Конспект НОД «Вышла курочка гулять» для первой младшей группы (интеграция областей)план-конспект занятия на тему


Скрытый смысл сказки «Курочка Ряба», подробный разбор

Всем добра! Предлагаю разобрать сказку курочка ряба. Надо заметить, что в русской традиции сказки имеют от 3-х до 7 скрытых смыслов. Более того, чем проще сказка, тем больше смыслов в ней скрыто. Для разбора предлагаю озвучивать саму сказку и разбирать ее по мере пересказа.
Жили были дед да баба, да была у них курочка ряба.

Первый смысл детский, он понятен, живут старик со старухой и имеют в хозяйстве курицу.

Второй немного скрытый смысл, но тоже вполне очевидный. Стандарт семьи мужчина и женщина, которые создали семью и имеют общее хозяйство пусть и не богатое из одной курицы.

Третий смысл еще интереснее конкретно в перечислении иерархии, вначале дед, патриарх семьи, далее баба, а уж потом животное курица. Казалось бы логично, но тут интересно другое, что курица или братья наши меньшие, конечно ниже нас, но тоже скотину и природу не надо тиранить, мы все единое целое.

Четвертый смысл дед да баба модель человечества в миниатюре, более того не мужик, да баба, а именно старики т.е. старое человечество и на этой планете не одно тысячелетие живут. Не конкретно данная пара, а человечество в целом, а они лишь его модель в миниатюре.

Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое! Дед бил не разбил! Баба била не разбила.

Зная первые четыре смысла сказки, а в русских народных сказках может быть скрыто до 7 смыслов и некоторые я банально могу не понимать, мы можем разобрать происходящее в сказке.

Первый уровень понятен на детском уровне, старик бил и старуха били и ничего у них не вышло.

Второй уровень куда сложнее, а зачем они его вообще били? Люди обезумили и хотели разбив золотое яйцо, что сделать позавтракать? Ну так снеси его на базар, продай и купи себе бочку черной икры. Дело в том, что яйцо в языческой Руси символ жизни, а золото металл мертвых металл смерти. Что бабуле с дедушкой снесла курочка? Да весть о скорой смерти, понятно, что они старики и кто-то из них, а то и оба скоро уйдут за кромку, вот и бьют они яйцо, борется с болезнями и пытаются не уйти за кромку.

Более того борьба бесполезна, сколько бы они не бились, итог очевиден, раз можно излечиться, два, сто раз, а итог предрешен.

Третий смысл, что яйцо еще и символ жизни на планете, мирового порядка. Кто сомневается может поинтересоваться, а надо ли носить яйца на могилы предков на Пасху у церковных служителей и получат ответ. Однако архаические знания остались! Многие несут не понимая смысла данной языческой традиции. Но получается страшная весть, что старый мир погиб или погибает. Яйцо-то золотое т.е. мертвое из него не родится цыпленок или новая жизнь, понятно чего надо его бить, а не бегать с радостными воплями собирая чемоданы на ближайший курорт у моря.

Касаемо 4 и т.д. смыслов тут от меня ускользают….

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Плачет дед, плачет баба…

С точки зрения логики происходит некая шизофрения! Вспоминая фильм терминатор часть вторая хочется задать вопрос, какова задача? Задача у стариков была разбить яйцо, они не собирались оставлять его целым. Отсюда вопрос, когда задача выполнена почему они рыдают? Если речь о стоимости яичка, как золотого изделия, так они сами его били, но даже разбитое оно из золота и можно кучу продуктов купить. Вывод слезы у стариков по другой причине. По какой?

Дело в том, что мышка связующее звено между миром живых и миром мертвых фактически медиатор. Причем она далеко не в одной сказке будет главным героем поможет девушке в сказке Морозко и т.д.

Так почему она связующее звено? Она живет, как на земле, так и под землей!

Смысл детский понятен, мышь бежала и разбила.

Смысл второй старый мир умирает и разбивает его посланец между мирами.

Третий смысл в том, что старый мир рухнул, разбился и что теперь будет непонятно, новое всегда пугает. Как говорили мудрые люди жить в век перемен интересно, но не дай вам Бог, кто пережил 90-е легко с этим согласиться. Событий было очень много и назвать их не интересными нельзя, но жить в это время было ой как не просто.

Пятый смысл в том, что человечество не в силах само победить и некий посланец решает их проблемы и совсем непонятно, что потребует за такое решение проблем.

Шестой смысл вообще на грани теорий заговора. Некая третья практически мистическая сила вмешивается в проблему. Причем мимоходом разрушая старый мир и спешит дальше по своим делам. Получается пришел увидел, победил?

