцию к ней смотрите далее:

“Этажики”

В игре “Этажики” вам предстоит путешествовать на воздушном шаре и хорошо потренировать навык устного счета, а дети наглядно усвоят принцип перехода через десяток.

“Котосовы”

В игре “Котосовы” ваши дети научатся мгновенно определять количество не пересчитывая.

Правила и способы игры вы можете посмотреть в следующем видео:

Также вы можете приобрести сразу несколько игр для развития этого навыка и при этом сэкономить, в этом случае обратите свое внимание на “Игротеку”.

Самые интересные приемы

  • Чтобы умножить любое однозначное число на 9, нужно посмотреть на свои пустые ладони.
    Загнем палец, соответствующий по порядку (считая от большого пальца левой руки) числу первого сомножителя.

    Смотрим, сколько пальцев слева от загнутого — это будут десятки искомого произведения, а справа — его же единицы.

  • Умножение на 11 любого двузначного числа, сумма цифр которого не достигает 10, осуществляется забавно и просто: мысленно раздвинем цифры этого числа и поставим между ними их сумму, результат получен. Пример:24 (2+4=6<10)*11=264.
  • В случае, если сумма цифр умножаемого на 11 числа окажется равна 10-ти или более 10-ти, то между мысленно раздвинутыми цифрами этого числа следует поставить их сумму и сложить первые две цифры слева, оставив две другие без изменения, – получили произведение.
    Пример: 59 (5+9=14>10)*11= (5+1)49=649.

Как научиться быстро считать в уме взрослому

  • Научиться сосредотачивать внимание на деталях и мысленно проговаривать их.
  • Следует не прибегая к калькулятору решать элементарные математические задачи, например, в магазине. У математических действий есть свои особенности, но они не сложные. Надо один раз разобраться, а потом тренироваться. Это должно происходить систематически 5-10 раз в день.
  • Освоить простые методики устного счета и ставить себе ежедневные задачи по тренировке мозга. В Интернете множество мобильных приложений с заданиями по тренировке мозга.

В следующем видео о том, как можно научиться считать в уме, расскажет математик.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]