Театрализация в детском саду – цель
Под театрализацией понимается один из видов игровой деятельности, применяющийся с целью раскрыть максимально глубоко творческий потенциал, имеющийся у каждого ребенка. При театрализации применяются драматические приемы (иными словами, сюжетно-ролевая игра) и различные упражнения, направленные на развитие навыков актерского мастерства у детей.
От оформления многое зависит
К сведению. Ценность театрализации заключается в том, что она помогает развивать монологическую и диалогическую речь ребенка и как следствие – улучшает уровень его коммуникативных способностей.
В театрализацию входят следующие элементы:
- совершенствование выразительности реплик героев;
- развитие как активного, так и пассивного вокабуляра;
- работа над развитием речи.
Уголок развивает мышление
Помимо этого, применение театрализации преследуют следующие цели:
- познакомить ребенка с окружающим его миром;
- способствовать развитию творческих способностей;
- развивать эмоциональную составляющую;
- сформировать интерес к чтению, а также к искусству;
- развивать режиссерские навыки;
- учить воплощать характер персонажа через собственные действия.
К сведению. Театрализация считается одним из наиболее действенных способов приобщения ребенка к эстетике, культуре и морали.
Театрализованная деятельность в ДОУ
Театрализованная деятельность — как средство развития способностей детей.
Введение.
Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.
Цель и задачи Цель педагогической деятельности — развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Задачи: • развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; • развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления; • совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников; • обогащать и активизировать словарь; • развивать диалогическую и монологическую речь; • воспитывать гуманные чувства у детей. Методы и приёмы организации театрализованной деятельности Принципы проведения театрализованной деятельности: — наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения); — доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному); — проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций; — развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов. Методы работы по организации игр – драматизаций: • метод моделирования ситуаций — предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов; • метод творческой беседы — предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога; • метод ассоциаций — дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы. Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы. Правила драматизации: Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев. Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет. Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать? Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему? Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку. Виды драматизации: • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; • ролевые диалоги на основе текста; • инсценировки произведений; • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. Методы работы: • метод моделирования ситуаций — предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов; • метод творческой беседы — предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога; • метод ассоциаций — дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы. Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы. В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий кукольного театра в детском саду Сценарий театрального фестиваля по сказкам Пушкина для старших дошкольников Музыкально – тематическая сказка для старших дошкольников с элементами ОБЖ для дошкольников Теневой театр в детском саду своими руками
Похожие статьи:
Сценарий театрализованного представления для детей средней группы
Театральный уголок в детском саду и его оформление
Театральный уголок — составляющая общей обстановки группы, созданная с целью сплочения детей и формирования у них новых навыков и компетенций.
Классический уголок театрализации состоит из нескольких компонентов:
- иллюстрации, фотографии, картины и т. д.;
- игрушки;
- ширмы (которые применяются в качестве декораций, а также занавеса);
- дополнительный реквизит (бубенчики, колокольчики, машинки);
- декоративные элементы;
- наряды и маски;
- демонстрационные стенды;
- библиотечный сектор.
Иллюстрации и игрушки важны в уголке
Театральный уголок должен быть оснащен таким образом, чтобы сделать занятия по театрализации эффективными.
К сведению. При оформлении театрального уголка принципиально важно брать во внимание возрастную группу детей, учитывать групповые и личностные особенности детей, их интересы и стремления.
Младшая группа
В яслях и первой группе садика лучше уделить внимание пальчиковому театру. Для него нужны куклы, которые надеваются на каждый пальчик ребенка и хорошо развивают мелкую моторику.
Для изготовления таких кукол можно использовать практически любой материал. Им может оказаться ткань, фетр, бумага, полимерная глина.
Следующим этапом, происходящим на уровне младшей группы, является обучение детей правильной игре с игрушками на поверхности стола, а также развитие навыков пальчикового театра. Задачей этого этапа является тренировка координации движений ребенка и дальнейшее развитие у него мелкой моторики рук.
К сведению. Для того чтобы сделать такой реквизит самостоятельно, потребуются конусы, материалом которых является твердая бумага или картон. Ко всему прочему, целесообразным в этом возрасте выглядит использование бибабо (набор перчаточных кукол).
