Конспект по математике в подготовительной группе ДОУ. Счёт в пределах 10
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие к Царице чисел».
Автор: Смирнова Александра Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 104», г. Иваново
Тема занятия: «Путешествие к Царице чисел».
Цели: Закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счётом в пределах 10. Задачи: Образовательная:
• — Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; • — закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа; • — Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
Развивающая:
• развивать внимание, воображение, творческие способности, речь.
Воспитательная:
• — Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи. • — Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. • — Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: • Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач. Оборудование: — карточки с задачами, листок в клеточку и карандаш по количеству детей, счетные палочки, сундучок с сюрпризом.
Ход занятий:
Воспитатель: Ребята вы любите путешествия? (Ответы детей). Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к Царице чисел. Ей нужна наша помощь, так как злые разбойники украли 3 цифры. Поможем Царице их найти? (ответы детей). Нас будут ждать интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения и сообразительность, Готовы отправится в это увлекательное путешествие? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы! А сейчас вы узнаете на чем мы будем добираться. Ребята у каждого из вас на столе лежит лист с точками и цифрами. Ваша задача соединит цифры в правильном порядке. (поезд)
Что у вас получилось? (сравним с доской). Молодцы! Отправляемся в путешествие. Ребята, пока мы с Вами едим на поезде до Царицы чисел, давайте настроимся и потренируемся. Подготовимся? Для начала давайте вспомним: — Ребята, какой день недели сегодня? (четверг) — Какой день недели был вчера? (среда) — Какой день недели будет завтра? (пятница) — Сколько всего дней в неделе? (семь) — А какие дни выходные? (суббота и воскресенье) Сколько времён года(4) Сколько месяцев у каждого времени года(3) Сколько месяцев в году(12) Теперь, я буду называть ряд слов, а вы должны будете назвать лишнее слово. Зима, среда, весна, лето, осень (среда) Один, два, три, круг, четыре (круг) Плюс, минус, пятница, равно (пятница) А теперь я буду задавать вопросы слушайте внимательно. Если стол выше стула, то стул? (Ниже стола) Если дорога шире тропинки, то тропинка? (Уже дороги) Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (Короче линейки) Если веревка толще нитки, то нитка? (Тоньше веревки) Если сестра старше брата, то брат? (Младше сестры) Воспитатель: Молодцы ребята! Ну вот мы с вами и приехали. Смотрите тут письмо. Давайте его прочитаем. «Письмо. Дорогие ребята! У меня произошла беда, злые разбойники украли у меня цифры, без них у меня не получается построить числовой ряд, я надеюсь что вы мне поможете найти недостающие числа. Разбойники подготовили для вас задания и сказали, что за каждое правильное решение заданий они будут возвращать цифры. Я надеюсь на вашу помощь, одной мне не справиться.» Воспитатель: Ребята, поможем Царице? (ответы детей) И так, первое задание: Разбойники приготовили для нас задачи, давайте решим их: На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один И уселся рядом с ним. Сколько стало щенят? (2) В снег упал Антошка, А за ним Иринка. А за ней Сережка, А за ним Маринка. А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят?(5) У бабушки Маши внук Федор Кот Пушок. Собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1) На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2) В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось? (5) На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось? (2) На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло? (6) На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось? (4) Воспитатель: Ребята, тут написано, если мы решим правильно последнюю задачу, то получим первую цифру, которую украли разбойники. Слушайте внимательно. Посадила мама в печь Пироги с капустой печь. Для Наташи, Коли, Вовы Пироги уже готовы, Да еще один пирог Кот под лавку уволок. Да еще из печки пять Маме нужно вынимать. Если можешь, помоги — Сосчитай-ка пироги! (9) Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием, и разбойники возвращают нам одну цифру. А сейчас давайте немножко отдохнем и отправимся дальше. Физкультминутка: Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.) Воспитатель: Ну вот мы с вами немножко отдохнули, нужно двигаться дальше. Смотрите на столах для вас разбойники приготовили еще одно задание, если вы его правильно решите, они нам вернут еще одну цифру. Готовы? (ответы детей) «Состав числа». Ребята у каждого из вас лежат картинки с домиками, в каждом домике живет столько жильцов, сколько указано на крыше, например, в домике живет 7 жильцов, 5 уже поселилось, сколько человек будет жить в другой квартире? (2). Ребята, вам понятно задание? (ответы детей). Дети выполняют задания, состав числа.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием, разбойники нам возвращают еще одну цифру. Разминка: А теперь всем детям встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками) И отправились в дорожку. (шаги на месте или по кругу) Воспитатель: Ребята, мы с вами уже вернули две цифры Царице чисел, нам осталось последнее задание, все готовы с ним справиться? (ответы детей) Посмотрите у нас на столе геометрические фигуры, нам нужно построить из них дом, но не просто построить, сначала нужно отгадывать, только после этого строить наш дом. 1. Четыре угла и четыре сторонки, Похожи точно родные сестренки. В ворота его не закатишь, как мяч, И он за тобою не пустится вскачь. Фигура знакома для многих ребят. Его вы узнали? Ведь это … (Квадрат)
