Ход проекта
Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в окно клювиком постучала птичка – сизый голубок. Я очень люблю птиц и изучаю их язык, поэтому я поняла, что сказал голубок.
Он попросил что-нибудь поклевать, ведь холодной зимой очень трудно найти корм. Я насыпала ему горсть семечек и голубь весело заворковал. Он сообщил мне, что на улице ещё немало птиц, которым очень холодно и голодно.
Вы готовы их подкормить? Но нужно помнить, что каждая птица предпочитает свою пищу.
Как вы думаете, сможем мы разобраться: как отличить одну птицу от другой, где они обитают, чем питаются, как и где их подкармливать?
Обсуждение проблемы принятия задачи.
Воспитатель: Что надо делать, чтобы больше узнать о зимующих птицах?
Дети: (варианты ответов) Читать книги, рассматривать: альбомы, открытки и журналы, рисовать зимующих птиц, мастерить поделки, собирать коллекции картинок и рисунков. Узнавать новое на занятиях, в походах и экскурсиях.
Совместная поисково – исследовательская деятельность.
С 24. 02. 2021. по 28. 04. 2021.
Тема: «Зимующие птицы»
Цитата по теме:
«Так и живут, бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц». Э.Н. Голованова.
Девиз: «Пернатым друзьям надо помогать: кормить, изучать, оберегать».
Понедельник: Понятие «зимующие птицы»
«В жарких странах теплей, а на Родине, и в морозы милей»
Занятия
Речевое развитие:Пересказ рассказа Л.Н.Толстого: «Умная галка».
Образовательная деятельность в режимных моментах
Дидактические игры:
- «Зимующие и перелётные птицы».
- «Чей хвост?» — части тела.
- «Что птица скажет о себе?» — характерные признаки птиц, отличие от других.
Настольные игры:
- «Обведи зимующих птиц».
- «Собери птичку» — части тела птиц.
Игра забава: «Прилетели птицы» — разделять названия птиц от других предметов.
Артикуляционная гимнастика: «Согреем птичку дыханием».
Физическая активность:
- Подвижная игра: «Птичьи стайки».
- Подвижная игра: «Коршун и наседка».
Терпенье и труд всё перетрут: Изготовление кормушек для птиц из бросового материала.
Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой?».
Танцуем вместе:«Танец синичек».
Сундучок забав: Пословицы и поговорки о зимующих птицах.
Читальный зал: Чтение рассказов из сборника «Воробей в шляпе», «Разговоры животных и птиц». Николая Сладкова.
Музыкальная минутка: Пение песенки «Всем нужны друзья» — о воробьишке.
Картинная галерея: Показ серии картин Джона Слоуна: «Птицы и цветы».
Тили-бом — открывается альбом: Показ альбома: «Зимующие рядом с нами».
Краски, ножницы, бумага: Ручной труд: «Весёлые птички» — бросовый материал.
Мир раскрасок: Раскрашивание раскраски «Зимующие птицы».
Вторник: Многообразие видов зимующих птиц
«Птицу узнают по оперению и по полёту»
Занятия
Аппликация из ткани: «Кто к кормушке прилетел?».
Математическое развитие: «Весёлый птичий счёт»
Образовательная деятельность в режимных моментах
Дидактические игры:
- «Четвёртый лишний».
- «Сравнилки» — сходство и различие птиц.
- «Назови особенность зимующих птиц» — внешний вид и повадки.
Настольные игры:
- Лего «Разные птицы».
- «Разрезные картинки птиц» — собрать целую картинку из частей.
Физическая активность:
- «Птицелов».
- «Куропатки и охотники».
Творческая игра: «Птичья школа танцев».
Картинная галерея: Показ серии картин Е. А. Ткачёвой «Дети и птицы».
Хороводная игра: «Чёрный ворон на дубу».
Читальный зал: Чтение стихотворения Юлиана Тувима: «Птичье радио».
Физкультминутка: «Воробьиная аэробика».
Терпение и труд всё перетрут: Сортировка и пополнение запаса корма для зимующих птиц.
Музыкальная минутка: Индивидуальная работа по пению «Чижик — пыжик».
Тили-бом открывается альбом: Показ альбома с фигурками зимующих птиц: «Фарфоровые птички».
Краски, ножницы, бумага: Поделки оригами «Галки и вороны, все ли вы здоровы?».
Игра-инсценировка: По сценке «Дятел – строитель».
Экскурсия в зимний парк: Наблюдение за зимующими птицами в естественной среде обитания.
Психогимнастика: «Вороны и воробьи» — имитировать движения птиц.
Беседа: «Почему птицы остаются с нами зимовать?».
Среда. Классификация зимующих птиц по месту обитания
«Каждая птица в своём гнезде хозяйка»
Занятия
ОБЖ: «Когда птицы бывают опасны?».
Рисование: «Портреты зимующих птиц».
Образовательная деятельность в режимных моментах
Дидактические игры:
- «Кто где живёт?».
- «Каждую птицу на своё место» — место обитания.
- «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь».
Настольные игры:
- «Найди тень птицы».
- «Птичьи истории».
Физическая активность:
- «Совушка».
- «Воробушки и автомобили».
Игра инсценировка: По стихотворению: «Птичья столовая».
Спортивные аттракционы:
- «Развесь ягоды на деревья для птиц».
- «Подкорми птенцов клестов семенами шишек».
Пальчиковая гимнастика: «Кормушка».