Седьмой смысл может и покруче шестого по своей теории заговора, но очень не понравится в первую очередь женщинам, особенно в период нашего матриархата. Дело в том, что мужчина — это все духовное он патриарх о чем и говорит сказка т.к. он старик! Женщина же в ответе за мир физический она мать или материя, материальна. Муж выполняет роль богов на земле в языческих смыслах. Когда происходит связь мужчины и женщины он вдыхает в нее жизнь. Если мужчина не вложит душу, то ничего не произойдет и неживая или не оплодотворенная если желаете материя просто выйдет.

Иными словами старое человечество если желаете допотопное, столкнулось с проблемой, которую не могла решить не духовными методами, не научными, не банально материальными, например запулив какие-то ядерные ракеты по супостату. Происходит вмешательство третьих сил, которые просто скажем так убежали, но не значит, что не выставят или уже не выставили счет за сои услуги, который обязателен к погашению. Ведь даже проблему решить не смогли, а эта сила ее решила походя. Хотя и разрушив весь старый мир. Потому торговаться с ней смысла нет, нет против мышки методов.

А Курочка Ряба им говорит не плачь дед не плачь баба снесу вам новое яичко не золотое, а простое.

Казалось бы наоборот надо теперь плакать. Ведь неси курочка ряба золотые яйца, да таскай баба их на базар каждое утро и хоромы каменные себе бы поставили и бабе купили шубу норковую. Можно по курортам кататься и деду купить телегу самую модную, как говорили в 90-е модную телегу шестисотую. Странное какое-то получается утешение не находите?

Первый смысл детский его озвучивать нет смысла.

Второй чуть посложнее, но довольно простой, старое человечество ценило больше именно пищу, чем материальные ценности, а следовательно пищу духовную.

Третий смысл уже пострашнее. Приходит новый мир, где жратва дороже понтов, грядет некий голод и получать регулярно пусть и скудную пищу уже хорошо.

Четвертый смысл оптимистичный деду и бабе обещают реинкарнацию т.е. новую жизнь после смерти и в этом их утешение.

Пятый смысл в том, что на смену старого умершего мира придет новый живой.

Шестой же не понравится нео-язычникам и прочим, кто считает раньше было время золотое, а сейчас плохое. Как раз на смену всего плохого и мертвого ожидается приход хорошего и живого.

Седьмой же смысл очевиден, но снова далеко не всем понравится. Кроме металла мертвых есть смысл во фразе золото, что – это нечто хорошее. Например золотой век русской поэзии, так красочно описывают. Раньше был лучший мир, а теперь простой. В простом мире все проще, тоже зло. Оно более открыто и прямолинейно и нам от него страдать. Золотой век для человечества окончен.

Казалось бы после такой новости дед с бабой должны рыдать еще больше, а они что? Они-то как раз и ничего реакция деда с бабой не написана в сказке. Иными словами старого человечества уже нет.

Хочешь узнать больше? Подписывайся на канал! Всем бобра!

Источник

Тема урока: “Анализ повествовательного текста (на примере русской народной сказки “Курочка ряба”)”.

Тема урока: “Анализ повествовательного текста (на примере русской народной сказки “Курочка ряба”)”.

Цель урока: выработка навыка языкового анализа, введение понятия синтаксического параллелизма, воспитание патриотизма.

Повторение: постоянный эпитет, типы речи.

Просмотр содержимого документа «Тема урока: “Анализ повествовательного текста (на примере русской народной сказки “Курочка ряба”)”. »

Урок развития речи

Тема урока: “Анализ повествовательного текста (на примере русской народной сказки “Курочка ряба”)”.

Цель урока: выработка навыка языкового анализа, введение понятия синтаксического параллелизма, воспитание патриотизма.

Повторение: постоянный эпитет, типы речи.

Есть произведения, которые можно всю жизнь держать в памяти, возвращаться к ним, учиться у них. К таким произведениям относится сказка “Курочка ряба”. На сегодняшнем уроке мы постараемся понять, в чем ее идейный смысл и будем учиться анализировать прозаический текст. Вы уже знакомы с анализом лирических произведений, но вам необходимо уметь анализировать и прозу, причём по нескольким причинам. Во-первых, это вам понадобится при сдаче ГИА и ЕГЭ, а во-вторых, это просто очень интересно – найти в давно знакомом то, о чём даже и не подозревал. Анализ – это всегда маленькое чудо, открытие замысла автора.

Запишите, пожалуйста, число, тему урока. Сказку “Курочка ряба” я выбрала неслучайно. Она с нами всю жизнь. Сначала её рассказывают совсем маленькому ребенку, потом он, еще не умея толком разговаривать, старательно пересказывает ее куклам, потом читает ее в школе, когда только-только учится грамоте. А потом читает её своим детям, а потом внукам. Но нет сказок без поучения. И неслучайно в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла слова А. С. Пушкина, тоже кстати, всем хорошо известные: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Запишите эпиграф в тетрадь, обратите внимание на правильное оформление эпиграфа.