Ставим квадрат. Это будет основание нашего дома. 2. Три моих стороны Могут разной быть длины. Где стороны встречаются – Угол получается. Что же вышло? Посмотри! Ведь углов-то тоже три. На меня вы посмотрите, Мое имя назовите.(Треугольник)
Ставим треугольник. Это крыша нашего дома. 3. Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник — Стал квадрат… (прямоугольник)
Ставим прямоугольник. Это будет труба для нашего дома. — Что еще не хватает нашему дому? (двери и окошки) 4. Нет углов у меня И похож на блюдце я, На медаль, на блинок, На осиновый листок. Людям я старинный друг. Называют меня (круг)
Ставим круг. Ребята, давайте возьмем два круга, это будут наши окошки. 5. Обведи кирпич мелком На асфальте целиком, И получится фигура – Ты, конечно, с ней знаком. (Прямоугольник)
Ставим прямоугольник. Это будет дверь для нашего домика. Давайте посмотрим что у нас получилось
— Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовили для вас разбойники, и Царица чисел хочет вас поблагодарить. Письмо от Царицы чисел. «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали за ум, сообразительность и целеустремленность!».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Как хорошо уметь считать Занятие по математике в подготовительной группе. Конспект Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе Конспект ОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в мир математики»
Похожие статьи:
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Пятиугольник
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Повторение изученного в старшей группе
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Решение логических задач
Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему: Площадь
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Танграм
Игровое занятие по математике в подготовительной группе. Автор: воспитатель Сорокина О.В.
Программные задачи:
1.Создать условия для выявления знаний по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе, организовать совместную деятельность детей.
2.Выявить умения:
— соотносить количество с числом,
— составлять число из двух меньших чисел,
— ориентироваться на листе бумаги,
— составлять и решать задачи на сложение и вычитание,
— увеличивать и уменьшать число на один, два, три.
3. Закрепить умение детей составлять простые арифметические задачи, решать задачи; упражнять в обратном счёте, умении сравнивать числа.
4. Создать условия для развития логического мышления, внимания, сообразительности.
5.Закрепить знание числового ряда, последовательности.
6. Воспитывать у детей навыки общения в совместной деятельности, умение слушать и слышать друг друга и инструкцию педагога, доводить дело до конца.
7. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Повышать интерес к математическим занятиям.
Материал: конверты — письма от Королевы страны «Математика», карточки для составления задач, карточки с письменными заданиями, простой и цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Утром я обнаружила на столе эти конверты. Как вы думаете, от кого они и что в них? (ответы детей 2-3). Ребята, я сделаю маленькую подсказку. Вас хотела бы пригласить в гости Королева страны «Математика», чтобы совершить вместе с ней небольшое путешествие по этой удивительной стране цифр, чисел, логики. Ну что ж, это приглашение я думаю вас не испугает. Ведь мы с вами многому научились на наших математических занятиях. Ребята, принимаем приглашение?
Задание 1. Я открываю 1-й конверт.
«Чтобы отправиться в путешествие предлагаю сделать «математическую разминку»: постарайтесь расколдовать мой математический мяч».
Ребята, Королева страны «Математика» предлагает поиграть в игру «Заколдованный мяч». Становитесь в круг. Математический мяч заколдован на +2, -2, -1+ 3, -3 и т.д. Молодцы, вы просто волшебники. А теперь я приглашаю занять места за столами, чтобы вскрыть следующие конверты. Садитесь, не забывайте выполнить правило 1, 2, 3.
Задание 2. Я открываю 2-й конверт.
«Чтобы быстрее добраться на остров «Математических загадок» вам понадобится транспорт. Его необходимо построить. Выполните следующие задания».
Упражнение «Слухомоторный диктант»: 2 клетки вниз, 2 влево, 2 вниз, 6 вправо, 2 вверх, 2 влево, 2 вверх, 2 влево (работа на листе клетчатой бумаги ).
— Что получилось? (машина).
— Итак, на чём поедем? (на машине). Заводим мотор: обратный счёт от 10 — по цепочке.
— Вот мы и в городе! Следующее задание в этом же конверте.
