Игра в шашки, наряду с шахматами, по праву признана одной из самых интеллектуальных игр. Она стимулирует:
- мыслительную деятельность детей;
- развивает пространственное воображение;
- тренирует внимание и память;
- развивает логику;
- развивает коммуникативные навыки;
- прививает усидчивость.
Когда можно начинать учиться играть в шашки?
Детсадовский возраст считается самым подходящим для того, чтобы начать поэтапное изучение правил игры в шашки. Умение, которые приобретёт ребёнок в результате игры: просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, принимать важные решения и нести за них ответственность — качества, которые очень пригодятся ему и во взрослой жизни.
В мире существует несколько вариаций игры – турецкие, английские, итальянские шашки. Они отличаются цветовой палитрой, вариантами ходов, количеством полей и соответственно количеством фигур. Остановимся на классических русских шашках.
Игра в шашки: правила
- Шашечная доска для русского варианта игры состоит из 64 клеток, окрашенных в черно-белые цвета, шашечки также имеют черную и белую окраску. Перед началом поединка все фигуры выставляются в три нижних ряда на темный фон.
- Все ходы в игре осуществляются только на темном фоне.
- Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам.
- Фигурка делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку.
- Если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить именно ей.
- Ходы между соперниками чередуются.
- Если перед шашкой стоит фигура противника, а после нее поле свободно, то ее можно съесть, делая ход и вперед, и назад.
- Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается, даже если вы подставляете себя по удар
- За один ход, при удачном расположении фигур противника, можно съесть сразу несколько шашек.
- Если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку.
- Дамка может ходить по диагонали вперед на любое количество клеток. Также дамке доступны ходы назад.
- Съесть дамку, при соответствующем положении, может любая фигура.
- Выигрывает тот игрок, кто первый съест все шашки противника.
Ход занятия
Организационный этап. Мотивация
Педагог: Здравствуйте, ребята. Вы — кандидаты в сборную школы по шашкам. Сегодня это мероприятие выявит, кто из вас попадёт в основной состав сборной школы, а кто станет запасным спортсменом.
Сегодня у нас 2 команды — «Шашисты» и «Шашечники». И вам предстоит провести интеллектуальный бой для определения лучших из равных.
А оценивать вашу работу будут наши эксперты Андрей и Алексей, имеющие первый юношеский разряд по шашкам.
Целеполагание. Прием «Домысливание»
Педагог: Сегодня у нас занятие, тему которого вы дадите сами с помощью слов – подсказок, находящихся на доске (над, шашек, условия, дамкой, победы).
Подсказка: первое слово – «Условия» (дети отвечают).
Значит, тема нашего занятия: «Условия победы шашек над дамкой»
Вы уже знаете, что дамки сильнее шашек. Хотите ли вы научиться побеждать дамку соперника своими шашками или сводить вничью игру, в которой у вашего противника две дамки, а у вас только шашки? (ХОТИМ!)
Хорошо, тогда назовите цель нашего занятия, используя одно из слов-помощников (на доске): «Повторим», «Изучим», «Узнаем», «Проверим».
Итак, какая цель у нашего занятия? (3-4 человека говорят свою цель)
А наша общая цель – изучить условия, при которых шашки сильнее дамок.
Актуализация знаний
Вопросы интеллектуальной разминки для команд по очереди: 3 сек. – на ответ.
- Обязательно ли бить чужие шашки и дамки? (Да).
- Может ли быть такое, что никто из игроков не выиграет в партии? (Да).
- Как называется самая длинная диагональ «а — h»? («Большая дорога»).
- Как называются диагонали «b — 2» и «g — 7» и соединяющие их? («Двойник»).
- Как называются диагонали «c – 6» и «f — 3» и соединяющие их? («Тройник»).
- Как называются параллельные диагонали «b — 7» и «g — 2»? («Двойничок»).
- Как называются параллельные диагонали «c – 3» и «f — 6»? («Тройничок»).
- Как называются параллельные диагонали «5 – d» и «e — 4»? («Косяк»).
