Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Вода и ее свойства
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию (Природный мир) в старшей возрастной группе детского сада на тему «Магические капельки»
Совместная деятельность «Магические капельки»
Цель: создать условия для развития познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта. Задачи:
• Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья. • Формировать умение строить гипотезы о признаках и свойствах воды. • Продолжать закреплять навыки проведения опытов. • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. • Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде. • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. • Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей. Оборудование: Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками. Лэпбук «Вода». Глобус. Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи. Ведро. Кувшин. Ножницы. Термос с кипятком. Зеркальца. Пустые банки с тканью, вместо крышки. Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Лёд, 4 стакана, вода, 1,5 л. бутылка газировки, виноград, 3/4 стакана воды, лёд, подсолнечное масло. Предварительная работа: Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде». Чтение сказки «Два ручья». Рисование в технике «по-мокрому». Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море). Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе».
Ход НОД
Вступительная часть
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им своё хорошее настроение. (Дети здороваются).Воспитатель — Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы? (Конечно, готовы).Игра-приветствие (Дети повторяют слова и движения в соответствии с текстом).
Руки вверх, Руки вниз, И на месте покружись. Раз — хлопок, Два – хлопок, Снова сделай поворот. Прыг, скок – улыбнись И в лаборанта превратись.
Сюрпризный момент «Тучка с капельками». Воспитатель — Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным объектом нашего исследования в «Лаборатории почемучек». (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).
С горы сбегая без труда, Она гремит, как гром. В морозный день она тверда — Руби хоть топором! Нагрей ее — и к небесам Она взлетит тогда. Теперь любой ответит нам: Зовут ее — …
(вода).Воспитатель — Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин. (Далее по ходу занятия каждую капельку срезает один из детей и кладет в пустой графин).
Основная часть
1. Капелька бережливая
— Капелька первая — капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет.
(Показ глобуса).
Знаком ли вам этот предмет? Как он называется?
(Дети высказывают предположения).
Это глобус — так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.
Воспитатель — Синий цвет на глобусе означает … что? (Воду).
Как, по-вашему, много ли воды на нашей планете? Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит, какая на вкус?
(В море вода соленая).
Соленая. Годится соленая вода для питья?
(Нет, соленая вода не пригодная для питья).Воспитатель — Несоленой — пресной воды на нашей планете не очень много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь. 2. Капелька ученаяВоспитатель — Капелька вторая — ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует. Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе» Воспитатель — Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду? (Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения).Воспитатель — Много воды нужно для этого? (Много).
Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька. Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку. — Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце.
(Дети выполняют задания).
Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается. Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.
(Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар).
— Во что превращается вода при нагревании?
(В пар).
Куда движется пар?
(Пар движется вверх, к небу).(Термос закрывается).Воспитатель —Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако. Воспитатель — На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух. — Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? (Пар превратился в капельки воды).
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю. — Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваясь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».
3. Капелька звучащаяДидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды». На офтальмотренажерах под потолком в углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Водопад
С высоты большой срываясь, Грозно водопад ревёт. И, о камни разбиваясь, Белой пеною встаёт.
Море
Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь О берег бьётся.
Ручей
Ручей бежит по горным склонам, Тараторя сам с собой, И в густой траве зелёной, Прячет хвостик голубой.
Дождь
Мочит рощу, лес и луг, Город, дом и все вокруг! Облаков и туч — он вождь! Поливает землю дождь.
(Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам).4. Капелька любопытная.Воспитатель – А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду. — Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?». (Вода бывает соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
— В каком виде бывает вода?
(Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).Воспитатель – Как раз я приготовила для вас два стаканчика с водой из-под крана и льдинками с улицы. — Какой вкус у воды? — Какой у воды запах? — Какого цвета вода? — Какой формы вода? (У воды нет вкуса. У воды нет запаха. Бесцветная, прозрачная. Вода принимает форму того объекта, в который ее налили).5. Капелька игривая.Динамическая пауза «Тучка и капельки». ( Дети выполняют движения по тексту).
Я ваша мама-тучка, А вы мои – капельки-детки, Пусть облако вас подружит, А ветер веселый закружит. В хоровод скорей вставайте, И со мною повторяйте: Мы будем весело шагать и улыбаться! Руками солнышку махать и наклоняться, Чтоб растения полить и животных напоить! Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.
6. Капелька исследовательница.Воспитатель — А эта капелька предлагает вам исследовать воду. Проходите за столы, на каждом из них находятся необходимые для опыта объекты. (Дети проходят к столам).
За 1 столом ребята будут сравнивать воду из-под крана и талую воду.
(Рассматривают талую воду. В стаканчиках вода одинаковая).
Они очень похожи. А в чем отличие?
