Как Лису вокруг пальца обвели
Тут калитка и отворилась, и вышел хозяин лубяной избушки – Лис. «Чего, рыжая, ты заблудилась в лесу? Почто дома не стала ночевать?». Лиса и отвечает: «Ходила я на охоту, да замешкалась с ловлей породистой цесарки. Вот теперь возвращаться мне домой поздно. Коли пустишь меня во двор – продам тебе свою добычу по хорошей цене». «И какой же будет твоя цена, кумушка?» «За десять золотых отдам тебе целиком, да в придачу с капустным листом» — отвечала Лиса. «Хорошо, тогда проходи» — ответил Лис. Рыжая зашла в лубяную избушку, где была как раз затоплена печь. И до того она изморилась, что тут же на лавке и заснула.
Утром проснулась Лисица, а Лис тем временем по хозяйству управляется, да на охоту собирается. «В чем же здесь наука совиная?» — стала думать рыжая. А Лис ей и говорит: «Ну, коли выспалась, кума, то пей молоко из кувшина до дна. И котомку свою собирай, да избушку уже покидай – пора мне на охоту». «А как же курица?» — спросила Лисица. «А добычу свою оставь себе, видишь, я Лис благородный, странника всегда готов приютить».
Лисица отправилась домой. Глядь по дороге – цесарки в котомке ее нет. Нет и сафьяновых сапожек – берестяные лапти у нее на ножках. Сказала себе обманутая кумушка: «И зачем мне с этим Лисом было дело иметь?». Тут-то и вспомнились ей слова мудрой Совушки, и стала Лиса работать над исправлением своего характера.
Секрет 2: как научить ребенка рассказывать свою сказку?
После творческого планирования — придумывания сюжета сказки начните рассказывать сказку вместе с малышом.
Если ребенок еще маленький (3-4 года), то начинайте фразу, а малыш ее закончит. Это будет выглядеть примерно так: «Жил да был… кто? (ребенок – «листочек»). И жил он на… (ребенок заканчивает). Наступила…. Подул сильный ветер. Однажды ветер…Листочек испугался… Он спросил… Рябина ответила..И полетел он….» и т.д.
Задавая начала фраз, Вы помогаете ребенку построить связи между предложениями и частями текста. Такое сотворчество очень полезно для ребенка, потому что в нем малыш накапливает своеобразный «словарь» связок и сказочных слов (жили-были, вдруг, однажды, спросил, сказал, ответил, удивился, начался, и стали они и т.д.). Часто сочиняя сказки с мамой и «впитывая» в себя этот опыт, через некоторое время произойдет перелом: Вы вдруг заметите, что малыш начал активно использовать сказочные слова и связки в своей речи, в своих сочинениях без Вашей помощи, он легко строит текст и не запинается между предложениями, у него плавная богатая выразительная речь! Это именно тот результат, к которому мы и стремимся!
Если ребенку 5-6 лет, то Ваша помощь будет зависеть от уровня речевого развития малыша и его индивидуальных особенностей. Одним детям помощь не требуется, другим нужно давать начала фраз как и в 3-4 года, третьим достаточно вопроса-подсказки: «А дальше что случилось? Кого он встретил? Что сказал?»
И напоследок…
Ещё раз хочу обратить внимание всех читателей: не старайтесь написать сказку, похожую на маленький, отточенный литературный шедевр! Пишите — быстро, не раздумывая ни над логикой развития событий, ни над «проработкой характеров» персонажей.
Вы пишете психотерапевтический текст!
Его тактическая цель — быть написанным!
Его стратегическая цель — сделать Вас здоровым физически и душевно!
Прежде чем из-под Вашего пера (возможно) начнут выходить изящные истории — Вам нужно будеть извергнуть из своего бессознательного «тысячи тонн словесной руды». И каждая такая злая, плохая, корявенькая сказочка — будет важным шагом, что приблизит Вас к излечению от хронического стресса и путаницы в голове.
А теперь предлагаем провести несколько игр с психологическими картами и проверить свои возможности по написанию сказок.
Упражнение №1 «Десять слов и словосочетаний»
Напишите на листе бумаги десять слов — десять существительных нарицательных, можно словосочетаний (стол, стул, лампа, окно, консервная банка, душистый горошек…) А теперь сочините рассказ, используя все эти десять слов и увязав их между собой по смыслу.
ОТКУДА МНЕ ВЗЯТЬ ДЕСЯТЬ СЛОВ?
А вот откуда – из одной случайной карты колоды «1000 Дорог «! Смотрите на неё и берите оттуда слова и словосочетания.
