Подборка дидактических игр по развитию речи по теме «Насекомые»


Пальчиковые игры

Существует множество вариантов занятий различной сложности. Пальчиковые игры в ясельных группах отличаются самыми простыми действиями и короткими стишками, чтобы было легче запомнить и повторить.

В младшей группе

Эти упражнения рекомендованы для детей 3-4 лет.

Жук

Цель: Небольшая разминка с целью заставить малышей повторять за взрослыми определенные действия и слова.

Я – большой веселый жук. Знаю, что растет вокруг. Над садами я кружу, а зовут меня Жу-Жу. (машут в воздухе зажатым кулачком, имитируя полет жука) А еще часами шевелю усами. (выставляют указательный палец и мизинец, шевелят пальцами, словно жук усами)

Пчела

Цель: Развивает память и концентрацию, помогает выучить название насекомых.

Прилетела к нам одна полосатая пчела, (дети машут ладошками) Вместе с нею шмель-шмелек и красивый мотылек, Два жука, стрекоза. (по очереди загибают пальцы, стрекозу показывают, прикладывая к глазам два кружка, сделанные из указательного и большого пальцев) Все они жужжали, в воздухе летали, (машут ладошками, как крыльями) А потом устали, взяли и упали. (руки кладут на стол)

Как выполнять: При первой фразе про пчелу дети машут ладошками. Когда начинают перечислять остальных насекомых, загибают по одному пальчику. На фразе про стрекозу из указательного и большого пальца делают кружки и прикладывают их к глазам. Потом машут ладошками, а в конце упражнения кладут руки на стол.

Сороконожка

Цель: Игровое, веселое упражнение с коротким стишком для тренировки мелкой моторики.

Вот бежит сороконожка у Алешки по ладошке. Так щекочут ее ножки, что хохочет наш Алешка. (пальцами щекочут ладонь от кончиков до основания, а потом – в другом направлении)

Используйте для пальчиковых игр картинки на тему “Насекомые” для детей

В средней группе

Детям 4-5 лет, занимающимся в средней группе, задания усложняют.

Комар

Цель: Короткое игровое занятие для развития памяти и внимания.

Летит муха возле уха, летят осы возле носа. (указательным пальцем крутят возле уха, затем – около носа) Летит комар, сел на лоб! (кладут палец на лоб) Мы его – хлоп! Поднесли к уху. (накрывают лоб ладонью, прижимают кулак до уха) Возьмем – отпустим? Отпустим! (кулак раскрывают и дуют на него)

Божья коровка

Цель: Упражнение направлено на то, чтобы ребенок запоминал последовательность действий и стимулировал моторику пальцев.

Божьей коровки папа идет, («шагают» пальцами левой руки) Следом за мамой папа идет. (далее правой рукой) За мамой следом детишки идут, (теперь «шагают» обеими руками) Вслед за ними самые малыши бредут. (ладони сжимают вместе) Красные костюмчики носят они, Костюмчики с точками черненькими. (стучат по столу указательными пальцами) Папа семью в детский садик ведет, После занятий домой заберет. («шагают» обеими руками)

Муравей

Цель: Развить моторику пальцев и наблюдательность у ребенка.

На холме стоит домишко, (складывают руки «домиком») ползет в него муравьишко. (пальцами показывают, как ползет муравей) Тащит туда соломинки да щепки, чтоб дом был крепким. (руки складывают в «замок») Вокруг домика его братишки – Старательные муравьишки. (снова показывают, как ползает муравей) Несут в домик-муравейник червячка, Букашку, паучка да жучка. (указательным пальцем показывают червячка) Кто строит, кто кормит Детишек – маленьких муравьишек. Вот так проходит их день в работе, В трудах и заботе. (кулаками ударяют друг об друга)

Цели и задачи пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика полезна для ребенка в любом возрасте. Дети воспринимают такие занятия как веселую игру. Однако занятия имеют цели, а именно:

  1. Мелкая моторика пальцев. У детей в ясельных группах, начиная с 3-4 лет, пальчиковые игры вводят в обязательную образовательную программу. Это развивает гибкость кисти и пальцев, что необходимо для дальнейшего обучению навыкам письма. У детей с развитой моторикой пальцев аккуратный почерк и им проще научиться обращаться со школьными предметами, например с линейкой, циркулем.
  2. Внимание. Благодаря тому, что занятие сопровождается игровыми элементами, внимание ребенка максимально сконцентрировано на занятиях. Таким образом малыши уже с маленького возраста учатся внимательно слушать и повторять. Этот навык также пригодится им в школе.
  3. Речь. Центры, отвечающие за мелкую моторику и речевой аппарат, находятся в мозгу рядом и взаимосвязаны между собой. Если наблюдаются проблемы с разговорной речью, пальчиковая гимнастика помогает детям в младшей группе научиться быстрее говорить и формировать предложения.
  4. Воображение. Любые пальчиковые игры по сути являются мини-спектаклем с привлечением ребенка. Во время упражнения ребенок проецирует в воображении картинку из самого рассказа. Это помогает развитию его творческого потенциала и фантазии.
  5. Память. Во младшем и дошкольном возрасте пальчиковая гимнастика полезна тем, что постоянно повторение упражнений способствует быстрому запоминанию и развитию памяти. Это поможет в школе лучше запоминать новую информацию.

