Игровая технология ШАШКИ в образовательном пространстве ДОУ

Игра в шашки, наряду с шахматами, по праву признана одной из самых интеллектуальных игр. Она стимулирует:

  • мыслительную деятельность детей;
  • развивает пространственное воображение;
  • тренирует внимание и память;
  • развивает логику;
  • развивает коммуникативные навыки;
  • прививает усидчивость.

Когда можно начинать учиться играть в шашки?

Детсадовский возраст считается самым подходящим для того, чтобы начать поэтапное изучение правил игры в шашки. Умение, которые приобретёт ребёнок в результате игры: просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, принимать важные решения и нести за них ответственность — качества, которые очень пригодятся ему и во взрослой жизни.

В мире существует несколько вариаций игры – турецкие, английские, итальянские шашки. Они отличаются цветовой палитрой, вариантами ходов, количеством полей и соответственно количеством фигур. Остановимся на классических русских шашках.

Игра в шашки: правила

  • Шашечная доска для русского варианта игры состоит из 64 клеток, окрашенных в черно-белые цвета, шашечки также имеют черную и белую окраску. Перед началом поединка все фигуры выставляются в три нижних ряда на темный фон.

  • Все ходы в игре осуществляются только на темном фоне.
  • Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам.
  • Фигурка делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку.
  • Если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить именно ей.
  • Ходы между соперниками чередуются.
  • Если перед шашкой стоит фигура противника, а после нее поле свободно, то ее можно съесть, делая ход и вперед, и назад.
  • Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается, даже если вы подставляете себя по удар
  • За один ход, при удачном расположении фигур противника, можно съесть сразу несколько шашек.
  • Если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку.
  • Дамка может ходить по диагонали вперед на любое количество клеток. Также дамке доступны ходы назад.
  • Съесть дамку, при соответствующем положении, может любая фигура.
  • Выигрывает тот игрок, кто первый съест все шашки противника.

Ход занятия

Организационный этап. Мотивация

Педагог: Здравствуйте, ребята. Вы — кандидаты в сборную школы по шашкам. Сегодня это мероприятие выявит, кто из вас попадёт в основной состав сборной школы, а кто станет запасным спортсменом.

Сегодня у нас 2 команды — «Шашисты» и «Шашечники». И вам предстоит провести интеллектуальный бой для определения лучших из равных.

А оценивать вашу работу будут наши эксперты Андрей и Алексей, имеющие первый юношеский разряд по шашкам.

Целеполагание. Прием «Домысливание»

Педагог: Сегодня у нас занятие, тему которого вы дадите сами с помощью слов – подсказок, находящихся на доске (над, шашек, условия, дамкой, победы).

Подсказка: первое слово – «Условия» (дети отвечают).

Значит, тема нашего занятия: «Условия победы шашек над дамкой»

Вы уже знаете, что дамки сильнее шашек. Хотите ли вы научиться побеждать дамку соперника своими шашками или сводить вничью игру, в которой у вашего противника две дамки, а у вас только шашки? (ХОТИМ!)

Хорошо, тогда назовите цель нашего занятия, используя одно из слов-помощников (на доске): «Повторим», «Изучим», «Узнаем», «Проверим».

Итак, какая цель у нашего занятия? (3-4 человека говорят свою цель)

А наша общая цель – изучить условия, при которых шашки сильнее дамок.

Актуализация знаний

Вопросы интеллектуальной разминки для команд по очереди: 3 сек. – на ответ.

  1. Обязательно ли бить чужие шашки и дамки? (Да).
  2. Может ли быть такое, что никто из игроков не выиграет в партии? (Да).
  3. Как называется самая длинная диагональ «а — h»? («Большая дорога»).
  4. Как называются диагонали «b — 2» и «g — 7» и соединяющие их? («Двойник»).
  5. Как называются диагонали «c – 6» и «f — 3» и соединяющие их? («Тройник»).
  6. Как называются параллельные диагонали «b — 7» и «g — 2»? («Двойничок»).
  7. Как называются параллельные диагонали «c – 3» и «f — 6»? («Тройничок»).
  8. Как называются параллельные диагонали «5 – d» и «e — 4»? («Косяк»).
  9. Какое бывает преимущество? (Материальное и позиционное)
  10. Какое преимущество выгоднее? (Позиционное)

Задание «Верно или не верно?»