ЗАПРЕТЫ В ИГРЕ:
- нельзя брать слова из ТЕКСТА карты, только из КАРТИНКИ!!!
нельзя сочинять «рассказ по карте» – из неё можно брать только образы для своего, ИНОГО рассказа, про что-то совсем-совсем другое. Например, карта «Сельская Ярмарка», а у вас рассказ про космический корабль на Марсе. Так интереснее, креативнее. Тот кто не понял и сочинил рассказ по карте – дисквалифицируется как игрок!!!
ПРАВИЛА ИГРЫ:
- два игрока получают одну и ту же карту,
каждый выбирает из картинки карты (молча) свои 10 слов,
молча выписывает их на листик,
и затем каждый молча садится писать – свою коротенькую сказку по одинаковой с партнёром карте,
время – 7 минут.
сказки не подписываются именем игрока,
В конце работы обе сказки зачитываются Ведущим – публике – без объяснения – какую сказку написала Маша, какую Марина.
Анонимная Сказка, выигравшая приз зрительских симпатий, награждается настоящим подарком. Её Автор – тоже.
В конце игры проводится шеринг-разбор с выступлением каждого голосовавшего – почему одна сказка понравилась больше, а вторая меньше…
отыгравшие свою сказку, сами становятся членами голосующего жюри и придирчивыми слушателями (чтобы проигравшим было не обидно).
Упражнение №2 «Что могло бы нарушить эту картинку?»
Играют опять «две команды». Только теперь в одной команде – всего один игрок, а во второй команде – все остальные участники тренинга.
Один Игрок (Заказчик мозгового штурма) выбирает осознанно (но если хочет, то и спонтанно) одну карту из колоды 1000 Дорог. (Она будет обязательно как-то связана с его настоящими проблемами).
Игрок-Заказчик смотрит на картинку и ухудшает её – разворачивая ход естественных событий на этой картинке резко на 180 градусов! То есть, создаёт Конфликт или Проблему.
Обычно для этого берётся «хорошая карта» и «ухудшается».
Например:
– Я представляю себе настольную рабочую лампу, освещающую стол с рукописями. Вдруг лампа — гаснет. В комнате мрак. Что это? Что делать? Это – завязка…
Остальные игроки (команда) должны решить проблему позитивно.
Поэтому они все вместе тянут ещё одну спонтанную карту «1000 Дорог» в качестве Ответа на заданный заказчиком вопрос – что делать в такой ситуации и к чему это вообще всё было…
Затем молча, каждый игрок второй команды пишет СВОЙ Вариант – ответа, совета и помощи.
Итак, по двум одинаковым картам «1000 Дорог » каждый игрок сочиняет СВОЮ Историю-Рецепт. Время работы – 10 минут.
Ведущий собирает листики у второй команды и зачитывает все исцеляющие сказки по очереди, не называя их авторов.
Игрок-Заказчик выбирает и премирует 3 лучших (по его мнению) сказки. Если игроков мало (5 и меньше человек), премируется только одна лучшая сказка.
Елена Назаренко
Сегодня мы совершенно забыли чудесное слово «кипяток». Оно как-то вообще исчезло из нашего ежедневного словаря. А то, что это слово обозначает — как будто — исчезло даже из нашего быта!
Давайте поговорим о самом важном факторе Успеха — Вере
Сегодня почти все мы страдаем одной хитрой «психологической болезнью». Она называется «Недостаточная способность к самопринятию». Если конкретнее, то мы не чувствуем, какого мы…
Сказкотерапия и теория сказки, типы сказки в мировой культуре, понимание трагедии для психотерапевтической работы со сказками
Мы решили составить самый подробный перечень выгод, получаемых от финансового самообразования и развития навыков инвестирования. Хочется верить, что в этом списке каждый найдет тот решающий аргумент, …
Как наполнить «детскую копилку воспоминаний. Педагогика – и профилактика взрослой депрессии по Гёте. Гёте-психолог – в коллекцию родителей и тех взрослых, которые полагают, что изменить свою ж…
Популярные статьи
Музыкотерапия — одно из направлений арт-терапии. Прослушивание классической музыки при депрессии, при невротической тревоге, при агрессии снимает негативные эмоции.
Техника «Письмо благодарности Вселенной» может сделать нас поистине неуязвимыми, но для этого ее надо превратить в привычку.
Игры, которые я собрала в этой статье, не требуют ни каких-либо сложных стимульных материалов, ни знания методик. Они специально разработаны для родителей, занимающихся со своими детьми дома — в…
Мы забываем о том, что самое главное «волшебное» слово — это СПАСИБО. И говорить его нужно не тогда, когда нам подарили Мерседес, а всегда!