Детям этой возрастной группы стоит заниматься:
- пальчиковым театром;
- настольным театром;
- театром мягких и вязаных игрушек;
- театром игрушек-конусов.
Средняя группа
Все полученные ранее навыки детям нужно оттачивать, поэтому занятия, начатые в прошлые годы, прерывать не стоит. Вместе с тем требуется вводить новые разновидности театрализации. На этом этапе детского развития целесообразен театр ложек. Для «приготовления» героев постановок здесь используется обыкновенная пластиковая посуда. Одновременно начинает использоваться театральная ширма.
Как обучить ребенка ментальной математике самостоятельно
К сведению. Можно познакомить детей с куклами на гапите. Гапит представляет собой деревянный стержень. Такой реквизит поможет малышам приобщиться к основам кукловодства.
Перед детьми средней группы в ходе занятий централизации ставится уже более сложная задача. Им необходимо привести в согласие собственные движения и сюжет постановки. Театр начинает представлять собой действо, которое имеет четкую сюжетную линию и смысл. Это требует от малыша выхода на новый уровень развития координации и моторики.
Для детей средней группы подходят варианты:
- пальчикового театра;
- настольного театра;
- кукол на гапитах;
- перчаточных кукол.
Старшая группа детсада
Во время обучения в старшей группе в ходе занятий по театрализации рекомендовано приступать к использованию кукол-марионеток. Эти куклы характеризуются необычным способом приведения их в состояние движения. Специальный ниточный держатель (крестовина) отвечает за этот процесс. Именно к нему снизу и привязывается непосредственно «тело» игрушки.
К тому же особое внимание стоит уделить процессу озвучки героев, ведь целью занятий по театрализации на этом этапе является то, чтобы научить детей использовать голосовые интонации для передачи эмоций.
Оптимальными являются варианты:
- пальчикового театра;
- перчаточных кукол;
- марионеток.
В подготовительной группе
На этом этапе ребенок становится уже «настоящим» актером. Он должен осуществить перевоплощение в своего героя путем воспроизведения его манеры двигаться, говорить, вести себя. Ребенок должен научиться имитировать голос, правильно выражать эмоции и переживания героя. Для более точного и реального перевоплощения дети переодеваются в сценические костюмы.
Ростовые куклы хорошо развивают
В этом возрасте возможно использование реквизита широкого спектра, например:
- пальчиковых кукол;
- перевертышей;
- перчаточных кукол;
- марионеток;
- ростовых кукол;
- тростевых кукол.
Вместе с тем стоит учитывать определенную условность представленного выше распределения занятий в кружке театрализации в зависимости от возрастной группы ребенка.
К сведению. Нужно учитывать общий уровень группы, специфику ребенка, наличие интереса к определенному виду театрализованной деятельности.
Совершенно нормальной практикой является участие в костюмированных постановках детей возраста средней и старшей групп. Перчаточные куклы вполне могут успешно применяться при театрализации даже детей 5–6 лет.