Рекомендации по выполнению упражнений

Регулярность – самое главное условие для того, чтобы занятия пальчиковой гимнастикой давали положительный результат. Чтобы ребенок выполнял упражнение с интересом, продолжительность занятий рекомендовано сокращать до 5 минут.

Во время пальчиковой гимнастики внимание детей должно быть сконцентрировано непосредственно на самих упражнениях, поэтому лучше не проводить их сразу после подвижных игр.

Маленьким детям нравится повторять за взрослыми и во время таких многократных повторений у них работает умственная и физическая память. Именно поэтому пальчиковые игры рекомендованы для умственного, физического и эмоционального развития ребенка.

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №422 «Лорик» город Екатеринбург

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть насекомых (пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, бабочка, божья коровка, муха, комар, паук),
  • обсудить их внешний вид, выделить части тела: голову, крылья, брюшко, усики, ноги,
  • рассказать ребенку, какую пользу (вред) приносят насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе.

По теме дети должны знать:

  • названия насекомых (пчела, оса, шмель, муха, улитка, стрекоза, кузнечик, червяк, божья коровка и т.д.), части тела насекомых (жало, крылья, хоботок, брюшко, лапки…),
  • какую пользу и вред приносят насекомые,
  • чем питаются насекомые (нектаром, другими насекомыми, остатками пищи человека)

Материалы для ознакомления с темой:

Знакомимся с насекомыми в презентации: https://cloud.mail.ru/public/3PJV/2eeFYrpMX

Наблюдаем за насекомыми в красивом видео: https://cloud.mail.ru/public/2H54/5CNYv2QQE

Задания по развитию речи:
  1. «Подбери слово». Подбор глаголов к слову насекомые: Насекомые что делают? летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылеза­ют, трудятся, переносят.
  1. «Назови ласково»: паук – паучок, комар – …, таракан – …, пчела – …, муха – …, жук – …, стрекоза – …
  1. «Измени словечко»: бабочка желтая – желтенькая, бабочка белая – беленькая.

Измени таким образом: черный муравей, серый комар, красная божья коровка, синий жук, зеленый кузнечик, полосатая оса.

  1. «Чьи лапки, чья голова?»

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова. У пчелы – ……… лапки, …….. голова. У комара – …….. лапки, ………голова. У таракана – …… лапки, ……..голова. У паука – ………… лапки, ……. голова.

  1. «Насекомые-великаны»: употребление слов с увеличитель­ными оттенками. Паук – паучище, жук – жучище, му­равей – …, комар – … , чер­вяк – …, шмель – …, клоп – …., таракан – …..
  1. «Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со значением противопоставления. Ребенок не только подбирает нужное слово, но и повторяет предложение целиком.

Муравей ползает, а бабочка … Гусеница ползает, а кузнечик … Бабочка летает, а улитка … Жук ползает, а стрекоза … Оса летает, а червяк … Улитка ползает, а стрекоза … Паук ползает, а пчела… Оса летает, а червяк… Кузнечик прыгает, а комар … Таракан ползает, а стрекоза … Бабочка порхает, а муха …

  1. Пересказать рассказ «Сороконожка» по опорным картинкам:

Жила-была сороконожка. Собралась она в гости. Выглянула в окошко. А на улице дождь идет. Стала сороконожка надевать резиновые сапоги. Пока сорок ножек обула, засветило солнышко. Стала сороконожка сапоги снимать. Пока все сняла, пошел снег. Решила сороконожка валенки надеть. Пока сорок ножек обула, зима кончилась. С тех пор сороконожка босиком ходит.

  1. Игра «бывает – не бывает»: понимание логико-грамматических конструкций.

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку и т.п.

  1. Закончи предложения:

Максим держит на ладони паука, хотя…… (хотя он их боится, хотя это опасный паук и т.п.) Катя увидела на улице бабочку, хотя….. (хотя была еще ранняя весна, поздняя осень) Бабочка улетела, хотя…..

  1. Посчитай насекомых (согласование существительных с числительными): одна муха, две мухи… пять мух.

  2. Разгадай кроссворд


  3. Игра «Кто к кому летит»


Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]