Терпенье и труд всё перетрут: Добавление корма для птиц в кормушки.
Нравственная беседа: «Что сделать, чтобы зимующие птицы не пожалели, что остались снами зимовать?».
Говорилки: Составление рассказа – рассуждения «Придумай название зимующей птице, учитывая её внешние признаки».
Читальный зал: Чтение рассказов о зимующих птицах из сборника «Русский лес» Ивана Соколова-Микитова.
Сундучок забав:
- Кукольный театр: «Глупый птенец орла».
- Загадки о зимующих птицах».
Музыкальная минутка: Слушание песенок: «Ворона – каркарулья», «Ты, синичка, где была?».
Картинная галерея: Показ серии картин Маржолин Бастин: «Портреты птиц».
Тили-бом открывается альбом: «Как мы зимой подкармливаем птиц».
Краски, ножницы, бумага: Аппликация: «Снегири и синички».
Развлечение с игрушками: «Набор мягких игрушек в образе зимующих птиц»».
Четверг: Классификация зимующих птиц по способу питания
«Будет в кормушке корм, птицы и слетятся»
Занятия
Художественная литература: Чтение рассказа Максима Горького: «Воробьишка».
Краеведение: «Птицы из Красной книги, обитающие в нашем крае».
Образовательная деятельность в режимных моментах
Дидактические игры:
- «Кто что ест».
- «Найди и покорми зимующих птиц».
- «Птичье меню».
Настольные игры:
- Домино «Птицы».
- Пазлы «Птицы».
Игра – забава: «Кто как голос подаёт?» — выбрать роль птицы и имитировать её голос.
Пальчиковая гимнастика: «Снегири».
Двигательная активность:
- «Клесты и птенчики».
- «Вороны».
Терпение и труд всё перетрут: Чистка и уборка в кормушках у птиц.
Читальный зал: Виталия Бианки: «Синичкин календарь».
Нравственная беседа: «Что будет, если не заботится и не подкармливать зимующих птиц?».
Сундучок забав:
- «Весёлые стихи о зимующих птицах».
- Показ народных тканевых игрушек «Птички».
Музыкальная минутка: Пение песни – шутки: «Филькины именины».
Картинная галерея: Показ картин: Т. Н. Яблонской «Снегири», И. В. Решетникова «Синичкины думы».
Тили – бом открывается альбом: Показ иллюстраций альбома «Покорители воздуха».
Конкурс художников: «Нарисуй самую необычную зимующую птицу».
Пятница: Зимняя подкормка и охрана птиц
«Птицы наши друзья – обижать их нельзя!»
Занятия
Природный мир: «Зимующие птицы» — комплексное занятие.
Образовательная деятельность в режимных моментах
Дидактические игры:
- «Какую пользу приносят птицы».
- «Что перепутал художник».
- «Кто кому нужен» — логические цепочки экосистемы.
Настольные игры:
- Лабиринт «Зимующие птицы».
- «Птичье лото».
Беседа: «Что для птиц страшней зимой: голод или холод?».
Творческая игра: «Показ птичьих мод».
Развлечение с игрушками: «Заводная птичка».
Танцуем вместе: «Танец белых голубков».
Психогимнастика: «Птицы пугаются кошки»
Двигательная активность:
- «Дятел».
- «Зимняя охота ястреба».
Терпение и труд всё перетрут: Ремонт и замена кормушек для птиц.
Говорилки: «Составь описание задуманной птицы так, чтобы мы догадались, как она называется».
Читальный зал: Чтение рассказа о птицах Георгия Скребицкого: «Здравствуй, солнце красное»
Музыкальная минутка: Пение песенки – игры: «Две тетери».
Краски, ножницы, бумага:
- Конструирование из природного материала «Маленькая птичка — крапивник».
- Создание книжки – самоделки «Зимующие птицы».
Мир раскрасок: Рисование и раскрашивание зимующих птиц по трафаретам.
Картинная галерея: Показ картин художников: Аникеева, Балабушкина, Тимма: «Глухари и тетерева».
Хороводная игра: «В тёмном лесе вор — воробей».
Кроссвордия: Отгадывание кроссворда «Зимующие птицы» по картинкам.
Тили-бом открывается альбом: Показ набора открыток «Хищные птицы».
Взаимодействие с родителями:Доклад на родительском собрании на тему: «Изготовление кормушек для зимующих птиц. Мастер – класс».
Анкетирование: «Что вы знаете о зимующих птицах?».
Консультации для родителей:
- «Народные приметы и птичий календарь зимующих птиц».
- «Покормите птиц зимой».
- «Дети и голуби. Безопасность в природе».
Выставка фотографий:
- «Экскурсия в зимний парк».
- «Птичий маскарад».
- Фоторепортаж с «Птичьего праздника».
- «Кормление птиц в кормушке на участке».
Выставка семейной поделки: «Пернатые друзья».
Выставка детских работ:
- Оригами: «Галки и вороны, все ли вы здоровы?».
- Конструирование из бросового материала: «Весёлые птички».
- Рисование: «Портреты зимующих птиц».
- Ручной труд: «О чём поют воробушки?».
- Аппликация: «Снегири и синички».
- Аппликация из ткани: «Кто к кормушке прилетел?».
Подготовка костюмов, декораций и атрибутов к «Птичьему празднику».
Выставка:
- книг;
- журналов;
- наборов открыток;
- альбомов;
- картин о зимующих птицах в книжном и природном уголках.