Дайте ответ «Верно» или «не верно» следующему утверждению:

  • Дамка всегда победит одну шашку (Нет).
  • Дамка всегда победит 2 шашки (Нет).
  • 4 дамки всегда победят 1 дамку (Да).
  • 3 дамки всегда победят 1 дамку (Нет).
  • 2 дамки всегда победят 1 дамку (Нет).
  • 3 шашки, стоящие перед «большой дорогой», могут свести игру вничью (Да).
  • 4 дамки всегда победят 2 дамки (Нет).
  • Дамка, стоящая на «большой дороге» не проиграет двум дамкам (Да).
  • Дамка, стоящая на «большой дороге» не проиграет трём дамкам (Да).
  • Шашка всегда помогает своей дамке (Нет).

Основной этап (новая тема)

Работа с текстом «Выписка из правил игры в русские шашки» (прием «Инсерт») -5 мин.

Педагог:

Поднимите руку те, кто поставил в тексте значок «–». А теперь те, у кого есть значок «+». И те, у кого есть значок «?».

Хорошо, значит с текстом вы поработали тщательно, что и сейчас проверим.

По 2 вопроса командам по содержанию текста (для оценки экспертами):

  1. Может ли один участник предлагать ничью несколько раз? (да)
  2. Можно ли поправлять шашку при ходе соперника? (нет)
  3. Можно ли переносить шашку или дамку через одно и то же поле несколько раз? (да)
  4. Можно ли добиться ничьей за пять ходов? (да)

Объяснение и демонстрация решения шашечной задачи с позиционным преимуществом у простых шашек против дамок.

Педагог: У белых и чёрных имеется по 5 фигур. У кого материальное преимущество? (у чёрных – 2 дамки и 3 шашки против 5 шашек белых).

Могут ли белые использовать позицию в свою пользу? (Могут, при единственно правильном ходе f 2 на e3, вынуждая дамку чёрных бить шашку белых, и белая шашка g 3 побьёт все фигуры чёрных.)

Как научить ребенка играть в шашки?

  • Первый урок должен начаться с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала самостоятельно попробует правильно расставить фигуры, если не получится – придите на помощь.
  • Не нужно спешить. Играйте только тогда, когда ребёнок этого захочет.
  • Не позволяйте малышу переутомляться. Как бы интересно ваша партия не проходила, но делать перерывы на физкультминутку обязательно.
  • Хвалите, подбадривайте своего ребенка, создавайте для него ситуацию успеха, указывайте на наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения.
  • Не ругайте, если ребенок в чем-то не разобрался или сделал неверный ход, будьте терпеливее.
  • Не поддавайтесь! Если ребенок будет все время выигрывать благодаря тому, что вы все удачно «подстроили», то толка от такой игры не будет.

Вместе с классической игрой в шашки можно научить ребёнка играть в «Чапаева» и «Уголки». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны.

С чего начать обучение шахматам

Обучение шахматным премудростям следует начинать с покупки шахматной доски с фигурами или установки программы-тренажера на компьютер или планшет. Чтобы привлечь внимание малыша, фигурки лучше подбирать необычной формы После этого надо скорее начать практиковаться, так как без практики научиться играть в шахматы невозможно. Для подготовки юного шахматиста можно использовать компьютерную учебную программу с упражнения по шахматам.

Оригинальные шахматы

В учебниках ходы указывают в буквенно-цифровой форме, например, Лд6f-2f. Расшифровывается она следующим образом: первые буквы означают название фигуры — ладья, остальные начальное положение и конечное, но часто указывают только конечное (так быстрее записывать). Для того чтобы правильно читать такие записи и делать соответствующие ходы, нужно чтобы на доске были обозначены буквы и цифры.

Логопедическое представление на ребенка дошкольника на ПМПК

Если их нет, то их надо написать рядом с клеточками: по вертикали — числа, по горизонтали — латинские буквы. Однако для дошкольников не подойдут самоучители из серии «Шахматы для начинающих».