- Какое бывает преимущество? (Материальное и позиционное)
- Какое преимущество выгоднее? (Позиционное)
Задание «Верно или не верно?»
Дайте ответ «Верно» или «не верно» следующему утверждению:
- Дамка всегда победит одну шашку (Нет).
- Дамка всегда победит 2 шашки (Нет).
- 4 дамки всегда победят 1 дамку (Да).
- 3 дамки всегда победят 1 дамку (Нет).
- 2 дамки всегда победят 1 дамку (Нет).
- 3 шашки, стоящие перед «большой дорогой», могут свести игру вничью (Да).
- 4 дамки всегда победят 2 дамки (Нет).
- Дамка, стоящая на «большой дороге» не проиграет двум дамкам (Да).
- Дамка, стоящая на «большой дороге» не проиграет трём дамкам (Да).
- Шашка всегда помогает своей дамке (Нет).
Основной этап (новая тема)
Работа с текстом «Выписка из правил игры в русские шашки» (прием «Инсерт») -5 мин.
Педагог:
Поднимите руку те, кто поставил в тексте значок «–». А теперь те, у кого есть значок «+». И те, у кого есть значок «?».
Хорошо, значит с текстом вы поработали тщательно, что и сейчас проверим.
По 2 вопроса командам по содержанию текста (для оценки экспертами):
- Может ли один участник предлагать ничью несколько раз? (да)
- Можно ли поправлять шашку при ходе соперника? (нет)
- Можно ли переносить шашку или дамку через одно и то же поле несколько раз? (да)
- Можно ли добиться ничьей за пять ходов? (да)
Объяснение и демонстрация решения шашечной задачи с позиционным преимуществом у простых шашек против дамок.
Педагог: У белых и чёрных имеется по 5 фигур. У кого материальное преимущество? (у чёрных – 2 дамки и 3 шашки против 5 шашек белых).
Могут ли белые использовать позицию в свою пользу? (Могут, при единственно правильном ходе f 2 на e3, вынуждая дамку чёрных бить шашку белых, и белая шашка g 3 побьёт все фигуры чёрных.)
Как научить ребенка играть в шашки?
- Первый урок должен начаться с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала самостоятельно попробует правильно расставить фигуры, если не получится – придите на помощь.
- Не нужно спешить. Играйте только тогда, когда ребёнок этого захочет.
- Не позволяйте малышу переутомляться. Как бы интересно ваша партия не проходила, но делать перерывы на физкультминутку обязательно.
- Хвалите, подбадривайте своего ребенка, создавайте для него ситуацию успеха, указывайте на наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения.
- Не ругайте, если ребенок в чем-то не разобрался или сделал неверный ход, будьте терпеливее.
- Не поддавайтесь! Если ребенок будет все время выигрывать благодаря тому, что вы все удачно «подстроили», то толка от такой игры не будет.
Вместе с классической игрой в шашки можно научить ребёнка играть в «Чапаева» и «Уголки». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны.
С чего начать обучение шахматам
Обучение шахматным премудростям следует начинать с покупки шахматной доски с фигурами или установки программы-тренажера на компьютер или планшет. Чтобы привлечь внимание малыша, фигурки лучше подбирать необычной формы После этого надо скорее начать практиковаться, так как без практики научиться играть в шахматы невозможно. Для подготовки юного шахматиста можно использовать компьютерную учебную программу с упражнения по шахматам.
Оригинальные шахматы
В учебниках ходы указывают в буквенно-цифровой форме, например, Лд6f-2f. Расшифровывается она следующим образом: первые буквы означают название фигуры — ладья, остальные начальное положение и конечное, но часто указывают только конечное (так быстрее записывать). Для того чтобы правильно читать такие записи и делать соответствующие ходы, нужно чтобы на доске были обозначены буквы и цифры.
Логопедическое представление на ребенка дошкольника на ПМПК
Если их нет, то их надо написать рядом с клеточками: по вертикали — числа, по горизонтали — латинские буквы. Однако для дошкольников не подойдут самоучители из серии «Шахматы для начинающих».