«Найдите соседей числа и впишите в пустые клетки пропущенные цифры «. Воспитатель: листочки с заданиями проверьте друг у друга, правильно ли выполнено задание у вашего соседа. Молодцы! Ну что, открываем следующий конверт?
Задание 3. Конверт 3.
«Ребята, жители моей страны – «числа» стали новосёлами . У каждого числа появился свой дом, но им надо помочь правильно расселиться. т.к. я очень люблю порядок! Помогите заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число, соответствующее номеру дома «(Раздать листочки). Продолжим наше путешествие. Откроем следующий конверт.
Задание 4. Конверт 4.
«Мне интересно узнать, как вы умеете решать задачи. Послушайте внимательно такую задачу: пять котят, да мама кошка. Сколько кошек на окошке? » Эта задача для нас совсем несложная. Мы можем не только решать задачи, но и сами их придумывать и записывать. Ребята, у вас на столе лежат карточки с картинками. Составьте по ним условие задачи и решите её (составить задачу по карточке и рассказать её: попросить 2-х, 3-х детей прокомментировать).
Физминутка:
Ребята, предлагаю немного отдохнуть. Выйдите из- за столов. Станьте поудобнее. Я буду показывать цифру, а вы слушайте внимательно задание:
— 3 — хлопни на один больше. Дети хлопают. Сколько раз вы хлопнули? Почему?
— 4 — подпрыгните на один больше.
— 5- присядьте на один меньше. Сколько раз вы присели? Почему?
— 6 — поднимите руки столько раз.
— 1 — топните на один меньше. Почему вы ничего не сделали?
Открываем следующий конверт.
Задание 5. Конверт 5.
«Молодцы, задачи вы составлять умеете. А теперь решите такие примеры. Сколько будет если к 5+ 4=, 7+2=, 10-3=, 2+3= «.
Ребята, я довольна вашими ответами, вы справились и с этим заданием. Идём дальше. Открываем следующий конверт.
Задание 6. Конверт 6.
«Для вас я написала в столбик числа. Сравните их и напишите между ними соответствующие знаки » больше «, » меньше «, » равно «. Заданий много, они у всех разные и решить их нелегко, но я думаю вы справитесь «(работа на листочках). Воспитатель: Молодцы : все знаки расставили верно.
Задание 7. Конверт 7.
«Ребята, я очень люблю шутить и веселиться. У меня есть для вас особенное задание: математические задачки не простые, а с подвохом. Слушайте внимательно». Вспомните правило: ответить хочешь — не шуми, а только руку подними.
1. На берёзе 6 больших шишек и 2 маленькие. Сколько всего шишек на берёзе?
2. Снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: петушок или курочка?
3. Сестре 4 года, а брату 6 лет. Сколько будет брату, когда сестре исполнится 6 лет?
4. Пришла весна, с деревьев стали опадать листья. Ветер понёс их по земле. Какого цвета были листья?
5. Чего на поле больше: ромашек или цветов?
6. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?
У нас остался не открытым один конверт. Давайте откроем его.
Задание 7. Конверт 7.
«Ребята, я очень довольна вашими ответами. Думаю, что в школе вы будете получать отличные оценки, если также хорошо будете справляться с заданиями. Желаю, чтобы в ваших дневниках по математике были только «5». Королева страны » Математика «.
Программные задачи:
1.Создать условия для выявления знаний по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе, организовать совместную деятельность детей.
2.Выявить умения:
— соотносить количество с числом,
— составлять число из двух меньших чисел,
— ориентироваться на листе бумаги,
— составлять и решать задачи на сложение и вычитание,
— увеличивать и уменьшать число на один, два, три.
3. Закрепить умение детей составлять простые арифметические задачи, решать задачи; упражнять в обратном счёте, умении сравнивать числа.
4. Создать условия для развития логического мышления, внимания, сообразительности.
5.Закрепить знание числового ряда, последовательности.
6. Воспитывать у детей навыки общения в совместной деятельности, умение слушать и слышать друг друга и инструкцию педагога, доводить дело до конца.
7. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Повышать интерес к математическим занятиям.
Материал: конверты — письма от Королевы страны «Математика», карточки для составления задач, карточки с письменными заданиями, простой и цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Утром я обнаружила на столе эти конверты. Как вы думаете, от кого они и что в них? (ответы детей 2-3). Ребята, я сделаю маленькую подсказку. Вас хотела бы пригласить в гости Королева страны «Математика», чтобы совершить вместе с ней небольшое путешествие по этой удивительной стране цифр, чисел, логики. Ну что ж, это приглашение я думаю вас не испугает. Ведь мы с вами многому научились на наших математических занятиях. Ребята, принимаем приглашение?