Театр на ложках в детском саду своими руками. Пошаговый мастер-класс с фото
Мастер-класс дидактической игры для театрализованной деятельности по сказке «Заюшкина избушка» для детей 4-7 лет
Автор: : Александрина Татьяна Александровна, воспитатель ГБОУ «Школа № 892» ДО № 1, г. Москва Мастер –класс рассчитан на воспитателей и родителей Назначение:для театрализованной деятельности в детском саду и дома Цель:изготовление героев сказки для театрализованной деятельности на основе пластиковых ложек Задачи: • Научить технологии изготовления героев сказки; • Развивать творческие способности и воображение, мелкую моторику рук; • Воспитывать трудолюбие и аккуратность при изготовлении поделки
Описание работы: Игровая деятельность является компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Театр является одним из эффективных видов игровой активности в детском саду. В театрализованной деятельности дети проявляют творческую активность, развивают способности, реализуют свой потенциал. Существуют различные виды театров: стендовый, настольный, напольный и т.д. А в настоящее время всё больше используют и нетрадиционные виды: из тарелок, из капсул от киндер яиц, на втулках, на стаканчиках, на ложках. Театр на ложках относится к настольному виду театра. Как правило, основу настольного театра составляют наши любимые сказки. Дети их очень хорошо знают и любят. Театрализованные представления на основе сказок способствуют формированию самостоятельности, инициативности, умению различать добро и зло, развивают мимику, жесты, речь, навыки культуры общения. Я предлагаю изготовить для театрализованной деятельности одного из героев сказки «Заюшкина избушка» (остальные герои изготавливаются по аналогии). Такие персонажи несомненно вызовут у ребёнка восторг и удивление. Инструменты и материалы:
— альбомный лист — мех — ножницы — ткань двух видов — линейка — простой карандаш — нитки с иголкой — пластмассовая ложка — глазки для рукоделия — клей «Момент» — тесьма — шерстяные нитки
Ход работы: С помощью линейки измеряем ширину и длину выкройки и кусочком мыла делаем разметку
Ножницами вырезаем по контуру
Обмёточным швом подшиваем выкройку сверху и снизу
Сшиваем боковые края выкройки и насбариваем верхнюю часть выкройки
Рисуем на альбомном листе шаблоны будущих выкроек и вырезаем
Переносим шаблоны ушей и хвоста на мех и вырезаем
Пришиваем хвостик сзади на выкройку
Приклеиваем уши на заднюю часть ложки
Переносим шаблоны глаз и носа на ткань и вырезаем
Приклеиваем глаза, нос и декоративные глазки на ложку
Отмеряем и отрезаем от мотка с шерстяными нитками две ниточки для оформления рта, произвольно нарезаем маленькие кусочки для усиков. Приклеиваем всё на ложку
Одеваем рубашку на ложку. Верх рубашки обматываем тесьмой и завязываем бантик
Наша собака готова
По аналогии делаем остальных героев сказки
Позже мой театр на ложках увеличился
Рекомендуем посмотреть:
Куклы топотушки своими руками Заяц из бумаги своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Вязаный кукольный театр крючком. Теремок Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Изготовление персонажей конусного кукольного теа
Похожие статьи:
Кукольный театр своими руками. Мастер-класс
Кукольный театр своими руками
Внеклассное мероприятие для школьников по борьбе с вредными привычками. Суд над наркотиком
Как сделать паспорт театрального уголка
Уголок театрализации, вернее, оформление такового, должен осуществляться согласно федеральным государственным образовательным стандартам (сокращенно ФГОС). Оформление по ФГОС театрального уголка в детском саду требует соблюдения некоторых стандартов.
ФГОС предписывает, что уголок театрализации должен обеспечивать:
- развитие возможностей к запоминанию информации;
- развитие мыслительных процессов ребенка;
- выработку у детей социокультурных понятий;
- усиление речевых возможностей;
- физиологическое развитие;
- приобщение к культуре поведения в обществе;
- познание себя как личности.
В паспорт по ФГОС включено восемь позиций. При этом в стандарте представлено подробное описание каждой из них:
- Надпись полного названия детского учреждения.
- Обозначение группы и название театрализованного уголка.
- Авторы, осуществившие оформление уголка.
- Наименование и описание зон, являющихся частями проекта. Обязательными элементами являются ширма и костюмерная. Зонирование же иных частей происходит по усмотрению компетентных лиц. Всего можно выделить костюмерную, гримерную, мастерскую, зрительный зал, библиотеку (в том числе наличие видео- и аудиоматериалов), ширму, шкафы для хранения реквизита, участок, посвященный результатам и достижениям детишек в сфере театрализации (стенд).
- Наполняемость каждой из имеющихся зон.
- Возрастные показатели воспитанников.
- Список видов деятельности, реализующихся на конкретном возрастном этапе в ходе занятий по театрализации.
- Различные методические разработки, рекомендации, шаблоны и презентации. Под ними понимаются советы относительно частоты соответствующих занятий, их временной продолжительности. Также туда включаются задачи, ставящиеся перед конкретной группой, перечень упражнений, которые обязательны для выполнения в ходе занятий по театрализации для представителей конкретной группы.
Упражнения на развитие логического мышления для дошкольников