(Талая вода с мусором, грязная).Воспитатель — Звание лаборанта требует проверки! Для этого нужно пропустить водопроводную воду через марлю. (Дети процеживают воду через марлю, рассматривают, что осталось на марле).Воспитатель — Что мы видим после того, как пропустили воду через марлю? А после талой воды? (Высказываются).Воспитатель — К сожалению, в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Водопроводную воду надо кипятить или пропускать через фильтр. Снег и лед- это талая, грязная вода, не пригодная для питья. Но такую воду можно использовать для поливки комнатных растений. Для них она будет полезной. За 2 столом лаборанты откроют бутылку с газированной водой и бросят виноградные ягодки.
Что происходит? Почему? (Дети выполняют инструкции, наблюдают, высказывают мнения).
Давайте сравним результат с обычной водой. За 3 столом ребята возьмут кусочек льда и опустят в воду. Как лёд не топи, он всё равно будет всплывать на поверхность. Но можно сделать так, что лёд не будет всплывать. Надо налить подсолнечное масло (3/4 стакана). Масло поднимется, и лёд больше не вынырнет. Он будет между водой и маслом.
(Дети выполняют инструкции, наблюдают, высказывают мнения).7. Капелька волшебница.
А эта капелька хочет показать вам
фокус «Лавовая лампа».
Подойдите ко мне поближе. (Дети подходят на безопасное расстояние к воспитателю).
Нам понадобится фужер, 3/4 бокала масла подсолнечного, вода, краситель (из шприца). Отдельно соединяем 1ч.л. соды пищевой, 3/4 ложки лимонной кислоты => перемешаем и насыпаем в фужер с маслом. Добавляем несколько капель красителя. Потихоньку льем воду. И наслаждаемся!
Заключительная часть
Воспитатель: Ну что, ребята, интересны были опыты с водой? (Очень понравились!).
А какая капелька понравилась вам больше?
(Дети высказываются).Дети читают стихи: 1. Капельки-волшебницы в реки собираются, Напоить всю Землю-Матушку стараются. Всем нужна водица – и птицам, и травинкам, Ходят к водопою звери по тропинкам. 2. А детишкам малым водичка всех нужнее – С нею мы растем, с нею здоровеем. Знаем мы теперь, как воду поберечь – Просто так из крана она не будет течь! 3. Есть у нас сантехник, он следит всегда, Чтоб нигде не капала чудесная вода. А теперь все вместе дружно повторите — Берегите воду, воду берегите! Графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой.Воспитатель – Все капельки желают нам здоровья и дарят чистую, полезную и такую нужную всем воду! Предлагаю ее попробовать. (Дети берут стаканчики с водой, пьют).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по познанию в детском саду в старшей группе «Путешествие в сказочный лес» Конспект НОД с детьми старшей группы по опытно-экспериментальной деятельности. Свойства воды Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: Свойства воды. Вторая млад Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе. Свойства воды
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детского сада. Собака – друг человека
Три состояния воды
Вещества в зависимости от температуры замерзания, плавления и кипения могут встречаться в природе в трех агрегатных состояниях — твердом, жидком и газообразном. Вода замерзает при О °С, а кипит при 100 °С.
В повседневной жизни мы можем встретить воду в любом из ее трех состояний, причем ее форма постоянно меняется. Жидкая вода испаряется и переходит в газообразное состояние — водяной пар. Он конденсируется и превращается в жидкость. При минусовых температурах вода замерзает и превращается в твердый лед.
Если в сосуд с водой мы поместим кристаллы поваренной соли, то сможем наблюдать, как количество твердого вещества постепенно уменьшается. Вода при этом приобретает новые свойства: у нее появляется соленый вкус, изменяются плотность и температура замерзания. Полученную жидкость уже нельзя назвать водой, это раствор. Между молекулами соли и воды возникают межмолекулярные связи, благодаря которым молекулы соли отрываются от поверхности кристалла.
Артезианская вода
Согласитесь, несколько необычно называть воду полезным ископаемым: она вокруг нас, течет в ручейках и реках, плещется в морях и океанах, даже с неба льется. И тем не менее такое название верное. Вспомните о колодцах и артезианских скважинах. Разве в этих случаях не приходится добывать воду в буквальном смысле слова из-под земли? Артезианская вода — это вода, находящаяся на глубине 50—200 м и заключенная между водоупорными слоями. Такая вода надежно защищена от внешнего загрязнения.
Строение скважин
Источник энергии
Вода — важный источник энергии. Мощность движущейся воды очень велика, поэтому ее используют для получения электричества. Гидроэлектростанции строятся там, где вода движется с большой скоростью, например на реках. Кроме того, могут возводиться и искусственные сооружения, такие как плотины, которые создают движение воды.
Устройство гидроэлектростанции
Вода, перетекая с верхнего уровня на нижний по специальным турбинным трубопроводам, приобретает большую скорость. Струя воды поступает далее на лопасти гидротурбины и вращает их. Так энергия превращается в механическую. Соединенный с турбиной генератор вращается, и механическая энергия становится электрической. Трансформаторы преобразуют электричество в напряжение нужной величины. Электричество через передающие линии пересылается на распределительные станции.
Поделиться ссылкой