Задание 1. Я открываю 1-й конверт.
«Чтобы отправиться в путешествие предлагаю сделать «математическую разминку»: постарайтесь расколдовать мой математический мяч».
Ребята, Королева страны «Математика» предлагает поиграть в игру «Заколдованный мяч». Становитесь в круг. Математический мяч заколдован на +2, -2, -1+ 3, -3 и т.д. Молодцы, вы просто волшебники. А теперь я приглашаю занять места за столами, чтобы вскрыть следующие конверты. Садитесь, не забывайте выполнить правило 1, 2, 3.
Задание 2. Я открываю 2-й конверт.
«Чтобы быстрее добраться на остров «Математических загадок» вам понадобится транспорт. Его необходимо построить. Выполните следующие задания».
Упражнение «Слухомоторный диктант»: 2 клетки вниз, 2 влево, 2 вниз, 6 вправо, 2 вверх, 2 влево, 2 вверх, 2 влево (работа на листе клетчатой бумаги ).
— Что получилось? (машина).
— Итак, на чём поедем? (на машине). Заводим мотор: обратный счёт от 10 — по цепочке.
— Вот мы и в городе! Следующее задание в этом же конверт. «Найдите соседей числа и впишите в пустые клетки пропущенные цифры «.
Воспитатель: листочки с заданиями проверьте друг у друга, правильно ли выполнено задание у вашего соседа. Молодцы! Ну что, открываем следующий конверт?
Задание 3. Конверт 3.
«Ребята, жители моей страны – «числа» стали новосёлами . У каждого числа появился свой дом, но им надо помочь правильно расселиться. т.к. я очень люблю порядок! Помогите заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число, соответствующее номеру дома «(Раздать листочки). Продолжим наше путешествие. Откроем следующий конверт.
Задание 4. Конверт 4.
«Мне интересно узнать, как вы умеете решать задачи. Послушайте внимательно такую задачу: пять котят, да мама кошка. Сколько кошек на окошке? » Эта задача для нас совсем несложная. Мы можем не только решать задачи, но и сами их придумывать и записывать. Ребята, у вас на столе лежат карточки с картинками. Составьте по ним условие задачи и решите её (составить задачу по карточке и рассказать её: попросить 2-х, 3-х детей прокомментировать).
Физминутка:
Ребята, предлагаю немного отдохнуть. Выйдите из- за столов. Станьте поудобнее. Я буду показывать цифру, а вы слушайте внимательно задание:
— 3 — хлопни на один больше. Дети хлопают. Сколько раз вы хлопнули? Почему? — 4 — подпрыгните на один больше.
— 5- присядьте на один меньше. Сколько раз вы присели? Почему?
— 6 — поднимите руки столько раз.
— 1 — топните на один меньше. Почему вы ничего не сделали?
Открываем следующий конверт.
Задание 5.Конверт 5.
«Молодцы, задачи вы составлять умеете. А теперь решите такие примеры. Сколько будет если к 5+ 4=, 7+2=, 10-3=, 2+3= «.
Ребята, я довольна вашими ответами, вы справились и с этим заданием. Идём дальше. Открываем следующий конверт.
Задание 6. Конверт 6.
«Для вас я написала в столбик числа. Сравните их и напишите между ними соответствующие знаки » больше «, » меньше «, » равно «. Заданий много, они у всех разные и решить их нелегко, но я думаю вы справитесь «(работа на листочках). Воспитатель: Молодцы : все знаки расставили верно.
Задание 7. Конверт 7.
«Ребята, я очень люблю шутить и веселиться. У меня есть для вас особенное задание: математические задачки не простые, а с подвохом. Слушайте внимательно». Вспомните правило: ответить хочешь — не шуми, а только руку подними.
1. На берёзе 6 больших шишек и 2 маленькие. Сколько всего шишек на берёзе?
2.Снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: петушок или курочка?
3. Сестре 4 года, а брату 6 лет. Сколько будет брату, когда сестре исполнится 6 лет?
4. Пришла весна, с деревьев стали опадать листья. Ветер понёс их по земле. Какого цвета были листья?
5. Чего на поле больше: ромашек или цветов?
6. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?
У нас остался не открытым один конверт. Давайте откроем его.
Задание 7. Конверт 7.
«Ребята, я очень довольна вашими ответами. Думаю, что в школе вы будете получать отличные оценки, если также хорошо будете справляться с заданиями. Желаю, чтобы в ваших дневниках по математике были только «5». Королева страны » Математика «.