Беседа о содержании сказки.

– Что мы узнаем из первых двух предложений?

– Что означает слово “ряба”? (Это усеченная форма прилагательного “рябая” – пестрая, обычная).

Запишите ССЧ, дополните ряд своими примерами.

Курочка ряба, синее море, красна девица. Как называется этот троп? (Постоянный эпитет).

Вернемся к тексту. Что произошло дальше? (Произошло чудо, счастье им привалило невиданное).

Обратите внимание на противопоставление обычной жизни и чудесного яичка. Как называется такой прием?

Никогда не видели дед и баба такого яичка. И что же они делают? (Стремятся разбить). Зачем? (Узнать, что внутри).

Первым за работу принялся дед, потом баба. Они устали, оставили Яичко без присмотра, а тут мышка бежала, чуть-чуть хвостиком махнула, оно и разбилось.

Такое хорошее яичко было. А какое? (Золотое, дорогое, ненаглядное). Скажите, а “золотое” – эпитет или нет? Почему? Запишите 3-4 ССЧ, в которых “золотое” употребляется в переносном значении. В руках деда и бабы красота невиданная, счастье неслыханное. Смотрели бы и радовались, счастьем наслаждались, а вот не уберегли, потеряли свое счастье. Пусто теперь, скорлупки только, взглянуть не на что. Было большое счастье, да своими руками порушено.

Что теперь делают дед и баба? Плачут, убиваются. Как утешает их курочка? Обещает снести другое яичко, только уже простое. Хоть и невелик посул, но и ему рады дед и баба. Какую пословицу можно вспомнить, читая эту сказку? (Что имеем – не храним, потерявши – плачем). И сколько тому примеров! Не поберег любовь, дружбу, покой в семье, драгоценный дар природы – здоровье и молодость, бездумно отдав их в обмен на дурные привычки вредные удовольствия. Потерял всё, а потом гложет раскаяние и стыд. Спохватиться бы раньше, одуматься, но уже ничего не вернуть, а ведь советовали, объясняли, удерживали!

6. Обратимся теперь к языковому разбору сказки. Коротенькая сказка сложена стройно, изящно. В ней нет ничего лишнего, каждое слово на месте и именно то, какому здесь следует быть.

Прежде всего определите тип речи.

Кому адресована сказка? Из чего это видно? (Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Слова записать, суффиксы выделить.

Для чего нужна рифма? (Чтобы было легче запомнить). Это значит, что сказка развивает мышление, память.

Обратите внимание на повторы: бил, бил; била, била. Зачем они? (Показать многократность действий, то, что было время у них подумать).

Не случайно и одинаковое построение предложений: “Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет”. Такое построение предложений называется синтаксическим параллелизмом. Придумайте 3 предложения с этим средством речевой выразительности.

Примечателен в сказке порядок слов: в первых трех предложениях он обратный. Почему? (Новое – это герои, а данное – то, что они существовали). Такой порядок слов характерен для спокойной передачи давних событий, долговременных или постоянных действий. Но появляется динамика развития события на глазах у слушателя.

То, что не удалось деду и бабе, случилось нечаянно. Яичко погубила не грубая неодолимая сила, а самая незаметная малость. Зачитайте. Как показана слабость мышки? Обратите внимание на последний глагол в предложении. “Разбилось”. Какая разница: разбили – разбилось? Чему в этом случае учит сказка?

Велико огорчение деда и бабы. Поругались они, друг на друга обиделись и разошлись по разным углам избы. Что даёт нам право так думать? (В начале “дед и баба”, а в конце сказки дед отдельно, баба отдельно).

Как курочка ведет себя? А что она могла бы им сказать? Как она их утешает? (Обещанием конкретной помощи).

Как мы видим, сказка безупречно, мастерски сложена, легко увлекает читателей и учит их житейской мудрости.

7. В чём же, по-вашему, основная мысль сказки?

Эта сказка о несостоявшемся счастье, о невосполнимых потерях и утратах, виновником которых стал сам человек. Сказка о неготовности к большому счастью, о безрассудности поспешных действий, о неумении распорядиться удачей.

Но эта сказка учит и тому, чтобы люди не впадали в отчаяние от неудач и ошибок, она говорит о многообразии жизни, о возможности счастья в малом, о бесконечности красоты.

Домашнее задание: написать мини-сочинение “Чему нас учит сказка “Курочка ряба”?

Исследовательская работа: откуда взялась прибаутка “Идёт коза рогатая”?

Русская народная сказка в обработке

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое, золотое.

Дед бил, бил – не разбил.

Баба била, била – не разбила.

Мышка бежала, хвостиком махнула. Яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут.

Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба, снесу я вам яичко другое, не золотое, простое».

кудахчеткудахчет. “Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое”.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]