Важно! Обучение маленьких детей нужно начинать с красиво иллюстрированных шахматных азбук или рассказывать и показывать на примере шахматной доски с фигурами.
Выбор самоучителя для детей и начинающих
При выборе учебника по шахматам нужно учитывать возраст малыша. Для детишек дошкольного возраста лучше брать полностью иллюстрированный учебник, в котором просто и наглядно показывают, как должна двигаться та или иная фигура и каковы правила игры. Для детей в возрасте от 4 до 9 лет подойдет учебник, написанный Анатолием Карповым. Это небольшая книжица, созданная в форме комикса, познакомит малыша с шахматами.
Самоучитель для детей и начинающих, написанный известным гроссмейстером познакомит не только с правилами игры, но и поможет правильно оценивать ситуацию. После изучения этой книги, ребенок уже сможет самостоятельно ставить и передвигать фигуры правильно, и даже выполнять несложные маневры на доске.
Однако самоучитель для дошкольников может только обучить правилам. Чтобы научить ребенка играть и выигрывать, нужна практика. Чем больше он играет, тем лучше понимает особенности игры, учится думать, просчитывать шаги (как свои, так и соперника). К сожалению, взрослым нужно работать, и они не могут все время проводить с детьми. Набираться опыта малыш может в шахматном кружке, таких же детишек, как и он, под строгим надзором педагога.
Записываемся в шахматный кружок
Записать ребенка в специализированную секцию можно онлайн или непосредственно при посещении учебного заведения. В государственных учреждениях прием в кружок бесплатный. Набор проводят с сентября по май, однако записаться онлайн можно в любое время.
Важно! Помимо государственных существуют еще и частные секции. Частные секции платные, но в них могут предлагаться услуги, которых нет в обычных кружках. Например, индивидуальные занятия с ребенком, с разработкой обучающей программы специально под нее.
Особенности программы кружка для малышей
Шахматные секции в основном предназначены для детей школьного возраста, поэтому он располагается либо в школе, либо во дворце культуры и спорта. Однако записать дошкольника в нее не составит проблем, но только при условии, что малышу не менее 4 лет. Для малышей дошкольников, у которых знания по игре в шахматы нулевые обычно организовывают отдельное место, устанавливают специальные, высотой 50-60 см шахматы для малышей. Обучение, программы для развития интереса у маленьких детей до 7 лет отличаются от программ, предназначенных для школьников.
Познавательное развитие младших и старших дошкольников
Педагог не столько учит, сколько знакомит деток с миром шахмат. Он рассказывает им интересные истории о шахматах, разъясняет правила. При этом дети могут выполнять простые манипуляции с фигурами. В первые год-два обучения детей знакомят с историей шахмат и особенностями тех или иных фигур. Сложные приемы: вилка, рокировка, шах и мат рассказывают позже, когда дети усвоят основы.
Детские шахматы
Правила игры в «Уголки»
- Игрок должен выставить домик из шашек.
- Один выставляет вверху доски справа, а второй участник внизу слева.
- Домик выстраивается в виде прямоугольника, в длину ставятся 4 шашки, в высоту 3 штуки.
- При помощи горизонтальных и вертикальных перемещений шашек, соперник должен выстраивать себе ходы, чтобы быстрее переместить все компоненты на место противника. Разрешается прыгать через одну, две или три шашки.
- В любой момент ходы можно самостоятельно остановить.
- Партия будет считаться оконченной, если один из участников первый перевел все шашки в противоположное место противника.
Объясните ребёнку стратегию игры в уголки:
- Нужно стремиться за один ход сделать несколько скачков — так шашка быстрее перестроится в противоположный угол и создавать условия для «многопрыжковых» ходов, выставляя одну или больше шашек так, чтобы через них можно было «прыгать».
- Как можно скорее нужно выводить шашки из своего уголка, выстраивая поближе к центру. Так создаётся барьер, блокирующий ходы противника. Чем дальше от своего дома сможете поставить эту преграду, тем лучше.