Важно! Обучение маленьких детей нужно начинать с красиво иллюстрированных шахматных азбук или рассказывать и показывать на примере шахматной доски с фигурами.

Выбор самоучителя для детей и начинающих

При выборе учебника по шахматам нужно учитывать возраст малыша. Для детишек дошкольного возраста лучше брать полностью иллюстрированный учебник, в котором просто и наглядно показывают, как должна двигаться та или иная фигура и каковы правила игры. Для детей в возрасте от 4 до 9 лет подойдет учебник, написанный Анатолием Карповым. Это небольшая книжица, созданная в форме комикса, познакомит малыша с шахматами.

Самоучитель для детей и начинающих, написанный известным гроссмейстером познакомит не только с правилами игры, но и поможет правильно оценивать ситуацию. После изучения этой книги, ребенок уже сможет самостоятельно ставить и передвигать фигуры правильно, и даже выполнять несложные маневры на доске.

Однако самоучитель для дошкольников может только обучить правилам. Чтобы научить ребенка играть и выигрывать, нужна практика. Чем больше он играет, тем лучше понимает особенности игры, учится думать, просчитывать шаги (как свои, так и соперника). К сожалению, взрослым нужно работать, и они не могут все время проводить с детьми. Набираться опыта малыш может в шахматном кружке, таких же детишек, как и он, под строгим надзором педагога.

Записываемся в шахматный кружок

Записать ребенка в специализированную секцию можно онлайн или непосредственно при посещении учебного заведения. В государственных учреждениях прием в кружок бесплатный. Набор проводят с сентября по май, однако записаться онлайн можно в любое время.

Важно! Помимо государственных существуют еще и частные секции. Частные секции платные, но в них могут предлагаться услуги, которых нет в обычных кружках. Например, индивидуальные занятия с ребенком, с разработкой обучающей программы специально под нее.

Особенности программы кружка для малышей

Шахматные секции в основном предназначены для детей школьного возраста, поэтому он располагается либо в школе, либо во дворце культуры и спорта. Однако записать дошкольника в нее не составит проблем, но только при условии, что малышу не менее 4 лет. Для малышей дошкольников, у которых знания по игре в шахматы нулевые обычно организовывают отдельное место, устанавливают специальные, высотой 50-60 см шахматы для малышей. Обучение, программы для развития интереса у маленьких детей до 7 лет отличаются от программ, предназначенных для школьников.

Познавательное развитие младших и старших дошкольников

Педагог не столько учит, сколько знакомит деток с миром шахмат. Он рассказывает им интересные истории о шахматах, разъясняет правила. При этом дети могут выполнять простые манипуляции с фигурами. В первые год-два обучения детей знакомят с историей шахмат и особенностями тех или иных фигур. Сложные приемы: вилка, рокировка, шах и мат рассказывают позже, когда дети усвоят основы.

Детские шахматы

Правила игры в «Уголки»

  • Игрок должен выставить домик из шашек.
  • Один выставляет вверху доски справа, а второй участник внизу слева.
  • Домик выстраивается в виде прямоугольника, в длину ставятся 4 шашки, в высоту 3 штуки.
  • При помощи горизонтальных и вертикальных перемещений шашек, соперник должен выстраивать себе ходы, чтобы быстрее переместить все компоненты на место противника. Разрешается прыгать через одну, две или три шашки.
  • В любой момент ходы можно самостоятельно остановить.
  • Партия будет считаться оконченной, если один из участников первый перевел все шашки в противоположное место противника.

Объясните ребёнку стратегию игры в уголки:

  1. Нужно стремиться за один ход сделать несколько скачков — так шашка быстрее перестроится в противоположный угол и создавать условия для «многопрыжковых» ходов, выставляя одну или больше шашек так, чтобы через них можно было «прыгать».
  2. Как можно скорее нужно выводить шашки из своего уголка, выстраивая поближе к центру. Так создаётся барьер, блокирующий ходы противника. Чем дальше от своего дома сможете поставить эту преграду, тем лучше.
  3. Стараться выстраивать шашки так, чтобы противник был вынужден обходить ваш барьер, чтобы выиграть время.