Архетип «Колодец»
Колодец – это, конечно же, архетип. Кто бы с этим спорил? Но вот только понимаем мы его зачастую неправильно. Почему? Потому что любой архетип нужно исследовать там, где он проявляет себе во всей свое…
«Нет достойных мужчин»
Этот психологический материал посвящён развенчанию популярного мифа о том, что нет достойных мужчин и прочих сходных по структуре формулировки мифов, отвлекающих человека от подвига самосовершенствова…
Вы можете верить или не верить в аффирмации, но они работают даже тогда, когда Вы ими не занимаетесь и их не произносите. Как так? Разберёмся
В учебниках по литературному чтению некоторых УМК за 2-3 класс есть задания сочинить самостоятельно сказку или рассказ. На самом деле сделать это не сложно, нужно лишь ухватить идею. Зачастую дается не просто сочинить сказку, а сказку на определенную тему, к примеру смыслом ее должна стать какая-либо пословица. В программе планета знаний, к примеру: «за доброе дело берись умело» или другие на свой выбор.
Секрет 4. Как сделать книжку-самоделку с детской сказкой?
Я всегда оформляю детские сказки в самодельные книжки. Складываю лист альбома пополам. Получается «книжка» из 4 страниц. Первая страница– обложка. Ее рисует ребенок. На обложке мы подписываем название нашей сказки. Обязательно выбираем такое название, чтобы из него было понятно, о чем говорится в сказке. Следующие три страницы – это сама сказка: ее начало (вторая страница), середина (третья страница) и конец (четвертая страница). Я под диктовку пишу текст внизу страницы. А ребенок рисует рисунки.
Ребенок быстро забывает свои действия, тем более свои слова. Речь – это вообще явление, которое невозможно ни пощупать, ни погладить ни как-то ощутить. Такие книжки показывают ребенку наглядный результат его речи, его усилий и вызывают большой интерес у всех малышей. Ведь этот результат красивый, его можно показать другу, папе, бабушке, погладить, потрогать!
Честно скажу, что я не видела ни одного маленького ребенка, который бы отказался сочинять сказку и издавать по ней свою собственную книжку, в которой он будет и художником, и писателем. Причем даже самые подвижные и гиперактивные дошкольники готовы заниматься этим увлекательным делом часами!
Заход Третий
Третий заход — немного более продвинутый, чем первые два. Он требует визуализации. Возьмите слово, которое Вас больше всего цепляет — из тех десяти выбранных Вами наугад слов…
Представьте себе тот предмет, который это слово обозначает. Вообразите себе этот предмет в его естественном контексте, поживите жизнью этой вещи. Нарисуйте, короче, внутри своего воображения — картинку. Нарисовали? Ну а теперь — разверните ход естественных событий в этой картинке резко на 180 градусов! То есть: представьте себе, что могло бы НАРУШИТЬ эту картинку… Это — конфликт, и этот конфликт будет лежать в основе Вашей сказки.
Я, например, представляю себе настольную рабочую лампу, освещающую письменный стол с разбросанными по нему рукописями. И вдруг… Лампа — гаснет. В комнате воцаряется мрак. Что это было? Это завязка моей ненаписанной сказки…
Набросайте с десяток таких вот завязок. Это будут Ваши рабочие заготовки для сказкотерапии… В другие дни — возвращайтесь к ним, перечитывайте их, подправляйте, вносите изменения… Добавляйте к ним новые.
И в один прекрасный день Вам подмигнёт один из сюжетов, и Вы сядете его продолжать — сказка напишется сама собой. А остальные заготовки — они пойдут в дело, продолжая уже начатый Вами сюжет.
Заход Четвёртый… и последний на этот раз.
Ты — смущаешь, Чистота Непочатого Листа…
У многих из нас есть боязнь «чистой страницы»… Именно поэтому даже многие писатели-гении пишут на немыслимых бумажных клочках — на салфетках, квитанциях…
Чтобы победить этот страх, лист нужно испачкать… каракулями. Именно поэтому, кстати, черновики многих гениев пестрят рисунками на полях.
Оставьте на чистый лист бумагу свою ручку и начинайте выводить замысловатые линии, замулёвывая лист, как это делают совсем маленькие дети.
В какой-то момент Ваша рука захочет остановиться сама. Посмотрите на этот «рисунок». Постарайтесь увидеть в нём нечто осмысленное. Запишите все возникшие ассоциации.