- Стараться выстраивать шашки так, чтобы противник был вынужден обходить ваш барьер, чтобы выиграть время.
Правила игры в «Чапаева»
- Каждая сторона должна расставить шашки в горизонтальные ряды, в каждый ряд по 8 штук.
- Соперник должен щелчком пальца по фишкам выбить все у противника.
- Окончание партии будет считаться, когда у соперника выбиты все фигурки.
- Соперник начинает ход, после того, как один участник теряет свою фигуру, или не может выбить чужую.
- Игрок, который смог первым выбить все фишки у противника, во втором раунде передвигается на один ряд выше.
Кроме развивающего значения, игра в шашки воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то игра в шашки формирует у них такое качество, как усидчивость.
Надеюсь статья была полезна для вас и вы легко сможете научить своего ребёнка играть в шашки. Советую не забывать также об игре в шахматы. Желаю удачи!
Конспект занятия «Чудо шашки» для детей среднего возраста.
Автор: Константинова Дарья Сергеевна
воспитатель МДОУ «Колобок»
Конспект занятия «Чудо шашки» для детей среднего возраста.
Непосредственная образовательная деятельность
«Чудо шашки»
Цель:
Научить детей играть в шашки.
Задачи:
Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры, умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу (столько же, по 32, 12, одинаковое количество, поровну, понятия чётные и нечётные числа.
Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.
Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.
Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.
Материал:
Шашки.
Ход деятельности:
— Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем городе будет проходить шашечный турнир среди детей, которые ходят в детские сады. А вы хотели бы принять участие?
Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.
I.
— Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования)
— Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист)
— А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)
— Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)
Дети выставляют алгоритм.
— Кто может играть в шашки? (Любой человек)
— Кто может быть партнёром для игры? (Любой человек)
— Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)
II.
— Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски.
Дети садятся за столы.
— Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь изучая её.
— Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету)
— Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)
— «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска … »
Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)
— Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)
— Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.
А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле)
— Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?
Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.
— А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.
Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии)
— Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий)
— А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева. (выполнение с детьми)
— Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии)
— Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести по одной горизонтальной линии синим карандашом, а вертикальную линию — красным карандашом, и сравнить их по длине.
— Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные)
— Я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды.
(Дети берут цифры, и делятся на чётные и нечётные)
— Злой волшебник рассыпал шашечные доски на горизонтали. Нужно их собрать, давайте попробуем! (Дети выполняют задание за круглым столом)
— Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! Но на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии. Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разные по длине)
— Мы с вами выяснили, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные? Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8.
— А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой? (Клеточки – поля)
— Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру.
Игра «Найди поле»
Воспитатель раздаёт детям по 2 фишки с адресом полей, а дети должны найти и поставить свою фишку в нужное поле.
— Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои.
Физминутка.
— А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с волшебными ладошками. Будьте очень внимательными!
Воспитатель показывает поочерёдно ладошки из картона разного цвета,
фиолетовая – дети замирают,
жёлтая – шепчутся,
красная – кричат.
III.
— Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить? (о шашках)
Дети садятся за круглый стол.
— На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных)
— По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек)
— Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)
«Белый отряд, чёрный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же в отряде другом»
— Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки)
— А как определить, кому какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)
IV.
— Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.
Правила игры
- Тронул – ходи.
- При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»
- Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
- Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
- Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
- Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
- Взятие шашки соперника является обязательным
Джентельменские правила.
- Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
- Не смеяться над проигрышем другого.
- Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.
Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.
— Ребята, а когда партия считается законченной?
- если у соперника не осталось ни одной фишки;
- если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
- если соперник сам себя признаёт побеждённым;
- в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)
В. : Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.
V.
— Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.
— А как быть в том случае, если у вас нет шашечной доски и шашек? (шашечную доску можно нарисовать, а вместо фишек взять пуговицы, маленькие крышечки и др.)
— Верно, но чтобы быстрее решить эту проблему, я каждому из вас дарю шашечную доску, а фишки вы подберёте сами.
— А теперь будем определять чемпиона, самого сильного шашиста в группе. Вперёд, к победе!