Правила игры в «Чапаева»

  • Каждая сторона должна расставить шашки в горизонтальные ряды, в каждый ряд по 8 штук.
  • Соперник должен щелчком пальца по фишкам выбить все у противника.
  • Окончание партии будет считаться, когда у соперника выбиты все фигурки.
  • Соперник начинает ход, после того, как один участник теряет свою фигуру, или не может выбить чужую.
  • Игрок, который смог первым выбить все фишки у противника, во втором раунде передвигается на один ряд выше.

Кроме развивающего значения, игра в шашки воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то игра в шашки формирует у них такое качество, как усидчивость.

Надеюсь статья была полезна для вас и вы легко сможете научить своего ребёнка играть в шашки. Советую не забывать также об игре в шахматы. Желаю удачи!

Конспект занятия «Чудо шашки» для детей среднего возраста.

Автор: Константинова Дарья Сергеевна

воспитатель МДОУ «Колобок»

Конспект занятия «Чудо шашки» для детей среднего возраста.

Непосредственная образовательная деятельность
«Чудо шашки»
Цель:

Научить детей играть в шашки.

Задачи:

Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры, умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу (столько же, по 32, 12, одинаковое количество, поровну, понятия чётные и нечётные числа.

Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.

Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.

Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.

Материал:

Шашки.

Ход деятельности:

— Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем городе будет проходить шашечный турнир среди детей, которые ходят в детские сады. А вы хотели бы принять участие?

Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.

I.

— Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования)

— Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист)

— А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)

— Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)

Дети выставляют алгоритм.

— Кто может играть в шашки? (Любой человек)

— Кто может быть партнёром для игры? (Любой человек)

— Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)

II.

— Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски.

Дети садятся за столы.

— Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь изучая её.

— Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету)

— Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)

— «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска … »

Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)

— Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)

— Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.

А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле)

— Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?

Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.

— А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.

Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии)

— Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий)

— А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева. (выполнение с детьми)

— Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии)

— Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести по одной горизонтальной линии синим карандашом, а вертикальную линию — красным карандашом, и сравнить их по длине.

— Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные)

— Я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды.

(Дети берут цифры, и делятся на чётные и нечётные)

— Злой волшебник рассыпал шашечные доски на горизонтали. Нужно их собрать, давайте попробуем! (Дети выполняют задание за круглым столом)

— Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! Но на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии. Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разные по длине)

— Мы с вами выяснили, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные? Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8.

— А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой? (Клеточки – поля)

— Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру.

Игра «Найди поле»

Воспитатель раздаёт детям по 2 фишки с адресом полей, а дети должны найти и поставить свою фишку в нужное поле.

— Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои.

Физминутка.

— А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с волшебными ладошками. Будьте очень внимательными!

Воспитатель показывает поочерёдно ладошки из картона разного цвета,

фиолетовая – дети замирают,

жёлтая – шепчутся,

красная – кричат.

III.

— Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить? (о шашках)

Дети садятся за круглый стол.

— На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных)

— По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек)

— Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)

«Белый отряд, чёрный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном,

Точно такой же в отряде другом»

— Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки)

— А как определить, кому какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)

IV.

— Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.

Правила игры

  • Тронул – ходи.
  • При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»
  • Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
  • Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
  • Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
  • Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
  • Взятие шашки соперника является обязательным

Джентельменские правила.

  • Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
  • Не смеяться над проигрышем другого.
  • Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.

Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.

— Ребята, а когда партия считается законченной?

  • если у соперника не осталось ни одной фишки;
  • если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
  • если соперник сам себя признаёт побеждённым;
  • в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)

В. : Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.

V.

— Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.

— А как быть в том случае, если у вас нет шашечной доски и шашек? (шашечную доску можно нарисовать, а вместо фишек взять пуговицы, маленькие крышечки и др.)

— Верно, но чтобы быстрее решить эту проблему, я каждому из вас дарю шашечную доску, а фишки вы подберёте сами.

— А теперь будем определять чемпиона, самого сильного шашиста в группе. Вперёд, к победе!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]