А теперь (не останавливаясь!) начинайте писать связные предложения про эти ассоциации.
История о Еноте
Рассмотрим еще одну короткую придуманную сказку про животных. Герой этой истории – Енот. Пришла в лес снежная холодная зима. Стали звери готовиться к встрече Нового года. Лиса достала свою роскошную огненно-рыжую шаль. Заяц совсем расхрабрился, начал всем петь новогодние песенки. Суетливый Волк бегал по лесу в поисках пушистой елки, но никак не мог ее найти, а времени-то уже было ой как мало… Бобры старались подлатать свою плотину до наступления праздника. Маленькая Мышка собирала остатки сушеного сыра, чтобы испечь к наступлению Нового года ароматный пирог.
Нелегко бывает придумать волшебную сказку про животных. Но это задание помогает разбудить воображение маленькому сочинителю. Все звери, конечно, очень любили этот праздник и готовили друг другу подарки. Но был в лесу еще один житель – полосатый Енот. В этом декабре он как раз гостил у тетушки Енотихи и должен был к Новому году успеть к своим друзьям к праздничному столу. Долго провожала его тетушка, старалась накормить получше, напоить, да причесать как следует полосатый хвост. «Негоже ходить с таким растрепанным хвостом!» — укоризненно говорила тетушка. Енот знал, что тетушка его очень любит, и потому тоже старался как следует уложить свой хвост. «Хорошо, тетушка, мне уже пора идти, — сказал Енот. — А то опоздаю к новогоднему застолью. Кто же без меня будет развлекать всех праздничными частушками?» «Ступай, племянничек, — ответила Енотиха. — Поздравляю тебя с наступающим Новым годом!».
Рыжая отправляется в путь
Сказка про животных, придуманная детьми, должна иметь и поучительный компонент. Лиса удивилась совету Совушки. Подумала и решила послушаться: кому же охота в девках свой век коротать! Вот собрала она свою котомку, расчесала пушистую рыжую шубку, надела сафьяновые сапожки и отправилась в дальние края. Прошла она мимо дальнего озера, леса, да соседской деревни. За той деревней лес был совсем темным. Видит она – стоит на опушке лубяная избушка, украшенная красками да цветами. Постучала она в двери – никто не отвечает. Тогда стала рыжая стучать еще громче, пока из избушки не раздался голос: «Кто там меня своим шумом беспокоит?» — «Это я, рыжая кумушка, иду из дальних краев, ищу на ночь себе кров. Кто меня пустит на ночь, тому продам хороший товар, редкостный – курочку особой породы».
Заход Второй
Если игры со словами Вас не впечатляют (потому что Вы находитесь во взвинченном стрессовом состоянии, например), то Вам поможет написать Вашу сказку следующий приём. Задумайтесь: на какую тему Вам интересно было бы поговорить прямо сейчас?
Пусть «рабочей» темой сказки станет та проблема, которую Вы в последнее время прокручиваете в голове. Нет денег? Не звонит любимый? Годы идут? Дети не слушаются?
После того, как Вы начнёте сочинять историю про важную для Вас тему, Вам могут внезапно открыться и новые способы заработать, и новый взгляд на отношения с любимым, и новый взгляд на отношения с детьми…
Все Ваши тревоги и печали могут стать (и должны!) темой Вашей психотерапевтической сказки!
Прием диктовки сказки взрослому.
Очень советую записать получившуюся сказку под диктовку ребенка. Такой прием «диктовки» ребенком взрослому развивает речь так, как ее не разовьет никакой другой прием. И дело тут в том, что малыш ставится в ситуацию, когда ему приходится диктовать, а значит, продумывать свою речь и каждое свое слово! Этим приемом мы готовим переход от устной речи к письменной! Когда ребенок диктует, он строит такие предложения, которые в другой ситуации он еще не в состоянии построить! То есть диктовка текста — это как бы «планка» роста для малыша!
Если малыш много раз повторяет одно и то же слово, то можно его подправить: «Послушай, как у нас получилось. Листочек сказал: «Здравствуй», Рябина сказала: «Здравствуй». Листочек сказал: «А ты кто такая». А рябинка сказала: «Я рябинка. А ты кто? У нас с тобой всё время повторяется одно и то же слово «сказал». Давай попробуем его заменить. Как по-другому можно сказать? (вместе с малышом подберите слова – прошептала, произнесла, воскликнула, ответила, спросила, удивилась)». С помощью приема диктовки ребенком своей сказки Вы не только обогатите словарь малыша и разовьете связную речь, но и внесете весомый вклад в успешную подготовку ребенка к школьному обучению.