Подписи к слайдам:
Современные игровые технологии в развитии детей дошкольного возраста Подготовил: Сенченко Ирина Викторовна Старший воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19п. Разумное Белгородского района Белгородской области»
« Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития . Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии . Современные образовательные технологии здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя; игровая технология; технология «ТРИЗ» и др.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв ) Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.
В свете ФГОС личность ребенка находится на первом плане и все дошкольное детство должно быть посвящено игре . Игра — ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.
Игровая технология Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.
Цель игровой технологии Не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого Задачи игровой технологии 1.Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка 2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность
Целевые ориентации игровых технологий: • Дидактические : расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитее трудовых навыков. • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности . • Развивающие : развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности. • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляции .
Функции игры: • Развлекательная (это основная функция игры — развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес); • Коммуникативная: всё что относится к игре, находится в едином игровом пространстве и служит средством передачи социального опыта • Игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; • Диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; • Функция коррекции : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; • Функция социализации : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития
Четыре главные черты присущие игре • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать: 1). Доброжелательностью 2 ). Уметь осуществлять эмоциональную поддержку 3). Создавать радостную обстановку 4). Поощрения любой выдумки и фантазии ребенка Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым . Важной особенностью игровых технологий , которые используют воспитатели в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, организованная образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игры.
Девиз: Налаживай ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения . Цель: Развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста. . Социо — игровые технологии
Ключевые идеи Организация собственной деятельности детей, в которой ребенок делает, слушает, смотрит и говорит. Иди от детей. Спартанское воспитание( двигание парт, работа на ковре, в приемной и. т. д.) Вместе мы сила. Нам не дано предугадать как наше слово отзовется.
Формы организации Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договориться. Сказкотерапия Самопрезентации Тренинги Приемы социально направленные на создание ситуаций успеха и комфортности . Методы создания проблемных ситуаций с элементами самооценки . Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации сюжетно-ролевые и режиссерские игры.
Классификация игр социо-игровой направленности.( Е.Е.Шулешко , А.П.Ершова, В.М.Букатов ) 1.Игры для рабочего настроя . Главная задача – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников в зависимости друг от друга 2. Игры- разминки. Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования, смешного, несерьезного выигрыша . 3.Игры творческого самоутверждения. При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия . 4.Игры социо — игрового приобщения к делу. Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала: если дети учатся различать, запоминать, систематизировать, выполняя игровые задания 5.Игры вольные. ( на воле ) Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.
Sand Art – использование метода рисования песком в ДОУ «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К.Д. Ушинский
Песочная анимация (рисование песком), обладает целым рядом положительных моментов :
Методики рисования песком
Образовательный квест это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры?
ИДЕЯ ИГРЫ Команда (игрок), перемещаясь по точкам, выполняет различные задания, но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего.
Квесты помогают решить образовательные ЦЕЛИ: реализовать проектную и игровую деятельность познакомить с новой информацией закрепить имеющиеся знания отработать на практике умения детей
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КВЕСТОВ: Поиск «сокровищ». Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности). Помощь героям. Путешествие. Приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками ).
РОЛЬ ПЕДАГОГА в квест — игре организационная , т.е. педагог определяет образовательные цели квеста , составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
ПРЕИМУЩЕСТВО квест — технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
ЛЕГО — педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.
Цель: Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования.
Возможности использования данного подхода. ЛЕГО-конструирования можно рассматривать как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ.
Список литературы : Синякова Е.А. «Игровые технологии в ДОУ» Валитова И.Е. «Психология развития ребёнка дошкольного возраста» Некоз И.Л. «Развиваем личность ребёнка в игре » Сакович Н.А. технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб, 2006. Федорова М.А. «Организация жизни, воспитания и обучения детей в малых группах», (Красноярск,- 2007 г.)
Презентация «Игровые технологии в детском саду»
Венера Кривова
Презентация «Игровые технологии в детском саду»
3 слайд
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности»
В. А. Сухомлинский
4слайд
В свете ФГОС личность ребенка находится на первом плане и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.
5слайд
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, воспитывающих умение владеть собой. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс ; осваивать ряд учебных элементов.
6слайд
Главная цель игровой технологии —
создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Еёзадачи:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
7слайд
Игровая технология строится как целостное образование.В нее включаются последовательно:
Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.
Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам.
Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.
8слайд
Технологическая схема — описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
Научная база — опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
Системность — технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
Управляемость — предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность — должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
Воспроизводимость — применение в других образовательных учреждениях
9слайд
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить»
на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в
«реальных жизненных условиях»
.
10 слайд
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том,что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
— знания методики игровой деятельности;
— профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
— учёта возрастных и индивидуальных возможностей
15слайд
Цель игровой технологии –
не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким — то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить»
в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способно.
Игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста.
Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.
NULL;Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружа.
Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружа.
Данный материал поможет педагогам применять в своей практике ТРИЗ для развития речи младших дошкольников.
Презентация «Социо — игровые технологии в ДОУ».
В презентации указаны цели, задачи социо — игровых технологий. Раскрыты формы организации, ключевые идеи, правила и условия организации игры. Подробно описана класификация игр социо — игровой напрвленности ( Е. Е.Шулежко, А.П. Ершова, В.М. Букатов). В презентации приведены примеры различия традиционной и социо- игровой педагогики., а также отличия игровой технологии от игры. Приведены методы активизации мыслительной деятельности. В итоге приведены результаты применения социо — игровой технологии.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель
Игре присущи черты:• Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности.• Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения. Функции игры:1. Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)2. Коммуникативная3. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)5. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)
Характеристика видов игр немецкого психолога К. Гроса:
- группа по педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю.
- группа совершенствование инстинктов: семейные игры, игры в охоту, ухаживание.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.
П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы:
- Имитационные (подражательные)
- Подвижные (игры с правилами)
В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы:
I. Творческие игры:
- режиссерские,
- сюжетно-ролевые,
- театрализованные,
- игры со строительным материалом
II. Игры с правилами:
1. Подвижные игры:
- по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности)
- по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.)
- по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.)
2. Дидактические игры:
- по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.)
- по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна. Новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новосёловой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой.
Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности:
- младший возраст – ролевая игра (игра-диалог);
- средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;
- старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация)
Достаточно весомый вклад в формирование у детей двигательных умений и навыков вносят подвижные игры, которые включаются в режимные моменты с младшего возраста.
Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности
Следующая > |